Научная статья на тему 'Проблема реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады'

Проблема реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1060
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / IDEOLOGY / VALUES / PRACTICE / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Станкова Марина Васильевна

В статье анализируются основные проблемы реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью достижений зарубежной социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в учебном курсе при подготовке специалистов по социальной работе, а также в общей практике социальной работы, в том числе в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical values approach in practice of social work of Canada

This article analyzes the basic problems of realization of ethical values in practice of social work of Canada. Novelty of the work is specified by an insufficient level of scrutiny of achievements of foreign social work in our country. The conclusions of the article are recommended to be used in a training course for training of experts on social work, and also in general practice of social work including Omsk region.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

УДК 364.442:17 (71)

М. В. СТАНКОВА

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАНАДЫ_________________________________________

В статье анализируются основные проблемы реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью достижений зарубежной социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в учебном курсе при подготовке специалистов по социальной работе, а также в общей практике социальной работы, в том числе в Омском регионе. Ключевые слова: идеология, ценности, практика, социальная работа.

Вплоть до второй половины XIX века социальная политика в Канаде по отношению к девиантам носила карательный характер. Во второй половине XIX века социальные реформы в Северной Америке изменили такое положение вещей. Общество постепенно начало понимать необходимость социальной реабилитации и терапии людей с отклонениями в поведении.

Изменения в общественном сознании выразились в появлении таких профессий, как социальная работа, психология и психиатрия. В связи с этим возникла проблема выработки идеологии, определяющей подходы к практической деятельности в этой сфере. Теоретические разработки в этом направлении особенно активно велись во второй половине XX века.

В конце 1950-х годов Американская национальная ассоциация социальных работников инициировала попытку дать окончательное определение социальной работы. Результатом этих усилий стала формулировка, представленная в 1962 году Уильямом Гордоном в признанной классической работе «Критика рабочего определения»: «Благо для человека реализовать его потенциал, выразить себя и помочь другим раскрыть свои способности». Эта дефиниция до сих пор считается в Северной Америке выражением базовой этической ценности социальной работы, наиболее полно представляющей широкое понимание сущности социальной работы [1].

Основа идеологии социальной работы в Канаде в данный момент определяется Этическими кодексами Канадской и Американской ассоциаций социальных работников и выражается в следующих этических ценностях:

— право каждого человека на защиту от агрессивной окружающей среды;

— принятие, целостность, уважение собственного достоинства каждого человека;

— право на самоопределение личности;

— право на правосудие, которое включает устранение притеснения, подчинения и эксплуатации;

— поддержка индивидуумов и социальных групп, которые являются угнетенными или живущими в бедности;

— обязательства по сохранению индивидуальности, помощи в самореализации, развитии, восстановлении и достижении благосостояния людей;

— вера в то, что все люди имеют обязанности по обеспечению ресурсов, услуг и возможностей для окружающих;

— вера в то, что культура разных народов должна быть уважаемой [2].

Очевидно, что социальная работа базируется на гуманистических и эгалитарных идеалах, которые считаются фундаментальными ценностями социальной работы. Гуманистические идеалы основываются на уважении к ценности, достоинству и неотъемлемым правам всех людей. Термин «эгалитарный» социальные работники используют как синоним справедливости. Согласно идеологии ценностей, которые определяют характер деятельности и помогают устанавливать цели для интервенции социальной работы, все люди равны и должны иметь одинаковые права и привилегии, несмотря на различия в расе, культуре, религиозных верованиях, сексуальной ориентации, способностях, поле и т.д. Инструментальные или вторичные ценности являются продолжением фундаментальных.

Этический кодекс Канадской ассоциации социальных работников выражает фундаментальные и инструментальные ценности в следующем утверждении: «Социальная работа, как профессия, базируется на гуманистических и эгалитарных идеалах. Социальные работники верят в присущее каждому человеку достоинство и ценности принятия, самоопределения и уважения индивидуальности, в обязанность всех людей индивидуально и коллективно обеспечивать ресурсы, услуги и возможности для всеобщего блага человечества. Необходимо уважать национальную культуру различных этнических групп. Социальные работники посвятили себя благополучию людей и помощи в их самореализации, развитию и компетентному использованию научных знаний об индивидуальном и коллективном поведении, развитию ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей и достижению равного социального правосудия для всех» [1].

Некоторые канадские ученые социалистического толка дополняют вышеперечисленные ценности, утверждая, что для достижения социального равенства необходимо требовать от социальных учреждений справедливости по отношению к гражданам раз-

ного общественного положения. Например, по мнению Маллауи, должно быть социальное равенство: так как все люди равноценны, они должны иметь равные гражданские, политические, социальные и экономические права и обязанности и отношение к ним должно тоже быть равным. Эта точка зрения противоречит распространенному в обществе убеждению, согласно которому невозможно равенство или равные права в обществе, которое характеризуется разницей в доступе к ресурсам, обеспечивающим людям хорошее качество жизни [1].

Перечисленные выше этические ценности определяют характер деятельности и помогают устанавливать цели для интервенции, но являются общими и некоторые из них носят скорее абстрактный характер. Реализация их на практике создает много проблем.

