Научная статья на тему 'Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации'

Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55218
1881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОМОГЕНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / НАЦИЯ / IDENTITY / HOMOGENIZATION / GLOBALIZATION / CULTURE / VALUES / NATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Герасимова Ирина Александровна, Ивахнов Василий Юрьевич

В статье рассматривается проблема сохранения идентичности. Дается авторское понимание идентичности как определенной устойчивости социокультурных, цивилизационных, национальных и индивидуальных характеристик и их самотождественность, которая дает возможность ответить на поставленные перед каждым человеком вопросы: кто я и кто мы. Доказывается, что в эпоху глобализации возникшая проблема идентичности подразумевает под собой в первую очередь персональную идентичность, то есть складывание устойчивых представлений у человека о себе как члене общества, а также культурную идентичность, порождающую у народа чувство самотождественности, предоставляющую ему возможность найти свое место в межнациональном пространстве. Иными словами, базисным элементом идентичности любой нации является определенная смысловая целостность, которая воспринимается в качестве характеристики нации. Авторы приходят к выводу, что именно эта смысловая целостность обуславливает соединение всей системы в единое целое. Так, невозможно изменить идентичность, не сменив при этом её основной идеи. Однако в случае, если происходит размывание «главной идеи», ни одна идентичность не способна устоять. Авторами отмечается важность преодоления кризиса как индивидуальных, так коллективных идентичностей ввиду распространения ценностей глобальной культуры. Выводом статьи является утверждение, что глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах демократизации, стандартизации культуры, экономизации, универсализации ценностей и информатизации. В свою очередь национальная идентичность бросает вызов глобализации и поднимает уровень национализма в пределах национальных сообществ и разделяет данные сообщества на отдельные составные элементы субнациональные сообщества. Представлены также возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

УДК 30:304 DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-9

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Герасимова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, vladshelo@mail.ru,

Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Воронеж, Российская Федерация

Ивахнов Василий Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, vasilij-ivakhnov@yandex.ru,

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский, Российская Федерация

В статье рассматривается проблема сохранения идентичности. Дается авторское понимание идентичности как определенной устойчивости социокультурных, цивилизационных, национальных и индивидуальных характеристик и их самотождественность, которая дает возможность ответить на поставленные перед каждым человеком вопросы: кто я и кто мы. Доказывается, что в эпоху глобализации возникшая проблема идентичности подразумевает под собой в первую очередь персональную идентичность, то есть складывание устойчивых представлений у человека о себе как члене общества, а также культурную идентичность, порождающую у народа чувство самотождественности, предоставляющую ему возможность найти свое место в межнациональном пространстве. Иными словами, базисным элементом идентичности любой нации является определенная смысловая целостность, которая воспринимается в качестве характеристики нации. Авторы приходят к выводу, что именно эта смысловая целостность обуславливает соединение всей системы в единое целое. Так, невозможно изменить идентичность, не сменив при этом её основной идеи. Однако в случае, если происходит размывание «главной идеи», ни одна идентичность не способна устоять. Авторами отмечается важность преодоления кризиса как индивидуальных, так коллективных идентичностей ввиду распространения ценностей глобальной культуры. Выводом статьи является утверждение, что глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах демократизации, стандартизации культуры, экономизации, универсализации ценностей и информатизации. В свою очередь национальная идентичность бросает вызов глобализации и поднимает уровень национализма в пределах национальных сообществ и разделяет данные сообщества на отдельные составные элементы — субнациональные сообщества. Представлены также возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: идентичность, гомогенизация, глобализация, культура, ценности, нация

В процессе всего своего развития человечество всегда стояло перед альтернативным выбором — нравственность или безнравственность, энергетика или экология, либерализм или традиционализм. Вот и в данный момент в истории, в эпоху глобализации, человечеству снова предстоит сделать выбор: окончательно подчиниться глобальным процессам и принять при этом чужие ценности или всё-таки попытаться сохра-

нить и передать последующим поколениям свои собственные, ведь на информационном этапе глобализации ключевую позицию занимает проблема сохранения национальной идентичности.

Вследствие этого в современном мире проблемы национальной идентичности и национального интереса в условиях всеобщей глобализации выходят на первый план как для исследователей, так и политиков. Характер-

ными чертами глобальных преобразований современного человечества являются появление новых ценностей и ориентиров. Всё большую актуальность приобретают новые мировые идеи глобальной экономики, интеграции культур и т.п.

