Научная статья на тему 'Проблемные вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза'

Проблемные вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SCIENTIFIC ACTIVITY / TEACHING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старшинов Валерий Николаевич

В статье проведен анализ распределения времени профессорско-преподавательского состава в процессе педагогической деятельности. Проанализированы проблемные вопросы планирования, представлены возможные пути решения проблемных вопросов организации учебной и научно-исследовательской работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старшинов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of organization of research activity of higher education institution students

The analysis of the allocation of time for teaching staff in the process of pedagogical activity has been conducted in the article. Issues of planning have been analyzed. Possible solutions of the problematic issues of organization of educational and scientific-research work of students have been presented.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза»

УДК 378

Отаршинов валерий николаевич

Череповецкий государственный университет yasvn78@yandex.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИООЛЕДОВАТЕЛЬОКОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье проведен анализ распределения времени профессорско-преподавательского состава в процессе педагогической деятельности. Проанализированы проблемные вопросы планирования, представлены возможные пути решения проблемных вопросов организации учебной и научно-исследовательской работы студентов. Ключевые слова: нагрузка преподавателя, научная деятельность студентов.

В настоящее время изучение проблем высшей школы принимает более глубокий и системный характер. Ведутся поиски наиболее рациональных форм и методов обучения, расширяется внедрение в учебный процесс активных технологий овладения знаниями.

Для рационального распределения времени преподавателя и обеспечения оптимального выполнения большого и сложного комплекса работ в общей системе организации деятельности существенную роль играет четкое планирование, разработка соответствующей документации и распределение времени на учебный год по видам деятельности.

Основным документом, в котором планируется и учитывается работа преподавателя, является его индивидуальный план. При разработке индивидуального плана возникают различные трудности. Во-первых, необходимо определить вид деятельности преподавателя, подлежащий учету. Во-вторых, нужны объективные нормы расхода времени на различные виды деятельности. Основная трудность в данном случае состоит в установлении расчетных норм времени на не регламентируемые и трудно контролируемые виды деятельности.

В результате проведенного нами анализа статистического материала, полученного на примере военного вуза, данные по средней годовой загруженности преподавателей по разным видам деятельности представлены на рисунке 1.

Общая годовая нагрузка у всех категорий профессорско-преподавательского состава военного вуза практически одинакова. Она составляет около

8 часов в день, считая, что учебный год включает 46 недель. При этом следует иметь в виду, что индивидуальный план не включает некоторые виды деятельности, которые дополнительно требуют значительного времени. Как показано на рисунке 1, 45% времени занимает учебная деятельность, 16% - методическая деятельность, 33% - личная подготовка, 6% - научно-исследовательская деятельность.

На рисунке 2 представлено распределение времени для работников университета, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, в пределах которого преподавателями выполняется учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, и воспитательная работа, планируемая в часах.

На основе проведенного анализа видно, что наибольшее время в нагрузке уделяется учебной и методической работе.

Рассматривая распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава вузов, видно, что на научно-исследовательскую деятельность уделяется 6-15% всего бюджета времени. В свою очередь эти же 6-15% подразделяются на индивидуальную и кафедральную научную деятельность (написание учебных пособий, подготовка монографий, статей, рецензии и участие в НИР кафедры, вуза или заказных и др. виды деятельности). В итоге на научную работу со студентами у преподавателя остается еще меньше времени. В связи с этим перед вузами становится актуальный вопрос по подготовке студентов к научно-исследовательской

Научно-исследовательская

Методическая

Рис. 1. Диаграмма распределения загруженности профессорско-преподавательского состава по видам деятельности в военном вузе

Методическая

Рис. 2. Диаграмма распределения загруженности профессорско-преподавательского состава по видам деятельности в гражданском вузе

© Старшинов В.Н., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

209

и проектной деятельности и формированию профессиональных компетенций.

Организация научно-исследовательской работы студентов во многом зависит от преподавателя в его компетенции, желании и возможности работать.

В процессе реализации программ подготовки специалистов, в соответствии с требованиями ФГОС 3 поколения, выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в проектной и научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с разработанными положениями в вузах об организации НИРС, научно-исследовательская работа подразделяется: на НИРС в учебное время, и НИРС во внеучебное время.

В процессе изучение проблем научно-исследовательской и проектной деятельности студентов вуза было изучено более 200 отзывов от выпускников за период с 2008-2013 года, произведен устный и письменный опрос преподавателей вузов - 80 человек, студентов - 350 человек.

В процессе изучения отзывов было уделено внимание следующим видам деятельности, которыми должен обладать выпускник: организационно-управленческая; проектно-конструкторская; научно-исследовательская; производственно-технологическая; эксплуатационная.

