Научная статья на тему 'Проблема становления институтов гражданского общества в Российской Федерации'

Проблема становления институтов гражданского общества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1233
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОННОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / CIVIL INITIATIVE / CONSTITUTIONAL STATE / PUBLIC ORGANIZATIONS / LEGALITY / TRANSFORMATION OF PUBLIC SYSTEM / LEGISLATION IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макаренко Сергей Николаевич, Макаренко Алексей Сергеевич

Анализируется проблема формирования гражданского общества в России. Взаимоотношение общества и государства. Признаки и особенности гражданского общества. Политический и юридический аспекты свободы индивида и гражданина. Гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы общественных отношений с целью функционирования государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMATION OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper analyzes the problem of the formation of civil society in Russia. The relationship between society and the state. Features and characteristics of civil society. Political and legal aspects of the freedom of the individual and citizen. Civil society advocates mediating link between Раздел III. Юридические технологии 259 the free individual and a centralized state will. Without a mature civil society is impossible to build a democratic state, because it is a conscious free citizens capable of creating the most rational forms of public relations for the purpose of its existence.

Текст научной работы на тему «Проблема становления институтов гражданского общества в Российской Федерации»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Костенко М.А. Муниципальное правотворчество: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной юридической науки в свете политико-правового реформирования России. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ. - 2002. - Вып.1. - С. 65-69.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа №154-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

- 1995. - № 35. - Ст. 3506.

3. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36.

4. Хачатурян Б. Г. Дискуссионные вопросы Российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2000. - № 2. - С. 31.

5. Богданова Н.А. К вопросу о конституционной природе местного самоуправления // Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

- М., 2006. - С. 32.

Статью рекомендовал к опубликованию д.ю.н., профессор А.Ю. Мордовцев.

Корж Елена Григорьевна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: egkorzh@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371631; кафедра гражданского права; ассистент.

Korzh Elena Grigorievna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: egkorzh@mail.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371631; the department of civil law; assistant.

ББК 67я73

С.Н. Макаренко, А.С. Макаренко

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируется проблема формирования гражданского общества в России. Взаимоотношение общества и государства. Признаки и особенности гражданского общества. Политический и юридический аспекты свободы индивида и гражданина. Гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы общественных отношений с целью функционирования государства.

Гражданская инициатива; правовое государство; общественные организации; законность; трансформация общественной системы; совершенствование законодательства.

S.N. Makarenko, A.S. Makarenko

PROBLEM OF FORMATION OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper analyzes the problem of the formation of civil society in Russia. The relationship between society and the state. Features and characteristics of civil society. Political and legal aspects of the freedom of the individual and citizen. Civil society advocates mediating link between

the free individual and a centralized state will. Without a mature civil society is impossible to build a democratic state, because it is a conscious free citizens capable of creating the most rational forms of public relations for the purpose of its existence.

Civil initiative; constitutional state; public organizations; legality; transformation of public system; legislation improvement.

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию [1]. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, когда становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов. Это и определяет актуальность данной темы работы.

Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщие (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства.

Понятие «гражданское общество», как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. По замечанию И. Изензее, государство существует в виде того, что противостоит обществу. Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор [3]. По определению Ж.-Л. Кермонна, гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства Государство, в отличие от гражданского общества, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и других образований [4].

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой, с одной стороны, совокупность межличностных отношений, с другой - совокупность общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

По мнению Д.И. Панырина, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами [8]. Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

♦ высокое сознание людей;

♦ высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

♦ широкие связи между членами общества;

♦ наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

♦ децентрализация власти;

♦ передача части власти органам самоуправления;

♦ согласование позиций вместо конфликтов;

♦ развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

♦ личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Некоторые авторы выделяют и другие признаки гражданского общества. Например, С.С. Алексеев считает, что гражданское общество - это сообщество свободных индивидов [1]. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Индивид может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Индивид лишь тогда считается свободным, когда через определенные механизмы (суд и другие структуры) он может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество является открытым социальным образованием. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

В то же время гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам [9].

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, механизмы исключения социальных катаклизмов, программы поступательного развития общества. Одной из гарантий разрешения конфликтов в обществе является эффективность правового регулирования. Как отмечают М. А. Костенко и В.В. Яровая, эффективность правовой регуляции определяется достижением цели, что во многом зависит от использования оптимального набора средств, которые для этого необходимы [5]. О. А. Лупандина подчеркивает, что это может быть достигнуто путем установления правильного соотношения общих и специальных норм [7].

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество имеет свою структуру, которую составляют различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовнокультурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные их существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Другой блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и организациях).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы -

социальной. Но как отметил Н.Ф. Земченков, вопреки классическому взгляду о том, политика является концентрированным выражением экономики, в российских условиях экономика является заложницей политики [2].

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т. д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовнокультурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Таким образом, в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Как отметила М. А. Костенко, тормозящим эффектом для подобного развития выступает отсутствие четкого представления о национальной правовой культуре, подходов к реформированию правового сознания и философии правового развития российского общества [6].

И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. Конституция РФ закрепляет основополагающие идеи гражданского общест-

ва. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА - М.: НОРМА, 2007.

2. Земченков Н.Ф. Социально-философский анализ эффективности местного самоуправления с позиций электоральных предпочтений // Известия ЮФУ. Технические науки.

- 2011. - № 11 (124). - С. 110-114.

3. Изензее Й. Политическая философия в Германии. Сборник статей. - М.: Изд-во Эксмо, 2009.

4. Кермонн, Ж.-Л. О принципе легитимности // Политология: хрестоматия / Сост. Г.С. Богданов, Н.В. Бузуверова, Л.А. Колышкина. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2005.

5. Костенко М.А., Яровая В.В. Средства правовой политики в условиях экономической трансформации России // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11 (124).

- С. 119-123.

6. Костенко М.А. Юридическая технология как способ реализации правотворческой политики государства // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - № 3 (92). - С. 149-155.

7. Лупандина О.А. Правила законодательной техники по оформлению нормативных актов // Известия ТТИ ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 4 (105). - С. 154-159.

8. Папырин Д.И. Специфика развития гражданского общества в России // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2008. - № 6. - С. 106-112.

9. Федоркин Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования // Вестник Московского Университета. - М., 2005. - № 4. - С. 67-72.

Статью рекомендовала к опубликованию доктор культурологии, профессор Т.В. Мордовцева.

Макаренко Сергей Николаевич - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: makselin@list.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371631; кафедра гражданского права; к.фил.н.; доцент.

Макаренко Алексей Сергеевич - e-mail: axelzloy@list.ru; тел.: 88634371615; кафедра философии; аспирант.

Makarenko Sergei Nikolayevich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»; e-mail: makselin@list.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371631; the department of civil law; cand. of phil. sc.; associate professor.

Makarenko Aleksey Sergeevich - e-mail: axelzloy@list.ru; phone: +78634371615; the department of philosophy; postgraduate student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.