Научная статья на тему 'Проблема системы ценностей в современной России'

Проблема системы ценностей в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8731
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ / ОТЧУЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES / VALUE SYSTEM / ESTRANGEMENT / CULTURAL ESTRANGEMENT / MORAL ESTRANGEMENT / THE VALUES OF EDUCATION ESTRANGEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокофьева Диана Владимировна

Данная статья посвящена проблеме системы ценностей в современной России. Характеризуя современное общество как «общество потребления», мы видим, как оно ущемляет человеческую личность и способствует упадку культуры и морали. Мы обращаемся к исследованиям Э. Кассирера и С. Л. Рубинштейна, уделявших большое внимание культурному отчуждению и нравственно отчуждённому человеку. Мы рассматриваем понятия и причины культурного, морального и нравственного отчуждения, применительно к современной российской действительности. В рамках этой проблемы выделяем ещё один важный аспект отчуждение от ценностей образования и культуры. Здесь мы затрагиваем проблемы среднего и высшего образования, сегодняшнее несовершенство которых не снимает, а подчас и усиливает культурное и нравственное отчуждение человека и общества в целом. Также в статье мы анализируем, как менялась система ценностей в России в различные исторические периоды. Видя отсутствие адекватной системы ценностей в нашей стране в настоящее время, мы акцентируем внимание на тех ценностях и нормах, которые помогут объединению и сплочению российского общества, основываясь на идее надэтнической общности россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of value System in modern Russia

This article is devoted to the problem of values in modern Russia. Describing the modern society as a “consumer society”, we see how it infringes upon the human personality and promotes the decline of culture and morality. We appeal to research by E. Cassirer and S. L. Rubinstein, who paid more attention to people’s cultural estrangement and moral estrangement. We consider the concepts and reasons of cultural, moral and ethical estrangement in relation to contemporary Russian reality. Within this issue we underline another important aspect the values of education and culture estrangement. Here we touch on the problem of secondary and higher education, their today’s imperfection does not solve, but sometimes reinforce the cultural and moral estrangement of people and society in general. In this article we analyze how the system of values changed in Russia in different historical periods. Seeing the lack of an adequate system of values in our country nowadays we focus on the values and norms which might help to fund and consolidate the Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблема системы ценностей в современной России»

УдК 165+11/12 ББК 87.22+ 87.21

Диана Владимировна Прокофьева,

кандидат философских наук, Башкирский государственный университет (450076, Россия, г. Уфа, ул. З. Валиди, 32) e-mail: Janis-maverick@yandex.ru

Проблема системы ценностей в современной России

Данная статья посвящена проблеме системы ценностей в современной России. Характеризуя современное общество как «общество потребления», мы видим, как оно ущемляет человеческую личность и способствует упадку культуры и морали. Мы обращаемся к исследованиям Э. Кассирера и С. Л. Рубинштейна, уделявших большое внимание культурному отчуждению и нравственно отчуждённому человеку. Мы рассматриваем понятия и причины культурного, морального и нравственного отчуждения, применительно к современной российской действительности. В рамках этой проблемы выделяем ещё один важный аспект - отчуждение от ценностей образования и культуры. Здесь мы затрагиваем проблемы среднего и высшего образования, сегодняшнее несовершенство которых не снимает, а подчас и усиливает культурное и нравственное отчуждение человека и общества в целом. Также в статье мы анализируем, как менялась система ценностей в России в различные исторические периоды. Видя отсутствие адекватной системы ценностей в нашей стране в настоящее время, мы акцентируем внимание на тех ценностях и нормах, которые помогут объединению и сплочению российского общества, основываясь на идее надэтнической общности россиян.

Ключевые слова: ценности, системы ценностей, отчуждение, культурное отчуждение, нравственное отчуждение, отчуждение от ценностей образования

Diana Vladimirovna Prokofyeva,

Candidate of Philosophy, Bashkir State University (32 Z. Validi St., Ufa, Russia, 450076) e-mail: Janis-maverick@yandex.ru

The Problem of value System in Modern Russia

This article is devoted to the problem of values in modern Russia. Describing the modern society as a “consumer society”, we see how it infringes upon the human personality and promotes the decline of culture and morality. We appeal to research by E. Cassirer and S. L. Rubinstein, who paid more attention to people’s cultural estrangement and moral estrangement. We consider the concepts and reasons of cultural, moral and ethical estrangement in relation to contemporary Russian reality. Within this issue we underline another important aspect - the values of education and culture estrangement. Here we touch on the problem of secondary and higher education, their today’s imperfection does not solve, but sometimes reinforce the cultural and moral estrangement of people and society in general. In this article we analyze how the system of values changed in Russia in different historical periods. Seeing the lack of an adequate system of values in our country nowadays we focus on the values and norms which might help to fund and consolidate the Russian society.

