Научная статья на тему 'Проблематика пола в философии В. В. Розанова'

Проблематика пола в философии В. В. Розанова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
774
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хитрук Екатерина Борисовна

Анализируется вклад русской философии, в частности философии В.В. Розанова, в экспликацию философских оснований христианского понимания отношения половой дифференциации к устроению человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of sex in the philosophy of V.V. Rozanov

This article analyses a contribution of Russian philosophy, particular of V.V. Rozanov philosophy, to the explication of philosophical bases of istian conception of relationship between sex difference and the structure of human existence.

Текст научной работы на тему «Проблематика пола в философии В. В. Розанова»

Е.Б. Хитрук

ПРОБЛЕМАТИКА ПОЛА В ФИЛОСОФИИ В.В. РОЗАНОВА

Анализируется вклад русской философии, в частности философии В.В. Розанова, в экспликацию философских оснований христианского понимания отношения половой дифференциации к устроению человека.

Особое внимание к проблемам пола, характерное для зрелого периода в творчестве В.В. Розанова, не было оформлено им систематически, что вообще характерно для отечественной философской мысли. Как отмечает исследователь Е.В. Барабанов, «у Розанова так и не сложилось философии в смысле последовательной, логически правильно построенной системы. Многие свои важнейшие положения он высказывал фрагментарно, часто в полемических примечаниях к чужим текстам, либо в афористически-исповедальных формулировках» [1. С. 13]. Воззрения В.В. Розанова менялись со временем, но постоянной оставалась установка на критику современного ему отношения государства и в особенности Церкви к вопросам семьи и пола.

В.В. Розанов утверждал, что в результате исторически сложившегося небрежения к реальным проблемам семьи в христианстве сформировалось недопустимое двойственное отношение к полу, половым отношениям, браку, что породило в обществе разврат.

Начав заниматься проблематикой пола и семьи, В.В. Розанов искренно считал, что имеющие место в современном ему обществе неверные установки являются искажениями подлинного христианства, историческим недоразумением. Как отмечает наиболее крупный современный исследователь творчества В.В. Розанова В. А. Фатеев, «увлекшись темой взаимосвязи религии и сексуальности, Розанов поначалу даже и не предполагал, в каком рискованном направлении движется. С присущей ему пытливостью обратившись к анализу неизученных религиозных и как бы даже христианских проблем, он на самом деле начал осуществление грандиозного подкопа под христианство» [2. С. 170].

В начале В.В. Розанов строил свою критику указанием на несоответствие принятого отношения к полу именно библейскому и даже новозаветному учению. Однако, будучи чрезмерно увлечен темой пола, В.В. Розанов постепенно переходит от критики современного ему христианства к критике христианства как такового. Эта неожиданная для самого философа творческая и личностная метаморфоза была настолько решительной, что дала повод к тому, что за В.В. Розановым закрепилось устойчивое клише «русского Ницше». Так, например, Д.С. Мережковский отмечал: «Когда этот мыслитель, при всех своих слабостях, в иных прозрениях столь же гениальный, как Ницше... самородный первозданный в своей антихристианской сущности, будет понят, то он окажется явлением едва ли не более грозным, требующим большего внимания со стороны церкви, чем Л. Толстой» [3. С. 85].

В христианстве отталкивал В.В. Розанова, конечно, аскетизм. Можно ли быть христианином, не принимая безбрачия как идеал? «Является дилемма, - сокрушается В.В. Розанов, - ...или “отвергнуться мира” и идти за Христом, или остаться в миру - но без Христа. Но то-

гда с Кем же, с Кем же, и как? А без Христа прожить трудно» [3. С. 83]. Непонятная с позиций современности, богатой уже довольно серьезной литературой в области христианской философии и богословия брака и пола, дилемма между браком без Христа и безбрачием во Христе составляла нерв колебаний В.В. Розанова между Православием и язычеством. Пытаясь увидеть в христианском учении основу для «поэзии» брака, он видел в нем основания только для одной «поэзии» -метафизики монашества.

В одном из своих самых антихристианских по духу произведений «Люди лунного света» В.В. Розанов пишет: «Лютеранство, отвергшее монашество, потеряло с ним и всякую метафизику: потому что одно иночество и составляет всю метафизику в христианстве» [4. С. 401].

