Проблема войны и мира в общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона (1966 1973 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Научная статья на тему 'Проблема войны и мира в общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона (1966 1973 гг. )' по специальности 'Культура. Культурология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Журнал
Выпуск № 2 /
Коды
  • ГРНТИ: 13 — Культура. Культурология
  • ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06
  • УДK: 008

Статистика по статье
  • 767
    читатели
  • 24
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 1
    соц.сети

Научная статья по специальности "Культура. Культурология" из научного журнала "Армия и общество", Бокарев В. В.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Проблема войны и мира в общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона (1966 1973 гг. )". Научная статья по специальности "Культура. Культурология"

В.В. Бокарев
ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЖ. ЛЕННОНА (1966 -1973 гг.)
Середина 60-х гг. ХХ в. ознаменовалась новым явлением в жизни западного общества - выходом на арену общественно-политической борьбы молодежи, которая заявила о своих правах и выступила с протестом против расизма и войны во Вьетнаме. Музыка английского ансамбля «Битлз», лидером которого был Джон Леннон (1940-1980), стала консолидирующим символом новых ценностей молодежи и ее протеста против милитаризации общественной жизни Запада. В интервью автору статьи первый менеджер «Битлз» А. Уильямс подчеркнул, что битлы были «не только музыкантами, они стали родоначальниками социальнокультурной революции, они несли в массы свои идеи, нарушали многие установленные в обществе традиции и правила, изменили образ жизни молодых лю-
дей»1.
Впервые к антивоенной теме Леннон обратился летом 1966 г.: во время последних гастролей «Битлз» по Северной Америке он нарушил идеологическое табу и публично выступил с осуждением агрессии США во Вьетнаме. «Я никогда не был аполитичным... пришло время, когда мы с Джорджем (Харрисоном. -В.Б.) сказали ему (менеджеру «Битлз» Б. Эпстайну. - В.Б), вспоминал Леннон: «Слушай, когда нас спросят в следующий раз, то мы ответим, что нам не нравится эта война, и мы думаем, что они (американцы. - В.Б.) должны оттуда убраться». Так мы и сделали. Тогда это прозвучало довольно радикально, особенно для «великолепной четверки», то была моя первая попытка помахать флагом»2.
Американский историк Дж. Винер отмечает, что «как и предполагал Джон, пресса тотчас раструбила, что «Битлз» присоединились к антивоенному движению» . Главным итогом эволюции личности Леннона Винер считает то, что «музыкант . стал политическим радикалом»4. Данная оценка является ошибочной. При всей значимости антивоенных заявлений масс-медийного героя говорить о политическом радикализме Леннона в 1966 г. неправомерно. В то время это было радикальным действием для рок-музыканта. Но антивоенная позиция не является проявлением политического радикализма, ведь антивоенных взглядов могут
придерживаться представители самых разных политических движений, включая отнюдь не радикальные.
Получившее распространение в популярной литературе мнение о том, что после отказа от выступлений с концертами перед американскими войсками во Вьетнаме «Битлз» якобы перечислили в 1966 г. «несколько миллионов долларов в фонд помощи борющемуся Вьетнаму»5 не подтверждается ни одним историческим источником и является вымыслом, поскольку финансовое состояние участников ансамбля было меньшим, чем «несколько миллионов долларов», к тому же битлы протестовали против войны во Вьетнаме с пацифистских позиций.
Важным фактором в формировании политической позиции Леннона стало его участие в съемках антивоенной комедии абсурда английского кинорежиссёра Р. Лестера «Как я выиграл войну» (1967 г.). В октябре 1967 г. на премьерной пресс-конференции в Лондоне музыкант объяснил участие в фильме своими антивоенными взглядами.
Одно из главных событий в творческой биографии «Битлз» - выступление музыкантов 25 июня 1967 г. с песней Дж. Леннона «Все, что тебе нужно, - любовь») в телевизионной программе «Our World» («Наш мир»). Благодаря спутниковому телевидению программу «Наш мир» посмотрели 400 миллионов телезри-телей6 из 26 стран мира7. Волна молодежной субкультуры, используя достижения НТР, стремительно осваивала новые аудитории, преодолевая и идеологические предрассудки, и политические преграды, и государственные границы.