Keywords: values, value system, estrangement, cultural estrangement, moral estrangement, the values of education estrangement.

Современное общество часто характеризуют как «общество потребления», в котором постоянное стремление к получению выгоды ведёт к полному обезличиванию человека и общества в целом. Впервые употребивший этот термин Э. Фромм пишет о нём так: «По-

требление было средством для достижения цели, т. е. счастья. Теперь оно превратилось в самоцель» [7, с. 181]. Такое общество насаждает свои стандарты и указывает человеку, что ему хотеть, какие потребности и каким образом удовлетворять. Оно постоянно до-

20

© Прокофьева д. В., 2014

влеет над личностью, и это давление вызывает в человеке, по выражению голландского социолога и писателя Э. ван ден Хаага, «лихорадочную жажду деятельности» [1, с. 242]. Основным критерием ценности труда стало приобретение богатства, а не удовлетворение своей потребности в творчестве и самореализации, что привело к росту беспокойства, развитию ощущения тревоги. Вместе с тем, произошла подмена истинных потребностей человека в самореализации, в труде, в подлинно человеческом общении - ложными потребностями, проявлением животных устремлений. Кроме того, переход от традиционного к индустриальному обществу сопровождался ослаблением межличностных связей, возникал отрыв от корней и отчуждённость от культуры, изолированность человека.

Своего расцвета общество потребления достигло в XX в. - веке стандартизации и повсеместной массовой культуры. Всё то, что создавалось для человека, удобства и облегчения его жизни, стало господствовать над ним, его сознанием и усилило жажду обладания. В этих условиях беспрерывных изменений человеку необходимо постоянно осваивать мир и анализировать своё место в социальной реальности, осознавать своё понимание её, критически осмысливать ценностные ориентиры, предлагаемые ему социумом.

Немецкий философ и культуролог

Э. Кассирер, размышляя о статье Г. Зиммеля «Понятие и трагедия культуры», писал о том, что «прогресс культуры приносит человечеству постоянно новые дары; но отдельная личность всё меньше и меньше в состоянии пользоваться ими» [3]. Действительно, «объём благ, которые производит наше культурное развитие, непрестанно возрастает; но именно в этом росте они перестают быть полезными для нас. Они становятся чем-то чисто объективным; некоторой предметной данностью, которую, однако, Я уже не может ни охватить, ни объять. Их многообразие и их беспрерывно нарастающий вес удушают Я, так что из общения с культурой ему передается больше не сознание своей власти, а всего лишь сознание своего духовного бессилия» [3]. Здесь проходит тема культурного отчуждения, омассовления человеческой жизни, к которому приводит бездумное следование технологическому прогрессу, культ вещей и материальных благ. Напомним, что в рамках современного социально-философского дискурса «отчуждением» называют философскую категорию для обозначения обще-

ственного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их [2]. Культура, мораль и духовность, являющиеся результатом большой духовной работы человека и общества, призванные помогать и быть подспорьем человеку в тяжёлых кризисных ситуациях, сами находятся в современном обществе в состоянии нестабильном. Многие исследователи говорят об упадке культуры, ценностей, утрате духовных ориентиров в обществе и это отражается, в первую очередь, на личности. Мы характеризуем эту ситуацию как моральное, нравственное и культурное отчуждение.

Нравственно отчуждённый человек перестаёт производить ценности, поскольку они кажутся ему обременительными, устаревшими, ограничивающими его свободу, волю и индивидуальность. Кроме того, человек перестаёт реализовывать уже имеющиеся ценности. Он отчуждается от своей собственной морально-нравственной сущности, внутри него возникает конфликт между его отчуждённой сущностью и тем, каким он должен быть, по своим собственным представлениям, или же, по мнению общества. Всё это ведёт к усилению нравственного отчуждения от общественных норм. Нравственное отчуждение разделяет человека и окружающих, делает их чужими и непонятными друг другу, разводит по разные стороны баррикад. Зачастую, вместо помощи, поддержки и попытки понимания, человек встречает неодобрение, осуждение, что только усиливает этот разрыв.