Чем больше процессы глобализации проникают в национальные культуры, тем сильнее народы стремятся защитить свои внутренние компоненты, такие как язык, религия, традиции, культура. То есть в эпоху глобальных переустройств наиболее остро стоят проблемы национальной идентичности, которые непосредственно связаны со стремлением народов к самоопределению и самобытности в современном мире, с желанием отстоять и сохранить свою идентичность. Ведь нередко происходящие процессы глобализации, вторгаясь в складывающиеся веками уклады национальных культур, влекут за собой межрелигиозную, межнациональную напряженность, которая порой выливается в конфликты, приносящие множество невинных человеческих жертв. К сожалению, в настоящее время сепаратистские идеи и межнациональные конфликты стали одной из главных проблем современного мира.

Довольно часто причиной возникновения конфликта служат этнические и религиозные различия, так как одним из главных признаков разделения людей и народов служит даже не столько этническая принадлежность, сколько различия религий. Именно религия выступает в качестве одного из ключевых факторов, препятствующих этнической ассимиляции и тем самым способствующих сохранению культурной идентичности. Но это лишь одна сторона медали, с другой стороны, процесс глобализации в сфере культуры способен динамично протекать только в форме межнационального взаимодействия, учитывающего особенности культур и религий различных народов. Как показывает опыт былых времен, довольно часто напряжения в обществе и вооруженные столкновения носят этнический характер, но если, помимо этнических, имеются и религиозные отличия, то вооруженные конфликты носят еще более острый характер [8].

В России, как и во всем мире, к началу века проявил себя кризис как индивидуальных, так и коллективных идентичностей. Этому способствовало разрушение большого количества привычных норм, призрачность социальных процессов, сложность интеграции прошлого

и будущего, различных потоков коммуникаций и систем общественного взаимодействия как на индивидуальном, так и коллективном уровнях. На данном этапе можно наблюдать появление индивидов, а также групп людей, для которых характерна «размытая идентичность», или, как ее иначе называют, полиидентичность, чье сознание имеет фрагментарный характер, и они уже не способны ответить на вопрос: «кем они являются?» — однозначно.

Говоря о проблеме идентичности, необходимо дать дефиницию понятию «идентичность». Существует множество определений идентичности. В самом общем виде под идентичностью (от лат. identifico — отождествляю) принято понимать определенную устойчивость социокультурных, цивилизационных, национальных и индивидуальных характеристик и их самотождественность, которая дает возможность ответить на поставленные перед каждым человеком вопросы: кто я и кто мы. В эпоху глобализации возникшая проблема идентичности подразумевает под собой в первую очередь персональную идентичность, т.е. складывание устойчивых представлений у человека о себе как члене общества, и культурную идентичность, порождающую у народа чувство самотождественности, предоставляющую ему возможность найти свое место в межнациональном пространстве. Иными словами, базисным элементом идентичности любой нации является определенная смысловая целостность, которая воспринимается в качестве характеристики нации. Именно эта целостность обуславливает соединение всей системы в единое целое. Так, невозможно изменить идентичность, не сменив при этом её основной идеи. Однако в случае, если происходит размывание «главной идеи», ни одна идентичность не способна устоять.

Исследуя данную проблему, Э. Тоффлер писал, что в современном мире «...миллионы людей занимаются поисками своей идентичности или какого-то магического средства, которое помогло бы им вновь обрести свою личность, мгновенно дало бы ощущение близости или экстаза, привело бы их к более "высокому" состоянию сознания». Множество людей потеряло свою идентичность, своё «Я», даже при том, что у них огромный выбор потенциальных источников идентификации, отожествления себя с кем-то или чем-то.

С. Хантингтон приводит свою классификацию видов идентичности (рис. 1).

Рис. 1. Классификация видов идентичности по С. Хантингтону Fig. 1. Classification of types of identity according to S. Huntington

Рассмотрим каждый вид в отдельности:

1) культурная — национальная, клановая, религиозная, языковая, цивилизационная, племенная принадлежности;

2) политическая — идеология, группы интересов, интересы государства, политическая и фракционная;

3) аскриптивная — кровное родство, возраст, расовая и этническая принадлежность, пол;

4) социальная — социальный статус, друзья, коллеги, команды, клубы;

5) территориальная — ближайшее окружение, климатическая зона, город, деревня, регион, провинция;

6) экономическая — экономические секторы, профессия, работа, должность, государства, профсоюзы, рабочее окружение, классы, отрасли [6].

Однако на практике далеко не всегда всё это проявляется в должной мере.

