Научная статья на тему 'Проблемное поле постмодернистского литературоведения'

Проблемное поле постмодернистского литературоведения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
496
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТЕКСТ / ЭСТЕТИКА / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бешукова Фатима Батырбиевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы современного литературоведения: проблема художественного метода в постмодернистском культурном пространстве, дискуссии о междисциплинарности, как основном принципе современной науки, отмечается специфика проявления постмодернизма в России, сравнительно с западной моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле постмодернистского литературоведения»

УДК 82.0; 82.09 ББК 83.3 (2==Рус)

Б 57

Ф.Б. Бешукова

Проблемное поле постмодернистского литературоведения

Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные вопросы современного литературоведения: проблема художественного метода в постмодернистском культурном пространстве, дискуссии о междисциплинарности, как основном принципе современной науки, отмечается специфика проявления постмодернизма в России, сравнительно с западной моделью.

:

Постмодернизм, деконструктивизм, постструктурализм, междисциплинарность, текст, эстетика, культура, литература периодическая печать.

Если обратиться к литературному процессу конца XX века, то в прозе отечественные литературоведы выделяют реалистическое направление (Маканин), модернистское (Шишкин, Полянская), романтическое (Дмитри), ( , ), -( ) . -тода всегда остается не до конца разрешенным, так как ,

мышление смогло искусственно втиснуть в рамки единого метода социалистического реализма творчество и Шо, , , .

Если обратиться к мировой литературе, к традиционным и современным методикам анализа художествен, -

, . тенденциях проявления отдельных черт одного метода в другом, о взаимовлиянии (на^имер, реализм и романтизм в начале XIX века, натурализм и символизм во второй половине XIX века) и т.д. Но, несмотря на это, в литературоведении XX века существовала устойчивая тенденция идентификации текста с определенным художест-.

В современной российской культуре такие имена как Сорокин, Пелевин, Акунин, В. Ерофеев, Битов не укладываются в прокрустово ложе традиционной компаративистики в плане жанра, стиля, метода, эстетики и многих других параметров анализа художественного текста. Попытки решения этой проблемы привели к другой крайности - все нетрадиционные явления в культуре объявляют.

Этот подход, на наш взгляд, самый легкий и, соот-, - . -

- -дится в стадии осмысления. Современный культурологический процесс не завершен и потому не может быть тео-ретизирован и приведен в статус парадигмы научного .

,

на современном этапе находится в состоянии кризиса.

За последние пятнадцать лет тезис о кризисе в русской филологии стал ведущим на страницах периодиче-.

привычных академических институций, в деградации ин-

,

внутри филологического научного круга, в снижении публичного интереса к предмету.

Филологические журналы на сегодняшний день являются основными изданиями, формирующими теорию

. -, -стей и приверженность к авторитетам, появились журналы с концепцией, соответствующей современной куль.

Журнал «Новое литературное обозрение», образованный в 1992 году, имеет подзаголовок: теория и исто, . -сительно недолгую историю существования издание стало популярным и востребованным. Причин успеха много: создатели журнала объявили единственным критерием отбора материала профессионализм и новизну подхода, они не боятся экспериментов в «подборке людей, тем, идей, в структуре и дизайне», - как отметила в своем интервью редактор «НЛО» Ирина Прохорова

Задачи, поставленные журналом, нацелены на решение самых серьезных проблем современного гуманитарного знания - критическое освоение теоретической западной мысли в свете собственной культурной традиции и одновременно разработка новой категориальной систе-,

.

«НЛО» - очень подвижное издание, структура его , , и это свидетельствует о том, что подборка материала меняется в соответствии с движением идей и научной мыс. . , , « новой институции в условиях кризиса старых» и отнес его к числу тех изданий, которые определяют себя через междисциплинарность. Если провести аналогии, то мож-,

эпохи постмодернизма, которую он освещает, с его раз, -

.

В постмодернистскую эпоху культура и, прежде все, , и требуется время для теоретического осмысления этого процесса. Редакция и соавторы «НЛО» на страницах своего издания в дискуссиях, литературно-критических эссе, в подборке материалов формируют и создают эту теорию,

которая невозможна без определения методологии и языка научного познания.

