Научная статья на тему 'Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере'

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5341
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL ADAPTATION / INCLUSIVE EDUCATION / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / DEVELOPMENTAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич

В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические условия построения данной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Social Adaptation of Children with Disabilities in Educational Sphere

The article considers the problem of the organization of the teaching process for children with disabilities, shows the need for their full social adaptation through the practice of educational integration, and reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of this practice.

Текст научной работы на тему «Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере»

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере*

В. А. Ситаров (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические условия построения данной практики.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, социальная адаптация, интегрированное обучение, безбарьерная среда, педагогика развития.

Проблемы полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дееспособных членов общества обретают сегодня особую значимость. В обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ре-бенку-инвалиду, что связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. Между тем существующая практика социализации данной категории детей сложилась в рамках

медицинской модели, в которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология и которая, по сути, носит дискриминационный характер. Эта модель ослабляет социальную позицию ребенка, усугубляет его неравный социальный статус, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих ребенку не столько жить активной жизнью, сколько выживать. На практике такой подход сводится к изоляции детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) от общества в специальном учебном заведе-

* Публикация статьи осуществляется при поддержке РФФИ (проект № 13-06-00318).

нии, приводит к развитию у них комплекса неполноценности и пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

Однако феномен инвалидности не может быть решен в сугубо медицинском ключе, он относится к более широкому гуманитарному контексту жизнедеятельности и непосредственно связан с социальной проблемой неравных возможностей.

Что делает человека инвалидом? Очевидно, что в большей степени его делает таковым отношение окружающих и тот мир, который не приспособлен для самостоятельного функционирования человека с ограниченными возможностями. Люди оказываются инвалидами вследствие физических барьеров в окружающей среде, из-за невозможности доступа к информации и полноценному общению, из-за отсутствия возможности обучаться в обычных школах и вузах, из-за отсутствия равных прав при получении работы, доступного жилья, пользования транспортом, наконец, из-за неадекватного и негативного отношения окружающих и дискриминации со стороны социума. Таким образом, инвалидность — это проблема, касающаяся в основном гуманитарных стандартов общества, социального статуса и прав человека.

В противоположность дефектологической парадигме все большее значение сегодня обретает социально-развивающая модель обучения и воспитания, которая рассматривает инвалидность с точки зрения препятствий или ограничений деятельности человека с различными физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди с этими отклонениями исключаются из активной жизни (Ситаров, Шу-тенко, 2011: Электр. ресурс).

Образование — неотъемлемое конституционное право человека. Однако не все дети, имеющие инвалидность, могут воспользоваться этим правом и учиться в общеобразовательных школах наравне с другими. До недавнего времени почти все средние школы в стране были полностью недоступны для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, они элементарно не оборудованы необходимыми для

перемещения пандусами или лифтами. Общеобразовательные школы, большей частью, не приспособлены к обучению детей с нарушением слуха, зрения, речи и т. д. Более того, зачастую дети с ОВР сталкиваются с дискриминационным отношением к себе, на них смотрят как на неполноценных детей, нуждающихся в особом непрерывном внимании, опеке и, главное, как неспособных учиться в школе (Морова, 1998).

На становление практики и системы обучения детей с ограниченными возможностями (в отличие от обычных детей) решающее влияние оказывало доминирующее отношение к ним в обществе, задаваемое государственными институтами, религией, культурой в различные эпохи. Люди с инвалидностью и ограниченными возможностями, как правило, оказывались в тени активной социальной жизни.

Сегодня для общества и системы образования в целом особо актуально построение активной практики социализации детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) посредством всемерной интеграции их в социокультурную среду (Интегративные тенденции..., 2003). Педагогическая интеграция означает совместное воспитание и обучение как здоровых детей, так и детей с ОВР.

