Мажитаева Ш., Муратова А. ©
'Кафедра казахского языкознания Карагандинского госуниверситета имени Е.А. Букетова; 2кафедра казахского языка Карагандинского медицинского университета
ПРОБЛЕМА СКРЫТОГО ЗНАЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА
Аннотация
Проблема исследования языка как знаковой системы обсуждается давно, однако до сих пор актуальными остаются дискуссии по поводу вербальных и невербальных проявлений языкового знака. Авторами статьи предпринята очередная попытка обратиться к данному вопросу.
Ключевые слова: семиотика, языковой знак, невербальные средства общения, информативность языкового знака, подсознание.
Shara Mazhitaeva1, Altyn Muratova2
'Chair of the Kazakh linguistics, Karaganda State University named after academician E.A. Buketov; 2Chair of the Kazakh language Karaganda medical university
THE PROBLEM OF THE HIDDEN VALUE OF LINGUISTIC SIGN
Keywords: semiotics, sign language, non-verbal means of communication, informative value of the linguistic sign comprehension of language, subliminal.
Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр в своей книге «Курс общей лингвистики» сказал следующее: «Язык - это система знаков, обозначающих идеи, таким образом, ее можно сравнить с письмом, алфавитом для немых, с обычаями в форме символов, с формами вежливости, военными сигналами и др. Только язык является самым важным среди этих систем» [1, 145], таким образом с начала ХХ века обозначились направления науки о семиотике. Например, такие ученые как Р. Барт, Ю.С. Степанов, называли семиотику «наукой о любых объектах, имеющих содержательное значение» [2,127]; такие ученые как Э. Бюйсенс, Л. Прето считали ее наукой передачи информации и наукой, служащей целям коммуникационной динамики. В своем научном труде языковед Ю.А. Шрейдер отмечает: «Лингвистическая семиотика изучает естественный язык - важнейшую из знаковых систем, действующих в сфере культуры, с точки зрения его общности с другими знаковыми системами. Вместе с тем язык выступает как эталон знаковых систем. Знак в нём четко выделим, что имеет место только в высокоорганизованных системах, и сохраняет трёхэлементное устройство, характерное для знаковой системы в целом» [3, 56].
Причиной возникновения языковой семиотики являются именно отличия языковых знаков. Ф. де Соссюр укоренил в лингвистике понятие языковых знаков как единства обозначающего (означаемое - значение) и обозначаемого (означающее - звуковой образ). Однако Ф. де Соссюр ставит языковой знак в один ряд с другими видами знаков, тогда как другие ученые, изучающие данную проблему, отличали языковую семиотику от неязыковой семиотики. Но языковая семиотика во многих аспектах основывается на принципах основной семиотики и руководствуется ими.
Человечество использует материальные объекты - знаки для передачи информации. Известно, что знаки, используемые в качестве средства общения, в языке заменяются определенной семантикой и воспринимаются в определенном значении. Несморя на то, что звуки являются самым важным элементом средства общения, их использование не всегда бывает эффективным. Таким образом, возникает потребность в формировании и
©© Мажитаева Ш., Муратова А., 2013 г.
использовании новых знаков. Исследовать природу знаковых систем, и их значение это основные задачи семиотики. Однако до сегодяшнего дня ученные пытались исследовать семиотику, но есть еще нерешенные вопросы такие как передача скрытой информации с помощью знаков. По мнению ученых тайный язык, во-первых, предназначен для передачи скрытой информации, а во-вторых, для обмена мнениями между различными группами людей. Значит на сегодня необходимо работать над тем, чтобы раскрыть природу этого явления и решать тем самым научные проблемы. Поэтому, руководствуясь научными трудами, мы попыталась доказать, что знаки применяются во взаимоотношениях между людьми для передачи какой-либо важной информации.
Как известно, семиотика рассматривает сходство и различия между знаками, способы их образования и проблемы, связанные со значением знаков. Система знаков в нашем языке по своей природе делится на две группы: звуковые знаки языка и вспомогательные знаки. Несмотря на то, что объектом изучения семиотики являются знаки, она не рассматривает обе группы знаков в одинаковой степени. Семиотика принимает во внимание качества, присущие вспомогательным знакам, и старается определить их виды. Согласно Ф. де Соссюру, Б. де Куртенэ, для семиотики - что языковые знаки, что неязыковые, вспомогательные знаки -одинаковы, они все - только информативные формы, средства коммуникации. Поэтому все они должны подчиняться единому общему закону-правилу.
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) Синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) Семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором); 3) Прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотических проблем, то прагматика, нуждающаяся в «помощи» со стороны конкретных наук (например, психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к семиотике проблематику в целом» [4,123] - так указывает три основных аспекта семиотики. Для того что бы раскрыть природу знаковых систем мы должны знать эти аспекты.
