Научная статья на тему 'Проблема совершенствования форм управления жилищным хозяйством и пути ее решения в современных условиях'

Проблема совершенствования форм управления жилищным хозяйством и пути ее решения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДЕФИЦИТ ЖИЛЬЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / КАНАЛИЗИРОВАНИЕ / HOUSING AND UTILITIES / HOUSING SHORTAGE / MUNICIPAL SERVICES / GAS / WATER / HEAT / ELECTRICITY / CANALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баламирзоев Эльдар Лиодинович

Раскрыты и проанализированы основные проблемы ЖКХ в России, а также рассмотрен зарубежный опыт решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баламирзоев Эльдар Лиодинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of perfecting forms of governance HOUSING AND WAYS OF ITS DECISION IN MODERN CONDITIONS

Discovered and analyzed the main problems in the housing and communal services of Russia, and consider international experience to address these problems.

Текст научной работы на тему «Проблема совершенствования форм управления жилищным хозяйством и пути ее решения в современных условиях»

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Баламирзоев Эльдар Лиодинович, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный технический университет.

Аннотация. Раскрыты и проанализированы основные проблемы ЖКХ в России, а также рассмотрен зарубежный опыт решения этих проблем.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, дефицит жилья, муниципальные службы, газоснабжения, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, канализирование.

THE PROBLEMS OF PERFECTING FORMS OF GOVERNANCE HOUSING AND WAYS OF ITS DECISION IN MODERN CONDITIONS

Balamirzoev Eldar Liodinovich, graduate student government and municipal management, The Daghestan state technical university.

Annotation. Discovered and analyzed the main problems in the housing and communal services of Russia, and consider international experience to address these problems.

Keywords: housing and utilities, housing shortage, municipal services, gas, water, heat, electricity, canalization.

С внедрением рыночных отношений произошли существенные изменения. Так, начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям для значительной части населения.

Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:

- дефицит жилья - количественный аспект;

- несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей - структурный аспект;

- несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья - качественный аспект;

- несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда - эксплуатационный аспект. [1]

Средняя жилищная обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах. Опыт развитых стран показывает, что для успешного решения жилищной проблемы необходимо повысить средний уровень жилищной обеспеченности в 2-3 раза.

Состав квартирного фонда во многих городах страны не соответствует демографической структуре населения, что существенно ухудшает жилищные условия горожан. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.

Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.

Отсутствие современных видов благоустройства и конструктивные недостатки жилых зданий приводят к завышенному потреблению энергоресурсов и воды. Так, с точки зрения энергоиспользования жилищный фонд является весьма неэффективным. Это во многом объясняется тем, что в существующем жилищном фонде России значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, имеющие значительные теплопотери, которые к тому же на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42% для 5этажных и 49% для 9- этажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). В результате показатели удельного теплопотребления в таких зданиях в 2-4 раза превышают аналогичные показатели в странах Европы и Америки с близкими климатическими условиями. [2]

Наконец, невыполнение требований по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит к ухудшению технического состояния жилья и нарастанию его «недоремонта». Например, четверть жилого фонда Санкт-Петербурга находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а 6,8% - в ветхом, что представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью жителей. Имеют место случаи обрушения конструктивных элементов и элементов декора фасадов зданий.

На рубеже 80-90-х гг. правительства многих стран в рамках социально-экономических программ и программ реформирования государственного сектора экономики проводили приватизацию объектов ЖКХ, руководствуясь тем, что государственные предприятия -это чаще национальные обязательства, чем национальное имущество. Для нации гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы частному сектору, приносящему доход на основе конкуренции. Параллельно с процессом приватизации шел поиск новых форм предоставления коммунальных услуг с участием представителей частного бизнеса.

На современном этапе сохраняется предоставление услуг в первую очередь, в сфере коммунального обслуживания. Муниципалитет выступает при этом в качестве организатора производства услуг. Другими словами, предоставление услуг осуществляется не самим муниципалитетом, а предприятиями, основанными на муниципальной собственности и подотчетными муниципалитету. Предоставление подобных услуг осуществляется муниципальными департаментами по «санитации» (сбор, вывоз, утилизация пищевых отходов и бытового мусора и др.), департаментами парков

Баламирзоев Э.Л. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

(озеленение, благоустройство городской территории и др.), департаментами по автомагистралям и т.д.