Песню «Все, что тебе нужно, - любовь» отличали не только музыкальная выразительность, мастерски, с юмором сделанная аранжировка, но и примечательный текст - послание джинсовому поколению и вызов милитаризму. Знаковая песня главного мессиджера «Битлз» Дж. Леннона отражала идеологию пацифизма движения хиппи8 и была направлена против политических бунтов радикальной молодежи Запада.
В апреле 1968 г. Джон в интервью американской радиостанции «Уорлднет» охарактеризовал вьетнамскую войну как «очередное проявление безумия нашего времени. С войной надо кончать. Я не вижу никакой другой причины для войны,
9
кроме умопомешательства» , «... а мы хотим предложить людям идею мира в новой упаковке»10. Несмотря на то, что анализ реальных причин вьетнамской войны Леннон подменял моральными декларациями, его антивоенные заявления имели определенное позитивное значение, поскольку в прессе появились заголовки «Леннон называет войну безумием»11, отражавшие политизацию сознания
музыканта и его стремление сделать с помощью СМИ свои пацифистские взгляды достоянием гласности для широких масс.
В 50-60-е гг. ХХ в. антивоенное движение на Западе ассоциировалось не с традиционными профессиональными политиками, а с учеными Ж. Кюри, Б. Расселом, А. Эйнштейном, Б. Споком, с борцом за гражданские права, лауреатом Нобелевской премии мира (1964 г.) баптистским священником М. Л. Кингом, т.е. людьми, пришедшими в политику вынужденно, поскольку они в отличие от профессиональных политиков раньше и глубже осознали проблему защиты мира в ядерный век.
В конце 60-х гг. о своем решении присоединиться к антивоенному движению и начать собственную кампанию за мир заявил рок-музыкант Джон Леннон, позиционировавший себя как представитель поколения хиппи, стал одним из первых рок-музыкантов, стремившихся оказывать на сознание людей не только музыкальное, но и политическое влияние. Непосредственным импульсом, побудившим Дж. Леннона и его жену Й. Оно начать кампанию за мир, стало полученное ими письмо от английского кинорежиссера, сценариста и актера П. Уоткинса, в котором, по словам Леннона, он писал, «что люди, находящиеся в таком
положении, как мы и он, должны проявлять ответственность и использовать
12
средства массовой информации для борьбы за мир во всем мире» .
В 1969 г. масс-медийный герой превратился в поп-политика, обратившегося к человечеству с посланием мира в форме, которая должна была врезаться в память, поскольку это будут смотреть, об этом будут читать и говорить. Кампания «бэд-ин» («постельная демонстрация» за мир) - политический хэппининг, рекламная антивоенная акция с использованием интереса мировых СМИ к сенсационному браку лидера «Битлз» и японской художницы Й. Оно. Это был тщательно спланированный пиаровский ход молодого поп-политика, сознательно избравшего роль клоуна мира и эпатаж для привлечения внимания мировой общественности к проблеме защиты мира, используя возможности нового информационного общества для колоссального воздействия на массовое общественное сознание. Первый «бэд-ин» (25-31 марта 1969 г., 902 номер отеля «Хилтон» в Амстердаме) продолжался семь дней. Мировая пресса опубликовала огромное количество антивоенных интервью Джона и Йоко.
Во время второго «Бэд-ина» в Монреале Леннон записал свою новую пес-
13
ню «Дайте миру шанс» (1 июня 1969 г. ). При исполнении припева песни автору подпевали поэт-битник А. Гинзберг (США), идеолог «религии ЛСД» Т. Лири
(США), его жена Розмари, комедийный киноактер и активист за гражданские права черных американцев Д. Грегори (США), певица и киноактриса П. Кларк (Англия), артист кабаре, комедиант Т. Смозерс, пресс-атташе «Битлз» Д. Тейлор (Англия), киноактер, композитор и сценарист П. Уильямс (США), раввин А. Фейнберг (Канада), католический священник и члены канадского отделения «Храма Радха Кришны».
Информационно перенасыщенным куплетам противопоставлен припев -одна-единственная фраза-максима «А мы говорим: «Дадим миру шанс»14 в результате многократного повторения достигает медитативного звучания и колоссального эффекта за счет хорового пения. Песня завоевала популярность благодаря написанному с юмором текста и соответствующей ему народной музыкальной стилистике (фолк) - песенной речевки, которая в силу простоты и демократизма в исполнении оптимально подходит для массовых демонстраций и митингов.
