Научная статья на тему 'Проблема социально психологической адаптивности в условиях службы'

Проблема социально психологической адаптивности в условиях службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ADAPTABILITY / ADAPTIVE ABILITIES / INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES / PSYCHOLOGICAL STABILITY / CHARACTER ACCENTUATION / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Н. Л.

Проблема социально-психологической адаптивности в условиях службы является важной и особенно актуальной в связи с реформой Вооруженных Сил. В данной статье автором представлены результаты практического исследования, предложены пути повышения адаптивности личности в условиях службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY IN THE CONDITIONS OF SERVICE

The problem of socially-psychological adaptability in the conditions of service is important and especially actual in connection with reform of Armed forces. In given article the author presents results of practical research, ways of increase of adaptability of the person in the conditions of service are offered.

Текст научной работы на тему «Проблема социально психологической адаптивности в условиях службы»

5. Smetannikov, V.V. Dukhovnaya reabilitaciya voennosluzhathikh rossiyjskoyj armii: metodologiya, meto-dika i rezuljtatih sociologicheskogo analiza: dis. ... kand. sociol. nauk. - Novosibirsk, 2000.

6. Voennaya psikhologiya: metodologiya, teoriya, praktika: uchebno-metodicheskoe posobie. - M., 1997.

7. Vliyanie boevogo stressa na moraljno-psikhologicheskoe sostoyanie voennosluzhathikh SShA i Velikobritanii [Eh/r]. - R/d: http:// pentagonus.ucoz.ru/publ/5-1-0-89

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 159.923+316.6

Kirillova N.L. PROBLEM OF SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY IN THE CONDITIONS OF SERVICE.

The problem of socially-psychological adaptability in the conditions of service is important and especially actual in connection with reform of Armed forces. In given article the author presents results of practical research, ways of increase of adaptability of the person in the conditions of service are offered.

Key words: adaptability, adaptive abilities, individually-psychological features, psychological stability, character accentuation, temperament.

Н.Л. Кириллова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: knlnsk@yandex.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ

Проблема социально-психологической адаптивности в условиях службы является важной и особенно актуальной в связи с реформой Вооруженных Сил. В данной статье автором представлены результаты практического исследования, предложены пути повышения адаптивности личности в условиях службы.

Ключевые слова: адаптивность, адаптивные способности, индивидуально-психологические особенности, нервнопсихическая устойчивость, акцентуации характера, темперамент.

Проблема психологического прогнозирования и обеспечения успешной адаптации человека к условиям жизни и деятельности в новых условиях особенно проявляется в период социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами. В связи с реформированием армии, сокращение срока службы по призыву до одного года, выполнением боевых задач, характеризующихся внезапностью и скоротечностью, исключается возможность постепенной адаптации к условиям службы. Одной из основных проблем в этих условиях является прогнозирование и помощь в быстрой и успешной адаптации личности к условиям службы. Особый интерес представляет анализ причин, которые разделяют адаптационный процесс на два возможных направления его развития, по пути переадаптации или же дезадаптации.

Успешность адаптации к новым, измененным условиям жизнедеятельности, во многом детерминирована адаптационными способностями (адаптивностью) личности [1]. В связи с этим особую важность для исследователя приобретает выявление и оценка этой способности. Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема адаптивности личности в условиях службы остается проблематичной. Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии индивидуальнопсихологических особенностей личности на адаптивность к службе. Изучение этого вопроса связано с необходимостью теоретического осмысления влияния индивидуально-психологических особенностей личности, таких как темперамент, акцентуации характера, нервно-психическая устойчивость, реактивная и личностная тревожность на адаптивность к службе и недостаточностью экспериментальных данных, выявляющих это влияние.

В своем исследовании мы предположили, что если индивидуально-психологические особенности личности имеют разные уровневые показатели, то возможно это найдет своё отражение на адаптивности военнослужащих. Проведенное нами эмпирическое исследование выявило наличие взаимосвязи между адаптивностью к службе и индивидуально-психологическими особенностями личности: темпераментом, нервно-психической устойчивостью, реактивной и личностной тревожностью, акцентуациями характера. Общий корреляционный анализ показал взаимосвязи между переменными (индивидуально-психологическими особенностями и адаптивностью) на высоком уровне значимости (р < 0,001).

