Научная статья на тему 'Проблемные аспекты бизнес-моделирования на предприятиях в условиях конкуренции'

Проблемные аспекты бизнес-моделирования на предприятиях в условиях конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МОДЕЛЬ / MODEL / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / АБСТРАКЦИЯ / ABSTRACTION / АБСТРАГИРОВАНИЕ / ШАНСЫ / CHANCES / РИСКИ / RISKS / УГРОЗЫ / THREATS / ABSTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубулава Ное Михайлович, Ларионов Валерий Глебович

В статье освещаются проблемные аспекты моделирования бизнеса и предпринимательской деятельности, систематизирован отечественный опыт моделирования бизнес-процессов, акцентировано внимание на описании организационных, стратегических и коммуникационных бизнес-моделей, упоминается о прогрессивных формах организационной стратегии бизнеса в условиях конкуренции. В этой связи акцент сделан на определении таких понятий, как абстракция и абстрагирование. Рассматриваются типы организационной деятельности (интегрированная модель стратегии бизнеса, модель организационного поведения бизнеса, стратегия развития малого и среднего бизнеса, информационно-коммуникационные модели бизнеса, модель маркетинговой стратегии бизнеса в условиях перенасыщенности потребительского рынка, особый интерес представляет модель трех конкурентных сил). Доказывается, что если бы России удалось стабилизировать цены, то в перспективе это дало бы мощный импульс выйти на новый уровень экономического развития и достичь конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хубулава Ное Михайлович, Ларионов Валерий Глебович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of business modeling in a competitive environment

This paper surveys challenges of the business modeling and entrepreneurship, analyzes the Russian experience in the business simulation, highlights features of the strategic, organization and communication business models, and brings into picture progressive forms of organizational business strategy. In this respect, a special emphasis is particularly placed on defining such concepts as abstract and abstraction. We consider various types of the organizational performance: integrated model for business strategy, model of the organizational business behavior, strategy for development of small and medium-sized businesses, information and communication business models, and marketing strategy in conditions of oversupply. The Three Forces model is of particular interest. This publication argues that stabilizing prices would boost Russian economy and let Russia gain a competitive advantage in global market.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты бизнес-моделирования на предприятиях в условиях конкуренции»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

УДК 330.322.1(470+571)

DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(2).197-203

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

Н. М. Хубулава, В. Г. Ларионов

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 11 февраля 2016 г.

Дата принятия к печати 9 марта 2016 г.

Дата онлайн-размещения 29 апреля 2016 г.

Ключевые слова

Бизнес;

предпринимательство; модель; стратегия развития малого и среднего бизнеса; абстракция; абстрагирование;шансы; риски; угрозы

Аннотация

В статье освещаются проблемные аспекты моделирования бизнеса и предпринимательской деятельности, систематизирован отечественный опыт моделирования бизнес-процессов, акцентировано внимание на описании организационных, стратегических и коммуникационных бизнес-моделей, упоминается о прогрессивных формах организационной стратегии бизнеса в условиях конкуренции. В этой связи акцент сделан на определении таких понятий, как абстракция и абстрагирование. Рассматриваются типы организационной деятельности (интегрированная модель стратегии бизнеса, модель организационного поведения бизнеса, стратегия развития малого и среднего бизнеса, информационно-коммуникационные модели бизнеса, модель маркетинговой стратегии бизнеса в условиях перенасыщенности потребительского рынка, особый интерес представляет модель трех конкурентных сил). Доказывается, что если бы России удалось стабилизировать цены, то в перспективе это дало бы мощный импульс выйти на новый уровень экономического развития и достичь конкурентных преимуществ.

ISSUES OF BUSINESS MODELING IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

Noe M. Khubulava, Valeriy G. Larionov

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation

Article info

Received February 11, 2016

Accepted March 9, 2016

Available online April 29, 2016

Keywords

Business; entrepreneurship; model; strategy for development of small and medium-sized businesses; abstract; abstraction; chances; risks; threats

Abstract

This paper surveys challenges of the business modeling and entrepreneurship, analyzes the Russian experience in the business simulation, highlights features of the strategic, organization and communication business models, and brings into picture progressive forms of organizational business strategy. In this respect, a special emphasis is particularly placed on defining such concepts as abstract and abstraction. We consider various types of the organizational performance: integrated model for business strategy, model of the organizational business behavior, strategy for development of small and medium-sized businesses, information and communication business models, and marketing strategy in conditions of oversupply. The Three Forces model is of particular interest. This publication argues that stabilizing prices would boost Russian economy and let Russia gain a competitive advantage in global market.

