Научная статья на тему 'Проблемные аспекты фотоиллюстраций (на материале научно-популярной периодики)'

Проблемные аспекты фотоиллюстраций (на материале научно-популярной периодики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
467
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СМИ / ФОТОИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ / НОВЫЕ МЕДИА / ЖАНРЫ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ / NEW MEDIA / GENRES OF PHOTOJOURNALISM / SCIENTIFIC-POPULAR MEDIA / PHOTO ILLUSTRATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филоненко Д.В.

Исследуется роль фотоиллюстраций в контексте научно-популярных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты фотоиллюстраций (на материале научно-популярной периодики)»

Филоненко Д.В. ©

Аспирант кафедры электронных изданий и медиадизайна,

Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ПЕРИОДИКИ)

Аннотация

Исследуется роль фотоиллюстраций в контексте научно-популярных медиа.

Ключевые слова: научно-популярные СМИ, фотоиллюстративный материал, новые медиа, жанры фотожурналистики.

Summary

The article deals with the role of photo illustrations in the context of scientific-popular

media.

Keywords: scientific-popular media, photo illustrations, new media, genres of photojournalism.

Актуальность. В современных печатных СМИ публикуется большое количество фотоиллюстративных материалов, предназначение которых - влиять на восприятие контента аудиторией, вызывать интерес читателей.

Новейшие СМИ, в отличие от традиционной журналистики, смещают фокус от текста к изображению, которое становится полноценной составляющей медиа. Проблема изучения влияния визуализации информации в медиа в последние годы вышла на первый план для многих исследователей и журналистов [1, 2, 3]. Но несмотря на это, сегодня не в полной мере осмыслена роль фотоиллюстративных материалов в системе научно-популярных медиа.

Фотография в массовой коммуникации может выступать не только в качестве визуального сопровождения к статье, но и быть вполне самостоятельным сообщением. Ведущие научно-популярные журналы активно используют фотоиллюстрации для упрощения специфических материалов, их дополнительного объяснения. Некоторые научнопопулярные издания благодаря фотографиям создают целостные по структуре публикации.

Специфика контента научно-популярного направления требует дополнительных объяснений, такую функцию часто выполняют фотоиллюстрации. В условиях низкой привлекательности научно-технической и научно-популярной информации именно яркие и правильно подобранные фотографии могут повлиять на выбор издания читателем. Это и обусловливает актуальность проблемы.

Степень исследования фотожурналистики можно назвать достаточно высокой. Можем отметить многочисленные исследования в сфере рекламного и маркетингового фото, архитектоники и визуализации в журналистике. Разработками в области фотоиллюстраций занимались такие ученые Здоровега В., Цуканова Г., Максимович М., Черняков Б., Шевченко В., Г анюшин А., Сабунин А., Алексеева М , Зотанг С., Ив Арньес [1, 2, 3, 4, 5].

Также ученые разных стран занимались изучением проблем эффективности научнопопулярной коммуникации. Подразумеваем работы Коновца А., Бойко А., Зелинской Н., Бондаренко Т. и др. [11], [12].

О доминантном значении фотоиллюстративного материала писали многие ученые. Воспользуемся определением Владимира Здоровеги: «Благодаря удачным

фотоиллюстрациям многие современных изданий имеют свое «лицо», имидж и своих читателей и подписчиков. Умение видеть и понимать увиденное охватывает широту взглядов на явления»[1, с. 29].

© Филоненко Д.В., 2015 г.

Научно-популярная журналистика - специфическая отрасль социальной

коммуникации. Она требует определенных фоновых знаний или хотя бы заинтересованности аудитории. Редакциям медиа этой отрасли иногда сложно работать с потенциальной аудиторией. В этом случае фотографические материалы значительно облегчают и упрощают восприятие публикации и привлекают читателя.