При дифференциации выборки по уровневому критерию оказалось, что в группе с высоким уровнем адаптивности вы-

явлены прямые корреляционные связи адаптивности с нервнопсихической устойчивостью (г = 0,690 при р < 0,01), которая, в свою очередь имеет прямую корреляционную связь с экстраверсией (г=0,644 при р0,01). Обратная корреляционная связь выявлена с показателем «нейротизм» (г = -0,826 при р0,001).

В группе со средним уровнем адаптивности прямые корреляционные связи адаптивности выявлены также с нервнопсихической устойчивостью (г = 0,972 при р0,001) и акцентуациями характера: педантичной (г = 0,152 при р0,05), гипер-тимной (г = 0,120 при р0,05). В обратной зависимости с адаптивностью находятся: тревожная (г = -0,725 при р0,001), застревающая (г= -0,400 при р0,001), циклотимная (г= -0,652 при р0,001), дистимная (г= -0,507 при р0,001), возбудимая (г = -0,694 при р0,001), экзальтированная (г=-0,201 при р0,001), демонстративная (г= -0,151 при р0,05) акцентуации характера. Подобные связи обнаружены с показателем: «нейротизм» (г = -0,363 при р0,001), реактивной тревожностью (г = -0,812 при р0,001), личностной тревожностью (г = -0,730 при р0,001).

В группе с низким уровнем адаптивности прямые корреляционные связи адаптивности выявлены также с нервно-психической устойчивостью (г = -0,952 при р0,001). Обратные корреляционные связи - с реактивной тревожностью (г = -0,788 при р0,001), личностной тревожностью (г = -0,638 при р0,01); циклотимной (г = -0,602 при р0,05) акцентуацией характера. Реактивная и личностная тревожность в свою очередь, имеют обратную корреляционную связь с нервно-психической устойчивостью (г = -0,757 при р0,001 и г = -0,653 при р0,01 соответственно). Для определения достоверности различий между индивидуально-психологическими особенностями испытуемых высокого и низкого уровня адаптивности, применялся критерий Манна-Уитни.

Достоверные различия выявлены по показателям: нервнопсихическая устойчивость (иэмп=4,5***); реактивная и личностная тревожность (иэмп=0***); нейротизм (иэмп=0,5***); «экстраверсия» (иэмп=22***); акцентуациями характера: эмо-тивной (иэмп=15***); застревающей (иэмп=0***); гипертимной (иэмп=8***): дистимной (иэмп=0***); циклотимной (иэмп=0***); возбудимой (иэмп=2***); экзальтированной (иэмп=2***).

Для выделения главных факторных нагрузок нами был использован многоэтапный факторный анализ по методу главных компонент, с последующим varimax-raw (варимакс - вращением). В результате факторизации всех шкал эмпиричес-

ких методик, выделены 2 главных фактора. В первом факторе составляющие распределились по степени значимости их для адаптивности следующим образом: нервно-психическая устойчивость (наибольшая дисперсионная доля в факторе), реактивная и личностная тревожность, тревожная и цикло-тимная акцентуации характера. Во втором факторе выделена педантичная акцентуация характера.

Для всей группы обратные корреляционные связи адаптивности подтверждены со всеми показателями, что и на входном контроле, кроме демонстративной акцентуации характера. Прямые связи с адаптивностью подтверждены с нервнопсихической устойчивостью, гипертимной акцентуацией характера и экстраверсией.

При применении критерия Т - Вилкоксона для группы с высоким уровнем адаптивности выявлены достоверные сдвиги, имеющие отрицательную направленность между входным и выходным контролем по показателям: «реактивная тревожность» (Тэмп = 0***, при р = 0,001); «личностная тревожность» (Тэмп = 0* при р = 0,0076); демонстративной акцентуацией характера (Тэмп = 0* при р = 0,018). Следовательно, эти показатели у испытуемых понизились. Обнаружены достоверные сдвиги, имеющие положительную направленность между входным и выходным контролем по показателю «адаптивность» (Тэмп = 0**, при р = 0,003).