«Дайте миру шанс» стала неофициальным гимном антивоенного движения на Западе. Триумф песни произошел во время самого массового в истории США 500-тысячного антивоенного марша на Вашингтон 15 ноября 1969 г. Известный американский фолк-певец и композитор Пит Сигер, один из организаторов марша в столице США, вспоминал: «После четырех или пяти повторений, люди уже пели ее вместе с нами; постепенно они поднялись с мест. Потом подняли руки вверх, изображая букву «V» - символ победы. В определенных местах мелодии я выкрикивал в микрофон: «Вы слышите, Никсон (президент США от республиканской партии - В.Б.)? Вы слышите, Агню (вице-президент США - В.Б.) ...»15. Особое значение имело то, что автором нового гимна против войны во Вьетнаме стал представитель мира рок-музыки, которая ранее воспринималась в обществе как развлекательное искусство, позволяющее массам на время забыть о социальных проблемах.
Значительный интерес представляет программное заявление музыканта во время второго «бэд-ина» 26 мая 1969 г. в Монреале: «Не думайте, что путь черных отличается от пути еврейского, коммунистического или капиталистического... Покажите мне насильственную революцию, которая принесла мир и свободу, вот тогда я скажу: «О’кей, вы правы». Два миллиона лет мы жили в жестокости... Так почему бы не попытаться изменить мир?»16.
Исторический опыт, по мнению Леннона, позволяет выделить ряд закономерностей: насильственная политическая борьба уничтожает лишь носителей
зла, но не само зло, она приводит к его умножению; победители носителей зла в итоге сами становятся его жертвами; насильственные средства политической борьбы неизбежно приводят к эрозии декларируемых целей социальной справедливости.
Леннон вышел за рамки антивоенной борьбы и представил широкой общественности ненасильственный концептуальный проект как альтернативу и вызов доминирующим в обществе традициям политического насилия. Ленноновская позиция включала следующие положения: 1) ненасилие направлено против несправедливости, но не людей, которых предстоит изменить: «Вас, видимо, захватило стремление разрушать. Я объясню вам, что в мире не так. Это - люди. Зна-
17
чит, вы хотите уничтожить их? Разве это не безжалостно?» ; 2) ненасильственное сопротивление - осознание невозможности с помощью ответного насилия преодолеть несправедливость, поскольку используемые средства предопределяют результат: «цели не оправдывают насильственные методы революции»18; 3) утверждение ненасилия как моральной позиции: «единственный верный способ борьбы за мир - способ Ганди»19; 4) принципиальное ненасилие, означающее отказ от насилия физического, психологического, идеологического; 5) человеческая жизнь является высшей ценностью и мерилом общественно-политической деятельности; 6) стремление к революции в сознании людей: «добиться продолжительного мира. - изменить мышление людей»20; 7) принципы любви, милосердия и служения человечеству.
Альтернативное мышление Леннона находилось в органичном единстве с альтернативной формой протеста. Однако оценку Дж. Винера кампании «бэд-ин»
как «стремление завоевать новую аудиторию. идеями политического радика-
21
лизма» нельзя признать правомерной. Американский историк совершил подмену понятий, при которой любая альтернативная политическая акция попадает в категорию политического радикализма. «Бэд-ин» следует рассматривать как проявление политического нигилизма Леннона к традиционным политическим методам и традиционным политикам.
13 сентября 1969 г. Дж. Леннон и Й. Оно в сопровождении ансамбля «Пластик Оно бэнд» (в составе Э. Клэптона, К. Форманна, А. Уайта) выступили на
22
фестивале «Возрождения рок-н-ролла» в Торонто перед 27 тыс. аудиторией . Исполняя песню «Дайте миру шанс» в фолк-роковой версии, Леннон исключил
23
из текста песни кришнаитскую мантру «Харе Кришна» .
25 ноября 1969 г. Леннон (единственный из «Битлз») в знак протеста против поддержки лейбористским правительством Г. Вильсона агрессии США во Вьетнаме и помощи сепаратистским движениям в Биафре (Нигерия) вернул награду королевы Елизаветы II - орден МВЕ (Член Британской Империи) в Букин-
24
гемский дворец . Политический поступок Леннона - возврат ордена МВЕ - американский биограф музыканта А. Голдман определил как «неуважительный жест», который «в очередной раз оскорбил общественное мнение и стал причи-
25
ной всеобщего осуждения Леннона» . В действительности же не было всеобщего осуждения поступка Леннона. Представители антивоенных сил и части британской интеллигенции поддержали музыканта. Один из организаторов антивоенного движения учёных Запада (Манифест Рассела-Эйнштейна (1955 г.), Пагу-ошское движение), 97-летний выдающийся английский философ, лауреат Нобелевской премии по литературе лорда Б. Рассел в письме к Леннону писал: «Я уверен, что Ваш поступок заставит многих задуматься о том, что есть война»26. Позиция Б. Рассела опровергала пропагандистскую теорию «конфликта поколений» и символизировала союз представителей разных поколений в борьбе за мир.