Мы разделяем мнение Сабунина А., который в статье «Знаковый подход к изучению фотографии» отмечал: «Можно заметить, что фотография воспринимается человеком... как некоторое сообщение, составленное из знаков. Знаки не являются словами или буквами по аналогии с вербальным сообщением, а представляют собой «иностранные слова», которые будут переведены на понятный язык с учетом используемого словарного запаса. То есть, большую роль играет социально-исторический аспект, который позволяет интерпретировать изображения в назначенном русле. Некоторые слова понятны на всех языках мира, так и некоторые образы на фотографии воспринимаются одинаково во все времена и во всех странах. В других случаях для «прочтения» текста фотографии нужна некая «помощь», в качестве которой может выступить вербальное сообщение, сопровождающее фотографию »[2, 34].

В таком аспекте мы будем изучать роль фотоиллюстраций в научно-популярной периодике.

Целью нашего исследования является определение места фотоиллюстрации в системе научно-популярной журналистики как жанра изобразительной публицистики.

Для осуществления указанной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно: определить формы и жанры фотоиллюстрации научно-популярных медиа, ее актуальность, оперативность и влияние на реципиентов, проанализировать специфику и особенности отражения действительности фотожурналистами, а также условия создания удачных фотографий.

Определим основные особенности фотожурналистики. Исследовательница Цуканова Г. в исследовании «Влияние средств изобразительной журналистики (фотографии и инфографики) на восприятие текстовой информации» отмечает: «Основываясь на признаках, взятых из формообразующих элементов фотографии, осуществляется один из разделов фотожурналистики на жанры:

а) от жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, рисунок, плакат, карикатура, книжная иллюстрация, промышленная и оформительская графика);

б) от жанров литературы (рассказ, повесть, роман, драма, комедия, трагедия и др.).

в) от жанров риторики и журналистики. [3.24]

Распределение на основе журналистских жанров является сейчас самым распространенным в фотожурналистике. Это разделение происходит по следующему принципу:

а) информационные (Фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация);

б) публицистические (фотозарисовки, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат,

фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж);

в) художественно-публицистические и сатирические жанры (фотофейлетон, фотошутка, карикатура, шарж, комикс, фотокомикс), пишет Анна Цуканова [3.27]

Современная справочная журналистиковедческая литература предлагает спецификацию жанров фотожурналистики, часто родственную и мало отличную в терминах и определениях одна от другой. Если систематизировать их, то схема жанров выглядит так:

- Фотозаметка, фоторепортаж, фотокорреспонденция, фотофейлетон, фотоочерк, фотообвинение, фотофакт отмечает Юрий Бидзиля[4, с. 89].

М. Алексеева в статье «Изобразительный материал в газете» предлагает такую систему разделения иллюстративного материала по жанровой палитрой: фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк, фотокорреспонденция, фотомонтаж, фотозарисовки, которые различаются между собой особенностями отражения действительности и самовыражением автора. Каждый из жанров имеет свое назначение» [5, с. 421-425].

Исследователь М. Максимович определяет такие жанровые формы изучаемого предмета: фоторепортаж, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюрморт, фоторепродукция, фотореклама, коллаж, фотоочерк, документальное фото и т.п. [6, с. 35].

Таким образом, можно констатировать, что жанровая специфика фотоиллюстраций

Считаем необходимым обратить внимание на своеобразные «постулаты» известного французского исследователя журналистики Ива Арнье, который определил параметры успешного использования фотоматериалов в периодике. По его мнению,

признаки хорошей фотографии в прессе определяются шестью критериям:

• Живость - то есть на фотографии должны быть изображены люди. Для наибольшего эффекта две трети фотографий должны быть живыми.

• Фото должны соответствовать характеру издание. То есть, в элитарной прессе недопустима папарационная съемка в то время, как таблоидных изданиях нет места для классической хроникального фотожанра

• Информационное богатство - фото, которое добавляет информацию к статье, является более предпочтительным, чем снимок, что просто напоминает тему.