Утрата связи человека с окружающим его миром, людьми, самим собой может быть результатом сложившихся обстоятельств, неподвластных индивиду. Но она может быть и сознательным выбором человека, своеобразным надломом, о чём и говорил отечественный психолог С. Л. Рубинштейн: «Это решающий, поворотный момент... Здесь начинается либо путь к душевной опустошённости, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению. или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе» [5, с. 366]. Причина такого выбора -не только деструктивный отказ от существующих моральных норм, но и поиск моделей новых, более совершенных человеческих отношений. Процесс этот бесконечен, поскольку и сегодня можно, уподобляясь Диогену Синопскому, «искать человека». Безусловно,

такой путь более сложен, потому его выбирают только рефлексирующие, ищущие люди.

Проблема отчуждения от моральных, нравственных и культурных ценностей - одна из самых актуальных для современного российского общества. Безусловно, ценности и нормы складываются не в течение нескольких лет, их становление - это долгий процесс. Формируются они под воздействием определённого жизненного уклада, идеологии, в течение долгих исторических периодов, процесс этот идёт одновременно и «сверху» и «снизу», т. е. как на уровне государства, так и самого общества. На индивидуальном уровне ценности закладываются в самом детстве и «отшлифовываются» в юношеский период.

В эпоху царской власти патриархальный уклад, сильная роль религии в менталитете и сознании русского народа дала основание для создания так называемой теории официальной народности, базировавшейся на тезисах «Православие, Самодержавие, Народность», которые предлагались как три столпа, фундировавших и объединявших страну и людей. С приходом советской власти был разрушен старый уклад, потребовалась и новая система ценностей. Ею стала ориентация на идеалы социализма, сплочённость, веру в светлое будущее. Безусловно, они вдохновляли и объединяли людей, спровоцировали подъём в обществе, однако в конечном итоге не смогли уберечь страну от распада. «Перестройка» в 80-х годах XX в. началась под лозунгами реформ, которые сохранили бы накопленный позитивный потенциал и динамизировали общественное развитие на основе новых, «человекоразмерных» стимулов. В итоге советские ценности были разрушены и объявлены несостоятельными и дискредитировавшими себя, однако, на их место не была предложена сколько-нибудь адекватная новая система ценностей. Современная Россия, вступив в 90-е годы прошлого столетия на путь политических и социальных реформ, с одной стороны, стремится включиться в современный мир, отказывающийся от одномерных представлений об индустриальном, экономическом, техническом и научном развитии человечества. С другой стороны, она не может опереться на твердую почву социальных и культурных форм, воспроизводящих общественную систему, на элементарную со-гласуемость действий и помыслов людей в их повседневной жизни.

На наш взгляд, отчуждение от ценностей, которому необходима серьезная альтернатива, является одной из основных проблем со-

временного российского общества. И один из её важных аспектов, дебатируемых отечественными обществоведами, - отчуждение от ценностей образования и культуры.

Существует точка зрения, что в современной России затруднительно получение высшего образования при росте спроса на него, чему способствует возрастание количества платных и элитных школ, платных вузов, факультетов, низкие стипендии у студентов и зарплаты у преподавателей. Это становится причиной того, что молодые люди либо идут работать сразу после окончания школы, либо продолжают обучение не в том вузе, в котором хотели бы. Это ведёт к ущемлению сущностных характеристик индивида, опять-таки к его отчуждению. Мы можем согласиться с тем, что перечисленные факторы влияют на качество образования. Также, безусловно, мы соглашаемся, что выбирая не ту специальность, на которой хотелось бы учиться, молодой человек ущемляет себя, не даёт развиваться своей внутренней сущности, тем своим сторонам и талантам, которые хотел бы развить. Но причина, по нашему мнению, кроется в несовершенстве системы образования. Во-первых, оканчивая школу в 17-18 лет, молодой человек редко может твёрдо сказать чего он хочет от жизни, какой сфере деятельности посвятить свою жизнь. Сильно сказывается недостаток профориентационной работы в школе и, конечно же, моральная незрелость самих подростков. Известно, что европейские и американские дети оканчивают школу позже, в этот временной период развития человека два-три года могут изменить его взгляд на какие-то вещи и мир в целом, переориентировать его.