Официальная встреча Леннона 22 декабря 1969 г. с премьер-министром Канады и лидером ее либерального политического истэблишмента П. Трюдо стала подтверждением интереса к антивоенной кампании Леннона и со стороны первых лиц «большой политики».
30 декабря 1969 г. по телеканалу Би-Би-Си был показан 20-минутный фильм 1969 г. известного антрополога и социолога Д. Морриса, который включал бэд-ины, призывы Леннона к ненасилию для студентов в Беркли, запись «Дайте миру шанс» и хронику Дня моратория в Вашингтоне 15 ноября 1969 г. В конце телепрограммы «Человек десятилетия» Леннон, оценивая бурные 60-е годы, подчеркнул, что «если и получилось из всего этого что-то хорошее - то это как раз массовое антивоенное движение»27.
Политизация рок-музыки в конце 60-х привела к поляризации и расколу в музыкальном рок-сообществе. Два самых знаменитых рок-музыканта мира - основатель и лидер «Битлз» Дж. Леннон и кумир его юности - король рок-н-ролла Э. Пресли оказались по разные стороны политических баррикад. Если Леннон, став активным участником антивоенного движения и «молодежной революции», превратился в личного врага президента США Р. Никсона, то Пресли сам предложил услуги американскому президенту в качестве секретного агента ФБР, о
чем свидетельствует публикация рассекреченных архивных материалов. «Сторонники наркокультуры, хиппи, СДС («Студенты за демократическое общество» - ведущая организация «новых левых» в США - В.Б.), «Черные пантеры» и т.п. не рассматривают меня как своего врага, - писал в письме к Никсону в декабре
1970 г. Э. Пресли, - ... я могу принести и принесу наибольшую пользу. если я
28
стану федеральным агентом с широкими полномочиями»28.
В 1970 г. в Лондоне с Ленноном, высказывавшим ранее желание выступить с концертом в Чехословакии, встретился «золотой соловей» чехословацкой эстрады - певец Карел Готт для обсуждения вопроса о концертах Леннона в Праге. В интервью автору статьи К. Готт отметил, что лидер «Битлз» «сказал, что ему вообще не нужно никакого гонорара» и что он видит «задачу только в том, чтобы помогать людям и все деньги, которые будут собраны этим концертом, перечислить кому-нибудь» из числа нуждающихся. Однако чиновники министерства культуры ЧССР отвергли идею проведения благотворительного концерта Ленно-на в пользу детского дома из-за опасений, «что на Западе этим злоупотребят, будут писать о том, что вот мы (чехословацкие власти. - В.Б.) не можем помочь
29
собственным детям, что мы такие бедные и допустить этого нельзя» . Несмотря на неудачу данного проекта, К. Готт после встречи с Ленноном записал кавер-версию песни «Дайте миру шанс», которая была официально издана в ЧССР.
Антивоенные акции Дж. Леннона и Й. Оно показали, что политическая жизнь не исчерпывается формализованными мероприятиями и стандартными ритуалами, и у непрофессиональных политиков благодаря СМИ есть возможности влиять на массовое общественное сознание с помощью новых форм политической борьбы. В антивоенной деятельности Леннон использовал широкий арсенал ненасильственных методов прямого действия: политические хэппининги, интервью, пресс-релизы, выступления с антивоенными заявлениями на радио, телевидении, пресс-конференциях, в ток-шоу, распространение антивоенных рекламных щитов в 11 крупных городах мира (кампания «Война окончена, если вы этого захотите»), декабрь 1969 г.), афишы, листовки, письма протеста королеве Ели-
30
завете II и премьер-министру Великобритании Г. Вильсону в 1969 г. , участие в антивоенных концертах и митингах, символические действия (кампания «желуди мира», возврат ордена, политический эпатаж).
