Научная статья на тему 'Проблема развития сознания личности в творческом наследии Л. М. Лопатина'

Проблема развития сознания личности в творческом наследии Л. М. Лопатина Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ / SUBJECT SELF / ПРИЧИННОСТЬ / CAUSALITY / СВОБОДА / FREEDOM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беганцова И.С., Дворникова И.Н.

В статье рассмотрена проблема развития сознания личности в русской психологии конца XIX начала XX в. Излагаются взгляды Л.М. Лопатина на человека как субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL''S CONSCIOUSNESS IN THE CREATIVE HERITAGE L.M. LOPATINA

The article deals with the problem of development of consciousness of the individual in Russian psychology late XIX early XX century. Sets out the views of LM Lopatin at the person as a subject of activity.

Текст научной работы на тему «Проблема развития сознания личности в творческом наследии Л. М. Лопатина»

И.С. Беганцова

канд. психол. наук, доцент, кафедра общей и педагогической психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

И.Н. Дворникова

канд. психол. наук, доцент, кафедра общей и педагогической психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.М. ЛОПАТИНА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития сознания личности в русской психологии конца XIX - начала XX в. Излагаются взгляды Л.М. Лопатина на человека как субъекта деятельности.

Ключевые слова: сознание, личность, активность, субъект саморазвития, причинность, свобода.

I.S.Begantsova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod State

I.N. Dvornikova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod State

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL'S CONSCIOUSNESS IN THE CREATIVE

HERITAGE L.M. LOPATINA

Abstract. The article deals with the problem of development of consciousness of the individual in Russian psychology late XIX - early XX century. Sets out the views of LM Lopatin at the person as a subject of activity.

Keywords: consciousness, personality, activity, subject self, causality, freedom.

Одним из представителей философской психологии конца XIX - начала XX веков был Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) - известный русский философ, психолог и общественный деятель. К сожалению, его творческое наследие почти не известно нашим современникам. Между тем, научное наследие Лопатина исключительно богато ценными идеями, над решением которых и сегодня работают психологи как в области психологии личности, так и в педагогической психологии. Это проблемы активности личности, личность как субъект деятельности и межличностных отношений, субъект саморазвития, самотворчества и самоактуализации нравственного содержания своей жизни.

Обращаясь к вопросу о ценности личности, Л.М. Лопатин рассматривает её способность познания действительности. Человек не просто познаёт окружающий мир, но делает это творчески. Всему, с чем он сталкивается, он присваивает значения, и внешний мир приобретает для него тот или иной или иной смысл. Но для того, чтобы определиться по отношению к окружающей действительности, человек должен оценить что-то позитивно, а что-то негативно и сделать выбор. Позитивный выбор и выбор негативный - условие понимания человеком действительности, познания её. Сложившееся, выбранное понимание обладает последствием. Однажды определившись к чему бы то ни было, мы продолжаем сохранять своё понимание, своё отношение. Мы во многом видим лишь то, что понимаем, а это обусловливается особенностями человека как познающего действительность и обладающего опытом. В целом среда, в которой мы пребываем, хаотична и противоречива, она распределена по параметру времени, то есть человеку необходимо ориентироваться не только в наличной ситуации, но и в том, что произойдёт или может произойти через определённый промежуток времени.

Поскольку наши хотения, потребности бессознательны, постольку они для нас непознаваемы. Психологической (творческой) причинности или мотивации подчинён уже совершившийся акт воли, поступок, но не само ему предшествовавшее хотение. Хотение может быть осуществлено различными способами. Момент принятия решения (выбора) - это момент свободы человека. Человек, по Л.М. Лопатину, не в состоянии последовательно провести в

жизнь доктрину детерминизма, не перестав быть самим собой. Л.М. Лопатин рассматривает человека как субъекта деятельности, активного постоянно, изменяющегося, бытие которого неоднозначно и основано на его взаимодействии с другим человеком. Личность, по Л.М. Лопатину, - это «то», что составляет продукт нашего воспитания, наших врождённых наклонностей, страстей, привычек, сложного опыта всего нашего прошлого. « Личность - это наше «я», обладающее своею совокупностью свойств и настроений, отличающихся от всех других, и сознающее это своё отличие и свою особую настроенность... Личность есть медленно зреющий плод всей жизни.» [1, с. 188]. Л.М. Лопатин выделяет две характерные особенности, входящие в понятие личность, - отличие личности от других и осознание этого отличия. Здесь речь идёт, видимо, об индивидуальности, как высшей степени проявления личности. Личность человека внутренне свободна, так как является источником активности, деятельности, в которой она полагает себя. «Чувство свободы есть осознание себя, как источника деятельности. Свобода постигается в нём, как самоопределение. Свобода есть внутренняя или духовная причинность» [1, с. 156]. Л.М. Лопатин понятия «причинности» и «необходимости» употребляет как синонимы. Он говорит о причинности (необходимости) внутренней психической и о необходимости внешней - механической. Если первая является творческой - свободной, то вторая несвободной, зависимой от внешних условий - среды. Момент свободы определяет отношение между вещами, зависящее от воли человека, который способен выбрать способ этих отношений. Собственно речь идёт о внутренней и внешней мотивации поведения человека. Внутренняя обусловлена личностными диспозициями, отношениями, зависящими от личности, а внешняя - ситуационными.

