Научная статья на тему 'Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования'

Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPLEX SECURITY OF MEDICAL ORGANIZATIONS / CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / EMERGENCY SITUATION / HOSPITAL SECURITY INDEX / MANAGEMENT OF MEDICAL ORGANIZATION IN EMERGENCY SITUATION ENVIRONMENT / MEDICAL SUPPORT OF POPULATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES IN DISASTER MEDICINE / PROFESSIONAL STANDARDS / SERVICE FOR DISASTER MEDICINE / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬНИЦ / УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончаров С.Ф., Баранова Н.Н., Быстров М.В.

Исходя из особенностей системы организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена необходимость подготовки руководителей медицинских организаций при выполнении задач медицинского обеспечения населения при ЧС. Рассмотрены вопросы комплексного обеспечения готовности медицинских организаций к реагированию на ЧС, и среди них приоритетное значение имеет уровень профессиональных знаний, умений, навыков руководящих кадров в действиях в кризисных ситуациях. В ходе реформирования профессионального образования и внедрения новой модели непрерывного медицинского образования обоснована необходимость разработки специальных профессиональных компетенций по медицине катастроф, профессиональных стандартов с целью подготовки руководителей медицинских организаций к ликвидации последствий ЧС. С учетом опыта работы специалистов ВЦМК «Защита» приведены примеры профессиональных компетенций руководителей медицинских организаций по вопросам организации медицинского обеспечения населения в ЧС. Сформулированы основные задачи для разработки единых требований к образовательным материалам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончаров С.Ф., Баранова Н.Н., Быстров М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues and the necessity for training of executives of medical organizations in the matters of disaster medicine in the continuing medical education system

In reliance on peculiarities of the system of organization and provision of medical care to the persons injured in emergency situations the role of executives of medical organizations in accomplishment of the objectives of medical support for the population in emergency situations is determined. The issues of comprehensive provision of medical organizations preparedness for emergency response, among which training of the executive staff in actions in crisis situations prevails, are considered. In the course of renewal of vocational education and introduction of a new model of continuing medical and pharmaceutical education, the necessity in elaboration of special professional competencies in disaster medicine and professional standards, to train executives of medical organizations in elimination of the consequences of emergency situations, is justified. In view of professional experience of specialists of the All-Russian Centre for Disaster Medicine “Zaschita” the examples of professional competencies of executives of medical organizations in the issues of medical support for the population in emergency situations are provided. The main objectives for the development of the uniform requirements for educational materials and activities with regard to training of executives of medical organizations in the disaster medicine issues are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования»

Для корреспонденции

Баранова Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, главный врач Центра медицинской эвакуации ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"» Минздрава России, Москва E-mail: baranova74@mail.ru

Гончаров С.Ф.1, 2, Баранова Н.Н.1, 2, Быстров М.В.1

Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования

Goncharov S.F.1' 2, Baranova N.N.1' 2, Bystrov M.V.1

Topical issues and the necessity for training of executives of medical organizations in the matters of disaster medicine in the continuing medical education system

1 All-Russian Centre for Disaster Medicine "Zaschita", Moscow

2 Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow

In reliance on peculiarities of the system of organization and provision of medical care to the persons injured in emergency situations the role of executives of medical organizations in accomplishment of the objectives of medical support for the population in emergency situations is determined. The issues of comprehensive provision of medical organizations preparedness for emergency response, among which training of the executive staff in actions in crisis situations prevails, are considered. In the course of renewal of vocational education and introduction of a new model of continuing medical and pharmaceutical education, the necessity in elaboration of special professional competencies in disaster medicine and professional standards, to train executives of medical organizations in elimination of the consequences of emergency situations, is justified. In view of professional experience of specialists of the All-Russian Centre for

1 ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"» Минздрава России, Москва

2 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва

Исходя из особенностей системы организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена необходимость подготовки руководителей медицинских организаций при выполнении задач медицинского обеспечения населения при ЧС. Рассмотрены вопросы комплексного обеспечения готовности медицинских организаций к реагированию на ЧС, и среди них приоритетное значение имеет уровень профессиональных знаний, умений, навыков руководящих кадров в действиях в кризисных ситуациях. В ходе реформирования профессионального образования и внедрения новой модели непрерывного медицинского образования обоснована необходимость разработки специальных профессиональных компетенций по медицине катастроф, профессиональных стандартов с целью подготовки руководителей медицинских организаций к ликвидации последствий ЧС. С учетом опыта работы специалистов ВЦМК «Защита» приведены примеры профессиональных компетенций руководителей медицинских организаций по вопросам организации медицинского обеспечения населения в ЧС. Сформулированы основные задачи для разработки единых требований к образовательным материалам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф.