Леннон внес важный вклад в защиту мира, но это не является основанием для получившей в литературе и СМИ идеализации его антивоенной деятельности. Так, А. А. Дайняк вопреки историческим фактам отмечает, что музыканту
«удалось стать во главе маршей протеста войны во Вьетнаме» . Это утверждение ложно. В действительности Леннон никогда не возглавлял ни одного антивоенного марша протеста. Более того, в 1970 г. он даже выступил против их проведения, считая, что антивоенные марши не приносят желаемого эффекта и часто заканчиваются кровавыми стычками демонстрантов с полицией, приумножая в обществе традиции насилия и ненависти: «К чему привели нас марши протеста? Марши на Гросвенор-сквер, против войны во Вьетнаме. Время маршей мира
32
уже прошло, мы ничего не добились»32. Вместо массовых форм активного ненасильственного сопротивления Леннон предложил индивидуальные формы протеста против войны во Вьетнаме. Выдвинутый им тезис о бесполезности маршей протеста дезориентировал участников антивоенного движения и в первую очередь молодежь. В 1971 г. Леннон отказался от этого тезиса и стал участвовать в маршах протеста.
Противоречивость антивоенной позиции Леннона, некоторые его скандальные и эпатажные заявления вносили сумятицу и сбивали с толку оппозиционную молодежь, вызывали обоснованное недоверие у людей старшего поколения: «Боритесь за мир любым способом - для каждого из нас найдётся своя
33
уловка. Ради разнообразия можно призвать на помощь и секс» . Подобные призывы находились в противоречии с позицией, выраженной Ленноном в том же 1970 г. в песне «Герой рабочего класса», осуждавшей буржуазную систему манипуляций массовым общественным сознанием: «вцепились в тебя и дурманят религией, сексом, ТВ»34. Таким образом, участие Джона Леннона в антивоенном движении имело не только положительные, но и негативные последствия.
Попытки записать Леннона в лидеры антивоенного движения на Западе (А. Багиров35, А. Дайняк36), как и бездоказательные утверждения о том, что якобы
37
именно «Битлз» предотвратили третью мировую войну»37 (писатель В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный, коллекционер Н. Васин), не имеют к исторической правде никакого отношения и отражают домыслы некомпетентных авторов подобных мифических идеологем.
В начале 70-х гг. антивоенная тематика занимала важное место в сольном творчестве Дж. Леннона. В 1970-72 гг. он написал восемь песен, в которых с разной степенью были отражены идеи ненасилия и протест против войны во Вьетнаме: «Моментальная карма»38, «Держись»39, «Представьте»40, «Я не хочу быть солдатом, мама, я не хочу умирать»41, «Дайте мне хоть немного правды»42, «Счастливого Рождества» («Война окончена»)43, «Бог спасет нас», «Джон Синклер».
Характерными чертами антивоенного творчества Ленона являлись способность к синтезу различных музыкальных жанров: блюз-рок, фолк-рок, поп-рок. Структура текстов антивоенных песен Леннона имела ряд характерных черт. В куплете излагается суть проблемы, а припев содержит ее оптимальное решение, выраженное, как правило, одной яркой фразой-лозунгом. При помощи выразительных музыкальных средств, голосовых интонаций Леннону удавалось оживлять простые слова песен, создавая яркие, запоминающиеся образы.
В конце 1971 г. Леннон переехал на жительство в США, где активно включился в движение протеста против войны во Вьетнаме и репрессий администрации Р. Никсона в отношении левых радикалов. 11 декабря 1971 г. музыкант вместе с лидером хиппи Дж. Рубином привлек на митинг-концерт в Мичиганский университет 16 тысяч человек, потребовавших освобождения политического активиста Дж. Синклера - организатора леворадикальной партии «Белая пантера», выступавшей против войны во Вьетнаме и в поддержку прав черных американ-цев44. «Если бы Синклер убивал детей во Вьетнаме или был агентом ЦРУ, его никогда бы не упрятали в тюрьму»45, - пел Леннон. Текст его песни «Джон Синклер» пополнил заведенное на него в ФБР «дело»46. Через три дня после митинга Синклер был из тюрьмы освобожден.
Политическая активность Дж. Леннона стала причиной заведённого на музыканта в ФБР «дела». В связи с угрозой депортации из США был создан «Меж-
47
дународный комитет в защиту Джона и Йоко» .
