Научная статья на тему 'Проблемные аспекты модернизации гражданской обороны в комплексе оборонных мероприятий по защите населения РФ'

Проблемные аспекты модернизации гражданской обороны в комплексе оборонных мероприятий по защите населения РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрин Антон Викторович

Рассматриваются специфические особенности исторического развития гражданской обороны, на основе складывающейся повседневной практики выявлены проблемные вопросы по совершенствованию системы гражданской обороны, определены основные проблемы, подходы к реализации возникших пробелов права и применения полученных результатов в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты модернизации гражданской обороны в комплексе оборонных мероприятий по защите населения РФ»

УДК 355.58

Юрин Антон Викторович - зам. главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору (г. Комсомольск-на-Амуре). Email: yurin666@rambler.ru

А.^ Yurin Problematic aspects of modernization of the civil defense in the complex of defensive actions for protection of the population of the Russian Federation

We discuss the specifics of historical development of the civil defense, based on the prevailing practices of everyday problematic issues identified in the improvement of the civil defense system, the basic approaches to realization of the arisen gaps of the right and the application of the results obtained in practice.

Keywords: system of civil defense, protection of the population and territory.

Проблемные аспекты модернизации гражданской обороны в комплексе оборонных мероприятий по защите населения РФ

Рассматриваются специфические особенности исторического развития гражданской обороны, на основе складывающейся повседневной практики выявлены проблемные вопросы по совершенствованию системы гражданской обороны, определены основные проблемы, подходы к реализации возникших пробелов права и применения полученных результатов в практической деятельности.

Ключевые слова: система гражданской обороны, обеспечение защиты населения и территории

Развязанные государствами запада агрессии против Ирака (в 1991 г.) и Югославии (в 1999 г.) показали, что в боевых действиях современных войн первоочередными объектами поражающих и информационных воздействий агрессора становятся важнейшие объекты экономики, систем управления. Потери гражданского населения в 10 и более раз превышают потери военного персонала, несмотря на применение высокоточных ракет и авиабомб [1].

С учетом этого назрела необходимость разработать и реализовать мероприятия по защите наиболее важных объектов экономики, инфраструктуры, а также населения силами и средствами гражданской обороны [2]. К сожалению, действенные мероприятия по своевременному предотвращению или смягчению угроз и поражающих воздействий по населению и среде его обитания в военное время проводятся не в должном масштаде, хотя в 1998 г. и принят Федеральный закон «О гражданской обороне» (далее - ГО), в соответствии с которым на нее возложен комплекс приоритетных задач.

Органы, силы и средства гражданской обороны должны выполнять возложенные задачи не только в военное, но и мирное время в случае возникновения природных, техногенных катастроф и террористических действий. Кроме сил ГО, в борьбе с катастрофами должны принимать участие войска, прежде всего, инженерные, радиоционной, химической и биологической защиты, а также поисково-спасательные, аварийно-спасательные, горноспасательные, аварийно-

технические силы и средства различных министерств и ведомств, силы экстренной медицинской помощи, органы и силы противопожарной службы, мониторинга, государственного надзора и контроля, большинство из которых входят в единую государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданную в соответствии с постановлением правительства. В результате, в стране действуют 2 системы, отвечающие за противодействие природным и техногенным катастрофам (далее - РСЧС) и защиту от воздействия оружия по объектам экономики и населению (гражданская оборона).

Несмотря на создание единых органов управления, применяются практически одни и те же силы и средства. Эти системы имеют различные нормативно-правовые базы и структуры, их силы и средства подчиняются различным органам власти и управления, что в ряде случаев затрудняет их согласованные действия, особенно в условиях военных конфликтов и в период перевода страны с мирного на военное время, то есть в угрожаемый период. В то же время, фактически сблизились задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, они решаются силами и средствами как ГО, так и РСЧС.

В настоящее время особое значение приобретает новая региональная политика в области ГО. Суть ее заключается в том, что ответственность за состояние ГО и затраты на проведение ее мероприятий должны нести как федеральные органы, так и субъекты РФ. Так было в СССР, где из всех расходов на ГО из союзного бюджета выделялись 30 - 35%, из республиканского и местных бюджетов 25% - 30%, и из средств предприятий - около 50% [3]. В США 50% расходов на ГО покрываются из федерального бюджета, 50% - из бюджета штатов и местных органов власти. В Швейцарии на ГО расходуются из федерального бюджета 46%, из бюджетов кантонов - 43%, остальные - из бюджетов коммун и т. д. В 1997 г. в ФРГ принят закон, в соответствии с которым основная часть расходов на ГО возложена на местные органы власти. Совместные расходы федеральных и местных органов власти оправданы, прежде всего, тем, что ГО носит, скорее, социальный, чем военный характер, а забота о жизни и здоровье населения - это первейшая задача местных органов власти.

