Научная статья на тему 'Проблематика уголовных дел по ДТП'

Проблематика уголовных дел по ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПО ДТП / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ДТП / ACCIDENT / CRIMINAL CASES BY ACCIDENT / CRIMINAL LIABILITY IN CASE OF ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Владимир Семенович, Чукмаев Миргас Минибариевич

ГИБДД России опубликовала собственную статистику ДТП 2013 года. Согласно данным Госавтоинспекции, среднее число пострадавших на 100 тысяч жителей в прошлом году снизилось с 200,4 до 199,1 человек. Общее количество ДТП практически не изменилось, а по вине пьяных водителей в авариях погибло людей на 10% больше, чем в 2012-м. Кроме того, водители стали чаще скрываться с места ДТП. Уголовные дела по ДТП пожалуй, одни из самых сложнейших видов юридической практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика уголовных дел по ДТП»

Проблематика уголовных дел по ДТП Александров В.С.1, Чукмаев М.М.2

1 Александров Владимир Семенович /Aleksandrov Vladimir Semenovich - старший преподаватель; 2 Чукмаев Миргас Минибариевич / Chukmaev Mirgas Minibarievich - старший преподаватель, Батыревский филиал Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, Чувашская Республика, Батыревский район, с. Батырево

Аннотация: ГИБДД России опубликовала собственную статистику ДТП 2013 года. Согласно данным Госавтоинспекции, среднее число пострадавших на 100 тысяч жителей в прошлом году снизилось с 200,4 до 199,1 человек. Общее количество ДТП практически не изменилось, а по вине пьяных водителей в авариях погибло людей на 10% больше, чем в 2012-м. Кроме того, водители стали чаще скрываться с места ДТП. Уголовные дела по ДТП - пожалуй, одни из самых сложнейших видов юридической практики. Abstract: Russian traffic police released their own accident statistics in 2013. According to the traffic police, the average number of victims per 100 thousand inhabitants in the past year fell from 200.4 to 199.1 people. The total number of accidents remained virtually unchanged, and caused by drunk drivers killed in accidents ofpeople 10% more than in 2012. In addition, drivers were more likely to disappear from the accident scene. Criminal cases on accident - perhaps one of the most difficult types of legal practice.

Ключевые слова: ДТП, Уголовные дела по ДТП, Уголовная ответственность при ДТП. Keywords: accident, criminal cases by accident, criminal liability in case of accident.

Безопасность дорожного движения на дорогах России в последнее время стала одной из актуальнейших проблем.

Несмотря на осуществляемые меры по обеспечению безопасности в области дорожного движения, обстановка с аварийностью и расследованием дел данной категории продолжает оставаться напряженной и вызывает озабоченность.

По данным ведомства, в 2013 году произошло 204 тысячи ДТП, что на 0,2% больше, чем в 2012 году. В них погибло 27 тысяч человек - снижение на 3,5%, при этом пострадало 258,4 тысячи - снижение на 0,1%.

Уменьшилось количество ДТП с «особо тяжкими последствиями» (более чем с пятью погибшими или десятью пострадавшими) - их стало на 10,5% меньше. Как отмечает газета «Коммерсантъ» [2], главный показатель, характеризующий ситуацию с безопасностью движения - среднее число пострадавших на 100 тысяч жителей (социальный риск), - в 2013 году снизился с 200,4 до 199,1.

По вине водителей в 2013 году произошло 179 017 ДТП, что на 0,9% больше, чем в 2012-м.

Как отмечает «Российская газета», из-за неудовлетворительных дорожных условий произошло 53 080 ДТП, что почти на четверть больше, чем в 2012 году [3].

Изменения в статистике, по мнению издания, объясняются тем, что инспекторы стали чаще указывать эту причину в протоколах, местные дороги не улучшаются, при этом их ремонт зачастую и приводит к ДТП.

13 581 ДТП произошло по вине пьяных водителей. Это на 5,7% больше, чем годом ранее. В пьяных ДТП погибло 2314 человек, что на 10% больше, чем в 2012 году. Как повлияли на аварийность введение погрешности алкотестера и ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде, на основе этих цифр понять трудно, пишет «РГ» [3], поскольку изменения в законодательстве начали действовать только с 1 сентября 2013 года. К тому же рост по пьяным авариям наблюдался и до этого момента.

В ГИБДД отмечают, что раньше проверку на состояние опьянения проходил только виновник аварии при наличии у него признаков опьянения, а теперь проверяются все участники-водители. Так как проверять стали чаще, то увеличилось и число выявленных нетрезвых водителей.

Кроме того, изменение законодательства повлияло на количество ДТП, где водители скрылись с места происшествия. Таких ДТП в 2013 году произошло 9761, что на 18,3% больше, чем годом ранее. В этих ДТП погиб 691 человек, что на 3,1% меньше, чем в 2012 году. Чем жестче будут приниматься меры против нарушителей, тем чаще они будут скрываться с места происшествия, тем более что сейчас это позволяет уйти от ответственности хотя бы за управление в нетрезвом виде, полагает издание [1]. Ведь управление автомобилем в нетрезвом состоянии - это отягчающее обстоятельство, которое добавляет к возможному сроку еще два года.

Массовая травматичность и гибель огромного количества людей требуют принятия категорических мер по их устранению. Необходимо проводить абсолютные анализы причин дорожно-транспортных происшествий по каждому отдельному случаю, разрабатывать научно-практические рекомендации по оптимизации расследований ДТП. Качества всех расследований уголовных дел по ДТП находятся на низком уровне и практически совсем не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

В расследованиях ДТП значительное место занимает первоначальный этап. Познание механизма преступления, выявление признаков скрывшегося водителя и транспортного средства все это обуславливает нужность всестороннего, глубокого поиска материальных следов, четких действий по обнаружению и получению ориентирующей и доказательственной информации. Условия городов с их спецификой бесконечного дорожного движения и возможностями для преступника и транспорта скрыться с места происшествия в любом квартале, увеличивает значение названных факторов.

Первой проблемой и особенностью по расследованию дорожно-транспортного происшествия можно считать то, что в 70% случаях (по большому счету это касается столкновения транспортных средств) практически все водители полагают виноватыми в случившемся своих оппонентов, то есть людей, которые управляли другим автотранспортом. При этом оба участника ДТП могут приводить достаточно весомые аргументы своей невиновности. Предпосылками к этому являются те факты, что следователь получают возможность опросить участников ДТП, только спустя время, в течение которого оба участника ДТП имеют возможность придумать и обосновать свои версии случившегося, продумать все детали и даже позвонить своему адвокату по ДТП либо «знатоку» в этом деле. Поэтому следователь обязан выслушать обе стороны, но только информативно, основные данные необходимо получать только из независимых источников - допросов свидетелей, осмотра места происшествия, осмотров транспортных средств, схемы ДТП и т.д.

Другой сложностью можно считать то, что в основном и свидетелями и потерпевшими в данных ситуациях являются родственники либо знакомые водителей, чьи действия следователь и должен оценивать. Кроме того, в особо тяжелых случаях узнать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия от участников либо очевидцев просто невозможно - водители могут также погибнуть. А если оно произошло на трассе в темное время суток, то говорить о свидетелях происшествия вообще не приходится,

особенно на первоначальных стадиях расследования. Поэтому основным неоспоримым доказательством в данных уголовных делах является протокол осмотра места происшествия и прилагающиеся к нему протоколы осмотра транспортных средств.

Дорога и автомобили - это единственные «молчаливые свидетели», которых нельзя ни подкупить, ни уговорить и никогда не получишь от них субъективной оценки случившегося - только факты. Плюс к тому квалифицированная работа судебно-медицинского эксперта, и самое главное - эксперта-автотехника. Именно для полноты и качества заключения автотехнической экспертизы следователь и должен буквально «облазить» каждый сантиметр места происшествия. А уже на основе ее выводов он сможет принять законное решение по делу.

Возможно, судебная практика по делам ДТП с последствиями различной степени тяжести могла бы быть не такой богатой, если бы пешеходы и водители взаимно уважали друг друга.

Литература

1. [Электронный ресурс]. http

2. [Электронный ресурс]. http

3. [Электронный ресурс]. http

//www.zr.ru/ , журнал «За рулем» № 2, статья,2014г //www.kommersant.ru/ , газета «Коммерсантъ»№22 , статья, за 11.02.2014 //www.rg.ru/, «Российская газета» - Столичный выпуск №6302 (30), статья, 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.