Научная статья на тему 'Проблема реконструкции статусной роли М. А. Бакунина в истории русской демократической публицистики 1850-1860-х гг'

Проблема реконструкции статусной роли М. А. Бакунина в истории русской демократической публицистики 1850-1860-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Должиков Вячеслав Александрович, Полькин Максим Владимирович

Научная актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что в официальной отечественной историографии персоналий М.А. Бакунина среди наиболее выдающихся русских публицистов-демократов 50-60-х гг. XIX в. фактически отсутствует, а его литературное наследие этого периода не изучено. Устанавливается авторская принадлежность М.А. Бакунину двух уникальных памятников русской агитационной публицистики: "Письмо из провинции" в "Колоколе" (1860 г.) и прокламация "К народу" ("Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", 1861 г.), которые в течение многих десятилетий необоснованно переадресовывались Н.Г. Чернышевскому. Одновременно ставится проблема дальнейшего выявления других, ранее неизвестных фрагментов агитационной публицистики М.А. Бакунина этого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of reconstruction of place and role of M.A. Bakunin in a history of russian democratic publicism during 1850-1860th

The scientific urgency of a examined problem is connected that in official domestic historiography person of Bakunin among the most outstanding Russian democracy publicists during 1850-60th actually are absent, and his literary heritage of this period is not investigated. In clause the belonging to Bakunin of two unique monuments of Russian propaganda publicism "the Letter from a province " in "Bell" (1860 AD) and leaflet "To The People" ("To The Dependent Peasants From Them Goodwishers Bow" 1861 AD), which within many decades were unreasonably readdressed to Chernishevskiy is established. The problem of the further revealing others, before unknown fragments of propaganda publicism of Bakunin during this time is simultaneously put.

Текст научной работы на тему «Проблема реконструкции статусной роли М. А. Бакунина в истории русской демократической публицистики 1850-1860-х гг»

В.А. Должиков, М.В. Полькин

Проблема реконструкции статусной роли М.А. Бакунина в истории русской демократической публицистики 1850-1860-х гг.

В современной отечественной историографии происходит процесс восстановления места и роли М.А.Бакунина в российской политической истории. За последние годы уже заново переосмыслены отдельные аспекты общественной и мировоззренческой биографии Великого бунтаря. Исследователи постепенно преодолевают негативные последствия коммунистического мифотворчества. «Мифы о Бакунине оказались удивительно устойчивыми,- обращал внимание на этот феномен еще в 1989 г. В.Ф. Пустарнаков,- и что скрывать?- до сих пор некоторые из них преобладают, заменяя действительное знание о его идеях и деятельности» [1, с. 8]. Однако для официозной историографии Бакунин был и остается до настоящего времени «персоной нон грата». По отношению к нему поныне используется так называемая фигура умолчания и, чтобы отвлечь внимание от его подлинных идеологических позиций, придуманы особые ярлыки типа «неистовый бунтарь», «апостол анархии» и др. Такое отношение к М.А. Бакунину связано с тем, что он является первым в отечественной и мировой истории критиком идеологии государственных тоталитарных систем. Недаром его оригинальная социально-философская концепция стала серьезной политической альтернативой доктрине «государственного коммунизма» К. Маркса [2].

Пр облема реконструкции статусной роли М.А. Бакунина в истории русской политической журналистики 1850-1860-х гг. актуальна до сих пор. Фактически без достаточных на то оснований он исключен из перечня наиболее выдающихся русских публицистов демократической ориентации (имеются в виду В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.). Не случайно коллектив исследователей во главе с М.В. Нечкиной, изучая эпоху так называемой первой революционной ситуации в России, упорно вытеснял персоналий М.А. Бакунина из контекста событий [3, с. 222227]. На это, впрочем, у историков официального направления имелись определенные основания. Еще первые биографы М.А. Бакунина 19201930-х гг. (Ю.М.Стеклов, В.П.Полонский и др.) полагали, что в рассматриваемый период в качестве политика общероссийского масштаба он якобы почти никак не проявил себя, так как находился в сибирской ссылке [4, 5]. Однако уже тогда некоторые добросовестные исследователи высказывали

вполне обоснованные сомнения в реалистичности данной версии (Б.Г. Кубалов, Б.П. Козьмин, М.К. Лемке и др.) [6-8]. Данная альтернативная концепция, лишь фрагментарно представленная в отечественной историографии, заслуживает более пристального внимания и дальнейшей научной разработки. В перспективе, на наш взгляд, это будет способствовать последовательной демифологизации политического портрета М.А. Бакунина.