Всестороннему изучению и развитию термина «семиотика» дал начало американский ученый Ч.С. Пирс. В труде ученого «О новом списке категорий» впервые была произведена классификация знаков и было дано научное объяснение видов и способов их появления.
С ХХ века и в казахском языкознании началось рассмотрение знаков с научной точки зрения. Языковед К. Жубанов в своей работе говорил, что есть и другие способы «передачи информации», например: можно многое передать при помощи рисунка. Различные звуки (сигналы) являются временными, сообщают о хороших или плохих новостях», тогда как ученый К. Аханов сделал следующий вывод: «Слово и знак не равнозначны. Известно, что у слова есть две стороны - «произношение и значение». Возникает вопрос: какая же сторона слова выполняет функцию знака? Данная проблема до сих пор считается сложной в языкознании» [5, 123]. Т. Кордабаев в своем труде «Общее языкознание» доказал, что знаки являются средством передачи информации следующим образом: «Для того чтобы считать знаком какой-либо материальный показатель, необходимо чтобы он, в отличии от своей материальной натуры, в качестве дополнительной функции выражал и сообщал о каких-либо вещах. Люди любые вещи используют в качестве знаков. Например, поставив на подоконник букет цветов, можно сообщить, что в доме посторонние люди, однако для этого между информатором и получателем информации должна быть договоренность. Если такой договоренности нет, то знак не сможет выполнить свою дополнительную функцию [6,237]». Такую же точку зрения выразил известный ученый Б.Номан: «Для того чтобы использовать знаки, людям необходимо заранее договориться об этих знаках [7,5]». Исходя из этих утверждений, мы делаем вывод: для передачи информации при помощи любых
вспомогательных знаков, могущих выполнять коммуникативную функцию, между людьми должна быть предварительная договоренность. Например: «Внезапно Лена почувствовала, что ее нога задела тонкую проволоку, она прикоснулась к проволоке, покачала головой от огорчения, махнула рукой Нине, показав ей следовать за ней, и побежала» (К.Кайсенов «Во вражеском тылу», с.175). В данном предложении «проволока» имеет знаковое значение, т.к. по движению проволоки можно узнать о близости вражеских солдат. Еще пример: «Быстро собрав парашют, они три раза просигналили красным светом фонаря. Мы тоже дали такой же сигнал, встали с места и встретили прибывших с Большой земли». (К.Кайсенов «Во вражеском тылу», с.178). В этом предложении «красный свет фонаря» выполняет функцию информатора и дает знать солдатам «мы здесь». В данном случае солдаты при помощи этого знака сообщают своим товарищам, что они прибыли на намеченное место.
Г.Камашева описывает общие качества языковых и вспомогательных знаков следующим образом: «Знак так же, как и другие знаки, является материалом, выражаемым одним из органов чувств. Знак, выполняя коммуникативную службу, сообщает о каком-либо предмете, явлении. Так как знак опирается на определенное значение, содержание, его связь с ним также становится условной; связь с определяемым значением является свободной, поэтому между ними нет природной связи» [9,56]. Мнение исследователя уточняет коммуникативное свойство знака.
Для того, чтобы считать какой-либо материальный показатель знаком, необходимо, чтобы он помимо своей материальной сущности выполнял также вспомогательную функцию, т.е. обозначал, сообщал о каких-либо предметах. Например, для того, чтобы на цветок попадало больше солнечных лучей и он лучше рос, мы ставим его на подоконник. Однако это означает, что договоренность между ворами «о горшке со цветами на подоконнике» было расторгнуто. Во втором случае его вспомогательная функция - информативная, является главной. Например: «Обмакнув дерево в керосин, он зажег его и три раза просигналил светом через форточку» (Б. Майлин).
В предложении «просигналил светом» имеет знаковое значение, т.е. солдаты сообщают о своем местонахождении при помощи «трех световых сигналов».
Ещё один пример: «Однажды, разместив пришедших с пастбищ животных, мы только сели ужинать, когда электрическая лампочка начала мигать и гаснуть.
-Кино! - домашние шумно обрадовались.
-Какое кино? - я удивленно посмотрел на лампочку, а остальные засмеялись. Из контекста сочинения можно узнать, что киномеханик при помощи выключения-включения света сообщает: «Привез в аул кино, приглашаю на просмотр!».