• Эстетическое качество - при одинаковой информационной ценности следует отдавать предпочтение наиболее эстетичному снимку.

• Техническое качество - надлежащая читабельность фотографии является необходимым условием для публикации, а именно приемлемое разрешение, цветопередачу, отсутствие дефектов.

• Эксклюзивность - предполагает исключительность, неповторимость. Это фото должно быть единственным в своем роде. [7, с. 247]

Объектом изучения являются научно-популярные журналы в Украине. В рамках исследования нашего объекта мы выбрали журналы, представленные на рынке Украины -«Наука и техника», «Очевидное и невероятное», «National geographic» украинской локализации. Об их популярности свидетельствуют тиражные показатели. Редакции этих изданий заявляют о таких тиражах: «National geographic» - 25000 экземпляров, общий тираж журналов «Наука и техника» и «Очевидное и невероятное» - 18000 экземпляров.

Рассматривая выбранные нами издания, мы определили их особенности и отличия от других аналогичных изданий.

«Наука и техника» и «Очевидное и невероятное» тяготеют к научному стилю изложения. Издание не глянцевые, соотношение цветных и черно-белых иллюстраций 50 на 50%.

Все малоизвестные термины разъясняются. Сложные для восприятия темы иллюстрируются графиками и рисунками. С 2008 рубрика «НИТ» - «Очевидное и невероятное» переросла в журнал. По состоянию на 2010 год вышло 29 номеров журнала. Общий тираж 20000 экземпляров в Украине и России. Формат А4. Каждый выпуск имеет 64 страницы.

Интересные методы подачи научно-технической и научно-популярной проблематики использует «National geographic» украинской локализации. Отличительной чертой этого издания является пространные фоторепортажи. Очень часто с помощью только качественных фотографий и коротких подписей к ним (не более 50 слов) авторы рассказывают интересные истории.

Журнал National Geographic является одним из родоначальников фотожурналистики как явления. На страницах этого журнала впервые появилось цветное фото, а также увидела свет первая цветная фотообложка. Считаем этот журнал таким, что задает определенный уровень качества фотоиллюстративного материала и его удачного использования.

Фотографии занимают значительную часть площади журнала, более 70%. Такой высокий процент иллюстративного материала потенциально может отвлечь внимание аудитории от текста и смысловой нагрузки статьи. National Geographic использует широкоформатные фотографии на всю полосу и уже по ним проходит текст. Этот прием

позволяет печатать качественные фото в большом формате, не отнимая журнальной площади у текстового материала.

В журнале имеются разнообразные фотожанры: от фотозаметки до пространного и полного фоторепортажа. Но наиболее популярными в National Geographic является фотоочерк, фоторепортаж и фотоэтюд. Эти жанры имеют определенную эмоциональную окраску, что не свойственно научно-популярной журналистике. Считаем, что эта особенность качественно отличает National Geographic от других научно-популярных изданий, и делает его таким привлекательным для аудитории.

Одной из особенностей журнала являются короткие подписи к фото, что в воображении читателя могут потенциально превратиться в полноценный рассказ. Например, в выпуске за май 2014 года опубликована обширная статья о быте и культуре крымских татар, которые в эпоху глобализации пытаются сохранить свою автономность и обычаи. Автор Эмине Зиятдинова писала об обычаях крымских татар, о традициях их свадьбы, о крымско-татарской вышивке, музыке, о технике создания ковров. Но автор не смогла вместить рассказ о традициях и особенностях создания глиняных кувшинов (куманов) и просто подала фото мастера, именно работает над куманом [9, с. 24-33]

В статье все фотоиллюстрации композиционно и технически удачные и «повествуют» о быте крымских татар. Эти фото не иллюстрируют текст, но в определенной степени дополняют его и полнее раскрывают суть, которую хотел донести автор. Таким образом, фотоиллюстрации могут восприниматься как полноценная составляющая публикации.