Но окончательно отойти от Церкви за ее якобы «бессеменность» писателю так и не удалось: и пол и христианство так и остались для него самыми дорогими, самыми близкими темами, несмотря на мнимую невозможность их теоретического примирения. «Конечно, я умру все-таки с Церковью, - пророчески признается В.В. Розанов, - конечно, Церковь мне неизмеримо больше нужна, чем литература (совсем не нужна), и духовенство все-таки всех (сословий) милее. Но среди них умирая, я все-таки умру с какой-то мукой о них» [5. С. 177].

Поэтому христианство можно считать подлинным контекстом всего творчества В.В. Розанова. Так, Б.В. Емельянов отмечает: «В.В. Розанова трудно отнести к какому-либо направлению русской религиозной философии, его мировоззрение асистематично, он принципиально непоследователен в своих суждениях. Несомненно одно - оно религиозно ориентировано, личностно окрашено, имеет тягу к экзистенциальному выражению. И хотя почти нет областей философского знания, тем и проблем социальной и культурной жизни, по которым Розанов бы не высказывался, - он философ одной темы, представленной в его творчестве многоаспектно и нетривиально. Эта тема - христианство» [6. С. 47].

Глубокая связь между поисками «правды» пола, его «святости» с христианским контекстом этих размышлений делает попытку некоторой концептуализации пола в философии В.В. Розанова неизмеримо ценной для раскрытия темы онтологического статуса пола в христианской антропологии. В этом отношении особую важность имеют следующие моменты:

1. Отрицание акцидентализма в отношении пола к существу человека. Эта позиция раскрывается автором через соотнесение пола с категорией личности-лица, что позволяет, с одной стороны, говорить о непосредственном отношении пола к существу человека, т.к. личность традиционно связывается христианской мыслью с самым главным в человеке, является тем началом, которое в наибольшей степени раскрывает образ Божий в нем, а

с другой - делает возможным метафизическое понимание пола как характеристики, выходящей за рамки «функциональной физиологии». Поэтому В.В. Розанов может говорить не только о «физике» и «метафизике», но и о своего рода «мистике» пола. «Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом...» [5. С. 59], - утверждает он.

Тесная связь пола именно с личностностью человека, с его неповторимой исключительностью, проявляющаяся также и в половых отношениях, делает пол неотъемлемой составляющей человеческого естества.

2. Утверждение сложности пола, необходимости введения для его описания более одной пары категорий. В философских рассуждениях В.В. Розанова очевидно выступает необходимость «раздвоения» категориального аппарата для адекватной дескрипции пола. Жизнь пола в фактическом ее проявлении может быть охарактеризована только через различение пола, с одной стороны, как некоторой физиологической величины, благодаря эмпирической очевидности которой можно с уверенностью говорить о том или ином человеке - мужчина и женщина, и с другой - как идеальной сущности («самочности») в соотнесении с которой человек может быть назван мужчиной или женщиной не в эмпирическом только смысле, но и по существу. Так, в работе «Люди лунного света» В.В. Розанов отмечает следующее: «“Пол” не есть в нас - в человечестве, в человеке - так сказать “постоянная величина”, “цельная единица”, но... он принадлежит к тому порядку явлений или величин, который ньютоно-лейбницевская математика и философия математики наименовала величинами “текущими”, “флюксиями” (Ньютон)» [4. С. 270].

Очевидно, что эта теория дает основания для признания за человеком бисексуальной природы, благодаря наличию которой эмпирически мужской или женский индивидуум сочетает в себе одновременно и мужское, и женское начала, преобладание одного из которых и делает его мужчиной или женщиной по существу.

Важен здесь «параллелизм», с которым эта «текучесть», относительность пола была зафиксирована одновременно с В.В. Розановым и его современником -австрийским философом О. Вейнингером, который в своем известном произведении «Пол и характер» пишет следующее: «Половое дифференцирование никогда не бывает вполне законченным. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, едва развитом состоянии, можно найти и у женского; и наоборот, все половые признаки женщины в своей совокупности содержатся и в мужчине, хотя в очень неоформленном виде... Существуют бесчисленные переходные степени между мужчиной и женщиной, так называемые “промежуточные половые формы”» [7. С. 16-17].