Определение идентичности заняло центральное место в исследованиях Э. Эриксона. Согласно его точке зрения, важнейшую роль в процессе становления идентичности играет непосредственно отношение человека к окружающей его социальной среде. В течение этого процесса увеличивающееся разнообразие социального опыта, в том числе признания и оценки другими, личные качества развиваются благодаря культурным средствам, которые индивид получает из культурного набора своего социального круга, приравниваясь тем самым к остальным его

членам, но при этом сохраняя свое своеобразие. В результате изменения социокультурных условий существования личности происходит потеря прежней и нужда в формировании новой идентичности. Порой это ведет к сильным личностным пертурбациям и даже к «потере себя» как крайнему выражению феномена утери самоидентификации.

На основе вышесказанного мы можем сделать вывод, что национальную идентичность можно определить как данные нам историей и национальным сознанием основную идею и образ мира, на основе которых функционирует сознание общества на данном этапе своего развития, и поэтому эта идея и образ мира приемлемы для большинства. Идентичность позволяет ответить на вопрос о сущности своей нации, народа и его месте и роли в мировой истории, а также перспективе существования в идеальных формах [1].

Развиваясь и изменяясь в результате исторических преобразований, национальная идентичность представляет собой некий этап роста национального самосознания. Так, можно сказать, что идентичность — относительно закрытая система взглядов, в результате чего она, с одной стороны, довольно-таки устойчива, а с другой — динамика развития её обитания, которая состоит из внешней и внутренней жизни нации, влечет за собой некие изменения в данной системе. Возникающая между элементами идентичности связь довольно сильная, вследствие чего замена

хотя бы одного из них новым приводит к необходимости её значительного исправления, а порой даже полной замене.

Для того чтобы всесторонне и глубоко проанализировать проблему национальной идентичности, необходимо опираться на определенную философскую методологию. В данном контексте рассмотрение национальной идентичности возможно с позиции двух философско-методологи-ческих ракурсов:

а) философско-антропологического, т.е. в качестве процесса осознания своей принадлежности к некой национальной культуре, нации;

б) культурно-исторического: осмысление национальных особенностей как императива в процессе определения исторического пути развития нации. Данный подход позволяет более глубоко рассмотреть вопросы глобализации, изначально затрагивающей, как правило, политическую и экономическую области, а теперь поглотившую ещё и культуру.

Идентичность предполагает процесс понимания человеком, а также общностью в целом своего места, занимаемого как в социальном, так и природном мире, разделение на «своих» и «чужих», формирование индивидом того круга лиц, с которыми он имеет тесные взаимосвязи и осознанно приравнивает себя к ним, а также социального спектра, которому он противостоит. В процессе формирования идентичности первостепенную роль играют культурно-психологические моменты. Это обусловлено тем, что идентичность — это понимание человеком того, что он часть некого целого. Одним из наиболее важных условий становления идентичности является усвоение норм и ценностей некой, т.н. «своей» социокультурной общности, что возможно только лишь на основе их противопоставления другой («чужой») нормативно-ценностной системе, а также наличие у человека реального представления об окружающей действительности, которое дает возможность найти в ней свое место. Однако в условиях глобализации это становится весьма непростым [2].

С одной стороны, глобализация подразумевает под собой предметный процесс создания и дальнейшего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на основе новых и, как правило, компьютерных технологий. Однако несмотря на это, т.н. «идеологи» глобализации связывают её с процессом «размывания» культурных и национальных границ между различными государствами,

с универсализацией и гомогенизацией мира. В качестве единственного возможного варианта развития экономики миру предлагается модель, разработанная западными странами. Принципы демократии западного типа диктуются как лучший из возможных вариантов политической организации. Происходит тотальное навязывание всему человечеству массовой культуры в качестве эталона, образца для подражания. Более того, согласно западному сценарию глобализации, ее результатами смогут пользоваться только избранные — своего рода «золотой миллиард», который будет проживать на территории США и Западной Европы. Остальных же ждет печальная участь — обитание на обочине прогресса и довольствование только лишь оказанной социальной помощью[6].

Процесс глобализации современного мирового сообщества сопровождается тенденциями к стиранию различий между социальными группами и нациями, гомогенизации, избавлению от ценностей, обрядов, традиций, характерных для национальных культур. Из-за лишения национальных культур традиционных механизмов формирования и распространения культурных ценностей они теряют способность к самовоспроизводству, что влечет за собой культурную гомогенизацию, которую довольно часто называют «макдональдизацией» или же «кока-коли-зацией», что обусловлено тем, что McDonald's и Coca-cola являются одним из ее характерных символов.

