Научная статья на тему 'Проблема проявления экстремизма в субкультуре футбольных "фанатов"'

Проблема проявления экстремизма в субкультуре футбольных "фанатов" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1308
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTREMISM / SPORTS EXTREMISM / YOUTH SUBCULTURE / FANS OF FOOTBALL TEAMS / PREVENTION OF SPORTS EXTREMISM AND TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / СПОРТИВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / "ФАНАТЫ" ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНД / ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистякова М.А., Шестакова Л.А., Лункина Н.И.

В статье раскрывается проблема экстремизма, который является опасной проблемой современного российского общества. Определяются основы профилактика экстремизма в среде молодёжи, что является одной из первоочередных задач образования и общества в целом. Экстремизм исследуется как сложная социально-психологическая проблема, которая стала актуальной для всех людей мира, для всех стран мирового сообщества, включая Российскую Федерацию. Обращается внимание, что одной из форм экстремизма является спортивный экстремизм. Особое внимание уделяется движению молодёжной субкультуры «фанатов» футбольных команд. Выявляются причины агрессивных действий молодёжи, в том числе участие молодёжи в террористических акциях, радикально отрицающих сложившиеся и существующие в обществе нормы и правила. Приводится список организаций, признанных террористическими и российской Федерации и США. Подчёркивается необходимость культурного развития, семейного и педагогического воспитания современного молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EXTREMISM IN THE SUBCULTURE OF FOOTBALL FANS

The article reveals a problem of extremism, which is a dangerous problem of modern Russian society. The fundamentals of prevention of extremism among young people are determined, which is one of the priorities of education and society as a whole. Extremism is studied as a complex socio-psychological problem that has become relevant for all people of the world, for all countries of the world community including the Russian Federation. It is noted that one of the forms of extremism is sports extremism. Special attention is paid to the movement of the youth subculture of fans of football teams. The causes of aggressive actions of young people, including the participation of young people in terrorist acts, radically denying the existing and existing norms and rules in society, are revealed. The list of the organizations recognized as terrorist and the Russian Federation and the uSa is given. The necessity of cultural development, family and pedagogical education of the modern young man is emphasized.

Текст научной работы на тему «Проблема проявления экстремизма в субкультуре футбольных "фанатов"»

Е.И. Григорьева обозначила социально-культурные технологии, объединив их в три большие группы: крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; макромасштабные в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах; микротехнологии, которые направлены на определённые общественные процессы и рассчитаны на участие в них небольших групп людей. Особо актуальной в контексте данного исследования будет макротехнология, которая, по определению, рассчитана, на отдельные города и социальные группы. Разработанная модель может быть внедрена в любое муниципальное образование или малый город с учётом специфики группы несовершеннолетних.

Т. Г Киселёва и Ю.Д. Красильников предложили разделить социально-культурные технологии на три основные группы: общие, функциональные и отраслевые. Из данной классификации можно выделить термин отраслевых технологий, так как взаимодействие социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности является сугубо отраслевой проблемой [5, с. 407].

Рассмотрев множество классификаций социально-культурных технологий, автором была разработана инновационная технология взаимодействия социально-культурны учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, основанная на синтезе вышеприведённых классификация с учётом личного практического опыта работы по решению данной проблемы: (табл. 1).

Библиографический список

Данная технология не является исключительным нововведением профилактики безнадзорности несовершеннолетних; она выступает дополненной практическим и теоретическим материалом автора и была внедрена в следующие социально- культурные и образовательные учреждения города Краснодара: МБОУ СОШ № 16 г, центр культуры и досуга «Прикубанский» города Краснодара, музей имени К. Шпака (МаОу СОШ № 66), ТРЦ «Европа» г Краснодара, центр детского творчества «Прикубанский».

В соответствии с вышесказанным можно сделать следующие важнейшие выводы: поиск инновационных форм, в которых максимально будет задействована социально-культурная деятельность должен продолжаться, так как безнадзорность - проблема, борьба с которой требует новых, инновационных путей решения; грамотная организация, систематический и личностно-ориентированный подход помогут проводить профилактическую работу на высоком уровне и не допустить вторичных проявлений безнадзорности в среде обучающихся; объективное развитие социальных процессов, развитие жизни в условиях информационного общества, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досу-говых программ, проектов, планов и превращения свободного времени несовершеннолетнего в его досуг.

1. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Москва: Профит Стайл, 2017.

2. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Москва: МГУКИ, 2007.

3. Кузьмин А.В. Социально культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Вестник МГУКИ. 2011; 3 (41): 140 - 145.

4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007.

5. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.

References

1. Korotaeva E.V. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Moskva: Profit Stajl, 2017.

2. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: Moskva: MGUKI, 2007.