Например, в социальной работе очень важно право людей, в разумных пределах, на демократическое самоопределение. Это и желательный результат (ценность), и стратегия вмешательства (основанная на теории). Ценность, потому что все люди имеют право на самоопределение, реализация теории, потому что можно проверить эффективность самоопределения. Однако на практике право на самоопределение часто вступает в конфликт с другими правами и обязанностями личности [1].

Зачастую социальный работник сталкивается с дилеммой, используя принцип самоопределения в работе с клиентом, социальные навыки которого ограничены: например, помогая клиенту в подборе жилья, оградив его от возможной неудачи, но ограничив способность принимать решения, он нарушает право клиента на самоопределение. Если же предоставить возможность клиенту самому найти жилье, в случае успеха улучшится способность клиента принимать решения, и стратегия помощи, основанная на принципе самоопределения, покажет себя удачной.

Кроме того, зачастую внешние условия ограничивают возможности самоопределения клиентов. Таковыми являются низкий доход, массовая безработица, болезни. Самоопределение индивидуумов также ограничено законами и нормативными ожиданиями. Таким образом, область самоопределения ограничена внешними обстоятельствами.

Социальные работники могут столкнуться с ситуациями, когда клиенты не хотят пользоваться правом на самоопределение и хотят, чтобы за них приняли решения. Например, семейство беженцев не понимает, как получить социальную помощь в Канаде, и желают, чтобы социальный работник принял решения за них о том, какую помощь они должны получить.

Иногда этические ценности социальных работников могут находиться в противоречии с ценностями различных культурных групп. Например, в работе с аборигенами Северной Америки. У социальных работников есть осознание того, что существуют разные взгляды на мир у разных народов, поэтому клиентов, изучают прежде чем оказать им помощь. В городах, в среде белого населения, как наиболее важные ценности рассматриваются: независимость клиента, навыки вербального общения, быстрота действий, в некоторых случаях настойчивость. Поощряется раскрытие клиентами их эмоций, вербализация чувств и защита потребностей в течение ограниченного временем вмешательства. Эти ценности могут вступить в конфликт с менталитетом некоторых индейских общин, в которых уважаются не настойчивость и независимость, а сотрудничество и коллективный опыт. Способы общения и выражения эмоций аборигенами отличаются от европейских. Право индивиду-

ума на самоопределение противоречит стандартам поведения в традиционных культурах, в которых поведение менее влиятельных членов семейства ограничено определенными рамками. Социальные работники должны учитывать эту специфику и искать способ действовать вопреки воли общины или найти компромисс в данной ситуации.

Другой пример касается принципа невмешательства, которого придерживаются аборигены Северной Америки. Представители многих индейских общин не вмешиваются в решения и поведение других людей и считают невозможным предъявлять требования окружающим, критикуя их или давая советы. Для этих людей важно не смутить человека, показывая перед другими, что он неправ. Для аборигенов также характерна потребность забыть горе так быстро, насколько это возможно, даже уничтожая предметы, которые могут вызывать эти чувства (например, фотографию любимого человека, который умер). Рассказ о таких событиях в этой культуре рассматривается как обременение других людей, разговор о них может иметь только косвенный характер.

Другой принцип аборигенов: перед принятием решений и выполнением какой-либо работы тщательно взвесить все факты, что может выражаться в физической неподвижности и молчании человека. Напротив, стратегией поведения представителя западной цивилизации в аналогичной ситуации часто является интенсивный диалог [1].

Социальные работники иногда попадают в ситуации, когда их личные и профессиональные ценности противоречат ценностям клиентов, людей других профессий, или агентств, которые их нанимают.

Социальный работник должен уважать ценности клиента, и, если имеет место столкновение ценностей или разница в иерархии ценностей, ценности клиента должны иметь приоритет. Это особенно важно, когда клиент и социальный работник принадлежат к разным культурам. Однако могут быть исключения, когда речь идет о безопасности клиента и других людей.

Иногда правительственные решения заплатить национальные или провинциальные долги за счет сокращения расходов на здравоохранение и социальное обслуживание противоречат этическим принципам социальной работы. Социальные работники Канады имеют возможность бороться легитимными способами против законов, которые они считают неправильными, что они зачастую и делают на практике [2].

При решении этических проблем социальным работникам Канады рекомендуется обращаться к профессиональным этическим кодексам, которые могут помочь им в расположении ценностей по приоритетам. Однако в кодексах констатируется, что решение конфликтов зависит от обстоятельств. В случае разногласий между социальным работником и агентством, где он работает, Этический кодекс Канадской ассоциации социальных работников предлагает служащему сделать первый шаг в решении проблем согласно принципам, изложенным в кодексе. Кодекс утверждает, что если существуют этические разногласия между социальным работником и агентством или предпринимателем, то профессиональные обязательства социального работника имеют приоритет по отношению к его обязательствам перед агентством или предпринимателем.