Бизнес — это экономическая и предпринимательская деятельность, стратегия в виде моделей для извлечения максимума прибыли. При этом модель предпринимательской деятельности представляет

собой специфическую особенность бизнеса, содержащую инициативную самостоятельность граждан и их объединений, направленную на извлечение максимума прибыли.

© H. М. Хубулава, В. Г. Ларионов, 2016

При использовании конструкции модели следует учитывать ключевые внутренние и внешние факторы, а также основополагающие принципы:

- беспрепятственный выбор видов деятельности;

- привлечение на добровольных началах имуществ и средств юридических лиц и граждан;

- самостоятельное формирование программ и действий;

- свободный наем работников;

- равноценное распределение прибыли.

Модель — это упрощенное представление объекта в виде различных переменных величин или ограничений, т. е. конструкция, позволяющая объективно показать процессы, протекающие во времени, например, модель центра нашей планеты, модели солнечной радиации, влажности почвы, воздуха и т. д.

В научной литературе различают экономические, динамические, стохастические, фрактальные, имитационные и другие модели [1-10]. На современном этапе особо популярны следующие понятия:

1. Абстракция — позволяет создать модель объекта исследования, сохраняя основные существенные черты объекта моделирования, причем даже в условиях неопределенности объекта, т. е. в зависимости от того, является ли объект доступным, недоступным или малодоступным. Здесь ведущая роль отводится проектировщикам, от их способности и умения определить суть проблемы и характерные признаки и особенности объекта моделирования. В данном случае определенными преимуществами обладают исследования на стыке наук, так как они вправе воспользоваться достижениями математической науки, химии, биологии, генетики или селекции для более адекватного отображения объекта моделирования. В связи с этим следовало бы утверждать, что абстракция — это продукт абстрагирующего мышления, в частности, в области исследования отдельных моделей, например, моделей водного режима, солнечной радиации, роста сельскохозяйственных культур, влажности почвы или воздуха, различных природных явлений (землетрясений, цунами и т. д.).

2. Абстрагирование — в отличие от абстракции предполагает поиск методов, инструментов, механизмов, алгоритмов, различных программ для компьютерной технологии, чтобы практически обеспечить адекватность исследуемых процессов. В зависимости от конкретных обстоятельств могут применяться различные методы моделирования: фракталь-

ные, имитационные, вероятностные, динамические, экспериментальные и др.

Процессы абстракции и абстрагирования взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, т. е. их можно рассматривать как единое целое для познания объекта. В то же время автономные их исследования имеют принципиальное значение для познания действительности, особенно тогда, когда объект является чрезвычайно сложным.

Познание сложных объектов, особенно тех, которые недоступны или непонятны для исследования, следует осуществлять в специальных лабораторных условиях или даже специализированных закрытых камерах с соответствующими возмущающими векторами и с учетом элементов вероятностной оценки, т. е. проводить модельный эксперимент при этом. Эксперимент должен быть математизированный, следовательно, иметь программированный характер.

Обоснование искомых моделей должно осуществляться последовательно, по заранее заданной схеме:

- постановка проблемы;

- оценка внутренних и внешних элементов;

- выявление существенных, значимых элементов, сведений об исследуемом объекте;

- математизация исследуемых процессов;

- разработка программного продукта;

- апробация системы с соответствующими выводами и рекомендациями;

- промышленная эксплуатация системы.

По существу, экономические модели

являются концентрированным выражением объекта моделирования, следовательно, в нем должны учитываться ключевые внутренние и внешние составляющие. Таким образом, модель является инструментом, механизмом предвидения обстоятельств в будущем. Если модель адекватна к объекту, то тогда на ее основе возможно спрогнозировать стоимость 1 дол., или 1 евро, или 1 барреля нефти не только на ближайшее время, но и на перспективу.

К сожалению, ученые до сих пор не в состоянии смоделировать не только биологические, но и происходящие экономические процессы. Немало проблем связано с отображением абстракции и абстрагирования при моделировании.

Полагаем, что исследование моделей — это специальный раздел науки о бизнесе, поэтому в рамках данной статьи модели рассматриваем преимущественно с позиции

развития бизнеса на микроуровне. При этом считаем целесообразным позаимствовать стратегический тип бизнес-моделей [5], в котором содержится базовая экономико-математическая модель развития бизнеса.

