Примечания
1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097 (с послед. изм.).
2 Следственные действия: Криминалистические рекомендации: Типовые образцы документов / под ред. В.А. Образцова. М., 2001. С. 250.
3 Волков В.Г. Расследование преднамеренного банкротства // Российский следователь. 2005. № 9. С. 5-9.
4 Шмонин А.В. Обыск и выемка в кредитной организации: проблемы и пути их решения // Банковское право. 2005. № 5.
5 Там же.
Е.Г. ТЕТЕРИН
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОНА И КРАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В уголовно-правовой и криминалистической литературе уделяется недостаточно внимания вопросам борьбы с данной категорией преступлений. Научному исследованию подвергаются главным образом различные аспекты самого угона автотранспорта без его криминальной связи с совершением других тяжких преступлений. Многие важные аспекты данной проблемы на сегодняшний день остаются малоизученными, а интересные и полезные в практическом отношении идеи не получили должного внимания и развития. Это относится и к способам угона и кражи автотранспортных средств. Между тем поиск преступников по признакам способа совершения преступления давно научно обоснован и многократно показал свою эффективность. Дело в том, что для каждого способа совершения преступления характерны свои признаки и следы.
Относительно краж автотранспорта значительную роль играет включение в кримина-листическуюхарактеристикутакого элемента, как изучение механизма следообразования. На первоначальной стадии расследования, например при осмотре места происшествия, могут быть обнаружены различные следы, которые не только используются в качестве доказательств по уголовному делу, но и служат предпосылкой для выработки основных направлений расследования, построения общих и частных версий по делу. Поэтому характеристика оставляемых преступником следов имеет большое значение и может являться обязательным элементом общей криминалистической характеристики.
В.Г. Танасевич при рассмотрении содержания криминалистической характеристики преступлений называет следующие элементы: способ и обстановку совершения преступления; непосредственный предмет преступного посягательства; условия охраны его от посягательства; личность субъекта преступления; маскировку, направленную на сокрытие преступного деяния и виновных лиц, осуществляемую как в процессе совершения преступления, так и после него1. Полагаем, что заслуживает внимания позиция
A.Л. Мишуточкина, состоящая в том, что такой элемент, как условия охраны от посягательств, не может относиться к элементам криминалистической характеристики преступления, поскольку условия охраны объекта от преступных посягательств — самостоятельный элемент обстановки совершения преступления2. В юридической литературе можно встретить и иные элементы криминалистической характеристики. Например, некоторые авторы предлагают включать в нее цели (мотивы) преступления, преступные навыки и связи, типичные ситуации (И.Ф. Пантелеев); поведение преступника до и после совершения преступления (В.Г. Танасевич,
B.А. Образцов); применяемые преступниками технические средства, совершение преступления группой (В.М. Быков); личность потерпевшего (Д.А. Сорокотягина)3 и др. Данные точки зрения оправданы для понимания содержания общей криминалистической характеристики преступлений, хотя применительно к теме данной статьи требуются некоторые уточнения. Так, анализируя уже
© Е.Г. Тетерин, 2007
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
известные элементы, следует присоединиться к мнению А.Л. Мишуточкина и исключить из криминалистической характеристики краж автотранспортных средств такой элемент, как цель (мотив) преступления, поскольку данное понятие относится скорее к уголовно-правовой характеристике, нежели к криминалистической4. Безусловно, цель, которую преследуют преступники при совершении преступления, влияет на квалификацию преступного деяния, а также помогает установлению истины по делу, но определять методы расследования, на наш взгляд, не может. Не вызывает возражений включение в типичную криминалистическую характеристику преступления такого элемента, как обстановка совершения преступления. Время и место совершения преступления — важные обстоятельства, доказывание которых является предметом исследования по уголовному делу. И.Ф. Пантелеев предлагает включать в содержание криминалистической характеристики преступлений типичные ситуации конкретного вида преступлений5. Мы полагаем, что она (ситуация) складывается главным образом в процессе расследования либо предварительной проверки материалов и оказывает влияние на методику расследования, а не на криминалистическую характеристику. Вместе с тем мы разделяем мнение В.Г. Танасевича и В.А. Образцова, относящих к элементам криминалистической характеристики поведение преступника до и после совершения преступления6. При расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, изучение поведения преступников до и после совершения преступления имеет большое значение как для установления обстоятельств дела, так и для процесса доказывания. Кражи автотранспортных средств, как правило, совершаются хорошо подготовленными и технически оснащенными группами. Таким преступлениям предшествует длительная подготовка: распределяются роли между соучастниками, приготавливаются различные технические средства и т.д. Необходимость включения в криминалистическую характеристику указанного элемента обусловлена еще и тем, что поведение членов группы как на первоначальном, так и на последующем этапах
расследования является детерминирующим. В процессе осуществления отдельных следственных действий их поведение определяет процесс всего предварительного следствия.