Изученный материал по данным поступивших отзывов показывает, что общими недостатками в служебной деятельности выпускников являются: недостаточные навыки самостоятельной работы (27,28%), слабое знание руководящих документов (50%), недостаточные практические навыки при работе на штатной технике (аппаратуре) и обслуживанию (36,36%), недостаточный уровень методических навыков (36,36%).

Важнейшим элементом формирования соответствующих компетенций будущего специалиста является активное участие в научно-исследовательской деятельности. Именно в рамках самостоятельной (под руководством преподавателя) научно-исследовательской работы возникает положительная мотивация сту-

дента на достижение реальных результатов, создается основа для формирования системы знании, умении и навыков.

Особую актуальность решению проблемы индивидуализации процесса подготовки выпускников с высшим образованием придает обостряющаяся конкуренция на рынке труда, те особенности современной профессиональной деятельности, которые диктуют необходимость постоянного самообучения, повышения квалификации, совершенствования полученных в вузе компетенций.

На рисунке 3 представлены основные формы участия студентов в научно- исследовательской деятельности.

Повышение процента участия студентов происходит на старших курсах, данный факт связан с тем, что студенты вынуждены заниматься исследованиями, после определения темы выпускной квалификационной работы.

Основная проблема вовлечения студентов на младших курсах связана с рядом проблемных вопросов: слабый школьный уровень подготовки, низкая мотивация студентов и преподавателей, загруженность, отсутствие навыков самостоятельного анализа материала, отсутствие баз данных о проводимых ранее исследованиях.

Проблема активизации научно-исследовательской работы студентов, прежде всего, связана с правильностью выбора формы исследовательской деятельности, а задача преподавателя - грамотно сопоставлять возможности и интересы студентов с требованиями учебного плана. Решение задачи возможно лишь в том случае, если студенты проявят заинтересованность и активность, и, соответственно, будет реализация проведенного исследования. Мотивация студентов, прежде всего, закладывается преподавателем в ходе лекций, групповых и практических занятий, включающая в себя развитие, расширение и обновление знаний. Теоретические знания студенты получают из научной литературы. Профессиональные знания и на-

45-1 403530 25201510 50

%

35

12 —д

42

30

15

Написание Участие в Участие в Участие в Участие в Написание виды НР рефератов кружке НИР конференции олимпиаде статьи

□ Вид НД

Рис. 3. Основные виды участия студентов в НИД

5

выки студентов формируются путем подготовки к занятиям, участия в научно-исследовательской и проектной деятельности. Основную роль играет самостоятельность студентов в процессе подборки и анализе информации. В процессе проведенного исследования установлено, что 70% студентов имеют низкий уровень компетентности в научно-исследовательской деятельности, а 30 % - средний уровень. Высокий уровень характеризуется интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности и пониманием ее значимости. Средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности. Низкий уровень характеризуется слабым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить исследование.

В процессе подготовки квалифицированного специалиста необходимо уделить внимание задачам, целям и понятиям научной деятельности, которые стоят перед вузом, в каких направлениях производятся исследование. По итогам проделанной работы студенты будут наделены необходимым объемом знаний и компетенций, которые в дальнейшем помогут им для развития самостоятельных навыков для научного поиска.

На основе анализа вытекающих проблемных вопросов можно сделать вывод, что необходимо более качественно подходить к планированию и организации научно-исследовательской работы студентов. Задача любого вуза заключается в повышении уровня подготовки качества специалиста.

В процессе реализации программ подготовки ФГОС ВПО 3 поколения возникает необходимость пересмотра процесса формирования и привития научно-исследовательских и проектных компетенций выпускникам.

Один из возможных вариантов решения проблемы может быть реализован через вовлечение студентов в НИД по средствам интеграции учебной и научно-исследовательской работы.

Проведенный анализ исследований по проблеме интеграции позволяет сделать заключение о том, что в выполненных работах рассматриваются проблемы межпредметных связей в основном внутри одной или между двумя учебными предметами. Чаще всего за основу реализации межпредметных связей берутся единичные элементы системы научных знаний: факты, явления, процессы, понятия и законы. Практически нет работ, в которых исследовалась бы методика реализации межпредметных связей предметов естественного цикла на основе обобщающего элемента естественнонаучных знаний.

Однако для выявления и успешного функционирования внутрипредметных, межпредметных интеграционных связей необходимо не только

определять последовательность передачи учебной информации, а также формулировать цели обучения по этапам в виде умений, знаний и навыков. Необходимо сделать научно-обоснованный отбор содержания учебного материала с учетом специализации; продумывать систему методов, способов и средств, соответствующих каждому этапу обучения, и учитывать такие факторы, как уровень развития познавательного интереса, условия обучения и множество других факторов, влияющих на качество подготовки. Это означает, что применение внутрипредметных, межпредметных связей в реальном учебном процессе зависит от многих факторов, без учета которых нельзя строить процесс обучения на интеграционной основе.