Главными проводниками культурной глобализации являются транснациональные корпорации, имеющие глобальные системы производства и контролирующие информационно-коммуникационные сети информационные магнаты. Необходимо ясно осознавать, что глобальные коммуникации создали глобальный рынок, существенной чертой которого является конкуренция, но уже не между товарами или услугами, а между идеологиями, смыслами, ценностями. Заинтересованные в постоянном росте прибыли транснациональные корпорации повсеместно, на территории всего мира транслируют культурологические, идеологические и политические символы и стандарты, тем самым создавая искусственные потребности у населения, что в свою очередь гораздо упрощает навязывание различных, порой ненужных товаров и услуг [4].

Наблюдается активное и достаточно агрессивное распространение ценностей, получив-

ших название «западных», которые не связаны с богатейшей, складывающейся веками историей Западной Европы, а подмененные потребительскими «вестернизированными» ценностями, направленными на создание человека, стремящегося удовлетворить главным образом свои материальные потребности и сводящего при этом свои духовные потребности до уровня элементарных развлечений, приятного времяпрепровождения, досуга. С целью получения мирового лидерства в США стало происходить активное использование интеллектуальной мощи научных и культурных центров, университетов, ассоциаций, фондов, РЯ- компаний для распространения по всему миру определенных культурных стереотипов. Несомненно, Голливуд является одним из крупнейших центров распространения определенных ценностей, который занимается производством на продажу ценностей и смыслов как в сфере массовой культуры, так и в сфере идеологии и политики [3].

Целью проводников глобализации является уничтожение складывающегося веками и поколениями символического капитала наций, его культурное опустошение, а также максимальная манипуляция и управление им. Происходит наводнение телевидения и СМИ «глобальными» ценностями и смыслами, главная миссия которых состоит в постепенном вытеснении и замене традиционных ценностей, разрушении национальной самоидентификации, превращении людей из граждан своего государства в «граждан мира», которые легче поддаются управлению из единого центра. Один из способов «корректировки» национальной идентичности состоит в рекламе, распространении продуктов массовой культуры, изменении образовательных стандартов. Несомненно, уровень развития образования в стране и соответствие его уровню развития науки и технологий во всем мире оказывает прямое влияние на прогресс общества. Однако при стремлении к приобщению к новейшим технологиям не стоит забывать об опасности стандартизации образования, гомогенизации, а также отказа от собственной национально-культурной специфики. В том числе отрицательное влияние оказывает распространение ценностей жесткости, индивидуализма, эгоцентризма, чему в значительной мере способствует продукция массовой культуры.

В процессе культурной глобализации большую роль играет космополитическая культура транснациональной деловой элиты, получившая

название — «давосская культура», и ее аналог, именуемый «клубной культурой интеллектуалов» (П. Бергер), который сложился в международной интеллектуальной сфере [1]. Вследствие того, что в действительности добиться успеха в современном мире могут лишь те, кто подчинился западным «правилам игры», то лицом данных космополитических структур по праву можно считать представителей «яппи-интернацио-налов», представители которого бегло говорят на английском языке, соответственно ведут себя и одеваются, работают и отдыхают, а в какой-то степени даже мыслят по-английски [4]. Однако мысль о том, что в подобных культурных общностях всё так однозначно, является заблуждением. Довольно большое количество так называемых «клуб-интеллектуалов» и «давосцев» настолько европеизированы лишь «на людях», в обществе, а в действительности, в своей частной жизни, «дома» они остаются верны своим традиционным установкам. Данную тенденции культурной глобализации принято называть сатурацией, под которой понимают культурную адаптацию, представляющую собой слияние локального и универсального, обеспечивающую пошаговое в смене поколений «насыщение» местной культуры некими унифицированными элементами. При анализе данной тенденции необходимым условием является не упустить из виду тот факт, что процесс глобализации предполагает разрыв типов социального времени, один из которых проявляет себя в широких массах населения, а второй — в элитах. Массы и элиты с разной скоростью проникают в глобальный мир, при этом довольно часто, чем сильнее глобализируется пространство элит, становящееся при этом всё более мобильным и открытым, тем в большей степени локализируется, делится на сегменты пространство масс [5].

Всё более очевидным становится такое направления культурной глобализации, как «гло-кализация». Это определение было сформулировано и введено в научный обиход английским социологом Р. Робертсоном в результате слияния таких слов, как «глобализация» и «локализация». Сущность глокализации состоит в том, что попавшие в процесс экономической глобализации и стремящиеся получить от нее материальную выгоду представители локальных культур активно стараются отстаивать при этом свою культурную идентичность и не желают приобщаться к ценностям иных культур (в первую очередь западных). Стремительно перемещаясь из наиме-

нее развитых регионов, таких как Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Африка, в крупные города Западной Европы, иммигранты в новые местожительства приносят вместе с собой свой культурный багаж — традиции, язык, национальную культуру, религию. Проживая в крупных мегаполисах и стремясь приобщиться к материальным благам, они не хотят принимать культурные особенности данных стран, что зачастую вызывают отрицательную реакцию коренного населения. Таким образом, локальное постепенно превращается в глобальное, тем не менее, это не решает проблем международного взаимодействия, а наоборот, только порождает новые очаги напряженности.