Таким образом, рассматривая свободу (психическую необходимость) и необходимость механическую Л.М. Лопатин указывает на ведущую роль первой (свободной - психической, творческой причинности).

Действия личности идут от неё самой, соответствуют её мотивам и направленности. «Всё, совершающееся в природе, действительно предопределено заранее с машинальной неизбежностью, и человеческие поступки не представляют исключения.. , но это не уменьшает значения идеальной причинности вещей, ибо она в существе тождественна с причинностью механической и поэтому совпадает с нею во всех моментах» [2, с. 157]. Л.М. Лопатин, рассуждая о личностных диспозициях и ситуационных и личностных детерминантах поступков человека, приходит к мысли, что всякий детерминизм противостоит непредсказуемости личности, но свобода выбора тоже подчиняется определённым законам. Человек не свободен от условий, в которых он живёт, но он может так или иначе к ним относиться, а Л.М. Лопатин в понятие сознания включает отношение сознающего к сознаваемому. Относительно проблемы свободного выбора личности Л.М. Лопатин предостерегал от отрицания, с одной стороны, детерминистических, механических аспектов человеческой реальности, а с другой стороны, -от человеческой свободы в их преодолении. Как указывалось выше, свобода человеческой воли выражается в способности выбора. Выбор же предполагает различение и сравнительную оценку. В соответствии с той или иной оценкой определяется деятельность людей. Причём само сравнение, различение и оценка человеком ситуации происходит при взаимодействии различных сознаний, Лопатин считает, что сознания многих людей не просто совместны, но взаимодействуют друг с другом, в результате чего взаимовлияют друг на друга. Такое взаимовлияние он рассматривает как реальную связь их друг с другом, в результате которой люди являются друг для друга действующей причиной. Но настоящая реальность, действительность принадлежит только самобытному, тому, что от себя и через себя существует, содержит в себе возможность, силу, мощь. Следовательно, если рассматривать человека как носителя возможностей, потенций, которые он через волевое усилие может реализовать, то человек реально существует как носитель сознания.

В противопоставлении субъекта и объекта содержится указание на то, что они бывают, но не пребывают постоянно и в силу этого условны. Они не могут быть абсолютными в силу того, что должны возникнуть в момент вычленения относительно друг друга. Именно в этот момент, испытывая взаимосопротивление, они лишь и способны соотнестись друг с другом. Факт их взаимосоотнесённости является условием их наличия, но, чтобы такая соотнесённость состоялась, должен быть момент соотнесения. Они взаимообусловлены своей противоположностью, различие в содержании условно, так как не дано, но задано.

Л.М. Лопатин видел диалектику субъекта в том, что всякий внешний акт предполагает деятельность двух факторов: извне действующей силы и воспринимающего субъекта, и, следовательно, внешнее явление, как таковое, представляет результат не одной силы (действующего объекта), но двух, - объекта и субъекта; однако именно поэтому в нём конкретно присутствуют обе силы, и, стало быть, так или иначе оно должно выражать свойства обеих. «Мы всё видим сквозь призму нашего духа, но то, что мы видим, не есть наша мечта, но сама действительность» [2, с. 122]. И это его положение получило развитие в одном из методологических принципов современной отечественной психологии - в принципе субъектности психического. Психическое, психика - важное качество человека, как субъекта деятельности. Психическое объективно существует как субъективное, то есть принадлежит субъекту. Для С.Л. Рубинштейна и его школы нет альтернативы [3]: 1) внешнее через внутреннее или 2) внутреннее через внешнее.

Творчество, самотворчество субъекта возможно, по Л.М. Лопатину, только при активном взаимодействии с объектом. Таким образом, идея взаимодействия представляет собой принцип существования субъекта. Действие как свободный акт субъекта во взаимодействии является одним из компонентов, выражающих активность субъекта. Эта мысль Л.М. Лопатина получила развитие у Б.Ф.Ломова в рассуждении о тенденциях развития психологической науки [4].

Итак, деятельность субъекта сознания, по Л.М. Лопатину, включает взаимодействие и взаимоотношения, отношения сознающего и сознаваемого, иначе речь о сознании теряет всякий смысл.

Вне зависимости от того, осознаёт или не осознаёт это сам индивид, его желания, потребности, интересы, склонности обусловлены личным опытом и социальной средой, в которой он развивается. Следовательно, Л.М. Лопатин ведёт речь о внешней и внутренней детерминации,обусловленности психики человека.

Таким образом, личность и её сознание, по Л.М. Лопатину, возможны лишь как целостность, различающая внешнее и внутреннее, психическое и физическое, Я и не-Я, душу и тело, которые различны, но в основе своей целостны.

Список литературы:

1. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А.Н. Ждан. - М., 1988. - 376 с.

2. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. I: Область умозрительных вопросов. - М., 1886.

3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 328 с.

4. Тенденции развития психологической науки / под ред. Б.Ф. Ломова - М.: Наука, 1989.

- 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.