Сложность рассматриваемой проблемы обусловлена персональной спецификой общественного статуса Великого бунтаря. С одной стороны, к моменту ситуационного перелома 1850-1860-х гг. он являлся уже не только зрелым политиком, но и опытным публицистом [9-11]. В данном смысле, т.е. по уровню политической подготовки, М.А. Бакунин опережал тогда многих лидеров и участников формировавшегося в России оппозиционного общественного движения. С другой стороны, находясь в ссылке, он вынужден был действовать скрытно, поэтому свои агитационные материалы так называемого сибирского периода Бакунин публиковал в региональных и центральных печатных изданиях только под псевдонимами либо вообще без авторской подписи [9, с. 161; 10, с. 16, 84-85].

Именно благодаря легенде о мнимом бездействии в России «революционера №1» [4, 12, 13] марксистская историография смогла в свое время скрыть сам факт существования множества работ М.А. Бакунина, написанных с учетом политических и социальных реалий кризисной ситуации в России конца 1850-х - начала 1860-х гг. Причем, судя по имеющимся данным, большая часть этих публицистических сочинений была безосновательно переадресована по авторской принадлежности совсем иным лицам.

В течение многих десятилетий отечественные исследователи пытаются решить вопрос об авторстве как знаменитого «призыва к топору!» («Письмо из провинции» в «Колоколе», 1860 г.), так и не менее известного агитационного воззвания «К народу» («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», 1861 г.) [14, 15]. Мифотворческая историография долго и настойчиво приписывала их Н.Г. Чернышевскому вместе с почетным титулом «вождя революционеров-демократов». Теперь уже большинство специалистов считает абсолютно беспочвенной эту легенду. «Чернышевский не мог быть автором прокламации «барским крестьянам»,

- доказывает Б.В. Личман, - приоритетным он считал не насилие, а «содействие исполнению всеобщего желания...» [16, с. 18]. Идентична и позиция H.A. Троицкого по этому вопросу. «В советской историографии до последнего времени Чернышевский изображался как самый «последовательный», т.е. фактически крайний революционер, - справедливо замечает историк. - Ему приписывали даже чужие произведения именного такого, последовательно революционного характера, с призывом “к топору”- “Письмо из провинции” в “Колокол” и прокламацию “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”». Причем до конца ведь проблема никак не решается, поскольку истинные авторы этих произведений до сих пор не установлены [17, с. 134]. Однако неправдоподобную прежнюю версию все-таки продолжают воспроизводить в своих публикациях современные исследователи [18, с. 34, 36-37, 92-93].

Вопрос о том, кто был на самом деле этот «русский человек», в довольно жесткой форме потребовавший в 1860 г. от издателей «Колокола» призвать народ «к топору», недаром остается открытым. Ибо столь категорическое, ультимативное требование к тогдашним «властителям дум» - А.И. Герцену и Н.П. Огареву- мог предъявить лишь некто, весьма и весьма близкий к ним. И такой общественный деятель хорошо известен исследователям. Не случайно вопрос о характере взаимоотношений М.А. Бакунина с издателями «Колокола» в конце 1850-х - начале 1860-х гг. крайне редко затрагивается догматически настроенными авторами [19]. Что же касается, например, Чернышевского, то для Герцена в 1859-1861 гг. он был, кстати говоря, в политическом отношении абсолютным чужаком [20, с. 271]. Тем не менее в литературе среди возможных авторов обоих агитационных документов М.А. Бакунин даже не упоминается, хотя многие особенности лексического стиля, а, главное, идейный смысл этих сочинений определенно указывают на него. При желании найдутся и аргументы, свидетельствующие в пользу авторской принадлежности Бакунину «Письма из провинции», а также, по всей видимости, других аналогичных воззваний и посланий радикального свойства.

