Научная статья на тему 'Проблемные речемыслительные задания с использованием аутентичной рекламы на уроке иностранного языка'

Проблемные речемыслительные задания с использованием аутентичной рекламы на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1750
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичерина Н. В.

В контексте реализации проблемного подхода к обучению иностранным языкам рассматривается возможность использования рекламных медиатекстов для разработки учебных заданий проблемного характера. Предлагается типология таких заданий, соответствующая структуре рекламного сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem teaching based on authentic advertisements in an English language classroom

The article is written in the context of the problem-solving approach to the process of foreign language teaching. The author examines the possibilities of devising problem-solving tasks with the use of advertisements. The typology of such tasks suggested in the article is based on major components and characteristics of advertising media texts.

Текст научной работы на тему «Проблемные речемыслительные задания с использованием аутентичной рекламы на уроке иностранного языка»

1. Специальность 050700 «Педагогика балета». Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. М., 2003.

2. Балет. Энциклопедия. М., 1980.

3. Отчет по проекту: «Разработка научных принципов, структуры и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ первого и второго уровней в области искусства и культуры на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки». Научный руководитель — проф. В. М. Юрьев ГОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина. 2006.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

5. Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении — описание, опыт, примеры: Пособие. Европейский фонд образования. Т. 2. Июль 1999 г.

6. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М., 2004.

7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

8. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

9. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

Об авторе

А. В. Фомкин — доц., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, УМО по образованию в области хореографического искусства.

81

УДК 811.111: 37.016

Н. В. Чичерина

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОЙ РЕКЛАМЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В контексте реализации проблемного подхода к обучению иностранным языкам рассматривается возможность использования рекламных медиатекстов для разработки учебных заданий проблемного характера. Предлагается типология таких заданий, соответствующая структуре рекламного сообщения.

The article is written in the context of the problem-solving approach to the process of foreign language teaching. The author examines the possibilities of devising problem-solving tasks with the use of advertisements. The typology of such tasks suggested in the article is based on major components and characteristics of advertising media texts.

82

В современной лингводидактике обучение иностранному языку с применением проблемных речемыслительных заданий выдвигается в качестве одного из концептуальных принципов коммуникативного обучения иностранным языкам [6]. Теоретические вопросы проблемного обучения уже достаточно долго находятся в поле зрения исследователей [5; 7; 9], однако особую актуальность они приобретают именно в последние годы в связи с изменением парадигмы образования и направленностью на развитие субъектности в процессе образования и воспитания личности.

Новая образовательная парадигма, которую Н. Ф. Коряковцева определяет как «парадигму продуктивного развивающего образования», ориентирована на развитие таких качеств личности, которые позволяют обучаемому «овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности, конструировать личностные знания и образовательный опыт и взаимодействовать с другими объектами образования и с окружающим миром как активная, автономная, креативная личность» [2, с. 13].

Направленность образовательной деятельности на развитие субъ-ектности предполагает создание условий в учебном процессе для инициирования учебной деятельности, управления, выбора ее способов, изменения приемов, контролирования хода и результатов этой деятельности, ее оценки [8]. Все названные условия могут быть реализованы при решении проблемных речемыслительных заданий. В их структуре, как правило, выделяются проблемная ситуация, т. е. весь комплекс условий, необходимых для постановки проблемы и решения проблемной задачи, и проблема — противоречие, требующее изучения и разрешения. При этом противоречие может быть либо объективно заложено в самом тексте (постановка проблемы без ее решения или с частичным решением, наличие смысловых «скважин», имплицитной информации и т. д.), либо создано преподавателем с помощью специальной обработки или презентации материала [5].

При разработке проблемных заданий преподаватель может использовать различные учебные и неучебные материалы: вербальные, изобразительные, видео и аудитивные, но все они должны обладать потенциалом для стимулирования воображения обучаемых, их вовлеченности в решение проблемы и нахождение способа ее решения.

Большие возможности для создания проблемных заданий заложены в аутентичной печатной рекламе, которая представляет собой соединение вербального и визуального компонентов. Уникальность рекламы как средства создания проблемных ситуаций объясняется рядом специфических черт этого вида текстов массовой информации, в частности особенностями этоса, логоса и пафоса рекламного произведения. Использование категориального аппарата риторики для изучения особенностей рекламного текста предложено Е. В. Медведевой [4].