Распространенной формой предоставления муниципальными службами услуг в развитых странах являются межтерриториальные соглашения (договора об обслуживании), при которых административно - территориальные образования могут заключать соглашения на предоставление тех или иных услуг, которые они не могут предоставлять потребителям сами или считают их предоставление собственными силами нерациональным, с более высокими властными структурами (например, правительствами штатов). Последние оказывают услуги тем представителям территорий, которые в состоянии и готовы их купить. В данном случае один орган управления может позволить себе нанять другой и оплатить поставленные услуги. Подобным образом за рубежом оказываются коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению, водоотведению, услуги по «санитации» территорий, уборке снега и др. При этом в договорных отношениях участвуют два органа управления, причем один является организатором, а другой поставщиком услуг. Как показывает опыт США, Великобритании, Германии, Японии, Швеции, Канады и других стран, это позволяет более экономно использовать финансовые ресурсы, мощности и возможности производителей услуг.

Использование данной институциональной модели обеспечения услугами может быть вполне перспективно и в условиях нашей страны.

По нашему мнению для реализации данной модели необходимо:

- выявить потребности различных групп населения в услугах, в том числе и тех, которые пока не предоставляются;

- оценить возможности местных муниципальных служб, предприятий и организаций по предоставлению услуг, соответствующих стандартам качества, требуемому ассортименту и лимитам затрат;

- получить исчерпывающую информацию о возможных производителях услуг в других административнотерриториальных образованиях;

- разработать и отладить механизм договорных взаимоотношений и расчетов при заключении соглашений между различными административно - территориальными единицами.

Местные органы исполнительной власти могут заключать соглашения, договоры, контракты не только друг с другом, но и с частными фирмами. Во многих развитых странах (Великобритании, США, Швеции) городские власти давно осознали, что монопольное положение муниципальных служб сдерживает улучшение условий жизни в крупных городах. Практикуется продажа транспортным компаниям (включая муниципальные и частные) автобусных и трамвайных линий на конкурсной основе. Например, в 1992 г. около 250 из 400 маршрутов «Лондонских автобусов» было предложено для заявок частным владельцам, но сами маршруты в частное владение не отошли. Частота движения автобусов на линии устанавливается муниципалитетами. При невыполнении частной компанией оговоренных в контракте условий вводятся штрафные санкции. Практика показала, что переход «Лондонских автобусов» на конкурентную систему работы дал экономию как муниципальным транспортным предприятиям (они тоже участники конкурентной борьбы), так и частным фирмам (в среднем экономия составила около 15%). Аналогичные меры предпринимаются и в

Швеции. Например, власти Гетеборга передали в частное владение (использование) все автобусные маршруты и приступили к приватизации трамвайных. [3]

Нововведения в жилищно-коммунальной сфере развитых стран, основанные на рациональном сочетании централизации и децентрализации, дали положительные результаты. Они не тормозят, а активизируют рынок услуг и улучшают условия жизни потребителей.

Подобные нововведения можно применить при организации городского водопровода, тепло -, электро- и газоснабжения, т.е. к работе тех служб, которые принято относить к технически монопольным.

Так, в малых городах и селах до развертывания централизованных систем коммунального обеспечения целесообразно более широко применять индивидуальные и групповые установки коммунального обслуживания (водо-, газо-, теплообеспечение), которые в последующем при необходимости можно подключать к сетям централизованного снабжения. В Канаде почти во всех поселках с численностью населения до 1200 человек применяются только децентрализованные системы коммунального обслуживания жилых домов, что позволило за короткое время благоустроить весь жилой фонд в небольших поселках в северных районах страны.

Подобный опыт может широко применяться и в нашей стране, в особенности в местах нового жилищного строительства на окраине крупных городов и в области. Опыт быстрого благоустройства жилья применим не только для небольших поселков, но и для индивидуальных коттеджей и малоэтажных домов, строящихся на окраинах крупных городов. Эффективность такого подхода доказана и опытом некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Чехия и Словакия).

