Научная статья на тему 'Проблема русской души и тип героя в рассказах "Коновалов" М. Горького и "чёрные лебеди" г. Газданова'

Проблема русской души и тип героя в рассказах "Коновалов" М. Горького и "чёрные лебеди" г. Газданова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1431
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ДУША / RUSSIAN SOUL / ТИП ГЕРОЯ / TYPE THE MAIN CHARACTER / РАССКАЗ / STORY / МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА / MOTIVES OF LONELINESS / СКУКИ / BOREDOM / ТОСКИ / LONGING / СТРАННИЧЕСТВО / WANDERING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Альфия Исламовна

В статье выявляется художественное осмысление проблемы русской души и типа героя в ранних рассказах М. Горького «Коновалов» и Г. Газданова «Черные лебеди». Эта проблема является одной из ключевых в русской философии и литературе Серебряного века и преемственно связанной с ними литературе первой волны эмиграции. О двойственной природе русского характера, о противоречиях и свойствах загадочной русской души размышляли такие философы, как Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун и др., многие писатели, включая И.А. Бунина и М. Горького. В анализируемых рассказах в образах Коновалова и Павлова авторы запечатлели тип героя, воплощающего характерные особенности русской души: иррациональность и противоречивость, силу и слабость, незаурядность натуры и неприспособленность к жизни, абсурдность поступков и необъяснимую тоску, мечтательность и странничество. И хотя герои разнятся по социальному статусу, месту и образу жизни, окружению и воспитанию, их объединяют общая ментальность, мировосприятие и язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the Russian soul and the type of the main character in the short stories "Konovalov" by Maxim Gorky and "Black Swans" by Gaito Gazdanov

The article reveals the artistic interpretation of the problem of the Russian soul and the type of the main character in the early short stories by Maxim Gorky (“Konovalov”) and by Gaito Gazdanov (“Black Swans”). This problem is one of the key issues in the Russian philosophy and literature of the Fin de siècle and the literature of the first wave of emigration that is successively associated with them. Such philosophers as Nikolai Berdyaev, Georgy Fedotov, Friedrich Steppuhn and others, many writers, including Ivan Bunin Вестник КГУ № 1, 2018 278 Summary and Maxim Gorky think about the dual nature of the Russian character, the contradictions and properties of the mysterious Russian soul. In the analysed stories, in the images of Konovalov and Pavlov the authors captured the type of the main character embodying the characteristic features of the Russian soul: irrationality and contradictoriness, strength and weakness, outstanding nature and inability to live, absurdity of actions and inexplicable longing, dreaminess and wandering. And although the characters differ in social status, place and way of life, surroundings and upbringing, they are united by a common mentality, world perception and language.

Текст научной работы на тему «Проблема русской души и тип героя в рассказах "Коновалов" М. Горького и "чёрные лебеди" г. Газданова»

УДК 821.161.1.09"20"

Смирнова Альфия Исламовна

доктор филологических наук, профессор Московский городской педагогический университет alfia-smipnova@yandex.ru

ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДУШИ И ТИП ГЕРОЯ В РАССКАЗАХ «КОНОВАЛОВ» М. ГОРЬКОГО И «ЧЁРНЫЕ ЛЕБЕДИ» Г. ГАЗДАНОВА

В статье выявляется художественное осмысление проблемы русской души и типа героя в ранних рассказах М. Горького «Коновалов» и Г. Газданова «Черные лебеди». Эта проблема является одной из ключевых в русской философии и литературе Серебряного века и преемственно связанной с ними литературе первой волны эмиграции. О двойственной природе русского характера, о противоречиях и свойствах загадочной русской души размышляли такие философы, как Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун и др., многие писатели, включая И.А. Бунина и М. Горького. В анализируемых рассказах в образах Коновалова и Павлова авторы запечатлели тип героя, воплощающего характерные особенности русской души: иррациональность и противоречивость, силу и слабость, незаурядность натуры и неприспособленность к жизни, абсурдность поступков и необъяснимую тоску, мечтательность и странничество. И хотя герои разнятся по социальному статусу, месту и образу жизни, окружению и воспитанию, их объединяют общая ментальность, мировосприятие и язык.

