Научная статья на тему 'Проблема целевой направленности образования'

Проблема целевой направленности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / TARGET-ORIENTED APPROACH / ФУНКЦИИ ЦЕЛИ / OBJECTIVE FUNCTION / ДЕФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ / DEFORMATION OF THE OBJECTIVES / ПРИНЦИПЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / PRINCIPLES OF GOAL-SETTING / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / THE PERSONALITY OF THE STUDENT / AIMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Филоненко Виктория Александровна

Эффективное функционирование образовательной системы невозможного без четкого определения её цели. Переосмысление сложившихся образовательных парадигм, обеспечивающих социокультурное развитие российского общества потребовало корректировки нынешних целевых подходов, ориентирующих преподавателя и студента на результаты текущие, проявляющиеся в знаниях, умениях и на долговременные, предполагающие развитие опыта деятельности и соответствующих компетенций. В определении интегральной, цели образования следует ориентироваться на развитие личности учащегося и его общекультурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Филоненко Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM TARGET ORIENTATION OF EDUCATION

Efficient funktsionirovanie educational system is impossible without a clear definition of its purpose. Rethinking existing educational paradigms, providing sociocultural development of the Russian society has required adjustment of current targeted approaches that orient the teacher and the student on the current results, manifested in knowledge, skills and long-term, involving the development of the activities and experience sootvvetstvuyuschih competencies. In the definition of integrated, purpose of education should focus on the development of the individual student and his general cultural and professional competences.

Текст научной работы на тему «Проблема целевой направленности образования»

Петьков Валерий Анатольевич

(Армавирский институт социального образования (филиал) Российского социального университета, г. Армавир)

valerype@mail.ru Филоненко Виктория Александровна (Новороссийский государственный морской университет,

г. Новороссийск) vicalexfilnov@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Эффективное функционирование образовательной системы невозможного без четкого определения её цели. Переосмысление сложившихся образовательных парадигм, обеспечивающих социокультурное развитие российского общества потребовало корректировки нынешних целевых подходов, ориентирующих преподавателя и студента на результаты текущие, проявляющиеся в знаниях, умениях и на долговременные, предполагающие развитие опыта деятельности и соответствующих компетенций. В определении интегральной, цели образования следует ориентироваться на развитие личности учащегося и его общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: цели образования, программно-целевой подход, функции цели, деформация цели, принципы целеполагания, общекультурные компетенции, личность студента.

Valery A. Petkov

(Armavir Institute of Social Education (branch) Russian Social University, Armavir) valerype@mail.ru Filonenko Victoria A.

(Novorossiysk State Maritime University,

Novorossiysk)

PROBLEM TARGET ORIENTATION OF EDUCATION

Abstract: Efficient funktsionirovanie educational system is impossible without a clear definition of its purpose. Rethinking existing educational paradigms, providing socio-cultural development of the Russian society has required adjustment of current targeted approaches that orient the teacher and the student on the current results, manifested in knowledge, skills and long-term, involving the development of the activities and experience sootvvetstvuyuschih competencies. In the definition of integrated, purpose of education should focus on the development of the individual student and his general cultural and professional competences.

Keywords: aims of education, target-oriented approach, the objective function, deformation of the objectives, principles of goal-setting, general cultural competence, the personality of the student.

Известно, что любая образовательная система эффективно функционирует, если четко сформулированы ее цели. Цель, как закон, определяет способ, характер действий, а также конечный результат. Следовательно, в самой общей форме цель - ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение заранее планируемого результата. Кроме того, как отмечают В.А. Сластёнин цели являются стержневой педагогической категорией, связывающей воедино все компоненты педагогической системы [7].

Изучение литературных источников позволило нам выделить следующие направления в изучении проблемы: определение целей образования как педагогической категории, её функций, детерминант и взаимосвязей; уточнение содержания целей обучения; классификация целей; способы задания целей.

Таким образом, цель - это многоаспектная категория. Именно так мы и подходим к ней в своем исследовании и рассматриваем ее как системообразующий элемент, определяющий единство структуры, содержания, технологии управления в системе непрерывного образования. При этом нами учитывались разнообразные функции цели: ориентировочная, стимулирующая, концептуальная и др.

Построение системы целей прежде всего мы связываем с выделением их категорий и последовательных уровней. В практике педагогических исследований принято различать три уровня целей: глобальный, общепедагогический и частнодидактический [1].

Под глобальным уровнем формулирования целей понимают заказ социальной системы - системе педагогической.

Общепедагогическая цель, формулируемая на основе социального заказа, представляет собой описание той педагогической конструкции, которую мы хотим иметь на выходе конкретной педагогической системы.

Частнодидактическая цель формируется через задачи, которые должны решаться в конкретной области знаний (специальности), учебного направления или дисциплины.