Этос рекламного сообщения предполагает наличие какого-либо законченного сюжета, действующих лиц, места и времени действия, при этом смысловое наполнение текста во многом определяется культурными и социальными ценностями страны-производителя.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 79 - 85.

Пафос рекламы заключается в целенаправленном воздействии на аудиторию, внушении адресату желания приобрести товар или воспользоваться услугой через использование определенных словесных и изобразительных средств в сочетании с разнообразными приемами психологического воздействия на потребителя.

Особенность логоса рекламы заключается в том, что реклама, являясь разновидностью массовой коммуникации, «соединяет в себе многие другие разновидности словесности (например, устные и письменные сообщения и диалоги, пропагандистские речи, письма, документы, газетные и журнальные статьи...)» [4, с. 47].

Немаловажным преимуществом рекламы как средства создания проблемных заданий являются и такие ее качества, как максимальное количество информации при минимальном объеме текста, общедоступность и простота изложения материала, емкость, краткость и убедительность выражения рекламной идеи. В целом рекламный текст, по мнению О. А. Ксензенко, отличают доходчивость, яркость, лаконичность, экстравагантность, высокопрофессиональное исполнение, выразительность, максимальная точность при передаче информации [3]. Все вышеперечисленные качества, обусловленные необходимостью воздействия на аудиторию, делают аутентичные рекламные произведения удобным, эффективным, легко моделируемым дидактическим средством для создания проблемных заданий различных типов и их использования в обучении иностранному языку.

В методической литературе существуют различные классификации проблемных заданий. Так, И. И. Меркулова предлагает классифицировать проблемные задания по количеству входящих в задачу текстов (однотекстовые и многотекстовые), по характеру информации (задачи с необходимой и достаточной, недостаточной, избыточной, противоречивой информацией), по наличию неизвестного (неизвестное — предмет, способ или — условие выполнения действия) [5].

Р. П. Мильруд и И. Р. Максимова в качестве основного критерия классификации проблемных заданий выдвигают характер речемыслительных операций и выделяют задания, основанные на установлении последовательности действий, причинно-следственном рассуждении, критическом мышлении, предположении, догадке, классификации, нахождении сходств и различий, интерпретации, ранжировании, умозаключении, суждении, исключении лишнего [6].

Поскольку в данной работе исследуются возможности создания проблемных заданий на основе аутентичной печатной рекламы, мы предлагаем дифференцировать проблемные задания в зависимости от того, какой структурный компонент рекламного сообщения является ведущей опорой при выполнении задания.

Как правило, в структуре печатной рекламы выделяют вербальную и визуальную составляющие. В свою очередь в вербальной составляющей выделяют три (заголовок, основной текст и девиз [3]) или четыре составные части (слоган, заголовок, основной рекламный текст и эхо-фраза [4]).

83

84

По мнению исследователей [3; 4], наиболее сильное эмоциональное и психологическое воздействие оказывают следующие компоненты рекламного текста.

1. Слоган — рекламный лозунг, состоящий из 5 — 7 слов. Слоган отражает рекламную концепцию товара или услуги или же маркетинговую стратегию компании-производители и поэтому многократно воспроизводится в различных рекламных текстах в период всей рекламной кампании определенной группы товаров или компании-производителя.

2. Заголовок — важная вербальная часть рекламы, заключающая в себе основное рекламное обращение и рекламный аргумент. После прочтения заголовка аудитория определяет, стоит ли продолжать чтение рекламного текста. Заголовок, таким образом, отражает суть рекламного сообщения.

3. Визуальный ряд выполняет функцию привлечения внимания к рекламному сообщению. Он призван не только проиллюстрировать вербальную информацию, но и добавить ей образности, создать дополнительные смыслы, закрепить их в сознании аудитории через сеть ассоциаций, иными словами, придать рекламному тексту большую выразительность и экспрессивность.

Основной рекламный текст выполняет информационную и аргументирующую функции, сообщая сведения о товаре и описывая его преимущества. Эхо-фраза является заключительным компонентом рекламного текста и часто повторяет основную мысль текста, придавая завершенный вид всему рекламному сообщению.