В структуру общей криминалистической характеристики групповых преступлений В.М. Быков предлагает включать сам факт совершения преступления группой7. Факт, устанавливающий, что преступление совершено группой, а не одним лицом, выявляется, как правило, в процессе расследования. Что касается характера преступной группы, то следует согласиться с точкой зрения В.М. Быкова и добавить, что характеристика самой преступной группы и отдельных ее членов, несомненно, является важной для выработки криминалистической характеристики вообще. При этом надо предполагать, что особенности рассматриваемого элемента могут влиять на содержание последующих элементов в структуре криминалистической характеристики видовых преступлений. В специальной литературе в качестве элемента криминалистической характеристики видовых преступлений зачастую называют личность потерпевшего8. Действительно, поведение потерпевшего по многим видам преступлений (до, во время и чаще всего после совершения противоправного деяния) характеризуется как негативное обстоятельство. При анализе данного элемента возможно получение той или иной информации, которая может быть использована в процессе расследования по делу. Что касается специфики нашего исследования, то для криминалистической характеристики краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, представляется нецелесообразным включение в ее содержание такого элемента, как личность потерпевшего. Безусловно, по некоторым категориям преступлений (причинение вреда здоровью, грабеж, разбой, убийство и т.д.) потерпевший выступает не только носителем материальных и идеальных следов, но и субъектом, способствующим установлению данных о выборе преступником способа совершения преступления. В процессе проведения следственных действий потерпевший — ключевой участник уголовного процесса, без которого осуществление ряда следственных действий (предъявление для опознания, очная ставка, допрос, назна-
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
чение и проведение различных экспертиз) невозможно. В этой связи следует согласиться с Д.А. Сорокотягиной, которая к числу факторов, влияющих на выбор преступником способа совершения преступления, относит и особенности личности потерпевшего: «Изучив личность потерпевшего, можно получить данные о способе совершения преступления»9. Мы поддерживаем данную точку зрения, но только в отношении насильственного завладения транспортным средством. При открытом хищении транспортного средства в отношении потерпевшего допускаются насильственные действия (запугивание, причинение вреда здоровью, убийство и т.д.). Естественно, что в таких ситуациях изучение личности потерпевшего носит обязательный характер и влияет на ход всего дальнейшего расследования по делу, поскольку здесь налицо прямая зависимость действий преступников от поведения потерпевшего, когда последний своим поведением (частный извоз, остановка в безлюдных местах и т.д.) способствует осуществлению преступного замысла нападающих. При совершении краж автотранспортных средств организованными преступными группами, как правило, происходит посягательство только на транспортное средство. Особенно ярко это можно проследить по тем преступлениям, когда кража совершается «на заказ»: подбирается автомобиль необходимого цвета, модели, года выпуска и т.д., а личность потерпевшего при этом значения не имеет. Роль потерпевшего обычно сводится к даче показаний по существу известных ему обстоятельств, которые, в свою очередь, ограничиваются зачастую лишь сведениями о самом транспортном средстве и условиях его хранения.
Таким образом, рассматривая структуру элементов криминалистической характеристики применительно к исследуемому виду преступлений, можно сделать вывод о целесообразности отражения в ней следующей группы элементов:
- предмет преступного посягательства;
- способы подготовки, совершения и сокрытия преступления;
- обстановка совершения преступления;
- механизм следообразования (характер типичных следов и мест их обнаружения и др.);
- характеристика организованной преступной группы и личности каждого члена группы (поведение до, во время и после совершения преступления).
В данной связи приходится говорить о содержании типичной криминалистической характеристики краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами. В будущем, предполагая качественное изменение каждого из перечисленных элементов (например, способа совершения преступления), можно ожидать иные структурные преобразования криминалистической характеристики. По мере накопления практического материала органы предварительного расследования будут получать дополнительные сведения о содержании каждого из названных элементов, и это, несомненно, повысит роль криминалистической характеристики в расследовании. Указанная группа элементов охватывает, на наш взгляд, все те особенности, которые присущи преступлениям данной категории, и в полной мере отвечает целям и задачам расследования краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами.
Примечания
1 Танасевич В.Г. Теоретические основы методики расследования преступлений // Советское государство и право. 1976. № 6. С. 92.
2 Мишуточкин А.Л. Особенности расследования краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2000.
3 Пантелеев И.Ф. Теоретические проблемы советской криминалистики. М., 1980. С. 89; Танасевич В.Г., Образцов В.А. О криминалистической характеристике преступлений / / Вопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 25. С. 101; Быков В.М. Криминалистическая характеристика групповых преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. С. 83; Сорокотягина Д.А. Получение данных о способе совершения преступления при изучении личности потерпевшего / / Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. Свердловск, 1978. С. 27.
4 Мишуточкин А.Л. Указ. соч.
5 Пантелеев И.Ф. Методика расследования преступлений. М., 1975. С. 9-10.
6 Танасевич В.Г., Образцов В.А. Указ. соч.
7 Быков В.М. Указ. соч. С. 84.
8 Кузнецов А.А. Особенности расследования группового хулиганства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986.
9 Сорокотягина Д.А. Указ. соч.
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)