Таким образом, проблема исследования состоит в решении задач интеграции учебной и научно-исследовательской работы в области внутрипред-метных, межпредметных, и межцикловых связей учебных дисциплин при подготовке квалифицированного специалиста. При этом необходимо учитывать множество факторов, влияющих на качество подготовки специалиста, а также провести оценку эффективности всех действий, направленных на развитие профессиональных компетенций при подготовке студентов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии противоречия между приобретенными студентами за период обучения в вузе и зафиксированными в реальности знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность.

Данное противоречие обостряется стремительным развитием наукоемких технологий, которые предъявляют возросшие требования к специалистам и к содержанию их подготовки. В этих условиях студенту приходится одновременно быть воспитанным и компетентным управленцем, технологом, программистом, инженером-исследователем, наладчиком специальной аппаратуры, конструктором. Подготовить такого специалиста непросто.

Во-первых, он должен обладать разным сочетанием знаний, умений и навыков, а также набором компетенций, позволяющих ему реализовать результаты своего труда.

Во-вторых, необходимо выявить состояние проблемы интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специалистов.

В-третьих, необходимо определить методологические подходы в интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов.

В-четвертых, разработать и обосновать модель формирования готовности к научно-исследовательской работе студентов и разработать рекомендации по повышению эффективности интеграции

учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специалистов.

В виду сложности и многоплановости вытекающих задач, принципиальным является положение о том, что созрела необходимость создания конкретных проектов подготовки студентов на основе проведенных исследований, а также объединения усилий специалистов как гуманитарного, так и технического профилей в совместном поиске резервов повышения качества подготовки выпускников.

Библиографический список

1. Клейман И.С., Ладейщикова Л.Н., Кя-шин Ю.И., Тиунов В.В. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально-направленной целевой фундаментальной подготовки // Развитие творческой активности сту-

дентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. - М.: МГУ, 1990. - С. 98-107.

2. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений ВПО РФ. Министерство образования и науки РФ Москва 2012г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/новости/2775/ файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результаты.pdf (дата обращения 20.10.2014)

3. Подготовка научных кадров и формирование научно- исследовательских компетенций / под ред. д.и.н. М.В. Новикова. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. -211 с.

4. Тюлю Г.М., Неробова В.А. Исследование систем управления: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2013. - 252 с.

УДК 78.01

заболотная людмила ивановна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

lyu99778735@mail.ru

педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста

Обоснованы педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста, выявлена специфика понимания музыкального произведения на основе герменевтического похода. Представлена музыкально-педагогическая проекция феномена «интерпретация» применительно к процессу обучения в музыкально-исполнительском классе. Проанализирована система общепедагогических и специальных принципов, обеспечивающих целостность понимания музыкального текста исполнителем.

Ключевые слова: герменевтический подход, музыкальный текст, интерпретация, общепедагогические и специальные принципы.

Обращение к проблеме интерпретации музыкального текста всегда было актуально для музыкальной педагогики и теории исполнительства. Попытки найти методы, помогающие расшифровать смысл, заключенный в музыкальных звуках и реализовать интерпрета-торские мысли и идеи в музыкально-исполнительской деятельности требуют для нового прочтения музыкального текста не только традиционных музыкально-педагогических и исполнительских ориентиров. Сегодня актуально рассмотрение возможностей герменевтики, науки, задача которой - понимание, интерпретация текстов, знаковых систем, символов. Герменевтический подход включает такой набор методов, процедур и правил, которые способствуют логико-познавательному и иррациональному истолкованию (постижению) и пониманию смысла музыкального текста.

Поэтому поиск педагогических путей для достижения точного прочтения авторского текста и понимания музыкального произведения во всей его содержательно-смысловой полноте целесообразно осуществлять в контексте герменевтического подхода, способного обеспечить целостность понимания музыкального текста «как целостности субъективной и объективной информации, содер-

жащейся в нотном тексте» [8, с. 18], а также позволяющего расширить диапазон познания исполнителем музыкально-художественной информации, заложенной в композиторском тексте, реализовать идеи и творческие замыслы интерпретатора.

Значение термина «интерпретация» определяется в словарях как «толкование», «разъяснение», «раскрытие смысла». Применительно к гуманитарным наукам это понятие используется для обозначения процедуры интерпретации художественного произведения, смысл которого заложен в тексте. Иными словами, раскрытие содержания текста, освоение его смысловой, идейно-эстетической и эмоциональной информации путем воссоздания авторского видения и познания действительности есть интерпретация текста [11].

Правилами истолкования текстов, представлениями о понимании и интерпретации занимается наиболее обстоятельно специальная философская дисциплина - герменевтика. Важно отметить, что герменевтический подход к интерпретации складывается с позиций рационально-логических и иррациональных начал, которые сводятся, с одной стороны, к логико-грамматическому анализу текста, а с другой - к психологическому исследованию мотиваций автора и выявлению субъективного

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

© Заболотная Л.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.