Научная статья на тему 'Проблема творчества в контексте научного знания'

Проблема творчества в контексте научного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1172
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATION / НАУКА / SCIENCE / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / HISTORY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курасова Тамара Ивановна

В статье исследуется категория творчества в контексте философского, культурологического, исторического научного знания, дается анализ трактовки данного понятия в процессе эволюции культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article the author considers conception of the creation somehow scientific knowledge: philosophy, history, culture. To give analysis of the creation at the development the culture.

Текст научной работы на тему «Проблема творчества в контексте научного знания»

РОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Т. И. Курасова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье исследуется категория творчества в контексте философского, культурологического, исторического научного знания, дается анализ трактовки данного понятия в процессе эволюции культуры.

Ключевые слова: творчество, наука, знание, культура, история.

In the given article the author considers conception of the creation somehow scientific knowledge: philosophy, history, culture. To give analysis of the creation at the development the culture. Key words: creation, knowledge, science, development, history.

Творчество - категория философии, психологии, культуры, которая выражает собой важнейший смысл человеческой деятельности. Творчество является доминирующей функцией творческой деятельности и рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество проявляется в потенциальной или актуальной форме. Творческий потенциал характеризует личность человека и представлен личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, ценностными) или интеллектуальными (оригинальность, гибкость мышления; творческое воображение) параметрами в их взаимодействии.

Среди слов, которые по своему морфологическому облику, смысловой структуре напоминают церковные славянизмы, есть «творчество», соотносимое со словом

«творец». Слово «творчество», обозначающее в современном литературном языке процесс создания культурных, исторических ценностей, возникло в конце XVIII -начале XIX века. А.С. Шишков в «Мнении моем о рассматривании книг или цензуре» (1815) возражал против применения «таких новоязычных слов, как отборность, безвкусность, разумность, значимость, животность, творчество и тому подобных» (6, с. 51). Вполне привычные литературные слова - разумность, творчество, значимость - казались в начале XIX века неологизмами, образованными на немецкий лад (ср.: нем. Schöpfer - творец, Schöpfung -творчество; франц. - créateur, création, créatrice). Слово «творчество» не включено в словарь 1847 года, в котором есть слова: творец (со значениями: «1. Бог, создатель мира; 2. церк. производитель, исполнитель; 3. сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу) (8, с. 273-274). Оно не получило всеобщего признания и не было распространено в стилях карам-зинской школы. Активно слово «творче-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 69-73 69

H

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ство» стало использоваться в 20-30-х годах XIX века: Н.В. Станкевич: «Жизнь природы есть непрерывное творчество, и, хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» (9, с. 22); В.Г. Белинский: «Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора» (1, с. 289); В.Ф. Одоевский: «Нет! мы не лишены творчества; оно, напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше» (7, с. 8); Н.В. Гоголь: «Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами» (4).

Итак, творчество есть процесс человеческой деятельности, цель которой создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства), выступает уникальность его результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал возможности, несводимые к простым трудовым операциям, отражая в конечном результате определенные аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество есть деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества в науке, технике, искусстве, психологии. Применяется и соответствующая методология: естественнонаучная, философская или психологическая. С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но пытается внести в нее что-то новое, в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Творчество, считал Н.А. Бердяев, выдает гениальную при-

роду человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения: «... Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правоты жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать» (10; 11). Гениальность - это, прежде всего, внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество есть исток и основа любой творческой деятельности.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Творчество представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень, ее повышенную восприимчивость, самостоятельность мышления. Творческий индивид выделяется тем, что способен решать возникающие задачи интеллектуального и духовного типа. В целом термин «творчество», многообразие его значений, определяет собой личность, процесс и результат этого процесса. Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, направленностью интересов, убеждений, устойчивой системой мотивов (С.Л. Рубинштейн). В соответствии с этими принципами, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Связь личностного и творческого начала в наиболее определенной форме раскрыл Н.А. Бердяев: личность есть творческий акт. Не прогресс цивилизации, а сама природа заложила в человеке творческое начало, и только оно отвечает истинно чело-

Н

Г

веческому в нем. Человек лишь тогда обнаруживает в себе человека, когда начинает творить самого себя, преобразуя внешний мир по человеческим законам. На уровне индивидуального религиозного опыта, считал П.А. Флоренский, истинными творцами красоты являются иноки - живые свидетели духовного мира. Именно поэтому аскетику Святые Отцы называли не наукой и даже не нравственной работой, а искусством, художеством. Теоретическое знание, философия есть любовь к мудрости, созерцательное видение есть любовь к красоте. Возникает вопрос, как возможно творчество в контексте порождения нового? И в разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на него.

Специфика философии античного мировоззрения состоит в том, что творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. Творчество выступает при этом в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) космоса, и как человеческое - искусство, ремесло. Для большинства древних мыслителей было характерно убеждение в вечном существовании космоса. Некоторые греческие философы отрицали божественный акт творения, считая, что творчество, как созидание нового и уникального, непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учил о творении космоса, творчество понималось своеобразно: демиург творит мир сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению. Образец творения есть нечто, предстоящее не внешнему, а внутреннему созерцанию создателя. Поэтому высшим являлось само созерцание, а способность творить - подчиненной ему. Античность видела в творчестве стремление к воссозданию совершенных образцов; творческая способность понималась как божественная одержимость; героизм - как соревнование с богами, причем созерцательное познание ценилось выше творческого труда.

Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигалось в Античности на первое место: всякая де-

ятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание - ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает - бесконечное, вечное. Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение в понимании художественного творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности, ремесла. Однако, в отличие от других видов созидательной деятельности, творчество художника совершалось под влиянием божественного наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания, аналогично этому и творчество человека есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию предстает как одержимость души, стремление к художественному творчеству, и как одержимость духа, страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Иное понимание творчества возникло в христианской философии средних веков, где определялись две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии, и пантеистическая - от античной философии. Первая была связана с пониманием бога как личности, которая творит мир совершенно свободно, но в соответствии с неким вечным образцом, а творчество -как вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Вторая тенденция, к которой тяготела большая часть представителей средневековой схоластики, в вопросе творчества подходила ближе к античной традиции. Бог Фомы Аквинского, например, это добро в его завершенности, это созерцающий самое себя разум, это «... скорее совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной» (3, с. 373).

Человеческое творчество выступало в христианстве, прежде всего, как творчество истории. Не случайно философия истории возникла именно на христианской почве

И

Г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

(«О граде божием» Августина): история, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой человеческие существа принимают участие в осуществлении божьего замысла. Не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом. Приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом, что явилось предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом его сферой оказывалась область деяния нравственного и религиозного, а художественное и научное творчество, напротив, выступало как нечто второстепенное.

В эпоху Возрождения человек постепенно освобождается от бога и начинает мыслить самого себя как творца. Возрождение рассматривает творчество, прежде всего, как художественное, как искусство в широком смысле слова. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, что порождало также интерес к культуре как продукту творчества прошлого, культуре прежних эпох. Если для средневекового миросозерцания история есть результат совместного творчества бога и человека, то, начиная с конца XV века, все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать смысл и законы ее развития в ней самой.

Понимание творчества в Новое время основывалось на обеих тенденциях. Пантеистическая традиция в философии Нового времени, начиная с Дж. Бруно, Спинозы, преемствовала античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному, по сравнению с познанием, которое есть созерцание вечного бога - природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием идей протестантизма, была склонна трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов (Бэкон, Гоббс, Локк, Юм).

Завершенная концепция творчества в XVIII веке была создана И. Кантом, который творческую деятельность назвал «продуктивной способностью воображения». Кант наследовал протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир, рассматривал структуру творческого процесса в качестве одного из важнейших моментов структуры сознания.

В ХХ веке творчество рассматривалось преимущественно в его противоположности механически-технической деятельности. В «философии жизни» наиболее развёрнутая концепция дана Бергсоном (2): творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний). Творческий экстаз, согласно Бердяеву, раннему Хайдеггеру, есть наиболее адекватная форма существования. Общим для «философии жизни» и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам, признание его интуитивной природы, принятие в качестве носителей творческого начала духовных актов, где личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое.

Итак, в ХХ веке творчество выступало как погружение в предмет, как саморастворение в созерцании (А. Бергсон), как экстатический выход за собственные пределы, высшее напряжение всего человеческого существа (М. Хайдеггер), как сообразительность ума (Д. Дьюи).

В заключение можно сделать следующий вывод из вышеизложенного о творчестве, его содержании, творческом процессе и креативной личности: творчество есть свойство человека; предпосылка развития знания и духовного роста; уникальное свойство креативного субъекта; талантливое создание уникальных культурных объектов (гениальное озарение), вечных ценностей.

Н

Г

Примечания

1. Белинский В. Г. И мое мнение об игре г. Каратыгина : [статья] / В.Г. Белинский // Молва. - 1835. - № 18.

2. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с.

3. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. - СПб.: 1898.

4. Гоголь, Н. В. Авторская исповедь / Н.В. Гоголь. - 1847.

5. Дьюи, Дж. Как мы мыслим [=How we think] / Дж. Дьюи. - Нью-Йорк, 1910.

6. Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. - Берлин, 1870. - Т. 2.

7. Одоевский, В. Ф. Записки для моего праправнука о русской литературе / В.Ф. Одоевский // Отечественные записки. - 1840. - Т. 13.

8. Словарь русского языка. - 1847.

9. Станкевич, Н. В. Письмо Я. М. Неверову от марта 1833 г. «Моя метафизика» / Н.В. Станкевич // Западники 40-х годов.

10. Creativity and its cultivation. - N.-Y., 1959.

11. Scientific creativity. - N.-Y.; L., 1963.

СиНЕРГЕТИЧЕСКАЯ «ТРАДИЦИЯ» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Н.Т. Нурулла-Ходжаева

Московский государственный университет культуры и искусств

В современном ритме жизни сложно представить, какую роль играют традиции в нашей жизни. Однако все люди нуждаются в чувстве безопасности, им нужно жить там, где надежно, то есть им необходимо быть частью некой многозначимой привычной среды, быть связанными со своими предками, иметь правдоподобные объяснения окружающей их действительности с тем, чтобы перестать бояться всего непонятного или неприемлемого с моральной точки зрения. Все это во многом напоминает общинную среду взаимосвязи и взаимосотрудничества. Мы предполагаем, что традиция в состоянии обеспечить чувством такого рода стабильности и безопасности. Ключевые слова: традиция, община, Центральная Азия, циклизм.

It is complex to find marks of such phenomenon as necessity for traditions in the modern world. We do not have something similar to such need in our biology. However we do have some basic needs which might be associated with traditions. For instance all people needs to have security feelings, we do want to live in a good protected place, be connected to own ancestors, to have plausible explanations when we have something less familiar, or less acceptable from moral point of view. It is somehow links to image of community life, where people support and care on each other. So we do believe that tradition be able to supply with stability and security feelings. Key words: traditions, community, Central Asia, social balance.

Сегодня все сложнее говорить о контрасте, возникающем между современностью и традицией. Свое видение пробле-

мы попытался представить философ и поэт Дж. Руми (1207-1723) следующим образом: «Человек похож на текучую воду:

73

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 73-78

И

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.