Научная статья на тему 'Проблематика инновационного развития предприятий: технологии повышения конкурентоспособности'

Проблематика инновационного развития предприятий: технологии повышения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INNOVATIONS / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / TEXTILE MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валько М. П.

В статье на основе статистического анализа современного состояния инновационной активности организаций по видам экономической деятельности, в частности в текстильном производстве, выявлены технологии повышения конкурентоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES: TECHNOLOGIES OF INCREASE OF COMPETITIVENESS

In article on the basis of the statistical analysis of a current state of innovative activity of the organizations by economic activities kinds, in particular in textile manufacture, technologies of increase of competitiveness of the enterprises are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблематика инновационного развития предприятий: технологии повышения конкурентоспособности»

ями функционирования конкретных предприятий. При этом кластерная политика заключается в создании условий для формирования и развития кластеров, но никак не в искусственном создании самих кластеров непосредственно. Каждый и регион характеризуются собственной уникальностью, которая имеет значение для их конкурентоспособности, поэтому возможные направления кластерной политики следует искать на стыке локальных и глобальных перспектив развития. Опыт других стран и территорий, несомненно, важен при определении целей и разработке механизмов реализации кластерной политики. Однако, при выборе тех или иных инструментов государственного вмешательства в экономическое развитие, необходимо учитывать специфические местные условия. Существует множество межрегиональных различий в стартовых позициях, экономической структуре и институциональных особенностях, поэтому то, что работает в одном регионе, не обязательно приемлемо или выполнимо в другом.

В этой связи, существует методика, позволяющая устанавливать количественные взаимосвязи между показателями эффективности субъектов кластера и факторами, определяющими их функционирование . Ее особенностью является комплексное экспертноэконометрическое исследование внешних и внутренних факторов деятельности компаний-участников кластеров. Представление условий функционирования кластеров в различных пространствах факторов позволяет более широко охватить множество ключевых управляемых параметров, а также рассматривать их как различные с точки зрения управления. Факторы, сформировавшие модели во внутренней среде, могут оказаться полезными руководству фирм-участников кластера, как при организации текущей деятельности компании, так и при разработке стратегии ее развития. Экзогенные параметры требуют большего внимания со стороны промышленных ассоциаций, союзов и других надфирменных образований, и, что самое важное, - местных органов власти. Реализация данного методического подхода позволила установить перспективные направления управленческих воздействий, способные сформировать основу будущей кластерной политики, оценить потенциал роста кластеров и их отдельных участников за счет регулирования выявленных параметров. Сформированный по результатам исследования перечень приоритетных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных кластеров (на примере Новосибирска), включает в себя:

• создание производственной инфраструктуры, необходимой

для функционирования малого и среднего наукоемкого бизнеса, облегчение доступа малых инновационных предприятий к источникам финансирования;

• развитие сотрудничества между коммерческими и образовательными структурами в области подготовки персонала требуемой квалификации;

• расширение и углубление взаимодействий между субъектами кластера (в том числе между бизнесом и наукой), в особенности в области научно-исследовательского сотрудничества и продвижения товаров на рынок, что способствует экспансии местных товаров на внешние рынки и привлекает в регион более искушенных конкурентов, поставщиков и потребителей;

• развитие сопутствующих секторов экономики региона, особенно в сферах производства комплектующих и оказания услуг для нужд высокотехнологичной промышленности;

• создание совместных инновационно-технологических, маркетинговых и логистических центров;

• совершенствование институциональной среды (законодательных, сертификационных и др. условий, совершенствование системы стандартов), при этом особое внимание уделить дальнейшему исследованию выявленного неоднозначного влияния органов власти на эффективность функционирования наукоемкого бизнеса.

Таким образом, в условиях России, наряду с четко определенной позицией федерального центра относительно кластерной политики, представляется необходимым более активное участие местных органов власти. Чтобы кластерная политика не превратилась в очередной инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать, по возможности, максимально широкий круг участников. При определении мероприятий, обеспечивающих ее реализацию, надлежит основываться на тщательном, непредвзятом анализе. Инициацию, как оценки, так и самой политики следует осуществлять, преимущественно, на региональном уровне.