Каждый компонент рекламного сообщения может иметь завуалированную или ярко выраженную социокультурную окрашенность (использование прецедентных выражений в вербальной составляющей, образов известных людей в визуальном ряде и т. п.). Все структурные составляющие рекламного сообщения объединены вокруг одной рекламной идеи, которая с учетом основных характеристик типичного потребителя рекламируемого товара или услуги апеллирует к его интересам, потребностям, мечтам или желаниям.

Исходя из вышеназванных компонентов рекламного сообщения представляется возможным выделить проблемные речемыслительные задания для обучения иностранному языку с использованием аутентичных рекламных текстов с опорой: на вербальный компонент (логос, заголовок, основной рекламный текст и эхо-фразу); на визуальный компонент; на социокультурный компонент; на рекламную идею.

Приведем примеры проблемных заданий различных типов.

1. Проблемные задания с опорой на вербальный компонент.

• Прочтите рекламные тексты. Выберите наиболее подходящее/самое привлекательное для вас рекламное предложение. Обсудите свой выбор с партнером, приведите свою аргументацию, придите к соглашению.

Используется реклама туристических маршрутов, авиакомпаний, отелей, ресторанов, видеофильмов, книжных новинок, продуктов питания и т. п. При этом может быть введен элемент ролевой игры: обучаемые играют роль семейной пары, молодоженов и т. п.

• Прочтите слоганы рекламных сообщений и выскажите предположения, что они рекламируют. Например: Keep your "Options" open (Hot

chocolate powder); Find your balance (Magazine for food and fitness); Change goes in? Change goes out (Salvation Army). После проверки правильности высказанных предположений попытайтесь объяснить значение слогана по отношению к рекламируемому продукту.

• Прочитайте рекламный текст. Подберите/нарисуйте к нему иллюстрацию и придумайте слоган. Попросите партнера догадаться о рекламируемом продукте по иллюстрации и слогану, которые вы придумали, и описать рекламный продукт.

• Прочтите рекламные тексты, слоганы, заголовки и эхо-фразы. Составьте рекламные сообщения, подобрав к каждому тексту соответствующие слоганы, заголовки и эхо-фразы. Опишите наиболее понравившийся вам рекламный продукт. Объясните, в чем заключаются его преимущества.

Тексты, слоганы, заголовки и эхо-фразы из нескольких рекламных сообщений предъявляются на разрезных карточках.

• Прочтите информацию о рекламном продукте (каждый обучаемый получает свой текст). Представьте себе, что вы — агент по продажам, ваша задача — во что бы то ни стало продать товар. Постарайтесь убедить потенциальных покупателей купить ваш товар.

2. Проблемные задания с опорой на визуальный компонент.

• Опишите иллюстрацию рекламного сообщения. Выскажите предположение, что является рекламным продуктом. Приведите аргументы. После проверки правильности своего предположения объясните, как связаны иллюстрация и рекламируемый продукт. Используются иллюстрации, на которых отсутствует изображение рекламируемого продукта.

• Сравните две иллюстрации из рекламного сообщения типа «До и после». Опишите различия, отраженные в иллюстрациях. Выскажите предположение, какой продукт мог вызвать такой эффект. После проверки правильности гипотезы выскажите свое отношение к рекламируемому продукту.

• Посмотрите на иллюстрацию рекламного сообщения. Придумайте и напишите рекламный текст, слоган и эхо-фразу к этой иллюстрации, представьте разработанные варианты в группе, сравните их с оригиналом.

3. Проблемные задания с опорой на социокультурный компонент.

• Выберите из предложенных рекламные сообщения, в которых рекламный продукт представляет какая-либо известная личность. Расскажите, что вы знаете об этом человеке. Почему именно этот человек представляет данный рекламный продукт? Если бы вы работали в рекламном агентстве, кого из русских знаменитостей вы бы привлекли к рекламе этого продукта? Объясните свой выбор.

• Просмотрите рекламные материалы, сделанные в разных странах. Найдите в иллюстрации или тексте рекламы элементы, указывающие на страну-производителя. Объясните их значение. В группах/ парах составьте аналогичную рекламу отечественных товаров, ориентированных на отечественного потребителя. Объясните свой выбор культурно-маркированных элементов.