Становится понятным, что в ближайшем будущем миграция и экономическая глобализация будут лишь нарастать, однако в сложившихся условиях крайне важно сохранить культурную идентичность народностей, наций, а также культурное многообразие в целом. В последнее время данная проблема стала остро осознаваться мировым сообществом, подтверждением чего служит, например, принятие «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии» 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, в которой говорится, что культурное разнообразие необходимо для человечества подобно тому, как живая природа нуждается в биоразнообразии. В данном контексте оно выступает в качестве общего достояния человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений. В Декларации также прописывается то, что залог культурного разнообразия состоит в плюрализме средств массовой информации, свободе выражения мнений, многоязычии, равном доступе к научно-техническим знаниям, в частности в цифровой форме, к возможностям занятия художественным творчеством, а также в обеспечении всем культурам одинакового доступа к средствам распространения и выражения идей. Согласно Декларации, одним из главных факторов сбалансированного развития человечества является сохранение и поддержание культурной идентичности [6].

К сожалению, на практике решение данной задачи является довольно затруднительным процессом, так как нации и государство, с одной стороны, должны стараться не отставать в сфере разработки и внедрения новейших технологий и научно-технического прогресса, иными словами шагать в ногу со временем, а с другой стороны, не потерять свое культурное своео-

бразие и не превратиться в аморфную гомогенную массу, способную довольствоваться лишь пресловутой продукцией массовой культуры. Отказ от собственных традиций, слепое подражание опыту передовых высокотехнологичных государств Запада и США не способны дать положительных результатов. Такого мнения придерживался и знаменитый западный мыслитель ХХ в. Клод Леви-Стросс, который писал о том, что довольно сложно вообразить то, как могла бы одна цивилизация использовать уклад жизни другой, помимо того, как отказаться быть самой собой. В реальности же попытки подобного переустройства ведут к одному из двух вариантов развития событий: или дезорганизация и полное разрушение одной из систем — или же оригинальный синтез, ведущий к появлению третьей системы, которая не сводится ни к одной из двух уже имеющихся [8].

В современном мире успешное развитие любого государства напрямую зависит от способности его интеллектуальных элит и политических лидеров поддерживать оптимальный баланс между сохранением культурной самобытности и одновременно приобщением к передовым достижениям мировой цивилизации. С наибольшим успехом с решением этой непростой задачи справляются такие азиатские страны, как Япония, Китай, Малайзия, Индия, Южная Корея и др. Перечисленные государства связывают противоборство «макдональдизации» культуры, желание сохранить свою культурную идентичность и противостоять давлению вестернизиро-ванных ценностей массовой культуры. Что касается сферы экономики, то эти страны, наоборот, стремятся, и довольно успешно, занять лидирующие позиции в мире.

На протяжении вот уже последних двадцати лет довольно активно ведется спор, предметом которого выступают так называемые «азиатские ценности», начатая Ли Кван Юем — премьер-министром Сингапура, и премьер-министром Малайзии Махатир Мохаммедом. Представители этих стран в перечень таких ценностей включили гармонию и порядок, абсолютную лояльность по отношению к семье, бережливость, приоритет коллективного над индивидуальным, власть имущих, уважение. Безусловно, сама трактовка «азиатские ценности» довольно условна, однако это ярко выраженная попытка противопоставить их «западным ценностям», доказав тем самым отсутствие универсальности последних. Всё большую популярность приобретает сфор-

мулированная профессором Гарвардского университета этническим китайцем Ту Вэй-Мином концепция «конфуцианских ценностей». В список этих ценностей автором включены:

• семья, передающая ценности из одного поколения в другое;

• образование, «которое должно стать гражданской религией общества»;

• берущее на себя ответственность за стабильность и благополучие в обществе сильное централизованное правительство;

• зависимость качества жизни всего общества от уровня самосовершенствования каждого его члена;

• ритуалы и обычаи, которые обуславливают формирование общественной морали и добродетели;

• гражданское общество, которое выступает в качестве посредника между публичными и частными сферами общественной жизни.