Disaster Medicine "Zaschita" the examples of professional competencies of executives of medical organizations in the issues of medical support for the population in emergency situations are provided. The main objectives for the development of the uniform requirements for educational materials and activities with regard to training of executives of medical organizations in the disaster medicine issues are defined.

Keywords

• complex security of medical organizations

• continuing medical and pharmaceutical education

• emergency situation

• hospital security index

• management of medical organization in emergency situation environment

• medical support of population

• professional competencies in disaster medicine

• professional standards

• service for disaster medicine

Ключевые слова

• комплексная безопасность медицинских организаций

• непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

• чрезвычайная ситуация

• индекс безопасности больниц

• управление медицинской организацией в условиях чрезвычайной ситуации

• медицинское обеспечение населения

• профессиональные компетенции по медицине катастроф

• профессиональный стандарт

• служба медицины катастроф

Готовность здравоохранения к внезапно возникающим чрезвычайным ситуациям (ЧС), требующим медицинского обеспечения пострадавшего населения, — прямая обязанность должностных лиц на всех уровнях. Важная роль в выполнении задач медицинского обеспечения населения при ЧС принадлежит руководителям медицинских организаций: больниц, поликлиник, центров государственного санэпиднадзора, станций скорой медицинской помощи и переливания крови, аптек, аптечных складов и пр. При этом одни медицинские организации являются базой для формирований службы медицины катастроф, участвуют в лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях, а другие обеспечивают объекты здравоохранения и службу медицины катастроф средствами оказания медицинской помощи и лечения.

Система организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях

ЧС, в отличие от повседневной деятельности, как правило, имеет существенные особенности, обусловленные медико-тактическими условиями конкретной ЧС. Такими особенностями могут быть оказание медицинской помощи при одномоментном массовом поступлении пострадавших и больных, сокращение объемов лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации, временное отсутствие доступа медицинских работников к пострадавшим (например, при землетрясениях, ЧС в труднодоступных районах), зависимость тактики ведения пациентов от условий медицинской эвакуации (нормально функционирующая система медицинской эвакуация или вынужденная задержка эвакуации), состояния (повреждения) местной системы здравоохранения и иной инфраструктуры и др. Руководители медицинских организаций и формирований должны знать и учитывать данные особенности при организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

Роль медицинских лечебно-профилактических организаций в системе организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС различна и зависит от их лечебно-диагностических возможностей, профилей и территориального расположения. Это соотносится с определенным уровнем оказания медицинской помощи в регионе и закрепляется в планах-заданиях объектам здравоохранения на случай возникновения ЧС. Выездные бригады скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф при ЧС выполняют основную роль в догоспитальном периоде — оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в зоне (вблизи зоны) ЧС и их медицинская эвакуация в лечебные учреждения. Задачи медицинских организаций стационарного типа (больницы, клинические центры, медико-санитарные части и др.) — оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, а также формирование бригад специализированной медицинской помощи для выдвижения в зону (вблизи зоны) ЧС и усиления передовых этапов медицинской помощи и эвакуации. Амбулаторные учреждения (поликлиники и др.), как правило, формируют врачебно-сестринские бригады для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в догоспитальном периоде.

По данным Всероссийской службы медицины катастроф, в нашей стране ежегодно происходит порядка 2 тыс. ЧС различного характера и масштаба, в которых среднее количество пострадавших составляет около 14 тыс. чел., из них 50—60% пострадавших госпитализируются, а порядка 20% погибает в догоспитальном периоде. При этом подавляющее большинство ЧС (80%) относится к техногенным катастро-

фам, из них дорожно-транспортные происшествия и пожары составляют примерно по 50%. На 2-м месте по количеству происшествий находятся биолого-социальные ЧС (15%), около 3,5% составляют социальные и 1,5% — природные катаклизмы [1].

Сложная военно-политическая обстановка в мире и вблизи границ России определяет необходимость обеспечения готовности сил и средств здравоохранения, медицинских организаций к работе в условиях вооруженных и военных конфликтов, в том числе при появлении большого числа раненых среди военнослужащих и гражданского населения, потоков беженцев и переселенцев, возникновении очагов инфекционных заболеваний и др. В приграничных субъектах Российской Федерации на эти периоды должны быть проработаны вопросы организации лечения раненых в организациях гражданского здравоохранения.

