Научная статья на тему 'Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии'

Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ПОМОЩЬ / СЕМЬЯ / ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPMENT / SUPPORT / CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT / FAMILY / EDUCATION / FAMILY EDUCATION / AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Татьяна Валерьевна

актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью раннего оказания медико-психолого-педагогической помощи и осуществления раннего сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»

Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Кочеткова Т.В.

Кочеткова Татьяна Валерьевна / Kochetkova Tatjana Valer'evna - учитель, отделение психолого-педагогической реабилитации, Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат №15 ЗАО, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью раннего оказания медико-психолого-педагогической помощи и осуществления раннего сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Abstract: the relevance of the theme due to the need for early medical-psychological-pedagogical assistance and implementation of the early support for families raising children with developmental disabilities.

Ключевые слова: семейное воспитание, развитие, сопровождение, дети с отклонениями в развитии, помощь, семья, обучение.

Keywords: family education, development, support, children with deviations in development, aid, family, education.

Обучение и воспитание детей с проблемами умственного и физического развития включены в единую государственную систему народного образования РФ. Действующая в настоящее время научно обоснованная система специального образования детей с особыми образовательными потребностями решает как единые с общеобразовательной школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий для развития ребенка. В дореволюционной России существовали немногочисленные учебные заведения приютного типа, в большинстве своем на частные пожертвования. В 1918 году был упразднен частный благотворительный характер детских учреждений для аномальных детей и эти учреждения были включены в общегосударственную систему народного образования.

В настоящее время в стране существует дифференцированная сеть специальных школ для детей с проблемами в развитии, насчитывающая десять типов учебных заведений. В школах каждого типа обучение ведется по специальным программам, методикам, учебным и наглядным пособиям, разрабатываемым в институте коррекционной педагогики Российской академии образования и др. институтах. Принципы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями были сформулированы ведущими педагогами, дефектологами, психологами, врачами. В их числе были Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, В.П. Кащенко, Ф.А. Рау, Г.И. Россолимо, В.П. Сербский, Н.А. Бернштейн и другие. Особая роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания и обучения «особых» детей принадлежит выдающемуся ученому, основоположнику дефектологической науки в России Л.С. Выготскому.

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь корректироваться, а некоторые - компенсироваться.

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова и др.). Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с нарушениями зрения делят на две группы: слепые (незрячие) дети и слабовидящие.

Ко второй группе относятся дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты): нарушения устной и письменной речи.

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Основной контингент этой категории - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП).

К пятой группе относятся дети с комбинированным дефектом (смешанным, сложным дефектом). Например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; слепоглухонемые и т. п.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием - психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды).

Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях (образовательное учреждение, коррекционный кабинет (пункт), центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа, созданные для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Становление личности человека - сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительного индивидуального взаимодействия. Традиции семейного воспитания складывались на протяжении веков. Они формировались стихийно, отражая особенности быта и культуры народа. В истории педагогики семейному воспитанию уделялось немалое значение. Еще древние мыслители отмечали воспитательное значение семьи. Так, например, древнегреческий философ Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) в трактате «Благомыслие отца - лучшее наследство детям» подчеркивал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, причем среда воспитания, пример взрослых играют главную роль. Большое внимание семейному воспитанию детей уделял в своих трудах Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Своим уважением и любовью к семейному началу он обозначил одно из важнейших направлений в педагогике. Философ утверждал: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его родителей непосредственно с пеленок...». Одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания, был известный чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670гг.). Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери. Большой вклад в разработку идеи семейного воспитания внес английский философ и педагог Д. Локк (1632 - 1704гг.). Не отрицая роли наследственности, Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка - «чистая доска». Главными воспитательными средствами Локк считал пример родителей, среду, окружение ребенка. В работах Д. Локка впервые четко проведена мысль о первостепенной важности для развития личности ребенка внутрисемейных отношений.

Известный педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827гг.) отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Принципиальная новизна педагогических воззрений Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все начинается с любви к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество.

Развивая эту идею, Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику.

Тема семейного воспитания нашла отражение в произведениях И.И. Бецкого, Е.Н. Водовозовой, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, Е.И. Конради, А.С. Макаренко и других.

«Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И. Герцен (1812-1870гг.). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания». Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу.

Известный ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт (1837-1909гг.) в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Главную задачу родителей Лесгафт видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться.

Современные педагоги единодушно отмечают огромную роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус.

Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла, приобретается лишь тогда, когда в раннем детстве человек прошел школу доброты, подлинно человеческих отношений.

Семья выступает как структура, характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами.

Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе с ведущими общее хозяйство (Н.Я. Соловьев).

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализовываться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Другие функции - это хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного общения и др. Нарушение функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, причиной нарушения воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.). Структура семьи - это состав семьи, число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где ярко выражено участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во второй - о демократической.

Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью в детском возрасте - с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа З.Фрейда. В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

1) адекватность - наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построения воспитания на этой основе;

2) динамичность - способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи;

3) прогностичность - направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его жизнь.

Детство - особое психическое состояние. Хочется процитировать слова персидского ученого и педагога Али Акбара Фурутама: «Уважаемые родители! Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца...». Сердца детей нежны по своей природе, дети очень восприимчивы и любознательны, у них есть своя точка зрения, собственное мнение обо всем окружающем.

Семья - маленькое и ограниченное государство. Отец и мать в каждой семье и законодательная, и исполнительная власть, и судьи.

Слова и дела родителей - пример для ребенка. Доверие - единственная дорога, ведущая к спокойствию и уверенности.

О детях необходимо заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг. Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывает большое влияние на детей невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге.

Когда мы говорим о счастье своих детей, то неизбежно опираемся на традиции и представления, которые живут в нас, взрослых. Они, естественно, определяют собственные взгляды на счастье каждого из нас. Отсюда и разница в средствах и методах. Талант великой радости воспитания, приобщения к возвышенным минутам человеческого счастья в самом будничном труде скрыт в каждом. И развернуться может мгновенно - стоит только захотеть, задуматься. Воспитание неизбежно перестает быть действенным, если лишает удовольствия как наставников, так и питомцев. Общение с детьми должно быть радостным, даже веселым. И ни в коем случае не сопровождаться затаенно - ироническими оттенками - дети их улавливают и распознают. Настоящее воспитание ставит своей целью научить достойному преодолению трудностей и преград. Что касается страданий, то их специально не организуют.

Ребенок живет, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Посмотрите вокруг глазами своего детства. Побывайте в тех местах, где вы жили ребенком. И вы почувствуете, как самые обыденные вещи станут одухотворенными даже не в силу своей красоты, а в силу того, что эти детали реального мира врезались в память вместе с вашими далекими переживаниями детства. Ребенок сам творит свое воспитание. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить свои способности. Помощь эта состоит отнюдь не в благоговении перед совершенством детской природы, а в создании воспитывающих условий, в умении разумно организовать жизнь ребенка, увлечь такими занятиями, которые полнее раскроют его природные данные. У социальных психологов есть мысль: В большинстве случаев «Я-концепция» (основная мысль о себе, связанная с чувством). Ребенок презирает самого себя: не любит своей внешности, удручен своими недостатками, своими качествами вообще, тяготится собой. Грубость и нервозность -результат вашего невнимания к ребенку, к его делам. Необходимо отогреть душу ребенка, сделать так, чтобы он почувствовал радость жизни! Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Ребенок ищет ласковых слов, прикосновений, добрых взглядов. Будьте щедрыми в ласке!

Еще никто не изучал целительную силу человеческого прикосновения. Ребенок подсознательно различает легкое прикосновение матери, мужественную нежность отцовского рукопожатия...

Ребенок воспринимает мир чувством. Ощущения порой сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов, а выразить свое отношение жестом, движением, прикосновением, делайте это смелее и чаще. Такого рода контакты рождают у детей чувство защищенности, покоя и раскованной свободы.

Если вы не получаете радости от общения с ребенком, вы не достигнете воспитательной цели. Воспитание -такая работа, которая непременно должна доставлять удовольствие.

Ребенка надо учить терпеливо. Необходимо подходить к ребенку с оптимистической гипотезой. Начинайте с малого: поставьте первой своей целью вселить в ребенка хотя бы крохотное чувство уверенности в своих силах! Постарайтесь найти такое занятие, чтобы у ребенка пробудился начальный интерес к делу. Обязательно отметьте первый успех своего ребенка.

Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, очень актуальна, т.к. в последнее время наблюдается рост числа новорожденных и детей раннего возраста, которые попадают в группу риска, и часть из них впоследствии станет инвалидами. По мере роста и развития ребенка с патологией, в семье возникают все новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Литература

1. АзаровЮ.П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии». СПб.: Издательство «Питер», 2011, 400 с.

2. Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1999, 189 с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999, 208 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999 , 375 с.

5. Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. 1975. № 10. / Аркин А.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

6. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Красноярск, 2000.

7. Венгер А.Л. Родители просят совета. Серия: Народный университет. Педагогический факультет. М.: Издательство «Знание», 1981, 96 с.

8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991, 176 с.

9. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, 184 с.

10. Мамаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития. М.: СМУР «Academa», 2008, 180 с.

11. МамайчукИ.И., Киреева JI.A. Психолого-педагогическая помощь семье. М.: Просвещение, 1986, 57 с.

12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003, 408 с.

13. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. Под ред. Алексеевой JI.C., М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000, 136 с.

14. Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. М.: Просвещение, 1992, 154 с.

15. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.