В настоящее время в области гуманитарных наук, в частности филологии и теории культуры, одним из главных оказался вопрос о том, возможен ли или уже сущест-, , .

Процесс размывания границ между дисциплинами общегуманитарного поля налицо. Но далее следует еще : , временное ли это явление? Или же междисциплинарность

- -.

оживленных дискуссий на страницах современных лите.

« », -« », предложил обсудить проблему междисциплинарности в №55 за 2002 год. Этот «круглый стол», иронически названный «Новый гуманитарий в поисках идентичное™), стал концептуальным продолжением «круглых столов» в №17 и №50.

, «

» , речь идет о явлениях неустоявшихся, только зарождаю, -ложительной и ироничной. Журнальный вариант «круглого стола» Д. Устинов оформил в виде небольшой пьески со всеми атрибутами сценического действа - здесь и пролог, и действия, и эпилог, невысказанные монологи вставлены в текст в виде интермедий.

Постмодернистская критика сегодня в западной науке выделяется в отдельную область научного знания. Предложенная нам журналом «НЛО» форма обсуждения ,

, -

ный процесс с позиций смежных, но различных специ-

- , , -, -ставляет собой совершенно новый вид литературной кри-

, .

Лиотар писал, что все, что существует, - это только « ». он определил как «состояние культуры после трансфор-,

». « » -менились, и это отметили все участники «круглого сто».

В№17 за 1996 год было отмечено наличие сдвига и даже слома в области гуманитарного мышления. Изначально обсуждение было направлено на оппозицию филологов и философов, то есть в привычную систему ко, . в ходе дискуссии ее участники пришли к выводу о том, что раскол происходит внутри филологического мышления. И намечен он в определении Сергея Козлова о существовании «чистых» и «нечистых» филологов. К «нечис-» , филологии и философии, и здесь уже можно говорить о размывании границ между различными гуманитарными [1; 177]

« » . 55 -

мечает, что в настоящее время едихотомия «чистого» и «нечистого» филолога снята, и многие специалисты, которые считают себя филологами, вообще стараются этого слова не употреблять.

Эту мысль редактора «НЛО» наглядно иллюстриру-, -ки «круглого стола». Например, Т. Дашкова, по одной - , « -»; . ,

,

; . - , ; -- « ,

- ». Если в 1996 году процесс размывания границ между дисциплинами был означен как кризисное явление, то « » 2002 , это не кризис, а новая тенденция развития гуманитарных , . И. Ильин в своем исследовании «Постмодернизм от истоков до конца столетия» отметил эту тенденцию как характерную черту и западного литературоведения. Он писал, что взаимопроникновение науки и художественного текста привело к тому, что <аитера^роведение стало размы-,

четко сформулированного и определенного предмета ».

И. Прохорова высказала мысль о том, что «то поле, « », динамичным и ярким полигоном для всяких эксперимен-». , « -логии» как определения говорит о том, что либо рождает-

- , -пределение внутри традиционных дисциплин. ртам же] Редактор отдела истории «НЛО» М. Майофис отме-, -вания стал необходимостью, область филологии она оз: - - , - ,

- , , начало тенденции междисциплинарности положили .

текста (любого, а не только художественного, каким за).

Д. Устинов, соглашаясь с мнением М. Майофис, отмечает, что традиционная «чистая» филология изучает , -ные и уже завершенные. А в XX веке объектом филологического интереса становится современная литература, развивающаяся в условиях социокультурного кризиса.

, -зывается перед невозможностью «беспристрастной» ра. « , - . , - -таются выявить ценностные ориентиры, они тут же включаются в процесс их непосредственного формирова-». , оказалась центром междисциплинарных исследований, потому что одной из первых научных дисциплин начала осваивать методы и смежных дисциплин - социологии, антропологии, философии и т.д. [там же; 180].

Если вспомнить высказывание Лиотара о том, что «господствующим признаком культурной эпохи постмо-

дерна оказывается эклектизм, который является «нулевой », , русская филология выходит на позиции постмодернист.

И. Кукулин возвращается к тезису, выдвинутому им в №50, о том, что «кризис современной филологии и гу». -

, -

дель объекта изучения. В филологии - это концепция , -

, , , и других факторов. И естественно и закономерно, что в 90-

кризис. Также логично, что прежние методологии, в частности социалистического искусства, оказываются непродуктивными для осмысления современной личности и со.