Помимо внешней ЧС прямые риски и угрозы для работников и пациентов, а также имущественного комплекса несут кризисные ситуации, возникающие внутри самой лечебной организации (внутренние ЧС): пожар, наводнение, химическая или биологическая атака, террористический акт с захватом заложников и др. В таких случаях от того, насколько грамотно и оперативно сработает команда руководства, дежурный персонал и весь коллектив медицинского учреждения, зависит жизнь многих людей, сохранность медицинского оборудования и другого имущества.

Вопросы обеспечения комплексной безопасности медицинских организаций, включая антитеррористическую защищенность, пожарную безопасность, имеют первостепенное значение в деятельности руководителей (главных врачей) лечеб-

ных учреждений. Во многом проводимые в этом направлении мероприятия пересекаются с мерами по повышению устойчивости функционирования медицинского учреждения в различных режимах деятельности (повседневный, повышенной готовности, режим ЧС).

По заданию Минздрава России специалистами ВЦМК «Защита» совместно с представителями здравоохранения ряда субъектов Российской Федерации ведется работа по изучению возможности адаптации и применения в российском здравоохранении разработанного Всемирной организацией здравоохранения руководства «Индекс безопасности больниц». Комплексные подходы к оценке уровня безопасности лечебных учреждений, изложенные в данном документе, представляют несомненный практический интерес и будут полезны как руководителям медицинских организаций, так и руководителям органов управлением здравоохранением регионов.

Несмотря на определенные различия в задачах медицинских организаций в условиях ЧС, очевидно, что во всех медицинских учреждениях вопросы комплексного обеспечения готовности к реагированию в ЧС должны прорабатываться заблаговременно, причем подготовка руководящих кадров и медицинских работников к действиям в нестандартных, кризисных ситуациях имеет приоритетное значение независимо от организационно-правовой формы организации, ведомственной подчиненности, уровня оказания медицинской помощи.

Для решения возникающих задач по управлению медицинской организацией в сложных условиях ЧС руководитель учреждения здравоохранения должен иметь высокий уровень компетентности,

включающей рациональное использование кадровых и материально-технических ресурсов для организации устойчивой работы медицинской организации в различных режимах деятельности.

Общее реформирование профессионального образования, реализация мероприятий пилотного проекта Минздрава России по внедрению новой модели непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) требуют уделить особое внимание разработке специальных профессиональных компетенций по медицине катастроф, профессиональных стандартов с учетом профессиональных компетенций по медицине катастроф, программ дополнительного профессионального образования (ДПО) подготовки руководителей медицинских организаций в части, касающейся знания современных аспектов организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий ЧС [2].

На сегодняшний день специалистами ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России разработан профессиональный стандарт специалиста в области организации здравоохранения, в основе которого лежит перечень обобщенных трудовых функций для организаторов здравоохранения.

Согласно разработанному профессиональному стандарту, обобщенной трудовой функцией врача, занимающего должность руководителя медицинской организации, является управление медицинской организацией, включая ряд частных трудовых функций:

• стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации;

• управление ресурсами медицинской организации;

• взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями;

• обеспечение развития медицинской организации;

• менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности.

Каждая частная трудовая функция состоит из конкретных знаний, умений и навыков, т.е. профессиональных компетенций руководителя медицинской организации. Данный перечень компетенций представлен в полной мере и охватывает практически все сферы деятельности руководителя медицинской организации, включая руководство разработкой и утверждение организационно-распорядительных документов медицинской организации или ее подразделений, финансовых и бухгалтерских документов, отчетов о деятельности медицинской организации, выстраивание деловых связей и организацию сотрудничества с различными государственными, общественными, религиозными, коммерческими структурами, формирование стратегических и программных документов в области организации медицинской помощи населению, разработку политики и стратегических целей в области менеджмента качества оказания медицинской помощи и ряд других компетенций, предполагающих знания, умения и навыки по управлению медицинской организацией [3].

Однако, по нашему мнению, в перечне частных трудовых функций или в перечне профессиональных компетенций, относящихся к той или иной трудовой функции руководителя медицинской организации, должны содержаться знания, умения и навыки по организации работы медицинского учреждения при ЧС различного характера (внешней, внутренней, комбинированной), в том числе при массовом поступлении пострадавших и возникнове-

нии нештатных ситуации в самом учреждении. При этом необходимо принять во внимание, что на основе разработанных и утвержденных профессиональных стандартов и профессиональных компетенции будут формироваться образовательные стандарты по каждои специальности, разрабатываться программы ДПО и оценочные материалы для аккредитации специалистов в рамках НМО [4, 5].