Ту Вэй-Мин считал, что народы Юго-Восточной Азии, придерживаясь конфуцианских ценностей, были бы способны «научиться думать одновременно глобально и локально», обеспечить «присутствие традиций в процессе модернизации». Согласно мнению российского философа М.Т Степанянц, частое озвучивание «конфуцианских ценностей» в СМИ и на различных международных форумах связано в первую очередь с целью убеждения самих китайцев в том, что стремительное приобщение Китая к процессам экономической глобализации не создает угрозу для их национальной идентичности и не ведет к замене собственных ценностей, идеалов и культурных традиций западными. Бесспорно также, что имеющий на то основания Китай претендует на то, чтобы занять лидирующее место в глобальном мире [7].

Следует также упомянуть, что не без успеха удается сохранять свои культурные ценности и Индии, для которой характерны, с одной стороны, «инклузивизм», подразумевающий умение включать в себя другие культурные модели путем ассимиляции, а с другой — стремление к «альтернативной глобализации» или «культурной эмиссии» — трансляции вовне своего культурного наследия. Для того чтобы войти в контекст местной культуры, проникающие на территорию Индии западноевропейские культурные символы должны значительно видоизменяться. Так McDonald's, используя трансляцию на территории Индии клипов из современных индийских фильмов на музыкальном канале MTV, попытал-

ся приспособить к местным условиям своё меню. Для этого компания была вынуждена ввести вегетарианские блюда и отказаться от использования, помимо говядины, ещё и от говяжьего жира для жарки, однако и это не привело к успеху. Напротив, в странах Запада прослеживается тенденция возрастания популярности индийских танцев, индийских религий (помимо традиционных, ещё и новых), традиционных индийских товаров [7].

Таким образом, несмотря на то, что процесс глобализации усиливается, преобладает количество стран, в которых продолжает сохраняться интерес к национальным традициям. Взаимодействию культур способствуют и межэтнические (смешанные) браки, межэтнические контакты, массовые переселения людей (миграции). Гармоничное сочетание культур будет происходить лишь при их правильном взаимодействии, т.е. без угрозы утраты культурного своеобразия для одной из них. Ведь сохранение разнообразия культур является одним из самых результативных способов достижения социальной интеграции.

Наиболее полно специфические черты различных этносов сохраняются в сельской местности и быту средних слоев. В городах же преобладает, как правило, общемировая этнически нейтральная культура. Поддержка специфики этносов в городах преимущественно доходит до уровня сохранения особенностей приготовления традиционной пищи, что в свою очередь ведет к неким материальным затратам либо же персональному участию женщины в приготовлении национальных приправ для блюд, которые не производятся предприятиями промышленности. В некой степени сохранение специфики этносов прослеживается в распределении семейных обязанностей и внутрисемейных отношениях в целом.

Проблема сохранения национальной идентичности непосредственно переплетена с проблемой управления в сфере культуры. Нужно пытаться заставить молодежь проявить интерес к народной культуре (танцам, песням), а также поддержать собственную культуру и язык, что в результате будет содействовать развитию национального самосознания. Искусственное же увеличение культурных различий между этносами не является целью действий, направленных на сохранение национальных особенностей. Сохранение национальных особенностей, этнической специфики, является важной составляющей для дальнейшего гармонического развития

человечества. При этом заметна, например, экономическая выгода: туристический бизнес, туристическая привлекательность, которые в свою очередь будут одновременно способствовать и культурному, и экономическому развитию как отдельных народов, так и государства в целом. Следует вновь возвращаться к некоторым сторонам традиционной материальной и духовной культуры, таким как архитектура, праздничный костюм, календарные праздники и обряды, танцы, песни, музыка, сельское жилище и т.п., и таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры.

Русский ученый В.К. Соколова считает, что возврат к национальной культуре должен осуществляться как с помощью более успешного овладения своим родным языком, так и в результате изучения и сохранения своих национальных традиций, находящихся в том числе в календарных и семейных обычаях и обрядах. Народные обряды и религиозные верования занимают одно из главных мест в обычаях календарного цикла. Ведь в них есть частичка истории народа. И сейчас как никогда нужно стараться сохранить то, что не было стерто временем.

Культурная идентичность в России сейчас представляет собой проблему, которая самым тесным образом связана с существованием различных этнических культур в стране, интеграционных процессов в условиях становления единого мирового рынка, свободного распространения информации, капитала и товаров. Для объединения культур народов России необходимо взаимопонимание, толерантность людей, выросших и воспитанных в условиях разных национальных культур северной и южной, восточной и западной частей Евразии, христианства, ислама и прочих религиозных конфессий. И вроде бы это всё находится на поверхности, однако напряженность, а порой и конфликты в России разгораются на почве политических, экономических интересов, ценностных, идеологических приоритетов и предпочтений [6].