В историческом плане интеграционные процессы в педагогике усиливались по мере развития цивилизованных стандартов жизни и гуманизации социальной сферы. В организации интегрированного обучения нужна определенная безбарьерная среда. И главным препятствием здесь, как правило, выступает психологический барьер в существующей культуре и образовании. Он обусловлен традиционным стереотипом нормы в отношении развития ребенка и носит, по сути, дискриминационный характер. Прежде всего, нужно признать, что дети с инвалидностью — это такие же дети. И, как и всем детям, им для развития необходимо полноценное общение со сверстниками. У этих детей, как и у всех других, есть свои интересы, увлечения, мечты кем-то стать, чего-то достичь, обрести профессию и получить достойную работу. Практика педагогической интеграции, реализующая идею инклюзивного образования (вклю-

ченного), находит все большее признание среди прогрессивных педагогов, ученых и общественных деятелей. Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития в равной степени отвечает образовательным интересам обеих групп детей. Главный принцип инклюзии — это доступность образования для всех категорий детей и культивирование равных возможностей в образовании, отвечающих различным нуждам всех детей.

В основе инклюзивного образования заложена идея, которая исключает любую дискриминацию детей и полагает непременность доступной, безбарьерной среды и равность отношений ко всем детям посредством создания приемлемых условий для обучения всех детей, в том числе имеющих особые образовательные потребности. Применяющаяся практика обучения на дому (как наиболее гуманная на сегодня) показала, что она не может дать качественное образование и обеспечить оптимальное включение ребенка с инвалидностью в общество. Ребенок не обретает социальной почвы, выключается из общества сверстников, в котором происходит основной процесс его социализации.

Интегрированное (или включенное) обучение — это термин, который применяется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование — это более широкий термин, полагающий процесс интеграции в плане обеспечения доступности образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Оба термина, как правило, используются для описания процесса обеспечения доступа к образованию для детей с особыми потребностями. В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», которым описывался данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование».

Несомненно, что проблема интегрированного обучения требует значительного материально-технического переоснащения существующих школ и учебных заведений. Эта сторона выступает важным исходным фактором

материально-физической организации пространства обучения, отвечающего особенностям детей с ограниченными возможностями. Однако не менее важным, а по сути, главным является педагогическое обеспечение обучения детей данной категории, требующее определенной трансформации существующей педагогической системы и подходов.

В теории и практике обучения детей с ограниченными возможностями существует острая проблема поиска таких моделей и стандартов образования, которые отвечают актуальным задачам развития данной категории детей, обеспечивают их безбарьерную интеграцию в общеобразовательный процесс школы и вместе с тем не приводят к общему снижению уровня и качества подготовки детей в массовой школе. Исследованию данной задачи, на наш взгляд, должны быть посвящены основные психолого-педагогические разработки в области интегрированного обучения и социальной адаптации детей с ОВР.

Сложившийся зарубежный и отечественный опыт социализации детей с ОВР показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствуют социальной адаптации инвалидов, развитию их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяют общественное мнение, формируют отношение к ним как к полноценным людям, помогают «обычным» детям становиться более толерантными и ответственными. Как свидетельствует практика, обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, способствуют созданию благоприятной атмосферы в детском сообществе, обеспечивают образование для всех (Ратнер, Юсупова, 2006). В целом переход к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями развития в логике инклюзивного образования заключается в обосновании и разработке условий построения в рамках учебно-воспитательного пространства школы безбарьерной, адаптивной образовательной среды для разностороннего и полноценного включения ребенка в целостный педагогический процесс. Успешное продвижение школы к такой модели определяется

следующим рядом психолого-педагогических условий:

— учет специфических образовательных потребностей и потенциала детей с ограниченными возможностями;

— выявление различных форм психологопедагогической поддержки данной категории детей в процессе обучения;

— использование гибких современных технологий обучения, включая вариативные информационные технологии, направленные на индивидуализацию и персонализацию обучения детей;

— определение дидактических особенностей совместного обучения детей различных категорий здоровья в общеобразовательной школе;

— применение развивающих форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями.