Ключевые слова: русская душа, тип героя, рассказ, мотивы одиночества, скуки, тоски, странничество.

Проблема русской души является одной из ключевых в отечественной философии и литературе рубежа Х1Х-ХХ-го веков и времени первой волны эмиграции. О ней много размышлял и писал Горький. В статье «Две души» (1915), полностью посвященной рассматриваемой проблеме, он утверждал: «У нас, русских, две души, одна от кочевника-монгола, мечтателя, мистика, лентяя... а рядом с этой бессильной душой живет душа славянина, она может вспыхнуть красиво и ярко, но недолго горит, быстро угасая.». В том же 1915 году вышла работа Н.А. Бердяева «Душа России», в которой философ раскрывал двойственную природу русского характера, противоречивость русской души, соединившей в себе женственное и мужественное начала. По словам Бердяева, «та же антиномичность проходит через все русское бытие» [2, с. 14].

И. А. Бунин в «Великом дурмане», говоря о тяжких грехах тех, кто вольно или невольно способствовал «кровавому безобразию и ужасу», ставит вопрос об отношении к народу, цитирует Герцена и Глеба Успенского, вспоминает старинную русскую пословицу: «Из нас, как из древа, - и дубина, и икона». В «Окаянных днях» писатель развивает эту мысль: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - Чудь, Меря. Но и в том, и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, "шаткость", как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона", - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев» [3, с. 337].

После выхода в свет повести «Деревня» Бунин, комментируя свой замысел, заметил, что его интересуют «не мужики сами по себе, а души русских людей вообще», и продолжил: «Я не стремлюсь описывать деревню в ее пестрой и текущей повседневности. Меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изо-

бражение черт психики славянина» [10]. Этот комментарий Бунина важен для понимания и выбора методологии изучения национального характера в его психотипических проявлениях, для определения глубинных свойств души героя и выявления индивидуального авторского видения ментально-сти русского (и не только) человека.

В контексте рассматриваемой проблемы вызывают интерес книги Н.А. Бердяева «Судьба России» (1918), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946); работы Г.П. Федотова «Лицо России» (1918), «Три столицы» (1926), Ф.А. Степуна «Мысли о России» (1927), а также статьи М. Горького 1905-1915 годов, вышедшие в 1918 году отдельным изданием, серия очерков «О русском крестьянстве» (1922) и «Заметки из дневника» («Книга о русских людях») (1924).

Бердяев в статье «Душа России» подчеркивает: «Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни. Тип странника так характерен для России и так прекрасен. <...> Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее глазами. <...> Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворенность ничем временным, относительным и условным. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого "мира", из этой земли, из всего местного, мещанского, прикрепленного» [2, с. 19, 20]. Философ замечает, что «повесть» о странниках можно прочесть в великой русской литературе, и называет имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. Ряд этот может быть продолжен именами Горького, запечатлевшего «странничество» как национальное явление, и Газданова, создавшего типы русских эмигрантов, обреченных на странствие. Обратимся к ранним рассказам М. Горького «Коновалов» (1896) и Г. Газданова «Черные лебеди» (1930).

64

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

© Смирнова А.И., 2018

Рассказ Горького начинается с сообщения о самоубийстве героя, именем которого и названо произведение: «Рассеянно пробегая глазами газетный лист, я встретил фамилию - Коновалов и, заинтересованный ею, прочитал следующее: "Вчера ночью, в 3-й камере местного тюремного замка, повесился на отдушине печи мащанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, 40 лет. Самоубийца был арестован в Пскове за бродяжничество и пересылался этапным порядком на родину. По отзыву тюремного начальства, это был человек всегда тихий, молчаливый и задумчивый. Причиной, побудившей Коновалова к самоубийству, как заключил тюремный доктор, следует считать меланхолию". Я прочитал эту краткую заметку и подумал, что мне, может быть, удастся несколько яснее осветить причину, побудившую этого задумчивого человека уйти из жизни, я знал его. <...> Это был славный малый, а их не часто встречаешь на жизненном пути» [6, с. 5].