В то же время следовало бы обратить внимание на то, что для продвижения бизнеса, предпринимательской деятельности требуется целая система экономико-математических, эконометрических мо лей в виде различных абстрактных описаний, изображений, схем, алгоритмов и т. д.

На протяжении многих лет человечество выработало немало форм и методов организационной деятельности бизнес-моделей: линейные, линейно-функциональные, диви-зиональные, матричные и другие, каждая из которых имеет свои особенности [6]. По нашему мнению, для продвижения бизнеса следовало бы практиковать следующие типы бизнес-моделей:

1. Организационные типы бизнес-моделей. На предприятиях обычно доминируют целевые и органичные типы моделей (рис. 1). В первом случае производственная деятельность осуществляется строго на основе заданных ориентиров исходя из централизованного принятия решения. Во втором случае система характеризуется децентра-

лизацией решений, участием сотрудников в их принятии, т. е. ей придается качество живого организма. Хотя в данном случае слабым звеном следовало бы считать предъявляемые высокие требования к личностным качествам и организаторским способностям руководителя.

Органи-Целевой //] зационная (заданный) деятель тип Гч _ ность

организации

на предприятиях

Органичный тип

Рис. 1. Типы организационной деятельности на предприятиях

2. Стратегические типы бизнес-моделей — это не только прорыв в будущее, но и более высокий уровень развития с учетом потенциальных возможностей конкурентов. В научной литературе выделяют наступательные, оборонительные, региональные, отраслевые, продуктовые, программно-целевые, индикативные и другие бизнес-модели, при которых обеспечивается наступательное развитие бизнеса.

В условиях адаптирования России к требованиям Всемирной торговой организации особый интерес представляет интегрированная модель стратегии бизнеса (рис. 2-4).

нес-сетеи, многоуровневых моделей

ществ

реализация проекта и эффективности инвестиции

- управление кадрами с таким расчетом, чтобы обеспечивалось равновесие в экономике

Рис. 2. Интегрированная модель стратегии бизнеса (версия 1)

Рентабельность

Рис. 3. Стратегия организационного поведения развития бизнеса на предприятиях (версия 2)

Ф П ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z

ю

С

(о —

2 о

ы

п о

ч

I"» 9

& &

сч

О

<0 N

S

о

N

£

Е

ф

^

п

и <

и

Ё о с о

и

ш

ф

*

п *

(0 л

1Л *

3

®

з

со

В таких моделях фиксируется стратегия организационного поведения бизнеса, самостоятельность работников, а также их участие в управлении фирмой, бизнесом, затем имитируются предпринимательские возможности, а также выстраивается стратегия, ориентированная на рынок (см. рис. 3). Особый интерес представляют многомерные, в частности, трехмерные модели укрепления курса национальной валюты по отношению к американскому доллару [11], а также модели Харрода-Домара, Солоу и других авторов, т. е. модели инвестиционной активности бизнеса [5].

Одним из вариантов решения проблемы развития малых и средних предприятий является стратегия развития малого и среднего бизнеса (см. рис. 4) с пошаговым алгоритмом достижения поставленных целей и реализацией конкретных мер, которая состоит из следующих основных этапов:

- оценка внутренних и внешних факторов;

- исследование инвестиционных, инновационных возможностей;

- анализ возможного ассортимента выпуска продукции, а также его продвижение на потребительский рынок;

- определение потенциальных возможностей малого и среднего бизнеса;

- выявление доходности исследуемого бизнеса;

- формирование приоритетных направлений стратегии малого и среднего бизнеса;

- учет корпоративных и иных форм взаимоотношений с другими предприятиями.

3. Информационно-коммуникационные бизнес-модели используются для поддержки ввода, хранения, обработки, анализа, представления информации, а также прогноза последующих действий (рис. 5).

Благодаря ключевым характеристикам информационно-коммуникационные технологии занимают доминирующие позиции в коммуникационном пространстве общества. Например, модель трех конкурентных сил с учетом дополнительного извлечения прибыли в условиях перенасыщенности потребительского рынка (рис. 6) позволяет обосновать целесообразность стабилизации цен в России посредством решения двух задач: М^ — качество продукции, технология производства; М2 — товарооборот.

Под стабилизацией цен в нашем случае следует понимать обеспечение последовательного, умеренного темпа роста цен на товары потребления. Самое главное, темпы роста цен должны быть ниже темпов роста технико-экономических показателей, в частности, товарной продукции или прибыли. При этом самое важное — добиться снижения затрат на единицу товарной продукции, прибыли и т. д. Если это удастся, то прогресс гарантирован. В противном случае экономика будет малопривлекательной и даже неконкурентоспособной [4].