В перспективе народы России смогут приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни как на ее территории, так и во всем мире, что непременно приведет к изменению их мышления, способности мыслить глобально, но при этом локально действовать, сохранять свою идентичность. И несмотря на то, что пока современные процессы в России обуславливают взаимодействие этнических культур, специфический динамизм в их противостоянии и интеграции

очевиден. На данный момент глобализацион-ный процесс в России не способен окончательно уничтожить многообразие культур народов, унифицировать их на базе одной определенной культурной и социальной парадигмы. В историческом сознании народов укоренены этнические чувства и стремления к сохранению собственной идентификации, самобытности. При всём имеющемся единстве граждан России, их человеческого рода, любви, преданности, чувстве патриотизма к родине, общекультурных ориентации и ценностей существуют фундаментальные предпосылки для сохранения идентичности и своеобразия этнических культур. Указанная тенденция прослеживается у всех: начиная с крупных, государствообразующих наций и заканчивая малочисленными народами России. Однако данное явление расхождения в России вероятнее всего носит внеметодологический характер, не предполагающий строго определенного набора инструментов протеста. Народы России едины в общем, а различия существуют лишь в деталях.

Несмотря на все противоречия, имеющиеся на сегодняшний день, в будущем адаптироваться или приспособиться к новым условиям жизни в стране, идентифицироваться с народом России, с новым российским сообществом нужно будет всем. Всё новые и новые открытия и достижения человечества рано или поздно проникают в национальные культуры всех народов Евразии, которые принимают, соединяют элементы мировой культуры, при этом имея предрасположенность к тому, чтобы дать толчок как российской, так и мировой культуре в целом.

Для того чтобы идентификация человека с народом, со своей страной была безболезненной, необходим высокий потенциал первого, достаточный уровень образования, благосостояния, достойный язык, культура, уважение со стороны других государств, наций и регионов. Для этого в России должна быть ясная и открытая концепция, идеология, показывающая обществу курс развития страны, характер направленности внешней и внутренней политики, которая задает ценностную систему координат, а также смыслы существования на уровне общегосударственной идентичности. Нерешенность проблем ведет к критическому отношению людей к современному состоянию страны.

Трансформационные процессы в России нарушают традиционные формы идентичности, подвергают сомнению субъективное ощущение самоидентичности, сложившейся в пределах

прежней традиции. Более ярко это выражено в формах идентичности малых групп, культурных, этнических, религиозных меньшинств. Отсутствие преемственности и последовательности смены форм идентичности влекут за собой ощущение беспокойства и внутреннего дискомфорта, приводящие к формированию изоляционистских тенденций. Вследствие этого в перспективе является важным и необходимым получение новых форм идентичности, обеспечивающих лучшую субъективную преемственность в современной России.

Одним из блоков, из которых строится жизнь в России, является ее многонациональный состав, поэтому нельзя игнорировать то, что формировалось веками. Для того чтобы превратить Россию в международную державу, необходимо поднять уровень образования, науки и культуры ее народов. Таким образом, все народы страны должны равнозначно свободно развиваться во всех сферах жизни, быть в ответе за судьбу страны и иметь представителей во всех ее структурах, как в одном «котле», ведущем к формированию единого народа [4].

При рассмотрении проблемы влияния процессов глобализации на культурную идентичность необходимо упомянуть о том, что в последнее время в литературе всё более активно ведется обсуждение возможности появления так называемой «мультикультурной идентичности», которая предполагает помощь индивиду в выхождении за границы своей культуры таким образом, что он не чувствует себя чужим в иных культурных условиях. Однако в результате создания мультикультурной идентичности, если это вообще возможно, неизбежно появляется проблема: с одной стороны, необходимо сохранять право на культурные различия, с другой стороны, для создания мультикультурной идентичности должны существовать мультикультурные ценности. Ввиду вышеизложенного неизбежен вопрос: какие именно ценности можно отнести

к мультикультурным и возможно ли вообще утверждать, что они существуют?

Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что на данном этапе развития человечества говорить о создании мультикультурной идентичности рано, так как процесс глобализации у большого количества населения вызывает лишь стремление к сохранению и защите собственных культурных ценностей, а не потребность в достижении ценностной однородности. Плюрализация идентичности прослеживается преимущественно в сфере функциональной деятельности. Растет список людей, активно осваивающих английский язык, компьютерные технологии, позволяющие им реализовать себя как личность в современном глобализированном социуме. Однако традиционные ценности, их историческое прошлое и религиозные мировоззрения всё так же активно влияют на формирование глубинных слоев идентичности. Проявление чувства национальной гордости при уважении других народов, сохранение своих духовных ценностей и культурных традиций и их пропаганда в мире должны стать основой культурной идентификации в современном мире.