Редакция журнала «National geographic» проводит интерактивные акции для своей аудитории. Рубрика «Твой кадр» предусматривает активное сотрудничество с аудиторией: читатели присылают фотографии, а редакционная коллегия выбирает лучшее фото и публикует на страницах журнала. Считаем такой прием удачным, так как он привлекает аудиторию к регулярному чтению и к репортерской фотографии.

Издание имеет собственных фотокорреспондентов в разных уголках мира, благодаря чему в одном номере можно увидеть разнообразные фото. Эмотивный стиль подачи фотоматериалов, их принципиальное композиционное и техническое качество делают National Geographic одним из самых интересных журналов в аспекте использования фотоматериалов.

Журналы «Наука и техника» и «Очевидное и невероятное» в определенной степени схожи в подборе и особенностях применения фотоматериалов, но имеют и некоторые различия. «Наука и техника» это сугубо научно-популярное периодическое издание. В нем наряду с фотоиллюстративным материалом содержится большое количество чертежей, таблиц, графиков. «Очевидное и невероятное» тяготеет к научно-развлекательному контенту, что и обусловлено аудиторной направленностью.

При более детальном изучении и сравнении этих изданий обнаружены такие особенности. Журнал «Наука и техника» имеет соотношение цветных и черно-белых фотографий 50 на 50, что на сегодня не является удовлетворительным; современная аудитория требует полностью цветных иллюстраций. Хотя такую политику издания можно объяснить большим количеством схем, графиков и чертежей, которые не всегда предусматривают полноцветность.

«Наука и техника» также имеет интересную особенность, не свойственную большинству научно-популярных изданий - редакция публикует постеры с изображением техники, о которой повествуется в каждом конкретном выпуске. Исследуя аудиторию этого журнала, мы нашли немало коллекционеров постеров, которые во многом благодаря этому типу иллюстративного материала выписывают журналы. То есть, фотоиллюстративные материалы помогают редакции формировать реальную аудиторию и удовлетворять ее потребности и интересы, а также привлекать потенциальную аудиторию.

Фотографии по смысловой нагрузке тесно привязаны к тексту статьи. Они не дополняют, а иллюстрируют уже готовый текст. Интересной особенностью являются достоверные и полные чертежи большинства описываемых технических приборов или

машин. Для подготовленной аудитории такое приложение является очень важным, а читателям, которые не имеют фоновых знаний, это дает возможность посмотреть на технику в «разрезе» и, возможно, глубже заинтересоваться инженерией.

В журналах «Наука и техника» и «Очевидное и невероятное» публикуются материалы на историческую тематику. Редакционная коллегия, имея значительный творческий потенциал, нашла интересный способ иллюстрации исторических мест и событий, подавая фрески или тактические чертежи тех времен с панорамной фотографией указанной местности сегодня. Особый эффект имеют снимки мест сражений, которые сегодня стали частями городов и сел, а еще 100-200 лет назад были полями или лесами. Таким образом, появилась возможность привлечь к аудитории не только тех, кто увлекается техникой, но и интересующихся историей.

Интересно также решение в подборе фотоиллюстративного материала для статей естественного и геологического направления. В таких материалах редакторы размещают фото высокого разрешения. Этот прием, в свою очередь, дает читателям возможность подробно рассмотреть различные бактерии или минералы.

Основной особенностью фотоиллюстративного материалов «Науки и техники» и «Очевидного и невероятного» является наиболее полная достоверность и научная точность изображаемого материала. Чертежи и планы событий в определенной степени не вписываются в классическое восприятие научно-популярного издания, но дают больше информации и качественно иллюстрируют предмет статьи.

Журнал имеет широкий спектр фотоиллюстративных жанров. Наиболее

распространенными являются: фотоколлаж, фотоплакат, фотосериал, фотоинформация, фотоиллюстрация.

Рассмотрев особенности применения и подбора фотоиллюстративных материалов, современных научно-популярных медиа в Украине, мы пришли к таким выводам.