, , не только произвели методологическую революцию, но и реагировали на изменение времени, важен в сегодняшней . -вития современной филологии, обойденную в дискуссии, он видит в том, что от сегодняшнем разговоре филология молчаливо отождествляется с литературоведением и ис, -

».

Здесь можно заметить, что если включение тартуской формалистской школы Ю. Лотмана в современную русскую филологическую науку несомненно, то вопрос о постструктурализме в России остается открытым, как и многие другие. Например, А. Эткинд в №59 в статье «Русская литература, XIX век: Роман внутренней колонизации» заметил, что «пост^ук^ралистская мысль не ». -. -, -дится в застое, а, наоборот, активно ищет новые методологии для осмысления живого литературного процесса.

Разработка отечественной модели постмодернизма естественно отталкивается от западной и американской моделей, так как именно там по ряду идейных, эстетических и социальных предпосылок зародился и сформировался этот культурно-хтетический феномен. Несомненно

- -ской модели на российскую литературную ситуацию не. .

«многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений» [2; 206].

Исходя из своеобразия любой национальной модели культуры и картины мира, в том числе и русской, при анализе социокультурной ситуации важно найти черты общемирового постмодернистского мироощущения и, в , -.

«Прежде всего, - отмечает И. Ильин, - постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей че-

, -

». [ ].

Постмодернизм на Западе прошел длительную фазу формирования с конца второй мировой войны до 80-х годов XX века, когда о новом культурном феномене заговорили все историки культуры и литературы. Начало 80-х годов считается датой появления нового эстетического, мировоззренческого феномена западноевропейской и .

Постмодернизм проявился и в современной литературной критике (основные мыслители: француз

.- . , . , . , -. . , . , . , . ).

Теория постмодернизма сложилась на основе постконструктивизма и деконструктивизма И. Ильин отмечает наличие специфического постструктуралистско-

-

общих представлений и установок, то есть можно сказать, что новый художественный феномен представляет собой , -структурализма, деконструктивистского литературно-художественного анализа текста и современного искусства.

Если взять за основу данную схему, то возможно приблизиться к целостному восприятию общемировой

- . 80- -тики отмечали проявление различных постмодернистских тенденций, после же 80-х заговорили об общем постмодернистском культурном пространстве.

Проблема постмодернизма ставит перед учеными ряд серьезных вопросов, основной из которых - существует ли сам феномен постмодернизма? Реальность ли это явление в культуре, или эпатажное теоретическое построение. Из самого названия «постаодернизм» закономерно вытекает следующий вопрос: постмодерн - это продолжение модерна или качественно новое художественно-эстетическое явление? Эти вопросы являются ведущими в дискуссиях, которые ведутся теоретиками и ис.

«Приближаясь к проблеме постмодернизма» (1986; 7) его составители Д. Фоккема и X. Бертенс пишут: Ж большому замешательству историков литературы, термин «по» , чем возникла необходимость в установлении его смысла. Возможно, это верно как относительно США, так и Евро, , Италии и Нидерландам, где этот термин был известен три или четыре года назад, в то время как сегодня он часто упоминается в дискуссиях о визуальных искусствах, ар, ».

Такие же сомнения высказывают и русские исследователи, исходя из ситуации постмодерна в России. А. Дугин, в частности, пишет: «Последние 10 лет выражения « », « » -, , -. -ся предельно расплывчатым. Согласия нет ни у критиков, ни у художников, ни у искусствоведов, ни у философов. Отсутствуют точные дефиниции, объект определяется, , .

« » -

, « », « », сразу на нескольких уровнях, то ускользание явления от фиксированной расшифровки становится одной из его базовых характеристик». [3]

Постмодернизм не зря одним из базовых художественных символов избрал лабиринт, это сложное художе-ственно-хтетическое построение требует размышлений, , ,

, -

.

Примечания:

1. Новый гуманитарий в поисках идентичности // Новое литературное обозрение. - М. - 2002. - № 5.

2. 2. Ильин, И. Постмодернизм от истоков столетия. Эволюция научного мифа / И. Ильин. - М.: Интрада, 1998.

3. Дугин, А. Пост Модерн? // Элементы, 2004. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.