Таким образом, глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах демократизации, стандартизации культуры, экономизации, универсализации ценностей и информатизации. В свою очередь национальная идентичность бросает вызов глобализации и поднимает уровень национализма в пределах национальных сообществ и разделяет данные сообщества на отдельные составные элементы — субнациональные сообщества. По мнению выдающихся социологов Х. Хондкера и Р. Робертсона, на данном этапе глобализация строит некие глобальные границы, в которых этнические сообщества, регионы, цивилизации и национальные государства способны корректировать и изменять свою идентичность и историю.

Литература

1. Бергер Л. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2014. С. 215.

2. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации: Курс лекций. М.: Инфра-М, 2013. С. 140.

3. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Глобальные коммуникации и культурно-политическая экспансия // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 61—76.

4. Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 4. С. 91—95.

5. ПанаринА.С. Глобализация как вызов жизненному миру/ А.С. Панарин // Вестник РАН. 2014. Т 74. № 7. С. 619-632.

6. СалиховГ.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1 (7). С. 12-16.

7. Степанянц М.Т. Восточные сценарии глобального мира // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 35-43.

8. Ушанова И.А. Глобализация и мультукультурализм: пути развития // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 27. С. 61-65.

THE PROBLEM OF PRESERVATION OF CULTURAL IDENTITY IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Irina A. Gerasimova, Cand. Sci. (Pedagogic) Associate Prof., vladshelo@mail.ru, Plekhanov Russian University of Economics (branch), Voronezh, Russian Federation

Vasilii Yu. Ivakhnov, Cand. Sci. (Philosophy) Associate Prof., vasilij-ivakhnov@yandex.ru Volzhskiy Polytechnic Institute (branch), Volgograd State Technical University, Volzhskiy, Russian Federation

Abstract: In article the identity preservation problem is considered. The author's understanding of identity as certain stability of sociocultural, civilization, national and individual characteristics and their self-identity which gives the chance to answer the questions raised before each person is given: who I am and who we are. It is proved that in the globalization era the arisen problem of identity implies first of all personal identity — that is folding of steady ideas at the person of itself as the member of society, as well as the cultural identity generating feeling of most identity at the people, giving it an opportunity to find the place in international space. In other words, a basic element of identity of any nation is a certain semantic integrity which is perceived as the characteristic of the nation. Authors come to a conclusion that this semantic integrity causes connection of all system in a whole. So, it is impossible to change identity, without having changed at the same time her main idea. However, in case occurs washing out of "the main idea", any identity is not capable to resist. Authors note importance of overcoming crisis as individual, so collective identities in view of distribution of global culture values. A conclusion of article is the statement that globalization tries to break national identity, to dissolve it in global democratization processes, standardization of culture, an economization, a universalization of values and informatization. In turn national identity throws down a challenge to globalization and raises nationalism level within national communities and divides data of community into separate components — subnational communities. Also possible solutions of this problem are presented.

Key words: identity, homogenization, globalization, culture, values, nation.

References:

1. Berger L., Cultural dynamics of globalization. The many faces of globalization. Cultural diversity in the modern world. Moscow, 2014, pp. 215. (In Russ.).

2. Delyagin M.G., The global crisis. General theory of globalization: lectures. Moscow: Infra-M, 2013, pp. 140. (In Russ.).

3. Karpukhin O.I., Makarevich E.F., Global communication and cultural-political expansion. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, no. 3, 2015, pp. 61—76. (In Russ.).

4. Lysak I. V., The problem of preservation of cultural identity in conditions of globalization. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki, no. 4, 2014, pp. 91—95. (In Russ.).

5. Panarin A.S., Globalization as a Challenge to the Living World. Vestnik RAN, vol. 74, no. 7, 2014, pp. 619— 632. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Salikhov G.G., The problem of identity in globalization. Vek globalizatsii, no. 1 (7), 2015, pp. 12—16. (In Russ.).

7. StepanyantsM.T., The Eastern scenario of the global world. Voprosy filosofii, no. 7, 2009, pp. 35—43. (In Russ.).

8. Ushanova I.A., Globalization and multiculturalism: development. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 27, 2014, pp. 61—65. (In Russ.).

Для цитирования:

Герасимова И.А., Ивахнов В.Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации// Сервис plus. Т. 11. 2017. № 2. С. 66-76. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-9. Дата поступления статьи: 26.12.2016.

For citations:

Gerasimova I.A., Ivakhnov V. Yu, The problem of preservation of cultural identity in conditions of globalization. Servis plus, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 66-76. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-9. Received on December 26th, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.