В группе со средним уровнем адаптивности выявлены достоверные сдвиги, имеющие отрицательную направленность между входным и выходным контролем по показателям: «реактивная тревожность» (Тэмп = 10,5***, при р = 0,000003); «личностная тревожность» (Тэмп = 19***, при р = 0,0038); «нейротизм» (Тэмп = 21**, при р = 0,0086); акцентуациями характера «застревание» (Тэмп =0***, при р = 0,00006), «дистим-ность» (Т = 0**, при р = 0,003), «тревожность» (Т = 0*,

' эмп ’ ~ ~ ’ ~ ' эмп ’

при р = 0,028). Следовательно, эти показатели у испытуемых снизились.

Кроме того, обнаружены достоверные сдвиги, имеющие положительную направленность между входным и выходным контролем по показателям: нервно-психическая устойчивость (Тэмп = 10***, при р = 0,000067); адаптивность (Тэмп = 20***, при р = 0,000012); гипертимной акцентуацией характера (Тэмп = 5,5*, при р = 0,014), и экстраверсией (Тэмп = 4*, при р = 0,05).

В группе с низким уровнем адаптивности выявлена обратная корреляционная связь между нервно-психической устойчивостью и возбудимой акцентуацией характера (г8 =-0,900 при р0,01). Аналогичная связь обнаружена с показателем «личностная тревожность» (г8 =-0,892 при р0,05). В этой группе выявлены достоверные сдвиги, имеющие отрицательную направленность между входным и выходным контролем по показателям переменной «реактивная тревожность» (Тэмп = 0*, при р = 0,03); «личностная тревожность» (Тэмп = 0*, при р = 0,03), т.е. уровень тревожности у военнослужащих данной группы снизился.

Достоверные сдвиги, имеющие положительную направленность между входным и выходным контролем имеются по показателям «нервно-психическая устойчивость» (Тэмп = 0*, при р = 0,03), адаптивность (Тэмп = 0*, при р = 0,03). За этот период уровень адаптивности испытуемых повысился.

Проведенная коррекционная работа с частью низкоадаптированной выборки показала, что в условиях срочной службы такая работа возможна и она дает положительные результаты

- уровень адаптированности у них повысился до среднего.

Интерпретируя полученные результаты можно сказать, что достоверные различия между индивидуально-психологическими особенностями испытуемых с разным уровнем адаптивности сохранились по всем показателям, характерным для входного контроля, кроме экзальтированной акцентуации характера. По сравнению с входным контролем уменьшились значения реактивной тревожности, личностной тревожности, нейротизма для испытуемых всех групп; уменьшились значения застревающей, дистимной, тревожной акцентуаций испытуемых среднего уровня адаптивности, у них же повысилось значение гипертимной акцентуации. Повысились показатели

нервно-психической устойчивости и адаптивности для всех групп, даже для группы с низким уровнем адаптивности.

Параллельно с обследованием военнослужащих по призыву было проведено обследование студентов первого курса НГТУ Были взяты две разные группы по 60 человек в каждой, в сентябре 2010 года и мае 2011 года. Первая группа (сентябрь 2010 года) по уровням адаптивности разделилась следующим образом: с высоким уровнем адаптивности - 6 человек, со средним уровнем адаптивности - 46 человек, с низким

- 8 человек.

Для группы с высоким уровнем адаптивности прямые связи адаптивности выявлены с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,894 при р0,05). Обратные связи с реактивной тревожностью (г8 = -0,866 при р0,05), личностной тревожностью (г8 = -0,852 при р0,05) и нейротизмом (г8 = -0,894 при р0,05). В группе со средним уровнем адаптивности прямые связи адаптивности выявлены с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,992 при р0,001); акцентуациями характера: гипертимной (г8 = 0,443 при р0,01), педантичной (г8 = 0,493 при р0,001) и экстраверсией (г8 = 0,323 при р0,05).