Так, злополучный «крестьянский топор» упоминается в его «Ответе “Колоколу”» 1860 г., к примеру, не один раз [21]. «Страшна будет русская революция, - пишет он своим старым друзьям в Лондон,- а между тем поневоле ее призываешь, ибо она одна в состоянии будет пробудить нас из этой гибельной летаргии к действительным страстям и к действительным интересам. Она вызовет и создаст, может быть, живых людей, большая же часть нынешних известных людей годна

только под топор. Таково мое убеждение» (выделено авторами. - В.Д., М.П.) [21, с. 350]. Из отечественных исследователей один только М.П. Драгоманов обращал внимание на новую, «конспиративно-разночинскую» социальную ориентацию, четко наметившуюся в те годы. «На такой основе у Бакунина, - замечает исследователь в 1906 г., - в его сибирский период жизни могли вырастать, рядом с верой в крестьянский топор... вера в возможность разрушить государство -Россию - через конспирацию кружка подобных людей и т.п.» [22, с. 33].

М.А. Бакунин хорошо понимал, что даже самой хлесткой обличительной публицистикой российскую бюрократию исправить, а также, в конечном счете, рационализировать невозможно. «Для вразумления нашего официального мира, - не без оснований утверждает он в начале 1862 г., - нужен другой страх - страх народа» [23, с. 1023]. Смысл агитационной метафоры о крестьянском «топоре», по мнению авторов статьи, сугубо разъяснительный. Причем она была адресована не к народу, как ошибочно полагают многие исследователи. Русские крестьяне в 1860-е гг. ни «Колокол», ни «Современник» читать не могли. Этот призыв обращен к «своим», т.е. к просвещенному слою политической элиты. Так что именно при посредничестве дворянской общественности автор вышеупомянутого открытого письма рассчитывал тогда повлиять на всю многочисленную сановночиновную родню. В конце 1850-х - начале 1860-х гг. М.А. Бакунин, что примечательно, надеялся еще на социальное прозрение господствующей элиты. Однако уже в 1862 г. ему пришлось констатировать, что «большинство русского дворянства не понимает этого». И еще Бакунин предупреждал, что позже, «когда блеснет топор», элита все равно будет вынуждена осознать необходимость своего «покаяния» и последующего «сближения с народом» [23, с. 1023].

Особую научную значимость имеет вышеупомянутое воззвание. По уточненным данным современных исследователей, речь идет о хрестоматийном документе эпохи «оттепели»- так называемой прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». По мнению Е.Л. Рудницкой и Р.Г. Эймонтовой, во многих источниках она фигурирует именно как воззвание «К народу» [18, с. 92]. Но вопрос об авторской принадлежности этого уникального памятника решен к настоящему времени только в отрицательном смысле. Вроде бы, с одной стороны, доказано, что Чернышевский не писал никаких агитационных документов, но, с другой, до сих пор исследователи не нашли положительного решения этой проблемы. Вывод представляется очевидным: подлинный ав-

ИСТОРИЯ

тор воззвания «К народу» («Барским крестьянам»)

- не кто иной, как М.А. Бакунин. Для большей убедительности приведем ниже ряд аргументов, дополнительно свидетельствующих в пользу нашей версии.

Во-первых, бесспорно, что сама идея агитационной подготовки народа (т.е. главным образом крестьянства) в близком будущем к революционному восстанию полностью соответствует духу идеологии Великого бунтаря. В этом пункте взгляды Бакунина и в 1840-е, и в 1850-1870-е гг. не менялись. Во-вторых, заслуживает внимания характерная лексика этого документа. Исследователи замалчивают важную черту агитационной публицистики М.А. Бакунина - ее максимальную семантическую приближенность к обыденной, всем понятной разговорной речи. В связи с этим стоит заметить, что как публичный политик он ставил перед собой задачу полного освоения нормативов языка, которым говорит «простой народ» (русский, немецкий, французский, итальянский, польский и т.п.). «Он отличался мастерством говорить речи на простонародном немецком жаргоне, - сообщает один из основателей сибирского областничества Г.Н. Потанин в неопубликованных воспоминаниях о первом своем наставнике, - и умел увлекать немецкую толпу» [24]. Похожие свидетельства можно встретить в мемуарах и других современников, близко знакомых с ним. «...Бакунин не был оратором, но он был великолепным народным трибуном, - вспоминает Г.Н. Вырубов,

- уменье говорить массам постиг в совершенстве и, что всего замечательнее, говорил им одинаково убедительно на разных языках» [25, с. 54]. Действительно, в лексике воззвания «К народу» нет казуистической скованности, органически присущей литературно-публицистическому стилю бывшего семинариста Н.Г.Чернышевского. В условиях постоянного цензурного гнета редактор «Современника» принужден был выражать свои мысли в туманных формулировках «эзопова языка». М.А. Бакунин же, будучи политиком европейского типа, привык в эмиграции к лексически свободной речи.