Рис. 4. Стратегия развития малого и среднего бизнеса (версия 3)

Обеспечение: — аппарат; — программа; — исходная информация Результат: — сопоставление, оценка; — как улучшить бизнес; — какие информационно-коммуникационные технологии могут быть более выгодными

—► Информационно-коммуникационные технологии Бизнес-модель <—

J к

Рис. 5. Информационно-коммуникационные бизнес-модели

Системная логико-информационная модель маркетинговой деятельности в условиях перенасыщенности потребительского рынка позволяет решать поставленные задачи посредством трех векторов: шансы, риски, угрозы (рис. 7).

Первый вектор (шансы) оценивает потенциальные возможности исследуемых

объектов. При этом наряду с технико-экономическими показателями акцент делается на технический, технологический, профессиональный уровни подготовки специалистов. Именно здесь, по существу, анализируется положение исследуемого объекта на рынке и формируются возможности выхода на новые, более прогрессивные рынки.

Задача М2

ч г

Прирост прибыли

Рис. 6. Модель трех конкурентных сил (базовая версия) с учетом дополнительного извлечения прибыли в условиях перенасыщенности потребительского рынка

Приоритетная задача — активизация производственно-хозяйственной деятельности

Рис. 7. Системная логико-информационная модель маркетинговой стратегии в условиях перенасыщенности потребительского рынка

Ф П ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м

о 2

Z

10 С

(о —

2

о

ы

Второй вектор (риски) учитывает оценку положения объекта на рынке, а именно — потенциальные возможности конкурентов. В зависимости от конкретных обстоятельств различают благоприятные, менее благоприятные и неблагоприятные риски. На данном этапе больше возможностей для разумного использования элементов теории вероятности.

И, наконец, третий вектор (угрозы) позволяет оценить возможность замедления потребительского рынка.

4. Прогрессивные формы (модели) ведения бизнеса. В условиях жесткой конкуренции ведение прогрессивного бизнеса предполагает разработку многоуровневых целевых моделей предпринимательской деятельности. Их виды могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации: научные парки; продуктовые стратегии; корпорации; финансово-промышленные группы; консорциум;

транснациональные корпорации; технопарки; технополисы; стратегический альянс и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рассмотренные бизнес-модели — это аналитический инструмент, который позволяет в упрощенном виде представить экономическую или предпринимательскую деятельность на извлечение максимума прибыли. Обозначенные типы моделей имеют свои особенности, поэтому в современных условиях к их выбору следует подходить осознанно, чтобы достичь конкурентных преимуществ. По нашему мнению, реализация одной из перечисленных моделей позволила бы стабилизировать цены в России, что в перспективе дало бы мощный импульс для выхода на новый уровень экономического развития, т. е. достичь конкурентных преимуществ, более основательно найти свою нишу во Всемирной торговой организации, заслужить глубокое уважение стран Запада, Центральной и Восточной Европы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гараев Я. Г. Научное обоснование и совершенствование технологических процессов в АПК на основе оптимизационных методов : монография / Я. Г. Гараев. — М. : Пищепромиздат, 2005. — 403 с.

2. Замков О. О. Математические методы в экономике : учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных ; под ред. А. В. Сидорович. — 3-е изд. — М. : Дело и сервис, 2001. — 360 с.

3. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики /

A. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 252 с.

4. Петров Ю. Е. Диалектика научных абстракций в математическом познании : монография / Ю. Е. Петров. — М. : МГУ, 1986. — 172 с.

5. Хубулава Н. М. Модель стратегического роста (МСР) на предприятиях в условиях экономических санкций Запада (версия-2) / Н. М. Хубулава // Вестник Университета Российской академии образования. — 2015. — № 5 (78). — С. 167-173.

6. Хубулава Н. М. Стратегическое планирование в условиях конкуренции : учебник / Н. М. Хубулава. — 2-е изд., расшир., доп. — М. : Восход-А, 2013. — 258 с.

7. Хубулава Н. М. Инвестиционная деятельность в условиях девальвации курса рубля / Н. М. Хубулава,

B. Г. Ларионов, В. В. Юдина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 435-442. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).435-442.

8. Хубулава Н. М. Моделирование инновационной стратегии на клеточном уровне / Н. М. Хубулава // Вестник Университета Российской академии образования. — 2015. — № 1 (74). — С. 120-130.