В деле успешной социальной адаптации детей с ОВР важно руководствоваться ценностями и принципами равноценного развития и реализации возможностей всех участников образовательного процесса независимо от их природных и индивидуальных особенностей. На наш взгляд, построение продуктивной практики адаптации нетипичных детей возможно при соблюдении и учете следующих принципов функционирования образовательной среды.

Принцип доступности означает не только посильность обучения для детей с ОВР, но и необходимость поиска определенных способов, методов и средств обучения, максимально отвечающих силам и возможностям детей, актуальной фазе их умственного, морально-социального и физического развития. Кроме того, данный принцип выражает императив равных возможностей в плане организации обучения, т. е. требует доступности самого пространства и системы обучения для детей с ОВР.

Принцип природосообразности и здоровье-сбережения полагает, что в построении обучения детей с ОВР необходимо учитывать природные особенности их развития и формирования в естественной среде, а само обучение должно соответствовать природным механиз-

мам развития этих детей, законам и логике их естественного развития, способствовать делу укрепления здоровья, физического и психологического благополучия детей. Помимо этого, необходимо обеспечивать связь с природой в содержании обучения, опираться на закономерности и процессы окружающего природного мира в усвоении знаний, формировать экологические знания и мировоззрение.

Принцип связи с жизнью, с практикой требует постоянной взаимосвязи процесса усвоения знаний с их применением в жизни. Он предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами с тем, чтобы обеспечить не только действенность знаний, но успешную социализацию.

Принцип предметно-практической деятельности в обучении детей с ОВР полагает использование наглядности, стимулирование сенсорно-манипуляционной активности. В развитии детей с ОВР дефицит предметнопрактических действий ничем не может быть восполнен и компенсирован. Поэтому необходимо обязательное включение элементов практической деятельности, ручного труда в обучение, применение трудовой практики в воспитании с достижением социально полезного результата. В освоении знаний важно опираться на различные формы экспериментирования детей с учебно-познавательным материалом как основы формирования учебной деятельности.

Принцип оптимизма полагает опору на позитивные чувства в обучении детей, укрепления их веры в обязательный успех обучения, опору педагога на реальный уровень знаний учащихся, формирование у них уверенности в своих силах, способностях, возможностях.

Принцип самостоятельности предусматривает преодоление зависимости детей с ОВР от педагогов и других взрослых, когда учитываются все проявления естественной склонности детей к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся.

Принцип сочетания индивидуального подхода и коллективной деятельности в обучении полагает связь интересов личности ребенка с интересами группы, раскрытие индивидуальности в совместно-распределенной деятельности учащихся, применение различных форм и элементов сотрудничества детей в учебном процессе.

Соблюдение психологических принципов

построения адаптивной образовательной среды создает необходимую социально-психологическую атмосферу благоприятного существования и развития детей с ОВР в образовательном процессе.

Принцип принятия полагает безусловное безоценочно-позитивное отношение к детям с ОВР как равным участникам образовательного процесса наряду с другими детьми, признания их такими, как они есть, без акцентирования их особенностей, затрудняющих полноценное обучение.

Принцип толерантности предусматривает терпимость к отличиям детей с ОВР от других детей, понимание, уважение их образа поведения и взаимодействия, их позиций и мнения, полное исключение любых форм проявления насилия и нетерпимости в классе. Данный принцип направлен на установления безопасной атмосферы в учебном процессе и формирование чувства защищенности у детей с ОВР.

Принцип фасилитации означает приоритет мер и методов педагогической помощи, содействия, поддержки и участия в образовательном процессе. Данный принцип означает культивирование ценности взаимопомощи и участия среди детей в учебном процессе, изживание равнодушия и отчуждения в межличностных отношениях, установление гуманных норм и стандартов жизнедеятельности в классе.

Принцип амплификации (расширения) детского развития означает: ученику, насколько это возможно, должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных видов деятельности, тогда у него появляется шанс найти те из них, которые наиболее близки его способностям и интересам.