Герой рассказа Газданова Павлов - русский эмигрант, так и не сумевший привыкнуть к своему новому положению, тоже сводит счеты с жизнью, о его смерти сообщается в экспозиции произведения: «Двадцать шестого августа прошлого года я раскрыл утром газету и прочел, что в Булонском лесу, недалеко от большого озера, был найден труп русского, Павлова» [4, т. 3, с. 127]. И далее ретроспективно излагается его история как «самого уди -вительного человека во многих отношениях» из тех, кого знал герой-повествователь.

В самом начале рассказов отмечается исключительность героя, что и побуждает повествователя рассказать о его жизни. До знакомства с Коноваловым Максим узнает от хозяина пекарни, что он замечательный пекарь: «Золото!». «Вот он придет, возьмется за работу и месяца три-четыре учнет ломить, как медведь! Сна, покоя не знает, за ценой не стоит. Работает и поет! Так он, братец ты мой, поет, что даже слушать невозможно - тягостно делается на сердце. Поет, поет, потом учнет снова пить (Здесь и далее в цитатах курсив мой - А. С.)» [6, с. 7].

Характеризуя Павлова, автор «Черных лебедей» также подчеркивает в нем физическую выносливость, которая не могла сравниться «с его душевной силой, пропадавшей совершенно впустую» [4, т. 3, с. 129]. Оба героя, Павлов и Коновалов, от природы наделены недюжинной силой и удивительными свойствами души, не находящими применения в жизни. Герой Горького работает «артистически». «Он любил работать, увлекался делом <.> и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, "подъемистые", в меру румяные, с тонкой хрустящей корочкой. <. > И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою» [6, с. 15-16]. В облике Коновалова детскость, не соответствующая его

физической силе и высокому росту, является доминантной характеристикой. И Коновалову, и Павлову присуща такая «чрезвычайно редкая черта», подмеченная автором «Чёрных лебедей», как «особенная свежесть <...> восприятия, особенная независимость мысли - и полная свобода от тех предрассудков, которые могла бы вселить в него среда» [4, т. 3, с. 138]. В рассказе «Черные лебеди» образ Павлова раскрывается с неожиданной стороны: «. Этот непоколебимый и непогрешимый человек, был, в сущности, мечтателем» [4, т. 3, с. 134]. А на вопрос, любит ли он что-нибудь на свете, герой отвечает собеседнику утвердительно и вспоминает свое детство, «охоту с револьвером на барсука в России, во Владимирской губернии», речку, лодку, лебедей, о которых он говорит с волнением как о самых прекрасных птицах в мире.

Образ Коновалова наделяется романтическими чертами и поэтизируется автором. Его природная одаренность проявляется в работе пекаря, которая в какой-то момент начинает его тяготить, в том, как Коновалов воспринимает читаемые ему Максимом вслух книги, особенно «Бунт Сеньки Разина» Костомарова, и в том, как он поет. «Пел Коновалов баритоном, на высоких нотах переходившим в фальцет, как у всех певцов-мастеровых. Подперев щеку рукой, он с чувством выводил заунывные рулады, и лицо его было бледно от волнения, глаза полузакрыты <...>. Голос Коновалова вибрировал, плакал и стонал, - было до слез жалко видеть этого славного парня поющим свою грустную песню» [6, с. 42].