Часто социальный работник сталкивается с этическими дилеммами. Чаще всего этические дилеммы имеют место в отношениях с клиентами. Для разрешения этических дилемм в канадской практике социаль-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

ной работы рекомендуется использовать системный способ. Этический кодекс предлагается использовать как руководство для того, чтобы определить какие принципы являются важными в каждом случае, а затем взвесить положительные и отрицательные последствия возможных действий. Кодекс может быть хорошим ориентиром для того, чтобы решить дилемму по ряду причин. Во-первых, он создан для практических социальных работников. Во-вторых, он признан профессиональными ассоциациями и большинством агентств как руководящий принцип практики. В-третьих, он был пересмотрен после своего создания и соответствует современным потребностям практической деятельности. Трудность в применении кодекса в ситуации этической дилеммы состоит в том, что он не помогает определять, какая ценность или принцип доминирует в данной ситуации. Кроме того, он может не соответствовать работе с представителями других культур.

Канадские ученые Ловенберг и Долгофф расположили по приоритетам ценности, которые можно использовать для разрешения дилемм социальной работы, использовав иерархию потребностей, сформулированную Маслоу.

1. К базовым жизненным человеческим потребностям относятся жилище, продовольствие, воздух, вода, средства к существованию и безопасность жизни.

2. Независимость, права человека и самоопределение не должны ограничивать свободу других людей пользоваться этими же благами. Этический кодекс Канадской ассоциации социальных работников отмечает потребность клиентов в том, чтобы к ним относились с уважением, чтобы их достоинство, уникальность и права человека были гарантированы.

3. Практическая социальная работа должна содействовать равенству и доступности возможностей для каждого человека. Кроме того, в Этическом кодексе Канадской ассоциации социальных работников изложены требования к социальным работникам: защищать справедливое распределение ресурсов в обществе и способствовать устранению дискриминации.

4. Содействие улучшению качества жизни всех людей. Социальные работники должны содействовать социальному правосудию и созданию здоровой жизненной среды для всех.

Что касается других принципов социальной работы, то среди них особое внимание уделяется конфиденциальности, особенно важной в профессии, которая имеет дело с личными и частными проблемами. Однако, когда есть конфликт между конфиденциальностью и такой базовой потребностью человека, как безопасность, социальный работник должен поступиться принципом конфиденциальности. Например, необходимо сообщить в полицию о сексуальных злоупотреблениях в отношении ребенка со стороны соседей. Если злоупотребление имеет место, социальный работник должен игнорировать и принцип самоопределения, действовать в интересах ребенка и защищать его, даже если это ограничивает право родителей на их собственные решения. Права индивидуума на жизнь и безопасность имеют приоритет над правом на самоопределение, когда действия одного человека подвергают опасности благополучие других людей [3].

Существование этического кодекса вынуждает социальных работников соблюдать правила, которые они не могут нарушить, даже если практическая

реализация этих правил не вызывает у них одобрения. В этом случае социальные работники должны искать способ действия, который не нарушает правил, например, требовать оценки результатов социальных программ или искать альтернативные решения.

Чтобы понимать этическую дилемму адекватно, необходимо изучить факторы, которые привели к ней. Канадские теоретики социальной работы Робинсон и Ризер предлагают в каждом случае социальным работникам спросить себя, кто участники ситуации и кого она еще затрагивает, что эти люди делают или не делают, что могло бы причинить вред, почему они действуют или не действуют теми или иными способами. Принятие решения о последующих действиях предполагает оценку их возможных последствий для участника, чтобы сделать выбор, который минимизирует вред [1].

Чтобы разрешить этическую дилемму, социальный работник, кроме того, может следовать так называемому «процессу, решающему проблему» (problemsolving process): оценить ситуацию с точки зрения различных теорий, определить ключевые ценности и принципы, изучить возможную последовательность действий и их последствия (получить консультацию, если это необходимо, коллег и руководителей), выбрать и осуществить необходимые действия, контролируя и рассматривая процесс по ходу его развития и завершения. Полезно отстраниться и рассмотреть ситуацию со стороны, чтобы убедиться, что существует действительно этическая дилемма, а не разногласие или эмоциональная реакция [1].

Таким образом, можно утверждать, что в XX веке была создана идеология социальной работы как профессии. Она определяет анализ, развитие и осуществление социальной политики, формирует характер практической социальной работы, включая оценку и интервенцию. Основная часть идеологии социальной работы выражена в виде ценностей, многие из которых носят абстрактный характер. Их реализация на практике ограничена внешними условиями, психологическими и культурными особенностями клиентов, возможным конфликтом ценностей с другими правами и обязанностями личности. В решении возможных этических дилемм в практике социальной работы канадские ученые предлагают использовать профессиональный этический кодекс и «процессу, решающему проблему».

Библиографический список

1. Heinonen, T.Social work practice: Problem Solving and Beyond/ T. Heinonen, L. Spearman. — 2nd ed. — Toronto: Nelson, 2006. — 366 p.

2. Mullaly, R. Structural social work: ideology, theory, and practice/ R. Mullaly. -- 2nd ed. — Oxford: Oxford University Press, 1997. — 228 p.

3. Social work with groups: social justice through personal, community, and sociental change: 22 nd International Simposium Oktober 2000. — Toronto, 2000. — 246 p.

СТАНКОВА Марина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 24.02.2009 г.

© М. В. Станкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.