Второй фактор, на наш взгляд, культ высшего образования, который захватил страну. В наше время сформировалось представление, что человек без высшего образования имеет статус человека «низшей касты». Этот культ навязывается детям родителями и обществом и преподносится как необходимая ступень в социальной лестнице. При этом довольно редко обосновывается истинное назначение высшего образования - развитие человека, получение им специальных навыков, самореализация, дальнейший рост и обретение гармонии с самим собой. Молодые люди получают высшее образование «для галочки» и обретения нового статуса работающего человека. Зачастую вуз и специальность для подростка выбирают его родители, мотивируя это престижностью будущей профессии, размером зарплаты или же возмож-

ностью пристроиться «по блату», обладая данным дипломом. Здесь мы соглашаемся с точкой зрения, что молодой человек может попросту не развить в себе определённые задатки, что травмирует его личность. Общественное мнение и погоня за определённым социальным статусом способствуют отчуждению личности от своей истинной природы [4]. Отношение к высшему образованию и диплому о его наличии, безусловно, должно быть пересмотрено в обществе.

Процесс правильного воспитания детей должен начинаться с раннего возраста. Конечно же, это - задача и родителей, и высококвалифицированных, подготовленных кадров, которые должны быть заинтересованы в процессе и результате своего труда. Здесь дискуссионным моментом является введение системы единого государственного экзамена, построенного по принципу тестов. В идеале ЕГЭ должны учить рассуждать логически в поисках правильного ответа, однако зачастую эта логическая цепочка опускается и выбор верной «буквы» в ответе становится самоцелью. Образовательный процесс утрачивает свою творческую составляющую. Для получения оценки нужно лишь знать определённый набор фактов и уметь решать задания по выученному заранее механизму. Учащихся не интересует творческий поиск, их не увлекает процесс, поскольку они обучены лишь несложным стандартным процедурам выбора верного ответа из предложенных вариантов. Хочется верить, что далеко не все педагоги ограничиваются подобной схемой преподавания, ведь истинная высокая духовная организация педагога-наставника, стоящая на ступень выше материальных приоритетов, является образцом для воспитуемых.

Обращаясь к вопросу культурного отчуждения нельзя не отметить, что в нашей стране господствует культурный конформизм, поскольку точка зрения большинства, сценарий, выстроенный по формуле «американской мечты» главенствует в обществе и задаёт жизненные ориентиры. Культурная составляющая, которая призвана развивать личность, помочь ей найти и раскрыть себя, постепенно отходит на второй и план и интересует меньшинство. Жажда обладания и культ материального благополучия, который вызван отсутствием оного, навязывается нам извне - по телевизору, во всевозможной рекламе и так далее. Чтобы соответствовать определённому статусу, нужно иметь конкретную марку машины, часов, определённый уровень зарплаты. Привычка «соответствовать статусу»

идёт как раз из детства, когда нас учат как правильно себя вести, одеваться, как выражать себя, чтобы соответствовать статусу мальчика или девочки, ребёнка из хорошей семьи, приличного человека и т. п. С детства мы следуем немотивированным, в большинстве своём, стереотипам, которые диктуют нам сверху, и мы продолжаем идти по этому пути по инерции, часто не задумываясь о логическом объяснении своих действий, о выяснении собственных желаний и мотивировок, руководствуясь стандартным «так принято». Заглушение своей сущности становится вполне естественным состоянием человека, в котором он вполне комфортно себя чувствует. Однако реализация необходима. И в этом случае помощь опять-таки приходит извне, из масс-медиа, которые навязывают нам новый культ - культ потребления. Он захватил Америку и Европу уже с 60-70-х годов XX века и со стандартным запаздыванием добрался и до России. Со всех сторон нам твердят, что просто необходимо купить ту или иную вещь, чтобы почувствовать себя счастливым, избавиться от проблем, приобрести больше свободного времени. Парадокс состоит в том, что человек тратит это же свободное время на просмотр телевизора или очередного рекламного ролика про столь необходимый ему продукт или вещь.

По аналогии с западным обществом, всё большей популярностью в нашей стране стали пользоваться телешоу, выставляющие напоказ чужую жизнь с её болью, слезами, грязью, - это вершина пошлости и цинизма. Однако люди с удовольствием поглощают эту продукцию, делая рейтинги телеканалам и подобным передачам, что говорит о смещении системы ценностей, о нравственной деградации общества.