Герои Горького и Газданова схожи утратой интереса к жизни и деклассированным («иМес1аББе», как характеризует своего героя Газданов), маргинальным, положением в обществе. Писатели запечатлели тип человека неудовлетворенного, который мог реализоваться только в каком-то большом и важном деле. Душевные запросы героев рассказов таковы, что будничное прозябание их не устраивает. Не случайно одним из мотивов в раскрытии их образов становятся мотивы скуки и тоски: «Жить мне скучно: работать и есть? Меня не интересует ни политика, ни искусство, ни судьба России, ни любовь: мне просто скучно», - признается Павлов герою-повествователю [4, т. 3, с. 139].

По словам Коновалова, на него тоска находит. «Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить, совсем нельзя. Как будто я один человек на всем свете и, кроме меня, нигде ничего живого нет. И все мне в ту пору про-тивеет; и сам я себе становлюсь в тягость, и все люди; хоть помирай они - не охну! Болезнь это у меня, должно быть. С нее я и пить начал...» [6, с. 12]. Вспомним, что в начале рассказа упоминается меланхолия как причина самоубийства Коновалова. Тоска гонит его по Руси, но и странничество не спасает. Коновалов хорошо поет, но и пение

ВестникКГУ^ № 1. 2018

65

ему не в радость, в песне он изливает свою тоску: «Начну я тосковать, тогда и пою... И, ежели петь начну, - затоскую» [6, с. 16].

Причиной самоубийства Павлова в рассказе Газданова является национальная болезнь - скука, особенно остро переживаемая на чужбине. В предсмертной записке, адресованной брату, он пишет: «Милый Федя, жизнь здесь тяжела и неинтересна» [4, т. 3, с. 127]. Душевная катастрофа, переживаемая Павловым на чужбине, связана с атрофией чувств и утратой интереса к жизни, что многое объясняет в положении газдановских героев и наполняет трагическим смыслом «русскую тему» в произведениях писателя. Повествователя в Павлове удивляет то, что физическая любовь к жизни не была сильна у этого человека» [4, т. 3, с. 140].

Коновалов, под влиянием книг и общения с Максимом впервые задумавшийся о смысле жизни, пытается понять, что с ним не так: «. Этакой искорки в душе нет. силы, что ли?» [6, с. 19]. Скучая и тоскуя, Коновалов и Павлов тяготятся будничной жизнью. Ю.В. Мальцев, автор известной монографии о Бунине, обратил внимание на «одну из самых удивительных черт русского характера», поражавших Бунина, - на «абсолютную неспособность к нормальной жизни, экзистенциальную тоску и отвращение к будням» [8, с. 164].

Другой мотив, важный для понимания русского характера, воплощенного в образах Коновалова и Павлова, передающий драматизм их существования, - это мотив одиночества. Реализуясь в тексте, он насыщается экзистенциальным смыслом - неприкаянности, ненужности никому. В разговоре с героем-повествователем Павлов признаётся: «.Никому решительно моя жизнь не нужна» [4, т. 3, с. 139], в том числе и самым близким людей, матери и брату. Об этом он говорит с удивительным спокойствием, давно примирившись со своим положением.

Если газдановский герой четко осознает свое одиночество, то Коновалов, только начинающий задумываться о жизни, однажды задается вопросом: «Зачем я живу на земле и кому я нужен, ежели посмотреть? Ни угла своего, ни жены, ни детей, и ни до чего этого даже и охоты нет. Живу, тоскую. Зачем? Неизвестно? Внутреннего пути у меня нет, понимаешь» [6, с. 19]. Самоанализ героев, осознание своего неукорененного существования, изгнанничество и бродяжничество, утрата смысла жизни приводят их к самоубийству. Утверждение Н. А. Бердяева о том, что русская душа «поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворенность ничем временным, относительным и условным» [2, с. 20], позволяет объяснить психо-тип героев Горького и Газданова.