Принцип синтоничности полагает установление коммуникативно развитой среды

учебного взаимодействия, характеризующейся доминированием согласия, отзывчивости, дружеских взаимоотношений среди детей, основанных на взаимных симпатиях и расположении друг к другу.

Принцип самореализации означает опору на сильные стороны личности ребенка с ОВР в учебном процессе, максимально возможное раскрытие его внутренних потенций и способностей, следование личностному подходу в обучении, апелляцию к самосознанию и достоинству ребенка с ОВР как полноценной личности.

В целом построение адаптивной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями развития полагает учет определенных закономерностей, которые в русле образовательной интеграции обретают статус исходных требований или императивов проведения образовательной деятельности. В качестве таковых выступают следующие:

— образовательная среда соразмерна развивающейся в ней личности;

— педагог и обучающийся выступают в ней в роли субъектов;

— организация в ней носит социально-личностный характер;

— образовательная среда представляет собой совокупность внешних и внутренних условий обеспечения полноценного развития и социализации личности;

— образовательная среда культуросообразна, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе образования;

— образовательная среда вариативна (педагог и обучающийся имеют возможность строить свою образовательную траекторию на основании собственных потребностей и в соответствии со своим направлением развития);

— образовательная среда предполагает выбор обучающих методик, направленных на различные способы деятельности педагога и обучающегося;

— любая деятельность ее субъектов является креативной и исследовательской;

— образовательная среда направлена на формирование у учеников всех видов рефлек-

сии, целостной позитивной картины мира и базового жизнеутверждающего мироощущения.

Организация адаптивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении предполагает осуществление помощи детям с ОВР и их семьям по следующим направлениям:

— реорганизация образовательного процесса;

— психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;

— пролонгированное и адресное консультирование;

— осуществление скоординированного взаимодействия с различными службами и организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, обеспечение лечения, досуга и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Интегративные тенденции современного специального образования (2003) / под ред. Н. Н. Ма-лофеева. М. : Полиграф сервис.

Морова, Н. С. (1998) Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями : дис. ... д-ра пед. наук. М.

Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. (2о0б) Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС.

Ситаров, В. А., Шутенко, А. И. (2011) Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6 (ноябрь — декабрь). URL: http:/ / zpu-j ournal.ru/ e-zpu/ 2011/ 6/ Sitarov-

Shutenko_Integrated-Learning/ (дата обращения:

12.05.2013).

Дата поступления: 15.05.2013 г.

THE PROBLEM OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL SPHERE V. A. Sitarov (Moscow University for the Humanities)

The article considers the problem of the organization of the teaching process for children with disabilities, shows the need for their full social adaptation through the practice of educational integration, and reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of this practice.

Keywords: children with disabilities, social adaptation, inclusive education, barrier-free environment, developmental pedagogy.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Integrativnye tendentsii sovremennogo spet-sial’nogo obrazovaniia (2003) / pod red. N. N. Malo-feeva. M. : Poligraf servis.

Morova, N. S. (1998) Osnovy sotsial’no-peda-gogicheskoi reabilitatsii detei s ogranichennymi voz-mozhnostiami : dis. . d-ra ped. nauk. M.

Ratner, F. L., Iusupova, A. Iu. (2006) Integri-rovannoe obuchenie detei s ogranichennymi voz-mozhnostiami v obshchestve zdorovykh detei. M. : VLADOS.

Sitarov, V. A., Shutenko, A. I. (2011) Razvitie obrazovatel’nykh kompetentsii detei s ograni-chennymi vozmozhnostiami v usloviiakh integri-rovan-nogo obucheniia [Elektr. resurs] // Infor-matsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Po-nimanie. Umenie». № 6 (noiabr’ — dekabr’). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Sitarov-Shu-tenko_Integrated-Learning/ (data obrashcheniia:

12.05.2013).

Новые книги

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография [Текст] / Валерий Луков, Владимир Луков. - М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.