Литература:

1. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В., Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров., С-П,2009

2. Материалы сайта Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий

ПРОБЛЕМАТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Валько М.П., аспирант, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (РосЗИТЛП)

В статье на основе статистического анализа современного состояния инновационной активности организаций по видам экономической деятельности, в частности в текстильном производстве, выявлены технологии повышения конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационное развитие, текстильное производство.

PROBLEMATICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES: TECHNOLOGIES OF INCREASE OF COMPETITIVENESS

Valko M., Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, the post-graduate student

In article on the basis of the statistical analysis of a current state of innovative activity of the organizations by economic activities kinds, in particular in textile manufacture, technologies of increase of competitiveness of the enterprises are revealed.

Keywords: innovations, competitiveness, innovative development, textile manufacture.

C начала 1990-х гг. продолжается падение производства тек- кетинговые технологии, повышение производительности труда и

стильной отрасли, особенно это заметно в льняной подотрасли, где оплаты рабочих. Все эти вопросы решаются при помощи инвести-

большинство предприятий убыточны. Несмотря на большое коли- ций в инновационное производство, позволяющее усилить техни-

чество разработанных государством программ поддержки конке- ческие, технологические и ассортиментные грани предприятия, а

рентоспособность продукции на рынке и эффективность производ- также сделать более интересной работу сотрудников предприятия.

ства остаются на очень низком уровне. Синтетические волокна по- При анализе инновационной активности организаций по ви-

степенно вытесняют как хлопковые, так и льняные изделия, вдоба- дам экономической деятельности, в соответствии с данными Рос-

вок к несоответствию производимой продукции текущей моде. В стата РФ[1], мы констатируем, что в текстильном производстве со-

связи с этим основными стратегическими целями предприятий ста- вокупный уровень количества инновационных предприятий состав-

новятся: разработка инновационных товаров из льна, увеличение ляет 8,3% (2007), при этом 7,4% из них ввели технологические ин-

объемов продаж, повышение добавленной стоимости и новые мар- новации, 1,9% - организационные и 2,5% - маркетинговые. В про-

изводстве одежды эти показатели еще ниже: общий составляет 3,8%, технологический - 3,3%, организационный - 1,2%, маркетинговый - 1,1%.

В текстильном производстве насчитывается 39 предприятий, ведущих инновационную деятельность, 25 предприятий ведут инновационную деятельность при производстве одежды. Такие предприятия составляют соответственно лишь 1,4% и 0,9% от общего количества предприятий России.

В 2007 году предприятия текстильного производства затратили 1517,8 млн. руб. на инновации, что больше по сравнению с 2006 г. (492,9 млн. руб.), при этом при производстве одежды эти показатели составляют соответственно 200,3 и 244,5 млн. руб.

На технологические инновационные затраты предприятия текстильных производств тратят 99,2% средств (2007 г., в том числе 8,3% на разработку продуктов и 90,9% - на разработку процессов),

0,2% на организационные и 0,6% на маркетинговые. Структура затрат изменяется со временем, так как в 2006 г. эти цифры были соответственно равны 90,2%, 40%, 50,2%, 1,5% и 8,2%. После затрат на разработку продукта, предприятия потратили деньги на улучшение процесса его производства.

Аналогично при производстве одежды технологические затраты составили 96,8% в 2006 г. и 77,2% в 2007 г., в том числе продуктовые 67,9% (2006) и 59,4% (2007), и процессные 28,9% (2006) и 17,8% (2007). На организационные затраты потрачено 2,1% (2006) и 22,3%(2007), а на маркетинговые 1,1% (2006) и 0,5% (2007).