На наш взгляд, такой подход к постановке целей вполне диа-гности-чен, так как позволяет направленно реализовывать образовательные задачи и осуществлять образование индивида, воздействовать на развитие его личности [3].

Мы определили "структуру целей" системы непрерывного образования которая выглядит следующим образом:

1. Глобальная цель - формирование личности в системе непрерывного образования.

2. Стратегическая цель - культурно-гуманистическая направленность системы непрерывного образования на гармоничное развитие личности и поэтапное формирования ее культуры.

3. Тактические цели - обеспечение на каждой ступени непрерывного образования необходимого уровня сформированно-сти.

4. Операциональные цели - обеспечение через особым образом сконструированное содержание образования и технологии обучения достижения интеллектуально-нравственной свободы личности, ее стремления творческому саморазвитию и самосовершенствованию [2].

Однако следует отметить, что всестороннее гармоничное развитие личности - это идеальное представление о проектируемой перспективной цели, о конечном результате всей работы. Поэтому было бы нереальным считать, что она достижима в ближайшее время. Гармонично развитая личность - идеал, на который мы ориентируемся. На каждом этапе развития он приобретает конкретное содержание, адекватное общественно-историческим и социально-экономическим условиям [4,5,7]. Поэтому социологи вполне правомерно различают три типа личности: идеальный, к которому надо стремиться, базисный - наилучшим образом отвечающий возможностям данной стадии общественного развития, и модальный, или существующий реально. Мы полагаем, что эта типология может быть положена в основу построения трех моделей личности: модальной, базисной и идеальной. Этим будет преодолен недостаток, свойственный многим существующим моделям, которые статичны по своей природе и носят описательно-нормативный характер. Такого рода модели будут представлять открытые системы, позволяющие вести постоянную корректировку практического воплощения реально возможной модели личности с общей стратегией развития самой системы непрерывного образования.

На уровне стратегического целеобразования глобальная цель преобразуется в функционал системы непрерывного образования: обеспечение любому гражданину возможности максимальной реализации его стремления и способностей предоставления равноправного доступа к системе образования, а также стимулирование каждого к повышению культурно-образовательного уровня, который принесет личности максимальное удовлетворение и максимальную пользу обществу. В результате обучения, воспита-

ния и развития у студента должно быть сформировано такое профессиональное сознание, в структуре которого ценности образования актуализированы, системно организованы иопределяют его активную позицию и компетентную деятельность в социально-профессиональной сфере и жизнедеятельности.

Вышеизложенное позволяет выделить следующие культурно-гуманистические задачи системы непрерывного образования применитель-но к рассматриваемой проблеме:

1. Развитие духовных, сил, способностей и умений, позволяющих личности преодолевать жизненные препятствия.

2. Формирование моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной среде.

3. Создание возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации.

4. Обеспечение средствами, необходимыми для достижения интеллек-туально-нравственной свободы, личной автономии.

5. Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Культурно-гуманистические задачи непрерывного образования позволяют сделать его средством трансляции культуры, овладевая которой, личность не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способной к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой культуры и цивилизации.

Стратегические цели представляют собой своего рода равнодействующую самосознания личности и социально-экономических отношений общества с присущим ему уровнем развития науки, культуры, национальных традиций и т.п. Эти цели как бы объединяют потребности общества и жизненные интересы каждой личности, приспосабливая их через соответствующую модель образования к новой эпохе. На уровне тактического (этапного) целеобразования стратегическая цель непрерывного образования дифференцируется в цели каждого образовательного и профессионального уровня. Выделение уровней в культурной, образовательной и профессиональной подготовке учащегося и будущего специалиста, преемственность между которыми составляет немалую проблему, требует обращения к тактическим целям, как целям деятельности. Их содержание включает знание сущего и должного, активное восприятие и отношение субъекта к действительности, осознание того, что для достижения цели нужна реальная деятельность.

Таким образом, результаты научного анализа позволили выделить, типологизировать, дать характеристику уровням и структуре целей образования, описать их содержание, что позволяет уточнить адекватность их постановки, произвести целепола-гание в процессе проектирования педагогических систем.

Библиографический список:

1. 1.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. - М., 2000. - 272 с.

2. Петьков В.А. Джаубаев Ю.А., Эльгайтаров А.А. Проблема цели в теории и практике физического воспитания студентов: методологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 160-165.

3. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. -№5 (123). - С 8-10.

4. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.

5. Петьков В.А., Реутова Л.П. Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 2 (136). С. 52-58.

6. 6 Сластёнин В.А. Концепция педагогического образования. - М., 1989. -47 с.

7. Синько В.М., Петьков В.А.Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.

© Петьков В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.