В МЧС России разработана Концепция «Основные направления государственной политики РФ в области ГО», в соответствии с которой предусматривается провести следующие мероприятия: перестройку войск ГО с учетом требований военной реформы и социально-экономических условий в стране; создание в субъектах РФ, городах, районах, на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых за счет местного бюджета и средств предприятий; формирование мобильных группировок служб ГО, состоящих из: соединений, воинских частей, военизированных и специальных формирований ГО, соединений и воинских частей Минобороны, МВД России и других ведомств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных операций и жизнеобеспечения пострадавшего населения, аварийно-спасательных

формирований, ведомств и организаций, выделяемых в соответствии с Планом гражданской обороны РФ; укрепление и совершенствование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля МЧС России; восстановление системы оповещения и информирования населения [4].

В Российской Федерации ее субъекты должны обеспечить: сохранение имеющегося фонда защитных сооружений и имущества ГО; градостроительную политику с учетом требований основам гражданской обороны и возможности использования подземного пространства городов для защиты населения; приспособление и строительство новых защитных сооружений; накопление, хранение, организацию выдачи и использования средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты и имущества; накопление мобилизационного резерва материально-технических средств ГО.

Приоритетное значение приобретает организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате военных действий. Разрабатываются мероприятия по организации всеобщего обязательного обучения населения основам гражданской обороны и подготовке руководящего состава органов власти и управления, по проведению учений и штабных тренировок, согласно действующим нормативно-правовым актам.

В деятельности сил и органов гражданской защиты по предупреждению, спасению и оказанию помощи главное внимание должно быть уделено предупреждению катастроф, так как (по опыту) на устранение последствий катастроф затрачиваются в десятки и сотни раз больше средств, чем на их предупреждение. Новых подходов требуют подготовка населения, формирование благоприятного общественно-психологического климата для гражданской обороны, в том числе с использованием средств массовой информации, компьютерных технологий.

Так же необходимо создать в стране принципиально новую систему защиты объектов экономики в военных конфликтах с применением высокотехнологичных средств ведения войны, так как существующая система пока еще ориентирована на защиту от оружия массового поражения и обычного неуправляемого оружия [5]. Однако пока еще нет уверенности, что эта работа будет выполнена в полном объеме, прежде всего, из-за финансово-экономического кризиса. Проводя подготовку к защите объектов экономики от вооруженного воздействия, следует учитывать, что в военное время, кроме воздействия противника по объектам экономики и населению, возрастут внутренние опасности и угрозы, которые вызовут увеличение количества и масштабов техногенных и природных катастроф

[6]. В последнее время в России ежегодно происходят свыше 1200 техногенных аварий и катастроф и, несмотря на двукратное сокращение производства, их количество продолжает увеличиваться. За последние годы в стране зарегистрировано увеличение числа аварий и катастроф, в основном, на объектах энергетики, химии и нефтехимии, на транспорте, а также на объектах жилого и социально-бытового назначения.

Одна из главных причин возникновения техногенных аварий и катастроф -это недопустимый прогрессирующий износ средств производства, который достиг критического состояния, особенно технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, превышающий в некоторых отраслях экономики 60% - 70% и более. В условиях технологического отставания России от развитых стран Запада, физической изношенности инфраструктуры, а также основного индустриального и транспортного парков страны через 2 - 3 года может наступить полное разрушение обрабатывающих отраслей, что приведет к

ухудшению состояния национальной безопасности и гражданской защиты России

[7].

Вторая причина - кризисные явления в экономике, разрыв экономических и технологических связей между предприятиями России и других стран СНГ, упадок промышленности и транспорта, спад производства в отраслях машиностроения, снижение качества сырья и продукции, утечка за рубеж новых технологий и капиталов. Началась распродажа иностранным кампаниям стратегически важных объектов. Возросла зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического назначения, и даже комплектующих изделий для машиностроения. Останавливаются предприятия, производящие продукцию, имеющую стратегическое значение для безопасности России.

Третья причина заключается в увеличении количества потенциально опасных объектов. На территории России в последние годы возрастает объем накопления взрыво-, пожаро-, химически-, радиационно-, биологически опасных производств, веществ и материалов, способных вызвать аварии и катастрофы вследствие низкой надежности систем обеспечения безопасности. До опасных уровней накапливается атомное топливо, создавая угрозу человеку и природе [8]. В России развиваются преимущественно сырьевые отрасли, вызывающие опасность возникновения техногенных аварий и катастроф, ухудшение природной среды, снижение качества жизни и уровня безопасности населения и жизнепригодности природы для будущих поколений.

Четвертая причина - снижение уровня технологической дисциплины, нарушение технологий и технологического единства предприятий. Одновременно наблюдается падение престижности труда, компетенции и ответственности персонала, уход высококвалифицированных и даже уникальных специалистов из вредных, потенциально опасных и высокотехнологических производств в различные коммерческие структуры или отъезд их за рубеж.

Пятая причина - ухудшение криминогенной обстановки. На вероятность возникновения техногенных аварий и катастроф существенное влияние оказывают криминогенные условия, уровень преступности и коррупции, другие опасные социальные явления, различные провокации и дезинформация. На Россию развернуто тотальное наступление организованной преступности. Серьезное влияние на безопасность жизнедеятельности населения оказывает ухудшение здоровья и социального обеспечения населения.