Поборники нравственности бьют тревогу, говоря о моральном разложении общества, которое начинается уже в школе. Они категорически против введения в школах программы по половому воспитанию детей. В этом есть определённое здравое зерно, ведь реализуя подобные программы, мы не прививаем детям такие ценности как семья, взаимоуважение полов. Понятно, что внедрением таких программ правительство пытается идти в ногу со временем и приспособиться к изменяющимся условиям и нормам жизни, но, на наш взгляд, это однобокий подход. Он будет способствовать лишь усилению отчуждения, ориентации общества на потребление, где объектом потребления будет выступать уже человек. Меры должны

предприниматься синхронно - и воспитание в детях вечных ценностей, но и соотнесение их с современными жизненными реалиями. По мнению духовенства, такое отчуждение от нравственных и религиозных норм приведёт к тому, что наше общество опустится на духовное дно. Курс на либерализацию общества зачастую оборачивается вседозволенностью и распущенностью. Семья для человека - это небольшой оплот для него, «тихая гавань», где он может быть собой и найти поддержку, и, видя, как этот оплот пытаются разрушить, нельзя не бить тревогу.

Преодоление культурного и ценностного отчуждения выражается и в поддержке государством религиозных праздников, которые сплачивают людей, обращают их к своим истокам, заставляют задуматься об истории, духовности, стимулируют переоценку ценностей. Религиозные праздники способствуют сближению людей, независимо от их статуса, возраста, материального положения. Однако это лишь одна попытка решения данной проблемы, которая, к тому же, не всегда воспринимается позитивно.

Любое действие, оказывающее давление, рождает противодействие. Не исключение и сфера морали и нравственности. Отчаянные попытки представителей Думы создать новую систему ценностей и призывы к возвращению «исконно русского» уклада жизни выглядят всё более абсурдными. Очевидно, что даже, если ценности патриархальной России XVIII века будут закреплены на законодательном уровне, они не найдут под-

держки в обществе, которое шагнуло из тех времён далеко вперёд, это может вызвать новую волну недовольства и протестов.

По мнению И. В. Фроловой, «базовыми ценностями и принципами в полиэтничной России, способствующими подлинному вовлечению людей в жизнь своего Отечества, могут быть только общегражданские ценности, разделяемые людьми разных социальных групп, национальностей и конфессий. Стремление отдавать предпочтение в государственной политике ценностям какой-либо одной социальной или национальной группы может привести к нарушению гражданского мира, расколу общества» [6]. Сама идея надэтнической общности россиян, которая должна заменить собой существовавшую некогда общность «советский народ», дольно часто в последнее время высказывается различными исследователями.

Мы исходим из того, что российская над-этническая идентичность должна поддерживать идею этнокультурного многообразия России через развитие не только общегражданской культуры, но и поликультурности, так как только в многообразии этнических и религиозных традиций, социального и культурного опыта, мировоззрений заключена конструктивная сила российского общества. Это поможет преодолению культурного, морального, нравственного отчуждения, даст возможность сплотить российский народ, и продолжит формирование крепкого единого общества и государства.

Список литературы

1. Ван ден Хааг Э. И нет меры счастью и отчаянью нашему / пер. Р. Облонской // Иностранная литература, 1966. №1. С. 240-242.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. научн. ред. А. А. Г рицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 753 с.

3. Кассирер Э. Логика наук о культуре. URL: http://fllosof.historic.ru/books/ (дата обращения: 10.04.2014).

4. Немировский Д. А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 1998. 24 с.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

6. Фролова И. В. Ценности современного российского общества: на пути к новой парадигме // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 53-58.

7. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. М.: АСТ; Хранитель, 2006. 539 с.

References

1. Van den Khaag E. I net mery schast’yu i otchayan’yu nashemu. Per. R. Oblonskoi. // Inostrannaya literatura, 1966. №1. S. 240-242.

2. Vsemirnaya entsiklopediya: Filosoflya. / Gl. nauchn. red. A. A. Gritsanov. M.: AST, Mn.: Kharvest, Sovremennyi literator, 2001. 753 s.

3. Kassirer, E. Logika nauk o kul’ture. URL: http://filosof.historic.ru/books/ (data obrashcheniya: 10.04.2014).

4. Nemirovskii D. A. Problema kul’turnogo otchuzhdeniya molodezhi v kontekste sovremennogo rossiiskogo obshchestva: fvtoref. Dis. ... kand. filos. Nauk. Novosibirsk,

1998. 24 s.

5. Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb.: Piter, 2003. 512 s.

6. Frolova I. V. Tsennosti sovremennogo rossiiskogo obshchestva: na puti k novoi paradigme // Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal. 2010. № 1. S.53-58.

7. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo / Erikh Fromm; per. s angl. T Banketovoi. M.:

AST; Khranitel’, 2006. 539, [5] s.

Статья поступила в редакцию 15.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.