Коновалов - босяк, он смирился со своим положением человека, отверженного обществом:

«Особливые мы будем люди . ни в какой порядок не включаемся» [6, с. 21]. И пытается сам для себя уяснить этот порядок вещей: «Кто перед нами виноват? Сами мы пред собой виноваты. Потому у нас охоты к жизни нет и к себе самим мы чувств не имеем» [6, с. 21]. Максима поражает, что «этот большой человек с ясными глазами ребенка. выделил себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению» [6, с. 21]. В умозаключении Коновалова о собственной вине проявляется его смирение перед жизнью, присущее русской душе и противостоящее бунтарству.

Душевная катастрофа, переживаемая Павловым, находит объяснение в словах повествователя: «<.> Может быть, его же собственная сила, искавшая выхода или приложения, побудила его к самоубийству; он взорвался, как закупоренный сосуд, от страшного внутреннего давления» [4, т. 3, с. 129]. То же можно сказать и о незаурядной натуре Коновалова, в облике которого подчеркиваются физическая сила и детская наивность, трудолюбие и пренебрежение к накопительству, чтобы начать свое дело и жить жизнью среднестатистического человека. Будучи натурой стихийной, он действует непредсказуемо и сам страдает от этого (история с Капитолиной), не способен объяснить свои поступки.

Типологическая близость рассказов «Коновалов» и «Черные лебеди» не ограничивается сходством персонажей, особенностями устройства их души и неприкаянным существованием. В текстах есть еще одно общее свойство, присущее плану повествования: история жизни персонажа раскрывается через восприятие героя-рассказчика. Связь между произведениями проявляется и на структурном уровне - в кольцевой композиции и сходстве сюжетных элементов: в самом начале того и другого рассказов сообщается о самоубийстве героя, о котором повествователь узнает из газеты, а в финале ему вспоминается их последняя встреча. После истории с Капитолиной Коновалов запивает, бросает пекарню и исчезает из города. Следующая встреча героя с Максимом происходит тогда, когда оба они странствуют по Руси. «. Через три дня я простился с Коноваловым. Я шел на Кубань, он не хотел. Но мы оба расстались в уверенности, что встретимся.

Не пришлось.» [6, с. 54], - так завершается рассказ М. Горького «Коновалов», возвращая читателя к началу произведения и закольцовывая его сюжет.

Финальные слова рассказа Газданова, адресованное герою-повествователю, - пожелание Павлова: «Вспомните когда-нибудь о черных лебедях!». Заглавие произведения связано с единственной иллюзией Павлова - его любовью к Австралии и к черным лебедям, о которых герой прочитал «все, что было о них написано». Павлов воспринимает небо, «покрытое могучими черными крыльями» десятков тысяч лебедей, как «какую-то другую историю мира», как «возможность иного

66

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

понимания всего, что существует» [4, т. 3, с. 141]. У героя, наделенного этим пониманием, нет страха перед смертью, он планирует и «просчитывает» свой уход из жизни, словно готовится к отъезду в Австралию. Из предсмертной записки Павлова читатель узнает о его письме матери, в котором сообщается, что он уехал в Австралию. Эта страна для героя - его придуманная иллюзия, символ мечты о другом мире, олицетворяемом образом черных лебедей. И представление об этом другом мире связано для Павлова с любовью, которой он лишен в реальной жизни. Именно поэтому героя не страшит смерть, и его выбор вполне осознан.

Г. Газданов как писатель формируется в эмиграции, осмысливая положение человека-изгнанника, оказавшегося вне почвы, «над бездной», пережившего историческую катастрофу - гибель прежней России и утрату отчего дома. Жизнь на чужбине для газдановских героев становится тем испытанием, которое многие из них не выдерживают и сводят счеты с жизнью. «Представление о неизбежности страдания и смерти, постоянное ожидание трагедии, память о пережитом ужасе, непонимание между людьми, бесконечное одиночество - вот удел газдановских героев» [9, с. 196].