Сложной сферой деятельности местных властей является и благоустройство городской территории. Муниципалитет не должен непосредственно заниматься озеленением, мощением, санитарной очисткой и другими видами работ по благоустройству городской территории, все эти работы могут быть переданы в рамках муниципального заказа подрядчикам для того, чтобы они выполняли свои обязательства добросовестно в максимально сжатые сроки и дешево. Необходима конкуренция между различными частными и муниципальными подрядчиками. Большой опыт проведения конкурсов по благоустройству территорий накоплен местными властями крупных городов Великобритании. Акт о местном управлении (1988г.) предписывает им проведение конкурсов частных фирм при подрядах на строительство зданий, дорог, санитарную очистку, уборку территории, обеспечение школьников питанием и др. [2]

При организации обслуживания населения в названных сферах местные власти могут прибегать к услугам собственных служб только в случае их победы на конкурсе с частными подрядчиками.

Подобный порядок, широко практикуемый в США, Германии, Израиле и т.д., целесообразно использовать и в нашей стране. При организации конкурсов с участием муниципальных служб и частных компаний необходимо исключить протекционизм со стороны местных властей при определении возможных победителей. Для окончательного предоставления подряда нужно решение выборного органа власти. При этом участники конкурса могут отводить тех или иных членов конкурсной комиссии. При подрядах на городское

благоустройство обязательно учитывается мнение населения.

В странах с развитой рыночной экономикой частный бизнес в 90-х гг. выполнял только 1/5 услуг в системе ЖКХ. Это связано с наличием в жилищно- коммунальной сфере монопольных жизнеобеспечивающих систем (газо-, водо-, теплообеспечение, водоотведение, канализирование и др.), находящихся в муниципальной собственности, с высокими требованиями к качеству услуг, жестким государственным регулированием и контролем за соблюдением стандартов этого качества частными производителями.

Следует принять во внимание, что государственное регулирование коммунальной инфраструктуры не только не упразднено в странах с развитой рыночной экономикой, но и претерпело глубокую эволюцию под воздействием специфических потребностей в той или иной отрасли ЖКХ. В этой связи заслуживает внимания опыт ведущих индустриальных стран, особенно США, как страны, у которой территория, географические зоны, структура управления и т.д. сопоставимы с российскими. Эта страна развитых рыночных отношений имеет длительный опыт федерального регулирования экономики в отличие от России, где начальный этап рыночных отношений сопровождается переходом ответственности на муниципальный уровень, дезорганизацией и снятием государственного финансирования.

Список литературы:

1. Безлюдов А. И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления. - М.: Стройиздат, 1990

2. Грибанов И. А. и др. Резервно-инновационный метод разработки тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Учебное пособие - М.: ГУУ, 2003.

3. Когут А.Е. Система местного самоуправления. -Спб: ИСЭП РАН, 1995.

4. http://cao.mos.ru портал ЦАО.

РЕЦЕНЗИЯ

Научная статья аспиранта кафедры ГиМУ Баламир-зоева Э.Л. на тему «Проблема совершенствования форм управления жилищным хозяйством и пути ее решения в современных условиях» представляет собой всестороннее исследование вопросов совершенствования жилищного хозяйства в Республике Дагестан на современном этапе.

Автором затронуты вопросы, связанные с дефицитом жилья, несоответствием структуры жилищного фонда демографической структуре семей, несоответствием имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья, несоответствием требований к техническому содержанию жилищного фонда.

В процессе исследования осуществляется анализ потенциала существующей формы управления жилищным хозяйством с целью совершенствования жилищно-коммунального хозяйства. Автором указывается, что основной проблемой реализации осуществления различных моделей управления в сфере ЖКХ являются методы выявления потребностей различных групп населения в услугах, в том числе и тех, которые пока не предоставляются, а также оценка возможностей местных муниципальных служб, предприятий и организаций по предоставлению услуг, соответствую-

щих стандартам качества, требуемому ассортименту и лимитам затрат.

Важнейшим элементом работы явилось формулирование конкретных направлений по совершенствованию форм управления жилищным хозяйством в современных условиях.

Представленная на рассмотрение научная статья на тему «Проблема совершенствования форм управления жилищным хозяйством и пути ее решения в современных условиях» может быть рекомендована к опубликованию.

д.э.н., профессор каф. ГиМУ Шабанова М.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.