9. Хубулава Н. М. Социально-ориентированный курс развития российского общества (стратегия — 2020, возможные сценарии развития на период до 2050 г.) : монография / Н. М. Хубулава. — М. : Восход-А, 2015. — 160 с.

10. Хубулава Н. М. Структурная переориентация в экономике России в условиях конкуренции (экономических санкций Запада) / Н. М. Хубулава // Вестник Университета Российской академии образования. — 2015. — № 3 (76). — С. 215-226.

11. Хубулава Н. М. Трехмерная модель укрепления курса рубля по отношению к американскому доллару / Н. М. Хубулава // Вестник Университета Российской академии образования. — 2016. — № 2. — (Находится в печати).

REFERENCES

1. Garaev Ya. G. Nauchnoe obosnovanie i sovershenstvovanie tekhnologicheskikh protsessov v APK na osnove optimizatsionnykh metodov [Scientific foundation and development of optimization based automated processes in agriculture]. Moscow, Pishchepromizdat Publ., 2005. 403 p.

2. Zamkov O. O., Tolstopyatenko A. V., Cheremnykh Yu. N.; Sidorovich A. V. (ed.). Matematicheskie metody v ekonomike [Mathematical Methods in Economics]. 3rd ed. Moscow, Delo i servis Publ., 2001. 368 p.

3. Kireenko A. P., Fedotov D. Yu., Sanina L. V. et al. Posledstviya vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu dlya regional'noi ekonomiki [The consequences of Russia's entry into the World Trade Organization for the regional economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 252 p.

4. Petrov Yu. E. Dialektika nauchnykh abstraktsii v matematicheskom poznani [The dialectics of the scientific abstraction in mathematics]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1986. 172 p.

5. Khubulava N. M. Strategic Growth Model (SGM) in enterprises under Western economic sanctions. Vestnik Universiteta Rossiiskoi Akademii obrazovaniya = Herald of the University of the Russian Academy of Education,

2015, no. 5 (78), pp. 167-173. (In Russian).

6. Khubulava N. M. Strategicheskoe planirovanie v usloviyakh konkurentsii [Strategic planning in competitive environment]. 2nd ed. Moscow, Voskhod-A Publ., 2013. 258 p.

7. Hubulava N. M., Larionov V. G., Yudina V. V. Investment activity in the conditions of ruble devaluation. Izves-tiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 435-442. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).435-442. (In Russian).

8. Khubulava N. M. Modelling of innovative strategies at the cellular level. Vestnik Universiteta Rossiiskoi Akademii obrazovaniya = Herald of the University of the Russian Academy of Education, 2015, no. 1 (74), pp. 120-130. (In Russian).

9. Khubulava N. M. Sotsial'no-orientirovannyi kurs razvitiya rossiiskogo obshchestva (strategiya — 2020, voz-mozhnye stsenarii razvitiya na period do 2050 g.) [Socially responsible path of development of the Russian society (Strategy-2020, possible scenarios up to 2050)]. Moscow, Voskhod-A Publ., 2015. 160 p.

10. Khubulava N. M. Structural reorientation in the russian economy in the conditions of competition (economic sanctions of the West). Vestnik Universiteta Rossiiskoi Akademii obrazovaniya = Herald of the University of the Russian Academy of Education, 2015, no. 3 (76), pp. 215-226. (In Russian).

11. Khubulava N. M. Three-dimensional model for the rouble rate strengthening versus the US dollar. Vestnik Universiteta Rossiiskoi Akademii obrazovaniya = Herald of the University of the Russian Academy of Education,

2016, no. 2. (In Russian).

Информация об авторах

Хубулава Ное Михайлович — доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, e-mail: nmhubulava@mail.ru.

Ларионов Валерий Глебович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и организации производства, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, e-mail: vallarionov@yandex.ru.

Authors

Noe M. Khubulava — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Management, Bauman Moscow State Technical University, 5 Vtoraya Baumaskaya St., 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: nmhubulava@mail.ru.

Valeriy G. Larionov — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Economics and Business Administration, Bauman Moscow State Technical University, 5 Vtoraya Baumaskaya St., 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: vallarionov@yandex.ru.

Библиографическое описание статьи

Хубулава Н. М. Проблемные аспекты бизнес-моделирования на предприятиях в условиях конкуренции / Н. М. Хубулава, В. Г. Ларионов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 197-203. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(2).197-203.

Reference to article

Khubulava N. M., Larionov V. G. Issues of business modeling in a competitive environment. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 197-203. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.27(2).197-203. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.