Обратные связи адаптивности обнаружены с реактивной тревожностью (г8 = -0,953 при р0,001), личностной тревожностью (г8 = -0,937 при р0,001); акцентуациями характера: эмо-тивной (г8 = -0,629 при р0,001), застревающей (г8 = -0,815 при р0,001), дистимной (г8 = -0,721 при р0,001), тревожной (г8 = -0,907 при р0,001), циклотимной (г8 = -0,762 при р0,001), экзальтированной (г8 = -0,336 при р0,05), возбудимой (г8 = -0,740 при р0,001) и нейротизмом (г8 = -0,849 при р0,001).

В группе студентов с низким уровнем адаптивности прямая связь адаптивности выявлена с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,825 при р0,05); акцентуациями характера: педантичной (г8 = 0,919 при р0,05); гипертимной (г8 = 0,728 при р0,05) и демонстративной (г8 = 0,806 при р0,05).

Вторая группа студентов, которая обследовалась в конце учебного года, по уровням адаптивности разделилась следующим образом: с высоким уровнем - нет, со средним уровнем - 52 человека, с низким уровнем - 8 человек.

Для среднего уровня адаптивности прямые связи адаптивности выявлены с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,983 при р0,001); акцентуациями характера гипертимной (г8 = 0,458 при р0,001) и педантичной (г8 = 0,279 при р0,05). Обратные связи адаптивности обнаружены с реактивной тревожностью (г8 = -0,910 при р0,001), личностной тревожностью (г8 = -0,926 при р0,001); акцентуациями характера: эмотивной (г8 = -0,338 при р0,05), застревающей (г8 = -0,749 при р0,001), дистимной (г8 = -0,780 при р0,001), тревожной (г8 = -0,784 при р0,001), циклотимной (г8 = -0,755 при р0,001), экзальтированной (г8 = -0,444 при р0,001), возбудимой (г8 = -0,633 при р0,001) и нейротизмом (г8 = -0,718 при р0,001). Мы видим наличие тех же акцентуаций характера, что и у студентов со средним уровнем адаптивности первой группы.

В группе с низким уровнем адаптивности прямая связь адаптивности выявлена с нервно-психической устойчивостью (г8 = -0,913 при р0,01) и возбудимой акцентуацией характера (г8 = -0,763 при р0,05).

В период приема нового пополнения 2011 года были проанализированы результаты обследования вновь призванных военнослужащих с высоким уровнем адаптивности (60 человек) и с низким уровнем адаптивности (60 человек). Выборка гомогенная, репрезентативная: молодые люди в возрасте 18-20 лет.

В группе с высоким уровнем адаптивности обнаружены прямые связи адаптивности с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,461 при р0,001), гипертимной акцентуацией характера (г8 = 0,261 при р0,05). Обнаружены обратные связи адаптивности с реактивной тревожностью (г8 = -0,451 при р0,001), возбудимой (г8 = -0,596 при р0,001), тревожной (г8 = -0,299 при р0,05), застревающей (г8 = -0,292 при р0,05), дистимной (г8 = -0,366 при р0,01) акцентуациями характера. Для представителей этой группы по-прежнему характерно практическое отсутствие акцентуаций характера (кроме гипер-

тимной). По темпераменту это в основном сангвиники (также как и в группе с высоким уровнем адаптивности при обследовании на предыдущем этапе).

Для группы с низким уровнем адаптивности выявлены прямые корреляционные связи адаптивности с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,976 при р0,001), гипертимной акцентуацией характера (г8 = 0,340 при р0,01), экстраверсией (г8 = 0,270 при р0,05). Выявлены обратные корреляционные связи адаптивности с личностной тревожностью (г8 = - 0,844 при р0,001); реактивной тревожностью (г8 = - 0,925 при р0,001); возбудимой (г8 = - 0,443 при р0,001), тревожной (г8 = - 0,575 при р0,001), дистимной (г8 = - 0,311 при р0,05) акцентуациями характера и нейротизмом (г8 = - 0,724 при р0,001).