Особое влияние на безопасность общества оказывают и такие факторы, как снижение общего уровня науки, культуры, образования. XXI век - это век науки. Но в России из-за недостатка финансирования наука находится в катастрофическом положении, прежде всего, в области высоких технологий и безопасности. Если ситуация не изменится, то наука в России полностью деградирует.

Следовательно, в ближайшие годы маловероятно снижение уровня техногенных аварий и катастроф, потерь в них населения и материальных средств. Кроме техногенных катастроф, на безопасность населения и среды обитания влияют стихийные бедствия геологического, гидрологического,

метеорологического происхождения. В стране ежегодно происходят свыше 300 землетрясений, наводнений, цунами и тайфунов, ураганов, лавин, оползней, селей,

лесных пожаров и др. Стихийные бедствия и опасные природные явления наносят огромный ежегодный ущерб государству.

Общие потери от техногенных, стихийных и социальных бедствий достигают 10% от национального дохода страны. Значительное влияние на уровень опасностей и угроз объектам экономики, инфраструктуры и населению оказывают социально-экономические условия в России. Аварийно-спасательные силы и средства, а также подразделения наблюдения и контроля (мониторинга) вовсе могут прекратить существование из-за устаревания спасательных средств, недопустимого сокращения финансирования, разработки и производства спасательной техники и ухода опытных специалистов.

Приходят в негодность к применению по предназначению построенные ранее убежища для населения, а их строительство в новых зданиях и сооружениях не предусматривается. Закрываются структуры систем мониторинга природной и техногенной среды. В этих условиях становится угрожающей незащищенность человека от техногенных, природных и социальных бедствий как в мирное, так и особенно в военное время, что может привести к экологической катастрофе в России, как это наблюдается в Европе после агрессии против Югославии. Многие предприятия переходят в руки коммерсантов, заинтересованных не в повышении экономической и оборонной безопасности России, а в личном обогащении. Возникает вопрос: как заставить или заинтересовать руководителей всевозможных акционерных обществ (тем более с ограниченной ответственностью) проводить мероприятия по гражданской обороне? Пока для этого у государства нет ни нормативных актов, ни финансовых рычагов, ни механизмов реализации имеющихся законов, постановлений и других нормативных правовых актов, а иногда и нет желания проводить мероприятия по ГО. К тому же положение закона «О гражданской обороне» о возмещении расходов на мероприятия по ГО невыполнимо из-за отсутствия средств в федеральном бюджете.

В связи с тем, что гражданская оборона как часть оборонных мероприятий отнесена к ведению федерального центра, а не к предмету совместного ведения Центра и регионов, то некоторые местные органы власти практически не занимаются не только совершенствованием ГО, но даже поддержанием того, что было ранее, и она приходит в упадок. Некоторые руководители предприятий даже не знают о своей ответственности за состояние безопасности персонала и проживающего вблизи населения.

На основании изложенного можно констатировать, что в настоящее время государство не способно обеспечить надежную защиту населения и среды его обитания от техногенных, природных и социальных катастроф, так как не имеет для этого ни финансовых, ни материальных ресурсов, ни научной, ни правовой базы и механизма ее реализации, особенно в регионах, каждый из которых живет по своим правилам.

В соответствии с этим, МЧС России и другим органам федеральной власти предстоит ускорить разработку и реализацию мероприятий в области вооруженной и гражданской защиты страны, прежде всего, от перспективного высокоточного и информационного оружия, а также от диверсионных действий, прежде всего, финансово-экономических механизмов обеспечения строительства и функционирования. Система гражданской защиты должна быть готова к надежной

защите населения и среды обитания в военных конфликтах любого масштаба и продолжительности, а в мирное время - к противодействию техногенным, природным и социальным катастрофам, что внесет вклад в обеспечение выживания населения России, а возможно, и цивилизации в целом.

Литература и источники:

1. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / под ред. Г. Н. Кириллова. - М. : Институт безопасности и риска, 2002.

2. Смирнов, А. Т., Основы военной службы: учебное пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. - М. : Дрофа, 2004.

3. Владимиров, В. А. От МПВО к гражданской обороне. Страницы из истории / В. А. Владимиров, Н. Н. Долгин, Ф. Г. Маланичев. - М. : Ин-октаво, 2004.

- 352 с.

4. Гражданская защита : понятийно-терминологический словарь / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : Одлайст, 2001.

5. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Контроль защитных свойств : энциклопедия ”Экометрия ” из серии справочных изданий. - М.

: ФИД ''Деловой экспресс”, 2002. - 408 с.

6. Рыбаков, В. А. Национальная безопасность: гражданская оборона и чрезвычайные ситуации / В. А. Рыбаков и др. // Экономика и производство. - 1998.

- № 12. - С. 4.

7. Щаблов, Н. Н. История гражданской обороны / Н. Н. Щаблов. - М. : Стройиздат, 2011. - 243с.;

8. Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны / под общ. ред. П. В. Плата ; МЧС России. - М. : Деловой экспресс, 2007. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.