По сравнению с европейцами русские изгнанники в изображении автора - это люди другой породы, отличающиеся ярко выраженными индивидуальными чертами и, как правило, трагическими судьбами. В романе «Ночные дороги» проводится параллель между миром, в котором живут русские эмигранты, и европейским образом жизни: «...Русские существовали в бесформенном и хаотическом, часто меняющемся мире, который они чуть ли не ежедневно строили и создавали, в то время как европейцы жили в мире реальном и действительном, давно установившемся и приобретшим мертвенную и трагическую неподвижность, неподвижность умирания или смерти» [4, т. 1, с. 616].

Проблема русской души волновала Газданова в связи с темой изгнанничества, она разрабатывалась им и в других его произведениях, наполняясь экзистенциальным смыслом. М. Горький в своем творчестве вновь и вновь возвращается к этой проблеме, осмысливая ее в публицистике (серии очерков «О русском крестьянстве») и в художественной прозе - в повестях «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», в цикле рассказов «По Руси» и др.

В анализируемых рассказах в образах Коновалова и Павлова авторы запечатлели тип героя, воплощающего характерные особенности русской души: иррациональность и противоречивость, силу и слабость, незаурядность натуры и неприспособленность к жизни, абсурдность поступков и необъяснимую тоску, мечтательность и странничество. Близость героя Горького газдановскому Павлову проявляется в психологической сфере раскрытия характера, в типологических особенностях,

раскрывающих их души, в глубинных свойствах психики и национального менталитета, что и составляет личностный стержень каждого из героев.

Библиографический список

1. Басинский П. Логика гуманизма. Об истоках трагедии Максима Горького // Вопросы литературы. - 1991. - № 2. - С. 129-154.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Сов. писатель, 1990. - 352 с.

3. Бунин И.А. Собр. соч.: в б т. - М.: Сантакс, 1994. - Т. б. - 400 с.

4. Газданов Г.И. Собр. соч.: в 3 т. - М.: Согласие, 199б.

5. Горький М. Две души // Летопись. - 1915. -№ 1. - С. 132.

6. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. - М.: ГИХЛ, 1950. - Т. 3. - 542 с.

7. Максим Горький - художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения. Горьковские чтения -2000: Материалы Международной конференции. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2002. - 492 с.

8. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. -Франкфурт на Майне; М.: Посев, 1994. - 432 с.

9. Поляева М.С. Малая проза Гайто Газданова // Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейской литератур. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. -С. 193-198.

10. У академика И.А. Бунина (беседа) // Московская весть. - 1911. - 12 сентября.

References

1. Basinskij P. Logika gumanizma. Ob istokah tragedii Maksima Gor'kogo // Voprosy literatury. -1991. - № 2. - S. 129-154.

2. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. - M.: Sov. pisatel', 1990. - 352 s.

3. Bunin I.A. Sobr. soch.: v б t. - M.: Santaks, 1994. - T. б. - 400 s.

4. Gazdanov G.I. Sobr. soch.: v 3 t. - M.: Soglasie, 199б.

5. Gor'kij M. Dve dushi // Letopis'. - 1915. -№ 1. - S. 132.

6. Gor'kij M. Sobr. soch.: v 30 t. - M.: GIHL, 1950. - T. 3. - 542 s.

7. Maksim Gor'kij - hudozhnik. Problemy, itogi i perspektivy izucheniya. Gor'kovskie chteniya - 2000: Materialy Mezhdunarodnoj konferencii. - Nizhnij Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo un-ta, 2002. - 492 s.

8. Mal'cev YU.V. Ivan Bunin. 1870-1953. -Frankfurt na Majne; M.: Posev, 1994. - 432 s.

9. Polyaeva M.S. Malaya proza Gajto Gazdanova // Gajto Gazdanov v kontekste russkoj i zapadnoevropejskoj literatur. - M.: IMLI RAN, 2008. - S. 193-198.

10. U akademika I.A. Bunina (beseda) // Moskovskaya vest'. - 1911. - 12 sentyabrya.

Вестник Kry^J № 1. 2018

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.