При внимательном изучении данного агитационного листка, предназначенного для распространения уже среди крестьян, можно выявить все ключевые идеи радикально-демократической программы «народного дела» [23, 26, 27]. Здесь, например, содержится исключительно важный тезис о мнимости «освободительной» реформы 1861 г. Эта мера, как убеждает автор листка, недобросовестная ложь. Обещаниям властей насчет двухлетнего срока, в течение которого предусмотрено кратковременное сохранение барщины и оброка, верить нельзя. «Как не в два года! - сомне-

вается он на сей счет, - пять лет, либо десять лет проволочут это дело». А потом императорская власть продлит «срочно-обязанное состояние» крестьян, как проницательное заметил М.А. Бакунин, «еще на семь лет», а с проволочками - то взаправду выйдет двадцать, либо тридцать лет, либо и больше». По такой схеме, кстати говоря, и развертывалось затянувшееся до начала XX в. лживое «освобождение». Вместо настоящей «золотой», по Бакунину, воли русский народ и, правда, получил новую «неволю» [15, с. 85-89]. Понятны и мотивы, по которым коммунистическая историография настойчиво переадресовала документ «русскому Марксу» - Н.Г.Чернышевскому. Историкам официозного толка очень уж хотелось присвоить дар пророчества мнимому, кстати говоря, предшественнику «научного коммунизма».

Кроме обличительной критики смысла правительственной «великой реформы», в воззвании «К народу» предлагалась альтернативная программа переустройства крестьянской жизни на демократических началах. Автор объясняет, какой должна быть народная воля: «чтобы народ всему голова был, а всякое начальство миру покровительствовало, и чтобы суд был праведный и ровный всем был суд и бесчинствовать над мужиком никто не смел и чтобы паспортов не было и подушного оклада не было, и чтобы рекрутчины не было». Указаны важнейшие пункты этой программы: 1) бессословность; 2) выборность всех властей снизу доверху, включая царя (вместо всероссийского императора - «народный староста», избираемый «на срок» и состоящий у нации на жаловании); 3) равенство всех граждан перед законом; 4) полная свобода передвижения для крестьянства и т.д. [15, с. 88-90].

Далее в прокламации М.А. Бакунин указывает на способ как «в исправду вольными людьми стать» и подчеркивает, что «можно это дело обработать». Надо «только единодушие иметь между собою мужикам, да сноровку иметь, да силой запастись». Совет крестьянам дается конкретный: «ружьями запасайтесь, кто может, да всяким оружием». Соединять свои силы должны и «барские» (помещичьи), и «государственные», и «удельные» (царские) крестьяне. Им ведь «тоже воли-то нет».

Гарантия победы в предстоящей борьбе- это привлечение на сторону народного дела солдат, которые «из мужиков», и еще «офицеров добрых». Автор поясняет, что «есть и такие офицеры, и немало таких офицеров» [15, с. 91]. Иначе говоря, в сжатой форме здесь излагается план так называемого военно-крестьянского восстания, идущего строем. В листке присутствует еще одна важная деталь, на которую, по понятным причинам, официозные исследователи «прокламации» не обращали особого внимания.

М.А. Бакунин, будучи сам отставным офицером-артиллеристом, дает будущим повстанцам практические советы по военному делу. В его «инструкции» содержатся элементарные правила поведения в партизанском бою. «.Тому надо учиться вам, чтобы плечом к плечу плотно держаться, - советовал он, - да команды слушаться, да пустого страха не бояться, а мужество иметь во всяком деле, да рассудок спокойный, значит, хладнокровие» [15, с. 91].

Грамотным крестьянам Бакунин подсказывал, что «письмецо», составленное «доброжелателями», необходимо передавать «друг дружке» тайно. Подчеркивается, что кроме «крестьян да солдат, никому и знать о нем не следует» [15, с. 92]. Со всей определенностью здесь даются рекомендации по применению тайных, конспиративных методов агитации среди определенных групп населения.