Долгое время уязвимым местом социальных взглядов Леннона было игнорирование вопроса о том, какими методами нужно действовать населению страны, подвергшейся агрессии другого государства или физическому уничтожению армией своего государства. Действия британских войск в Северной Ирландии в начале 70-х гг., нарушение ими внутренних и международных законов, физическое истребление участников мирных демонстраций протеста изменили точку зрения музыканта на политическое насилие. В этот период общественнополитическую деятельность Дж. Леннона характеризуют отход от пацифизма и переход на позиции левого радикализма. В условиях грубейших нарушений буржуазной демократии, когда мирные средства борьбы уже «не срабатывают», отдельный человек и народ имеют право применить ответное насилие, защищая себя от преступлений против человечности и прежде всего право на жизнь. В песне «Счастье ирландца» он назвал английские войска «британскими бандитами» и «ублюдками», которые «творят геноцид»48 в Северной Ирландии, а в песне
«Воскресенье, кровавое воскресенье» (1972 г.) призвал североирландских католиков «снова сбросить англичан в море»49.
Этим и объясняется политическая и творческая поддержка Дж. Ленноном не только движения за гражданские права в Северной Ирландии, но и Ирландской республиканской армии (ИРА) - военного крыла политической партии Шинн фейн. 5 февраля 1972 г. Леннон выступил с речью и исполнил песню «Счастье ирландца» на организованном в Нью-Йорке профсоюзом транспортных рабочих митинге солидарности с борьбой североирландских католиков в связи с расстрелом английскими войсками 30 января 1972 г. мирного марша протеста в Дерри (Кровавое воскресенье). «Если выбирать между ИРА и британской армией, то я - за ИРА, - отметил Леннон в заявлении для СМИ, - . если же выбирать между насилием и ненасилием, я за ненасилие. Это довольно щекотливый вопрос»50. В феврале 1972 г. Джон участвовал в 5-дневном телевизионном марафоне «Шоу Майкла Дугласа» и исполнил вместе с Йоко перед многомиллионной телеаудиторией «Счастье ирландца», передав гонорары за исполнение в фонд движения за гражданские права в Северной Ирландии. Несмотря на свидетельские показания, данные бывшим офицером британской контрразведки Д. Шей-лером под присягой в суде, о том, что он лично ознакомился с секретными документами о финансовой помощи Леннона ИРА, вопрос остается пока открытым из-за отказа «МИ-5» рассекретить досье музыканта.
В США Леннон продолжил активную антивоенную деятельность. Заявив, что в борьбе за мир его «ничто не остановит»51, музыкант после возобновления
52
американских бомбардировок Вьетнама подписал петицию за проведение антивоенного митинга и выступил на нем в Нью-Йорке 20 мая 1972 г., спев «Дайте миру шанс» и поддержав требование вывода американских войск из Вьетнама.
30 августа 1972 г. Леннон выступил на сцене крупнейшего зала «Мэдисон-сквер-гардена» в концерте «Один на один», исполнив перед 20 тысячной аудиторией свои лучшие политические песни «Представьте» и «Дайте миру шанс» для агитации американских избирателей голосовать за кандидата от демократической партии либерального сенатора Дж. Макговерна. Исполняя песню «Пойдем вместе», Джон изменил в ее тексте строчку, спев «Вместе - немедленно остановим войну!»53
После победы на президентских выборах 1972 г. в США действующего президента, лидера республиканской партии Р. Никсона и снижения политической активности в американском обществе произошло постепенное охлаждение в
отношениях Леннона с лидерами «новых левых», а к концу 1973 г. эти контакты полностью прекращаются.
Проблема войны и мира по-прежнему занимала центральное место в общественно-политической и творческой деятельности Леннона, о чем свидетельствовала общая идейная направленность сольного альбома и его заглавной песни «Игры сознания» (1973 г.): «Постоянно играйте в игры сознания, возвышая дух мира и любви»54. В песне «Освободите народ» Леннон выступил с протестом против политики американского государства, потребовав «освободить людей сейчас же» и «прекратить убийства немедленно, действуйте!»55. Из 43 песен Леннона политического и социального характера сольного периода 1969-1973 гг. 11 песен (26%) имели антивоенную направленность.
Антивоенная тематика творчества Леннона была подкреплена его активной политической позицией против войны во Вьетнаме не только в интервью СМИ, но и личным участием в антивоенном движении. 28 мая 1973 г. Дж. Леннон и Й. Оно участвовали в пикете в поддержку политзаключенных, находившихся в тюрьмах Сайгона, а 28 июня того же года участвовали в демонстрации протеста против бомбежек ДРВ.