В 2007 г. в текстильном производстве на исследования и разработки потрачено 25,7% средств, на производственное проектирование 22,9%, на приобретение машин и оборудования 68,6%, на приобретение новых технологий 5,7%, в т.ч на права , патенты и лицензии 2,9%. На приобретение программных средств затрачено 22,9%, на другие виды подготовки производства - 14,3%, на обучение и подготовку персонала - 17,1%, на маркетинговые исследования - 8,6%, прочие затраты составили 5,7%.

Семь организаций (2007 г.) импортировали технологии, в основном при помощи покупки оборудования и приема на работу квалифицированных иностранных рабочих кадров. Экспорт технологий отсутствует.

Количество совместных проектов со странами ЕС составляет 3 (2006 г.) и 6 (2007 г.) проектов, с США и Канадой - 2 и 1 проектов соответственно.

Таким образом, мы констатируем крайне низкий уровень инновационной активности предприятий в секторе и низкую международную кооперацию.

Одной из важных задач, которые ставит перед собой собственник предприятия, является обеспечение высокого качества управления на предприятии, без которого невозможно достичь высоких конкурентных преимуществ. Требуется внедрить в общий стратегический план предприятия перечень инновационных задач и сделать первоочередным вопрос их достижения, задействовать для этого все возможные ресурсы и выработать систему мониторинга за исполнением стратегии.

Таким образом, основными стратегическими векторами предприятий льняной подотрасли сегодня должны быть:

1. Повышение добавленной стоимости произведенной продукции при помощи использования инновационных технологий.

2. Увеличение продуктовой линейки, создание оригинальной нетрадиционной продукции.

3. Использование синтетических волокон с целью снижения производства, поиск возможностей уменьшения себестоимости.

4. Внедрение элементов диверсификации в практику хозяйственной деятельности.

5. Изучение спроса и обновление продукции для лучшего соответствия потребительским нуждам.

Для осуществления этой стратегии требуется не только производственно-технологическая инновационная политика, но и тактический маркетинг, введение социально-ответственных экологических норм, новых мотивационных и управленческих схем, укрепление имиджа компании среди поставщиков и покупателей. Подход использования инновационных схем конкурентных предприятий низкоэффективен и не имеет долгосрочного эффекта. Лишь инова-ционное мышление, ориентированное на опережающую базу международного сравнения, использующего тенденции научно-технического прогресса и его развития, позволит занять лидирующие позиции как на отечественном рынке, так и выйти на мирового потребителя.

Для реализации такой стратегии требуется в первую очередь присмотреться к отечественным разработкам. В них входят следующие технологии.

Во-первых, это - технология производства котонина (модифицированное короткое льноволокно, близкое по свойствам к хлопку и пригодное для совместного прядения с хлопком и шерстью), используемого для пряжи смесовых тканей и трикотажа бытового и технического назначения. Котонин позволяет расширить сырьевую базу натуральных волокон и частично заместить химические волокна на более дешевое и экологическое сырье, также как и расширить ассортимент и объем полульняных тканей бытового назначения. Идея использования такого проивзодства успешно реализована на ОАО «Бийская льняная компания». Оборудование для механизации может быть предоставлено ЗАО «Завод «ТверьМаш», тем более, что оборудование для котонизации, созданное фирмами «Трючлер» (Германия), «Ла Рош» (Франция), «Темафа» (Германия), «Лингрон» (Англия), малопригодно для переработки российского льна. Вследствие высокой степени одревеснения (40-60% против 20% европейского льна) невозможно получить на таких линиях качественный котонин из отечественного сырья. Например, котонин, вырабатываемый на линии «Ла Рош» в г. Кашино, имеет закостренность до 7%, а среднюю длину волокон — не более 20 мм, что делает его малопригодным к совместному прядению с хлопком и шерстью.

Отечественные линии механической котонизации «Кардатекс» (г.Иваново) и «Тверьлегмашдеталь» разработаны по аналогии с зарубежными и также недостаточно учитывают специфику российского льна [2]. Процент выхода котонина на оборудовании ЗАО «Завод «ТверьМаш» из короткого льноволокна составляет 60-75%, с произовдительностью каждой линии 560 тонн котонина в год [3].