«Надо помнить, что в каждом индивидууме имеются колебания между мужчиной и женщиной. Эти колебания могут быть очень значительны и почти незаметны, но все же они имеются в каждом индивидууме, и при известной силе своей влияют даже на внешний вид человека» [7. С. 22].

3. Вытекающее из предыдущего утверждение анд-рогинной природы человека.

Нужно отметить, что теория андрогина не является специфически розановской концептуальной конструк-

цией. Будучи заимствована у Платона (в творчестве которого эта идея, по мнению такого авторитетного исследователя, как А.Ф. Лосев, осталась «недоговоренной и не до конца осознанной» [8. С. 204]), она получила довольно широкое распространение в отечественной философии. Но в творчестве В.В. Розанова эта тема выглядит уникально в том отношении, что только у него она связывается логически с раздвоением категориального аппарата в дескрипции пола.

«Адам, «по образу Божию сотворенный», - пишет В.В. Розанов, - был в скрытой полноте своей Адамо-Евою, и самцом, и (т ро1еп1ла) самкою, кои разделились, и это - было сотворением Евы, которою, как мы знаем, закончилось творение новых тварей. «Больше нового не будет». Ева была последней новизной в мире, последней и окончательной новизной» [4. С. 271].

Таким образом, предположение о сложности пола и бисексуальной природе человека ведет к утверждению того, что человек изначально был Богом задуман и создан андрогином. Эта идея, подхваченная в Х1Х-ХХ вв. помимо В.В. Розанова целой плеядой отечественных философов и богословов, представляет собой, несмотря на возражения со стороны некоторых современных исследователей, разрешение одной из значительных трудностей христианской сотериологии.

И действительно, только признавая наличие в каждом человеке, независимо от его эмпирического пола, и мужского и женского начал, можно понять, почему Христос, будучи «пола мужеска», является Спасителем «всех человеков», т.е. людей и мужского и женского пола. Ведь если пол не является сложным феноменом и его одноприродный (т.е. или мужской, или женский) эмпирический аспект всегда является выражением столь же одноприродного аспекта метафизического, то, хотя Иисус Христос и воспринял человеческую природу в ее целости, Им не была и не могла быть воспринята (по такой логике) природа собственно женская. Из чего следует, что или женщины не являются людьми, что неприемлемо с христианской точки зрения, или пол не является необходимым атрибутом человеческого естества, что так же неприемлемо с христианской точки зрения, хотя бы потому, что пол, очевидно, был воспринят Спасителем, а «то, что воспринято, то и спасено» (если перефразировать известное святоотеческое выражение), т.е. то и человечно, присуще человеку.

Однако утверждение бисексуальности человеческой природы, снимая данную проблему, порождает новые, что тоже необходимо иметь в виду. Так, «колебания» мужского и женского в человеке имеют следствием естественность существования лиц так называемого «третьего пола», а также явления гомосексуализма, что противоречит христианскому учению.

Подводя итог краткому обзору идей В.В. Розанова, помимо указанных концептуальных моментов, имеющих большое значение для экспликации христианского отношения к полу, необходимо отметить и следующее: бисексуальная антропологическая модель, предлагаемая автором, предполагает, с одной стороны, равенство мужского и женского как равно присущих человеческой природе, а с другой - их иерархию как традиционно «активного» и «пассивного» начала в человеке. Однако одновременно с этим сочетание

равенства и иерархичности исключает какой бы то ни было «оппозиционизм» в отношении полов. Таким образом, творчество В.В. Розанова представляет собой небезынтересное исключение, если рассматривать

его в сравнении с тенденциями западной философской мысли, где утверждение иерархичности полов, наоборот, исключает равенство, поддерживая бинарный оппозиционный характер дескрипции пола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. 637 с.

2. Фатеев В.А. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова. СПб.: Кострома, 2002. 672 с.

3. Курбатова А.С. Проблема пола и брака в трудах В.В. Розанова // Полигнозис. 2000. № 1. С. 77-85.

4. Розанов В.В. Метафизика христианства. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 536 с.

5. Розанов В.В. Уединенное. М.: Изд-во политической литературы, 1990. 543 с.

6. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 136 с.

7. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М.: Форум XIX - XX - XXI, 1991. 191 с.

8. ЛосевА.Ф. Эрос у Платона // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 188-208.

Статья поступила в редакцию журнала 19 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.