На сегодняшний день обучающиеся в ординатуре или аспирантуре по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», а также руководители медицинских организаций, которые проходят ДПО по основнои специальности, не получают знаний по медицине катастроф ввиду отсутствия специальных трудовых функций (профессиональных компетенций), прописанных в разработанном профессиональном стандарте.

В постановлении Правительства Российской Федерации «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» от 03.05.1994 № 420 Минздраву России предписывалось:

• создать систему подготовки и обучения специалистов по проблеме медицины катастроф, их действиям в условиях возникновения и ликвидации последствий ЧС;

• разработать порядок подготовки медицинских кадров по медицине катастроф.

Во Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») уже более 20 лет реализуются требования вышеуказанного постановления применительно к условиям мирного и военного времени.

Система подготовки медицинских специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в ЧС создана и функционирует с учетом положений Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323.

В рамках ДПО для руководителей медицинских организаций стационарного и амбулаторного типов сотрудниками ВЦМК «Защита» Минздрава России и кафедры медицины катастроф ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России организованы и проводятся соответствующие циклы повышения квалификации по вопросам медицины катастроф.

В настоящее время в соответствии с анализом ведущих тенденций развития профессионального образования одной из приоритетных задач мы считаем совершенствование организации и методического обеспечения ДПО руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф, рассматривая компетентностный подход как методологическую основу обучения [6].

Состав профессиональных компетенций по медицине катастроф для каждого специалиста, лежащий в основе профессионального стандарта и программ ДПО, в том числе по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», определяется в соответствии с опытом сотрудников ВЦМК «Защита», который в данном случае представляет государственную образовательную организацию (ГОО) — провайдер образовательных программ ДПО по медицине катастроф, а также Общероссийской общественной организацией специалистов в сфере медицины катастроф (ООСМК) — провайдер образовательных мероприятий по медицине катастроф (профильные конференции, семинары, симпозиумы, командно-штабные и тактико-специальные учения

и пр.), что регламентировано статьей 76 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации».

В качестве примера профессиональных компетенций по вопросам организации медицинского обеспечения населения в ЧС для руководителей медицинских организаций можно привести готовность/способность:

• использовать федеральные и региональные нормативные правовые документы в сфере здравоохранения и медицины катастроф, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации по медицине катастроф, методические рекомендации и иные документы в целях планирования и организации работы медицинской организации при различных видах ЧС;

• эффективно управлять медицинской организацией в сложной обстановке и решать связанные с этим задачи с учетом особенностей организации и оказания медицинской помощи при ЧС;

• рационально организовать работу сотрудников медицинской организации по приему пострадавших, в том числе при массовом поступлении, оказанию необходимой медицинской помощи, проведению медицинской сортировки, организации при необходимости медицинской эвакуации в другие лечебные учреждения (межбольничная эвакуация);

• организовать работу медицинского учреждения по безусловному выполнению задач при возникновении вооруженных и военных конфликтов;

• обеспечить выполнение экстренных и иных мероприятий по защите и спасению сотрудников и пациентов, сохранности имущества при угрозах и рисках, возникающих при внутренних ЧС (пожар, наводнение, химическая или биологическая атака, террористический акт с захватом заложников и др.);

• организовать и обеспечить выполнение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования медицинской организации в различных режимах деятельности и др. В данном случае представленные компетенции в основном имеют организационную направленность, что предполагает больший объем теоретических знаний, которые могут быть приобретены руководителями медицинских организаций за счет дистанционного самообразования, проведения очных семинаров и вебинаров [7]. Однако для сбалансированного приобретения теоретических знаний и практических навыков в обучении руководящего состава медицинских учреждений при формировании программ ДПО и обучающих модулей необходимо увеличивать практическую составляющую за счет проведения деловых игр и решения ситуационных задач по реагированию и действиям медицинских организаций и формирований службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организации учений, тренировок, соревнований, проверок и др. При этом при формировании материалов для самостоятельной работы, ситуационных задач и вопросов для тестового контроля используется не только опыт ведущих специалистов ВЦМК «Защита» и территориальных центров медицины катастроф, но и личный опыт обучающихся по ликвидации последствий реальных ЧС, произошедших на территории соответствующего субъекта.