В литературе о семиотике существует разделение знаков на основные и вспомогательные или производные знаки. Основными знаками называются языковые знаки. Причиной этому является тот факт, что они первоначальные, все остальные, вспомогательные знаки, формируются, понимаются на основе этих знаков. Ученые семантологи высказали следующую мысль по поводу вспомогательных средств: «В давние времена один из видов сигнализации - в знак того, что враг приблизился - зажигание костра, подражание крику птиц или животных и т. д. Например, моряки Рима, Афин, Карфагена подавали сигналы своему флоту при помощи разноцветных флагов, повещенных определенным образом». Некоторые из этих знаков используются и в настоящее время, передавая от адресанта к адресату секретную информацию. Например: «Приближаясь к лесу, я увидел знакомый свет» (К.Кайсенов), в этом предложении «свет» является знаком сообщения адресанта с адресатом.
К таким знакам также относятся знаки, формируемые при помощи разнообразных сигналов, звуков, передаваемые в различных целях. Все они воспринимаются при помощи органов слуха. Некоторые ученые, согласно способам формирования, подразделяют знаки, вопринимаемые при помощи слуха, на вокальные знаки и инструментальные знаки [10. С.35]. К первым относятся знаки, формируемые при помощи органов звука, а ко вторым относятся специальные сигналы, звуки, формируемые при помощи различных музыкальных
инструментов. Например: «Вечером Алексей вышел на улицу, дал корм лошади, на которой он прибыл. Внезапно он услышал чей-то свист. Лошадь испугалась и шарахнулась в сторону, но Алеша схватил ее за узду и не пустил. Вокруг тишина. Покормив лошадь, он направился к дому, когда снова услышал чей-то свист. Алеша остановился, постоял, озираясь по сторонам. Затем, подумав: «Если бы это были наши, они бы не стали подавать знак свистом», пошел в дом. Тут он услышал шепот человека, который спрыгнул с забора. Ему показалось, что кто-то сказал ему по-русски «стоять». Резко обернувшись, он увидел возле себя незнакомца.
«Свист», который является прекрасным примером секретных переговоров. Г. Камашева пишет следующее о знаковом свойстве свиста: «Переговоры при помощи барабана широко распространены в Восточной, Западной и Центральной Африке. Однако нет таких отдельных терминов как «язык барабана», «язык свиста», определенный народ или племя передают свои мысли при помощи только им понятными знаками. Несмотря на то, что казахский народ специально не использует барабан или свист, однако стуча по пустым казанам сообщают о падеже скота, свистят, чтобы подозвать кого-то или же при сильном удивлении, используют керней (или же другие духовые-ударные музыкальные инструменты) для привлечения внимания народа, бьют тревогу для сообщения об опасной информации (например, приближении врага) или же отправлении в поход, а также для сообщения об окончании схватки» [9, 57]. Например: «Утолив свой голод, Жусуп подходил к двум тополям, растущим перед домом, и свистел наподобие птицы авдотки (Е.К.). Если в данном случае свист является знаком встречи Жусупа и Салтанат, в понятии народа «свист авдотки значит разлив воды». Через некоторое время наши разведчики дали знак при помощи голоса кукушки» (А.Шарипов). Здесь «знак голосом кукушки» означает, что они достигли назначенного места.
Таким же образом используются звуковые знаки, которые предназначены для выделения начала или конца рабочего времени. Например: «Хан забил тревогу и построил свое войско. Услышав от Гаухар о приближении Сыбана Раптана с 40 000 воинами, Абулхайыр забил тревогу, построил свое войско и с кличем «Тэуекел!» выступил против Сыбана Раптана». В этом примере «забить тревогу» означает знак понимания между ханом и его воинами. Т.е. для того, чтобы собрать войско в одно место перед выступлением в поход, били тревогу. Таким образом, используемые звуки тревоги в военной, гражданской обороне, можно квалифицировать как воздушные звуки.
Мы попытались рассмотреть различные способы и средства, используемые людьми в процессе общения для передачи секретной информации, для сокрытия своего от других людей. Одними из этих средств являются знаки и звуки.
Литература
1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики, пер. с франц. М., 1933.
2. Степанов Ю. С. Семиотика. М.: Радуга, 1983. 635 с.
3. Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем. М., 1974. 245 с.
4. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
5. Аханов К. Основы введения в языкознание. Алматы, 2003. 493 с.
6. Кордабаев Т. Формирование казахского языкознания, пути их развития. Алматы: Мектеп, 1987. 124 с. (на каз.яз.)
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
8. Оразбаева Ш. Основы языковой коммуникации. Алматы, 2005. 238 с. (на каз.яз.)
9. Камашева Г. Вспомогательные средства звукового языка. Алматы, 2002. 156 с.
10. Казахский язык. Энциклопедия. - Алматы, 1998. 509 с. (на каз.яз.)