Во-вторых, это - технологии для производства медицинских и санитарно-гигиенических изделий.

В третьих, технологии чистольняной пряжи до 20 текс (№ 50) из низкомерного чесаного льна и пряжи до 68 текс из очесов, которая позволяет получить тонкую пряжу из российского сырья при одновременном снижении затрат труда и материалов пряжи.

В-четвертых, технологии для производства комбинированной пряжи, тканей и трикотажных изделий с использованием полипропиленовых текстурированных нитей малой линейной плотности.

В-пятых, технологии производства тканей и трикотажных полотен с различными эффектами («жатости», велюровым и др.), улучшающие потребительские свойства льняных тканей костюмно-платьевой группы на основе химизации сырьевых смесей и др.

С целью повышения добавленной стоимости могут быть за-дествованы нанотехнологии. Сегодня множество разработок делают продукцию из льна более надежной, удобной и конкурентоспособной. Так в Омской области производится нановата, обеспечивающая надежную антибактериальную защиту, предотвращая инфицирование ран и отсутствие аллергического эффекта[4]. Также интересны производства такой продукции как нанобелье разного назначения. Крупные фирмы-поставщики Петербурга, такие как «Альфа Текс», «Северные узоры» и «Ан-желю-дизайн», внимательно следят за тенденциями современного рынка и разрабатывают самые актуальные предложения в секторе льняного постельного белья, без добавления синтетических и нано волокон, которое является легко мнущимся и трудно поддающимся глажке.

Вертикально-интегрированные системы могут позволить финансирование и контроль за сельско-хозяйственным производством волокна льна-долгунца, от которого сильно зависит качество конечного продукта.

Для более качественного управления требуется использование не только новых передовых технологий, но и комплекса инструментов для стратегического управления предприятием. Требуется создать систему из каскада моделей цепочки интергрирован-ного льняного бизнеса, учитывающей все возможные факторы, такие как цены на дизельное топливо, цены на конкурентные волокна, такие как хлопок, прогнозы производства волокна. Также могут быть использованы информационные системы по планированию ресурсов предприяти класса ERP (Enterprise Resource Planning).

Комплексная реализация такого плана позволит достичь увеличения объема продаж, ускорения оборачиваемости капитала,

обеспечит высокий уровень доходности бизнеса и возможность выхода на зарубежные рынки.

Для более быстрого привлечения инвестиций в льняную подотрасль требуется создание «технологического коридора» - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Это, в свою очередь, требует разработку эффективных механизмов развития венчурного бизнеса с государственным участием и единой нормативно-правовой базы функционирования системы частногосударственных венчурных фондов, создание которых призвано служить двигателем инновационного процесса в экономике.

Литература:

1. Индикаторы инновационной деятельности, ИИЦ «Статистика России», 2009г.

2. Котонизация по-научному, или как сэкономить льняное сырье и расширить ассортимент тканей, В.Г. Стокозенко, С.М. Губкина, Рекламно-строительный журнал «Снабженец», 2000 г.

3. Десять преимуществ нашей линии котонизации, Технический текстиль № 5, 2003 г.

4. В Омской области будут производить нановату, портал Nanonews.net, 2010 г.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Овчинникова И.М., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»

В статье рассматриваются особенности ведения малого и среднего бизнеса в России, государственной поддержки предпринимательства. Обоснованы методы решения проблем развития малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, реформы, государство, предпринимательство

METHODS OF THE DECISION OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA

Ovchinnikova I., Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO, the post-graduate student

In article features of conducting small and average business in Russia, the state support of business are considered. Methods of the decision of problems of development of small and average business in Russia are proved.

Keywords: small-scale business, average business, reforms, the state, business

Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, что является актуальной проблемой в современной жизни страны.

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. /1/

Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственноэкономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. /1/

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%./2/

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.