4. Проблемные задания с опорой на рекламную идею.

85

• В творческом отделе рекламного агентства обычно работают сотрудники двух специальностей: копирайтер (создает рекламную концепцию и придумывает тексты) и арт-директор (создает рекламную концепцию и придумывает зрительный ряд) [1]. Разбейтесь на пары. Представьте, что вы работаете в творческом отделе рекламного агентства. Один из вас — копирайтер, второй — арт-директор. Заказчик рекламы предоставил вам практически полную свободу в выполнении творческого задания, оговорив лишь продукт и цель рекламного проекта (например, повысить узнаваемость марки или сообщить о специальном предложении). Получив творческое задание, обсудите его и разработайте рекламную концепцию. Затем приступайте к выполнению своей работы: копирайтер — к составлению текста, арт-директор — к созданию зрительного ряда. Обсудите созданную вами рекламную продукцию, подготовьте для заказчика объяснение вашей рекламной идеи и ее воплощения. Представьте вашу рекламу заказчику (группе).

• Выберите из представленных рекламных текстов самую привлекательную и самую непривлекательную рекламу, объясните свои ощущения. Отметьте, что привлекло вас в понравившейся рекламе (иллюстрация, необычный слоган, простота, использование образа известной личности и т. д.) и что оттолкнуло от другой рекламы.

• Ознакомьтесь с рекламными текстами и определите, на какую группу потребителей они ориентированы: деловые люди, молодежь, пенсионеры и т. д. Опишите, каким вы представляете типичного потребителя в этих целевых группах. Для каждого рекламного текста сформулируйте основную идею — суть рекламного сообщения — с учетом составленного вами портрета типичного потребителя данного товара или услуги.

• Драматизируйте рекламу товара или услуги, трансформируйте печатную рекламу в рекламный ролик.

* * *

В данной работе представлен далеко не полный перечень проблемных речемыслительных заданий с использованием аутентичной рекламы. Однако приведенные примеры могут служить основой для разработки конкретных задач по определенным темам (покупки, путешествия, транспорт и т. п.) на различных этапах обучения иностранному языку. Практика использования проблемных заданий на основе аутентичной рекламы в процессе обучения иностранному языку показывает, что они способствуют развитию критического мышления обучаемых, усиливают мотивацию, стимулируют дискуссию, являются фактором повышения личностной активности обучаемых. Вопрос заключается лишь в том, чтобы полнее использовать лингвистический, социокультурный и коммуникативный потенциал рекламных материалов, одновременно обеспечивая возможности для творческой самореализации обучаемых и развития способности к личностному, целостному и открытому восприятию и познанию иноязычной картины мира.

Список литературы

1. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст с точки зрения практика / / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003. С.437—446.

2. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: Сборник научных трудов. Вып. 461. М., 2001. С. 12 — 28.

3. Ксензенко О. А. Прагматические особенности рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003. С. 334—353.

4. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

5. Меркулова И. И. Система проблемных заданий в обучении чтению / / Иностранные языки в школе. 1991. № 6. С. 8 — 12.

6. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 17—22.

7. Миньяр-Белоручев Р. К., Турчина Б. И. Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе // Иностранные языки в школе. 1989. № 1. С. 31—36.

8. Петровский А. В. Личность в психологии. Ростов н/ Д., 1996.

9. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе: Учебное пособие. Воронеж, 1987.

Об авторе

Н. В. Чичерина — канд. пед. наук, доц., Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск).

УДК 378

Е. В. Говердовская

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Рассматриваются социально-педагогические проблемы региона, теоретические и методологические проблемы профессионального образования и пути их разрешения в регионе Северного Кавказа.

The article is devoted to social-pedagogical problems of the region, theoretical and methodical problems of professional education and their ways for solutions in the Northern Caucasus region.

Будущее страны обусловлено социальной зрелостью и созидательными способностями подрастающего поколения. Следовательно, будущее России следует прогнозировать, исходя из состояния здоровья и системы образования (в широком смысле, включая воспитание, формирование социальных ориентиров и т. п.) учащейся молодежи. А каковы реалии сегодняшнего дня?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.