Идеологическое содержание рассмотренных выше агитационных документов позволяет сделать вывод о «последовательно-революционной», радикально-демократической ориентации М.А. Бакуни-

на как общественного деятеля и публициста, которому нет полного аналога в русской политической истории. Предсказанный отечественным пророком социальной революции будущий отдаленный финал трагедии, связанной с крестьянским «топором» и всенародным бунтом, ныне хорошо известен. Поэтому кажется странным отсутствие интереса у наших исследователей к давно опубликованным источникам, в которых содержатся практически все ключевые термины, необходимые для идентификации автора («революция», «призыв» и «топор»).

Итак, исследовательский анализ содержания и специфической лексики наиболее известных памятников русской агитационной публицистики начала 1860-х гг. позволяет идентифицировать их авторскую принадлежность с личностью М.А. Бакунина. Поэтому можно предполагать, что в процессе дальнейшей разработки данной проблемы возможно выявление целого массива не известных ранее агитационно-публицистических сочинений выдающегося политического деятеля России XIX в.

Литература

1. Пустарнаков В.Ф. М.А. Бакунин / / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

2. Должиков В.А. Русский социализм: альтернативный вариант М.А.Бакунина / / Вопросы политологии. Барнаул, 1999. Вып. 1.

3. Тематическая роспись содержания сборников «Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг.» Вып. I—IX / / Революционная ситуация в России в середине XIX века: Деятели и историки. М., 1986.

4. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. М., 1926. Т. I.

5. Полонский В.П. Крепостные и сибирские годы Михаила Бакунина / / Красная новь. 1921. №3.

6. Кубалов Б.Г. Страницы жизни Бакунина и его семьи в Сибири // Сборник трудов профессоров и преподавателей Госуд. Иркут. ун-та. Иркутск, 1923. Вып. 5.

7. Козьмин Б.П. Казанский заговор 1863 года. М., 1929.

8. Лемке М. Крестьянские волнения 1855 года / / Красная летопись. 1923. №7.

9. Дулов А.В. Неизвестные статьи М.А. Бакунина в газете «Амур» / / Ссылка и каторга в Сибири (XVIII-начало XX в.). Новосибирск, 1975.

10. Должиков В.А. Бакунин и Сибирь (1857-1861 гг.). Новосибирск, 1993.

11. Должиков В.А. Неизвестные публицистические статьи М.А.Бакунина об Алтае 50-60-х гг. XIX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998.

12. Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. М., 1966.

13. Графский В.Г. Бакунин // Из истории политической и правовой мысли. М., 1985.

14. (Бакунин М.А.) Письмо из провинции // Колокол. 1860. Вып. III. №64. 1 марта.

15. (Бакунин М.А.) К народу («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», 1861 г.) / / Революционный радикализм в России. М., 1997.

16. Личман Б.В. История и интерпретация фактов / / История России: вторая половина XIX-XX вв. Екатеринбург, 1995.

17. Троицкий H.A. Лекции по русской истории XIX в. Саратов, 1994.

18. Революционный радикализм в России. М., 1997.

19. Китаев В.А. Герцен и Бакунин накануне восстания 1863 г. в Польше / / Ученые записки Горьковского ун-та. Серия историческая. Горький, 1967. Вып. 85.

20. Кошовенко А.Е. К вопросу о лондонской встрече Н.Г. Чернышевского с А.И. Герценом в 1859 г. и формуле «Кавелин в квадрате» // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1960.

21. Бакунин М.А. Ответ «Колоколу» (1 декабря 1860 г.) / / М.А. Бакунин. Собр. соч. и писем. М., 1935. Т. IV.

22. Драгоманов М.П. Михаил Александрович Бакунин: Критико-биографический очерк. Казань, 1906.

23. Бакунин М.А. Русским, польским и всем славянским друзьям / / Колокол. 1862. Вып^. №122123. 15 февраля.

24. ОР НБ ТГУ. Ф. Потанина Г.Н. Оп. 1. Д. 125-б. Л. 2об. Потанин Г.Н. Записка о Бакунине.

25. Вырубов Г.Н. Революционные воспоминания (Герцен, Бакунин, Лавров) // Вестник Европы. 1913. №2.

26. Бакунин М.А. Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель? (Лондон, 1862) / / Бакунин М.А. Избр. соч. Т. III. Пг.; М., 1920.

27. Бакунин М.А. Речь на банкете в Стокгольме 28 мая 1863 г. // Бакунин М.А. Письма к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.