Антивоенная деятельность Дж. Леннона, несмотря на отмеченные некоторые противоречия и недостатки, в целом имела важное значение для формирования и развития нового политического мышления, усиления влияния массового общественного сознания в качестве фактора давления на политику республиканской администрации Р. Никсона, вынужденной под давлением антивоенного движения в США и во всем мире начать вывод американских войск из Вьетнама, приведший в конечном итоге к завершению вьетнамской войны. Слова лауреата Нобелевской премии мира 1997 г. Б. Малера «я горжусь тем, что в качестве председателя Фонда американских ветеранов Вьетнама призвал приспустить национальные флаги нашей страны в день его трагической гибели»56 еще раз подчёркивают значение «революции в сознании», которую совершил Леннон.
В современных условиях участники антивоенного, антиглобалистского, левого, молодежного, экологического движений активно используют творческое наследие Дж. Леннона и выдвинутые им идеи ненасилия. Как и 35-40 лет назад ни одна крупная манифестация не обходится без исполнения песен Леннона и использования его антивоенных лозунгов в качестве транспарантов. К наследию музыканта обращаются известные политические деятели, представляющие различный политический спектр. Лидер кубинской революции Ф. Кастро и прези-
дент Национальной Ассамблеи Кубы Р. Аларкон справедливо подчеркивают международное значение антивоенной деятельности Леннона, которая способствовала политическим переменам в мире. В декабре 2000 г. в двадцатую годовщину гибели музыканта Ф. Кастро в выступлении на торжественной церемонии открытия памятника Леннону в Г аване (автор - кубинский скульптор Хосе Вилла Со-берон. - В.Б.) заявил: «Я - мечтатель, который видел, как некоторые его (Ленно-
57
на. - В.Б.) мечты стали реальностью» .
Лидер Сандинистского фронта Д. Ортега, являвшийся в 60-80-е гг. ХХ в. приверженцем преимущественно вооруженных методов политической борьбы, пересмотрев свои взгляды, сделал выбор в пользу мирных методов. Избрав в качестве официального лозунга своей избирательной кампании во время президентских выборов в Никарагуа в ноябре 2006 г. песню Леннона «Дайте миру
58
шанс», он одержал победу, получив свыше 38 % голосов избирателей .
«Я вспоминал о Джоне, - пишет главный редактор английского журнала «Нью лефт ревью» Т. Али, - когда по всему миру проходили демонстрации против войны, развязанной Бушем (младшим. - В.Б.) и Блэром в Ираке. Дух его был в те дни вместе с нами»59, а на демонстрациях звучала знаменитая ленноновская песня «Дайте миру шанс». На торжественной церемонии открытия ХХ зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 г. П. Гэбриэл исполнил песню Леннона «Imagine» («Представьте»)60, а 12 июня 2007 г. правозащитная организация «Международная амнистия», проводящая кампанию «Imagine» в 40 странах мира, выпустила альбом кавер-версий песен Леннона в исполнении современных музыкантов «Мгновенная карма. Спасите Дарфур»61.
Джону Леннону не грозит перейти в категорию «забытые имена» в силу глобального влияния творческого наследия на современную культуру и общественное сознание, а предстоит продолжить свой длинный и извилистый путь «через Вселенную».
1 Аудиозапись интервью автора статьи с первым менеджером «Битлз» А. Уильямсом 08.09.2004 г.
2 Бокарев В.В. Джон Леннон: мифы и реальность. М., 1992. С. 19-20.
Винер Дж. Вместе! Джон Леннон и его время. М. 1994. С. 32.
4 Там же. С. 33.
5 Багиров А.Н. Битлз - любовь моя. Минск, 1993. С. 113.
6 Harry B. The Ultimate Beatles Encyclopedia. Zurich, 1993. Р. 19.
7 Ястребов В.В., Герасимова Ю.Ю., Миронова Н.В. The Beatles: иллюстрированный справочник. Ульяновск: Симбвестинфо, 1999. С. 122.
8 Бокарев В.В. Джон Леннон: мифы и реальность, С. 25.
9 ВинерДж. Указ. Соч. С. 83.
10 Там же.
11 Там же. С. 84.