Согласно главному принципу НМО в России — партнерство ГОО и профессиональных обществ, для разработки единых требований к образовательным материалам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф, считаем необходимым решить следующие задачи:

1. Специальные профессиональные компетенции для руководителей медицинских

организаций представить в Общероссийскую общественную организацию «Общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» о внесении данных компетенций в профессиональный стандарт специалиста в области организации здравоохранения, для каждой компетенции создать обучающие модули для внесения их в образовательный контент по данной специальности.

2. Определить количество кредитов/ баллов по медицине катастроф, которые ежегодно обязан приобрести руководитель медицинской организации для прохождения аккредитации в системе НМО. По нашему мнению, из 50 кредитов/баллов, ежегодно приобретаемых, 6—8 кредитов/ баллов целесообразно получать по тематике медицины катастроф.

3. Мероприятия, проводимые на региональном уровне, содержащие тематику по медицине катастроф (конференции, съезды, симпозиумы), а также образовательный контент, содержащийся в планах проведения командно-штабных и тактико-специальных учений, также необходимо предоставлять к экспертизе и регистрировать для набора руководителями и всем личным составом региональных и муниципальных медицинских организаций кредитов и зачета их в системе НМО. При этом за участие в семинарах или лекциях, проводимых в рамках образовательных мероприятий, руководители медицинских организаций смогут получать от 1 до, максимум, 6 кредитов/баллов.

4. Внести предложения в существующие нормативные правовые акты по интеграции учебных программ ДПО для руководителей медицинских организаций, обучающих модулей по медицине катастроф в программы ДПО для различных специалистов в систему НМО и аккредитации для легитимного набора кредитов/баллов медицинскими специалистами на портале Координационного совета sovetnmo.ru.

Сведения об авторах

Гончаров Сергей Федорович — академик РАН, профессор, директор ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России, начальник Штаба ВСМК, Москва E-mail: director@vcmk.ru

Баранова Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, главный врач Центра медицинской эвакуации ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"» Минздрава России, Москва E-mail: baranova74@mail.ru

Быстров Михаил Валентинович — кандидат медицинских наук, первый заместитель директора ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"» Минздрава России, Москва

E-mail: mail@vcmk.ru

Литература

1. Доклад ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации о выполнении целевых показателей его деятельности за период 2014—2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/docs/ofitsialnye-dokumenty/

2. Баранова Н.Н., Бобий Б.В., Гончаров С.Ф., Сахно И.И. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров Всероссийской службы медицины катастроф — важная составная часть готовности здравоохранения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, террористических актов и вооруженных конфликтов // Медицина катастроф. 2016. № 3. С. 51—54.

3. Проект Профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/anons/index.php?id=2597.

4. Аккредитация — принципиально новая система, а не смена названия: интервью с директором Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Т.В. Семеновой // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 75—78.

5. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 4. С. 12—18.

6. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2016. Т. 60, № 1. С. 35—40.

7. Решетников А.В., Трегубов В.Н., Шамшурина Н.Г., Марочкина Е.Б. и др. Профессиональное самообразование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 53—58.

References

1. Report of the All-Russian Center for Catastrophe Medicine «Protection» of the Ministry of Health of the Russian Federation on the fulfillment of the target indicators of its activities for the period 2014—2016. URL: http://www.vcmk.ru/docs/ofitsialnye-dokumenty. (in Russian)

2. Baranova N.N., Bobiy B.V., Goncharov S.F., Sakhno I.I. Liquidation of consequences of emergency situations, terror acts and armed conflicts. Meditsina katastrof [Disaster Medicine]. 2016; (3): 51—4. (in Russian)

3. Draft Professional Standard of a specialist in the organization of health care. URL: http://www.vcmk.ru/anons/ index.php?id=2597. (in Russian)

4. Accreditation — essentially new system, but not change of the name (Interview with T.V. Semenova). Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016. (1): 75-8. (in Russian)

5. Balkizov Zalim, Prirodova O.F., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Transition to the new system of medical care work permission: accreditation and continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016. Vol. 4: 12-18. (in Russian)

6. Naygovzina N.B., Konanykhina A.K., Kochubey Adelina V. The tasks of training and continuous professional development of administrative managerial health personnel in the system of supplementary professional education. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health of the Russian Federation]. 2016; 60 (1): 35-40. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Reshetnikov A.V., Tregubov V.N., Shamshurina N.G., Marochkina E.B., et al. Professional self-education of healthcare organizers with use of massive open online courses. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2015; (2): 53-8. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.