Обобщая результаты исследования военнослужащих всех групп и студентов можно сделать выводы, что для высокого уровня адаптивности характерно отсутствие акцентуаций характера, высокая нервно-психическая устойчивость, низкие значения реактивной и личностной тревожности. По типу темперамента это, в основном, сангвиники. Для среднего уровня адаптивности и военнослужащих, и студентов характерно наличие акцентуаций характера, имеющих обратную взаимосвязь с адаптивностью. Лица с низкими адаптивными способностями имеют низкие показатели нервно-психической устойчивости, высокие показатели реактивной и личностной тревожности.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Проведенный анализ теоретико-методологических подходов к исследуемому понятию позволил обобщить материалы по проблеме психологической адаптации, уточнить содержание этого понятия, уточнить особенности адаптации личности к условиям службы.

Проведенное эмпирическое исследование с использованием надежных и валидных психодиагностических методик подтвердило гипотезу, что индивидуально-психологические особенности личности имеют разные уровневые показатели, что находит свое отражение в адаптивности военнослужащих.

Главными факторными нагрузками являются такие индивидуально-психологические особенности как: нервно-психическая устойчивость; реактивная и личностная тревожность; тревожная, циклотимная, педантичная акцентуации характера. Лучше всего к новым видам деятельности адаптируются сангвиники, достаточно хорошо холерики и флегматики и хуже всех - меланхолики. Для лиц с высоким уровнем адаптивности характерен высокий уровень нервно-психической устойчивости, практическое отсутствие акцентуаций характера, низкие значения реактивной и личностной тревожности. По типу темперамента это в основном сангвиники. Для лиц со средним уровнем адаптивности характерны средние показатели нервно-психической устойчивости, наличие акцентуаций характера, средние значения реактивной и личностной тревожности. Для лиц с низким уровнем адаптивности характерны низкие показатели нервно-психической устойчивости; тревожная, застревающая, дистимная, циклотимная акцентуации характера, высокие значения реактивной и личностной тревожности.

Процесс адаптации проходит в условиях реального, конкретного коллектива, условий, где влияние психогенных факторов имеет свой отпечаток, свои особенности [2]. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды, позволяет разработать систему мер по снижению уровня этого воздействия на психику личности с учетом индивидуально-психологических особенностей, изучить наиболее остро переживаемые неудовлетворенные потребности и изыскать возможность для их адекватного удовлетворения, или же оказать помощь в конструктивной переоценке ситуации. Правильно организованные мероприятия по формированию стойкой адаптации личности, а также целенаправленный, комплексный, дифференцированный подход при их проведении, позволит значительно сократить количество происшествий и преступлений в коллективах, являющихся следствием дезадаптивного поведения.

Библиографический список

1. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р Кудашев, А.А. Баранов. - Спб., 2006.

2. Бархаев, Б.П. Военная психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / Б.П. Бархаев, А.Г Караяни, В.Ф. Перевалов, И.С. Сыромятников. - М., 2006.

Bibliography

1. Rean, A.A. Psikhologiya adaptacii lichnosti / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - Spb., 2006.

2. Barkhaev, B.P. Voennaya psikhologiya i pedagogika professionaljnoyj deyateljnosti oficera / B.P. Barkhaev, A.G. Karayani, V.F. Perevalov, I.S. Sihromyatnikov. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 614.253.8

Knyazeva O.V. THE ARTTICLE IS DEVOTED TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE. The correlation of эмпатийной communicative and professional competence of the specialist, which are formed in the process of psychological readiness of students for professional work, including the engagement with older people. The emotional outburst of students of younger courses, difficulties in establishing a rapport with the patients, as well as the negative images of ageing and older people are in the basis of special psychological and pedagogical programme.

Key words: psychological readiness, the demographic situation, empathy, эмпатийная sociability.

О.В. Князева, соискатель АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, Email: shcooll2006@vandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Статья посвящена проблеме подготовки студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пациентами пожилого возраста. Выявленные в ходе изучения специальных дисциплин и практики трудности студентов младших курсов в установлении взаимопонимания с пациентами особой возрастной (эмоциональная несдержанность, негативные образы старости и людей пожилого возраста) положены в основу специальной программы, направленной на формирование психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.