Качество фотоиллюстративного материал напрямую влияет на популярность издания для аудитории, именно профессиональные и яркие фото обращают внимание потребителей информации в научно-популярных текстов.

Фотоиллюстративные материалы значительно упрощают понимание научнопопулярного текста и помогают читателям, которые не имеют фоновых знаний в определенной области науки, наглядно увидеть суть описываемого явления.

При правильном и творческом подходе к выбору фотоиллюстраций можно только благодаря им «рассказывать» композиционно целостные «истории» с минимальным количеством печатных знаков, что в значительной мере упрощает понимание публикаций и привлекает внимание аудитории.

Научно-популярные издания могут успешно использовать широкий спектр фотоиллюстративных жанров. Аудитория позитивно воспринимает как эмотивные фото, так и подробные чертежи.

В научно-популярных онлайн-медиа необходимо использовать фотоиллюстрации высокого разрешения для возможности масштабирования и более подробного изучения материала.

Также в онлайн изданиях очень удачно используется .gif-анимация, которая дает возможность аудитории в динамике рассмотреть явление о котором идет речь.

Подытоживая, считаем необходимым отметить, что современные научно-популярные журналы все больше зависят от качественных фотоиллюстративных материалов. Изобразительная составляющая научно-популярной коммуникации влияет на аудиторию, требует более тщательного отношения к подбору фотографий и инфографики, так как эти факторы влияют на восприятие материала.

Возможности интернет журналистики в области применения фотоиллюстративного материалов безграничными. Поэтому редакционные коллегии таких изданий имеют более ответственно и творчески относиться к подбору и применения фотоиллюстративного материала.

Фото и графические иллюстрации благодаря наглядности, четкости, ясности и эстетичному оформлению позволяют предоставлять читателям более полную и качественную информацию, тем самым удерживая внимание реальной аудитории и умело привлекая потенциальную.

Литература

1. Здоровега В. Природа и специфика образа в журналистике / В. Здоровега / Вестник Львовского ун-та. Серия журналистика. - Вып. 26.

2. Сабунин А. Знаковый подход к изучению фотографии / Сабунин А. / Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Медиаскоп. - Вип. 1. - 2009. -[Електронний ресурс]. Режим доступу:http://www.mediascope.ru/node/272

3. Цуканова Г. Влияние средств изобразительной журналистики (фотографии и инфографики) на восприятие текстовой информации: дис. канд. соц. ком. наук 27.00.06 / ЦУКАНОВА Г., Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт журналистики. К. -2011.

4. Бидзиля Ю.М. (ред.) Словарь журналиста: термины, масс-медиа, фигуры. - Ужгород Закарпатье, 2007. - 224 с.

5. Алексеева М. Изобразительный материал в газете / М. Алексеева // Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под. Ред. Я. Засурского. - М.: Мысль, 1988. -575 с.

6. Максимович М. Фотоиллюстрация в газете: критерии, тенденции, перспективы / М.

Максимович. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.franko.lviv.ua/faculty/jur/

publications/visnyk26/Statti_Maxymovych.htm.

7. Ив Аньес. Учебник по журналистики: Пишем для газет. - М.: Издательский дом «Киево-Могилянская академия», 2013. - 544 с.

8. Зиятдинова Е. Новый крымский стиль / Зиятдинова Е .// National Geographic. - 2014. - №5. - С. 24-33.

9. Наука и техника // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nt-magazine.ru/

10. Оевидное и невероятное // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nt-magazine.ru/

11. Научная коммуникация в СМИ: Практикум. Составители А. А. Бойко, Н. В. Зелинская, А. Ф. Коновец. - Львов: Украинская академия книгопечатания. 2009. - 124 с.

12. Бондаренко Т. А. Популяризация науки в отечественном медиа пространстве .// Государство и регионы / Серия: Социальные коммуникации 2012, № 1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_sk/2012_1/files/SC112_06.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.