12 From Me To You. 2007. № 3 (25). С. 5.
13 The John Lennon/Yoko Ono Bed-In
http://honeymoons. about. com/cs/canadiangetaways/a/j ohnyoko.htm
14 Lennon J. Give Peace A Chance // Lennon. The Solo Years. L.: Music Sales, (S.a.). Р. 9 - 11.
15 Сигер П. Песни над Вашингтоном // Музыкальная жизнь. 1970. № 12. С. 20.
16 John Lennon In His Own Words. L., 1980. P. 80-82.
17 Антология Битлз. М., 2002. С. 299.
18 Там же.
19 Там же.
20 Там же.
21 Винер Дж. Указ. соч. С.101.
22 См.: LewisohnM. The Complete Beatles ^ro^cle, Р. 332.
23 Live Peace In Toronto (1969).
24 См.: LewisohnM. The Complete Beatles Chronicle, P. 334.
25 Голдман А. Жизни Джона Леннона. М., 2004. С. 548.
26 Шмидель Г. «Битлз» - жизнь и песни. М., 1990. С. 101.
27 Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С.228.
28 http://usgovinfo.about.com/gi/dynamic/offsite.htm?site=http://www.archives.gov/exhibit%5Fhall/ when%5Fnixon%5Fmet%5Felvis/images/summary.htm
29 Аудиозапись интервью автора с Карелом Готтом (Чехия).13.04.2004.
30 См.: LewisohnM. Op. cit. P. 332.
31 Дайняк А.А. Джон Леннон. Минск, 1998. С. 240.
32
Антология Биттлз. С. 299.
33 Там же.
34 Lennon J. Working Class Hero (1970) // Lennon. The Solo Years. P. 51 .
35 Багиров А.Н. Указ. соч. С. 112.
36 Дайняк А.А. Указ. соч. С. 240.
37 Д/ф «Во всём прошу винить Битлз» (2004).
38 Lennon J. Instant Karma // Lennon. The Solo Years. L., (S.a.). Р. 18-20.
39 Lennon J. Hold On // John Lennon/Plastic Ono Band (1970).
40 Lennon J. Imagine // Lennon. The Solo Years. L., (S.a.). Р. 43-45.
41 Lennon J. I Don’t Wanna Be a Soldier // Lennon. The Solo Years. P. 68-71.
42 Lennon J. John Sinclair // Lennon.The Solo Years. Р. 102-106.
43 Lennon J. Happy Xmas (War Is Over) // Lennon. The Solo Years. P. 96-99.
44 http://foia.fbi.gov/foiaindex/lennon.htm P. 249, 253, 256.
45 Lennon J. John Sinclair // Lennon. The Solo Years. Р. 105.
46 http://foia.fbi.gov/foiaindex/lennon.htm P. 257.
47 http://www.lennonfbifiles.com/after_hq28p3.html
48 Lennon J. & Ono Y. The Luck Of The Irish // Lennon. The Solo Years. P. 91, 94 -95.
49 Lennon J. & Ono Y. Sunday Bloody Sunday // Lennon. The Solo Years. P. 87.
50 Mac Mathuna S. John Lennon and the Irish question // http://www.fantompowa.net/Flame/john_lennon_irish_roots.htm
51 Винер Дж. Указ. Соч. С. 226.
52 http://foia.fbi.gov/foiaindex/lennon.htm.
53 Винер Дж. Указ. соч. С. 243.
54 Lennon J. (Mind Games (1973) // Lennon. The Solo Years. P. 80-85.
55 Lennon J. Bring on the Lucie (Freeda People) (1973).
56 Оно Й. Память о Джоне. С. 241.
57 http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_1063000/1063314.stm; http://www.geocities.com/youth4sa/lennon.htmlcuba honors john lennon; http://www.ibike.org/cuba/library/CU%20John%20Lennon.rtf; Once-shunned Lennon now feted in communist Cuba http://archives.cnn.com/2000/WORLD/americas/12/08/lennon.cuba.reut; From One Revolutionary to Another
58 http://www.prime-tass.ru/news/
59 Али Т. Леннонизм // Оно Й. Память о Джоне, С. 19.
60 http://www.olympic.ru/search/sr_news.asp?id=8632&rub=7
61 http://www.amnesty.org.ru/pages/rusact100022007AMNESTY INTERNATIONAL. ПРЕСС-РЕЛИЗ. МГНОВЕННАЯ КАРМА // http://www.amnesty.org.ru/pages/msn-darfur rushttp://-www.amnesty.org.ru/pages/rusact100022007

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх