Научная статья на тему 'Проблематика развития пропаганды в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве'

Проблематика развития пропаганды в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Борзенкова Е.Н., Харлан А.С., Богатский Ю.М., Калач А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика развития пропаганды в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве»

Проблематика развития пропаганды

в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве

Е. Н. Борзенкова, библиограф библиотеки,

А. С. Харлан, курсант, Ю. М. Богатский, юрисконсульт юридического отдела,

А. В. Калач, д-р хим. наук, доцент, зам. начальника по научной работе ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Современное восприятие медиапространства, сформированное благодаря развитию информационно-коммуникативных технологий, предлагает широкий спектр возможностей в области пропаганды противопожарной безопасности. Важнейшей характеристикой данного вида пропаганды является её эффективность, то есть 100 % попадание в конкретную целевую аудиторию с использованием конкретного метода. Так, например, очень важно, заранее разделить объекты пропаганды по группам, это могут быть как крупные деления - по возрастному критерию, гендерному признаку, так и в зависимости от поставленных задач, небольшие группы, например, пассажиры поезда или самолета. Сегодняшнее медиапространство предлагает нам следующие каналы пропаганды: многочастотное радиовещание, цифровое и аналоговое телевидение, полиграфическая печать, уличные телевизионные экраны и графические билборды, мобильная связь и, наконец, интернет коммуникация. Система ОКСИОН, функционирующая на территории РФ, рассчитана больше на информационную помощь непосредственно в условиях ЧС или в условиях проведения учебных запланированных ЧС. В задачи пропаганды входит постепенное накапливание аудиторией знаний о пожарах и верных правил поведения непосредственно в условиях данной ситуации. При современном уровне технического развития цивилизации, когда каждый имеет мобильный телефон, а порой не один и разных сотовых операторов, поразило следующее наблюдение: из 15 опрошенных 12 не знают, как позвонить с мобильного телефона в случае пожара. А если посмотреть на данные статистики за 2011 год сложилась следующая пожарная обстановка в Российской Федерации: зарегистрировано 168205 пожаров; прямой материальный ущерб от пожаров составил 16882,3 млн. р.; при пожарах погибли 11962 чел., в том числе 492 ребенка; при пожарах получили травмы 12425 чел. [6]

Возможно, какой-то пожар и не попал бы в печальную статистику, если бы граждане знали, как звонить в пожарную охрану с мобильного. Если мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак «*»: 01* — вызов пожарной охраны и спасателей (010 —

МТС, Мегафон, Теле-2, Ше1; 001 — Билайн; 901 — Скай-Линк, Мотив);

«112» — экстренный вызов специальных служб на русском и английском языках. Опрос показал, что только возрастные группы «подростки» и «юноши» знают эти номера.

В целом крупное деление объекта пропаганды по возрастному критерию, на наш взгляд, в целях достижения основной функции эффективности, является наиболее удачным.

У социологов существует следующая шкала: период дошкольного возраста (1-7 лет), младшего школьного возраста (7-12 лет), подростковый период (12-16 лет), юношеский период (16-23 лет), зрелый возраст (два этапа 24-35 лет и 36-60 лет), преклонный возраст (60-74).

Рассмотрим эффективные методы противопожарной пропаганды для каждой группы с учетом использования достижений инновационного ме-диапространства.

Период дошкольного возраста (1-7лет). Противопожарная пропаганда для этого периода представляет собой устную пропаганду в основном родителей и воспитателей, кроме того, современные дети это дети «телевоспитания», поэтому очень важно снимать для них добрые мультфильмы пропагандистской направленности, а еще лучше, если уже известные им герои смогут рассказать им о правилах пожарной безопасности, например, сегодня мультипликационный фильм «Маша и Медведь», «Аркадий Паровозов», могут перехватить эстафету пропаганды от советской книжки «Вера и Анфиса». На рис. 1- 2 приведены примеры противопожарной безопасности для детей дошкольного возраста [7,8].

Рис. 2. Фрагмент из мультипликационного фильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь»

Для этой группы будут интересны и сувениры пропагандистской направленности - это могут быть и обычные магниты на холодильник, но, например, необычной формы - в виде противогаза, огнетушителя, своеобразная игрушка-напоминание.

Рис. 1. Иллюстрация из книжки Э. Успенского «Вера и Анфиса»

Период младшего школьного возраста (7-12 лет). К предыдущим возможностям добавляем уже участие в школьных тренировочных эва-куациях в случае пожара, посещение пожарных частей (в этом году по всей России были организованы дни открытых дверей в пожарных частях), открытые уроки ОБЖ, которые проводят сотрудники МЧС России, не просто с текстовым материалом, но и с демонстрацией возможностей пожарной техники, например, на школьном стадионе. Метод визуального воздействия и чувство вовлеченности в происходящее однозначно оставит больше впечатлений, чем обычное повествование. В настоящее время торгово-развлекательные центры организуют выставки детских работ, которые периодически посвящены проблемам пожарной безопасности. Это ненавязчивый, легко воспринимаемый метод пропаганды, каждый участник нашего деления по возрастным группам так или иначе оказывается вовлечен в тематику пожарной безопасности. В качестве примеров на рис. 3, 4 показаны образцы детских работ с выставок на тему противопожарной безопасности [8,9].

Рис. 3. Детский рисунок на тему «Противопожарная безопасность»

Рис. 4. Детский рисунок на тему «Противопожарная безопасность»

Подростковый период (12-16 лет). Ко всему описанному добавляем следующее не просто участие, а активное участие в школьных тренировочных эвакуациях в случае пожара, например, с возможностью «выноса на носилках» раненого манекена, тушения небольшого очага возгорания при контроле сотрудников МЧС России. Этот возрастной период характеризуется повальным увлечением компьютерными играми, реальность пе-

реносится на экраны ноутбуков. Разработка игры крупными корпорациями дорогостоящее дело, поэтому распространение получили игры — «квесты» опНпе. В ходе игры запоминаются автоматические действия, которые при реальной опасности легко можно перенести в настоящую жизнь. На рис. 57 приведены «обложки» некоторых игр [10].

Рис. 5. Фрагмент компьютерной игры «Iveco Magirus Fire Trucks»

Рис. 6. Фрагмент компьютерной игры «Fire Truck»

Рис. 7. Фрагмент компьютерной игры «American Firefighter»

Юношеский период (16-23 лет), зрелый возраст (два этапа 24-35 лет и 36-60 лет) — это уже достаточно осмысленный период зрелой личности,

поэтому на этих этапах уместно прибегать к противопожарной пропаганде, привязанной к месту, например, пропаганда на видеоэкранах или щитах в метро, автовокзалах и железнодорожных вокзалах, общественном транспорте, многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, в помещениях ГИБДД и многих других местах массового скопления людей. Удачным примером является система ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Составной частью системы являются огромные плазменные или жидкокристаллические экраны, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля, расположенные как внутри помещений, так и на улицах. На рис. 8 приведены примеры работоспособности системы ОКСИОН [11].

Рис. 8. Фрагменты системы ОКСИОН

Преклонный возраст (60-74 лет) - эта категория воспитана еще на советской пропаганде гражданской обороны, для обеспечения эффективности пропаганды противопожарной безопасности можно использовать ретро-картинки. На рисунках 9-10 приведены их примеры [8].

Рис. 9. Календарь 1988 года на тему «Противопожарная безопасность»

■ от ппвпё

Рис. 10. Фрагмент плаката противопожарной пропаганды советского периода

Для того чтобы все функционировало комплексно и слаженно, а главное эффективно, должна быть подобрана грамотная команда разноплановых специалистов, в которую должны входить не только сотрудники МЧС, но и психологи, мультипликаторы, сценаристы, учителя, журналисты, социологи, рекламисты и многие другие. От эффективности пропаганды зависит далеко не научное, но самое важное — возможность жизни каждого из нас.

Анализируя и обобщая материалы по противопожарной пропаганде, можно сделать следующие выводы. Пропаганда является важным этапом в формировании навыков и умений у населения безопасной жизнедеятель-

ности, в том числе и противопожарной безопасности; современное медиа-пространство предлагает инновационные технологии для создания противопожарной медиа-пропаганды для каждой категории граждан; в настоящее время система противопожарной пропаганды доказывает свою жизнеспособность и эффективность, она совершенствуется и развивается с учетом запросов современного общества.

Библиографический список

1. Калач Е. В. Киновоспитание гражданина: монография / Е. В. Калач. -Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 62 с.

2. Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И. М. Дзялошинский. - М., 2001. - 30 с.

3. Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость, как явления культуры. - Тамбов, 2001. — 171 с.

4. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 259 с.

5. Сметанкина Г. И., Вытовтов А. В.: Проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности // Материалы II научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 287-291.

6. Лупанов С. А., Зуева Н. А.: Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2011 г // Пожарная Безопасность № 1 2012. Москва, 2012. С. 150-153.

7. Фотография предоставлена одним из авторов данной работы Бор-зенковой Е. Н.

8. Интернет — ресурс http://images. yandex. ru/yandsearch? text [доступ 6.12.2012]

9. Интернет — ресурс http://www. pojarnayabezopasnost. ru/images/foto/ pojarnayabezopasnost-26-big. jpg [доступ 6.12.2012]

10. Интернет — ресурс http://www. superigri. ru/%D0 %B8 %D0 %B3 % D1 %80 %D0 %B0/s/fire+trucks+driver. html [доступ 6.12.2012]

11. Интернет — ресурс http://www. mchs. gov. ru/powers/oksion [доступ 7.12.2012]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.