3. Kuz'min A.V. Social'no kul'turnoe vzaimodejstvie v sisteme profilaktiki 'ekstremistskih proyavlenij v molodezhnoj srede. Vestnik MGUKI. 2011; 3 (41): 140 - 145.

4. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2007.

5. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.

Статья поступила в редакцию 24.03.19

УДК 378

Chistyakova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: chistyakova911@mail.ru

Shestakova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, branch of Private University "Moscow Witte University" (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: nok@nntu.ru

Lunkina N.I., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Psychological Service of Regional Advisory Center of Medical and Psychological Support "Rostock' (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: lunkina-nn@mail.ru

THE PROBLEM OF EXTREMISM IN THE SUBCULTURE OF FOOTBALL FANS. The article reveals a problem of extremism, which is a dangerous problem of modern Russian society. The fundamentals of prevention of extremism among young people are determined, which is one of the priorities of education and society as a whole. Extremism is studied as a complex socio-psychological problem that has become relevant for all people of the world, for all countries of the world community, including the Russian Federation. It is noted that one of the forms of extremism is sports extremism. Special attention is paid to the movement of the youth subculture of fans of football teams. The causes of aggressive actions of young people, including the participation of young people in terrorist acts, radically denying the existing and existing norms and rules in society, are revealed. The list of the organizations recognized as terrorist and the Russian Federation and the uSa is given. The necessity of cultural development, family and pedagogical education of the modern young man is emphasized.

Key words: extremism, sports extremism, youth subculture, fans of football teams, prevention of sports extremism and terrorism.

М.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, E-mail: chistyakova911@mail.ru

Л.А. Шестакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Нижний Новгород, E-mail: nok@nntu.ru

Н.И. Лункина, канд. психол. наук, зав. психологической службой, Региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «Росток», г. Нижний Новгород, E-mail: lunkina-nn@mail.ru

ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СУБКУЛЬТУРЕ ФУТБОЛЬНЫХ «ФАНАТОВ»

В статье раскрывается проблема экстремизма, который является опасной проблемой современного российского общества. Определяются основы профилактика экстремизма в среде молодёжи, что является одной из первоочередных задач образования и общества в целом. Экстремизм исследуется как сложная социально-психологическая проблема, которая стала актуальной для всех людей мира, для всех стран мирового сообщества, включая Российскую Федерацию. Обращается внимание, что одной из форм экстремизма является спортивный экстремизм. Особое внимание уделяется движению молодёжной субкультуры «фанатов» футбольных команд. Выявляются причины агрессивных действий молодёжи, в том числе участие молодёжи в террористических акциях, радикально отрицающих сложившиеся и существующие в обществе нормы и правила. Приводится список организаций, признанных террористическими и российской Федерации и США. Подчёркивается необходимость культурного развития, семейного и педагогического воспитания современного молодого человека.

Ключевые слова: экстремизм, спортивный экстремизм, молодёжная субкультура, «фанаты» футбольных команд, профилактика спортивного экстремизма и терроризма.

Экстремизм во всех его проявлениях является опасной проблемой современного российского общества. Профилактика экстремизма в среде молодёжи -это одна из первоочередных задач образования и общества в целом. Экстремизм как сложная социально-психологическая проблема стала актуальной для всех людей мира, для всех стран мирового сообщества, включая Российскую Федерацию. Одной из наиболее часто встречающихся форм экстремизма является спортивный экстремизм, в частности, движение молодёжной субкультуры «фанатов» футбольных команд. В Российской Федерации задача противодействовать проявлениям спортивного экстремизма стала особенно актуальной в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но и после Чемпионата проявления спортивного экстремизма в молодёжной субкультуре «фанатов» футбольных команд остаются чрезвычайно важными.

Существует множество определений, что такое экстремизм. Из большого толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке («extremus» - лат «крайний») и определяется как «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» [1]. Речь идет о крайних взглядах и агрессивных действиях, в том числе террористических акциях, радикально отрицающих сложившиеся и существующие в обществе нормы и правила. Большинство исследователей считают, что при определении экстремизма акцент должен быть сделан именно на совершение противоправных действий, на нарушении закона и свобод других граждан.

Одной из форм проявления экстремизма является спортивный экстремизм, под которым понимается «исторически изменчивая, массовая, социально обусловленная совокупность противоправных деяний экстремистской направленности, совершенных спортсменами, болельщиками и иными участниками спортивных мероприятий непосредственно во время, до или после их проведения» [1, с. 225]. Также к спортивному экстремизму относится такое неоднозначное явление, как деятельность по пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом, но направленная на вовлечение молодёжи в деятельность экстремистских организаций. Следует отметить, что вовлечение молодёжи в деятельность экстремистских организаций, их организация и финансирование давно стало особого рода криминальной деятельностью. Известно, что именно «фанаты» футбольных команд стоят первыми в списке правоохранительных органов среди наиболее опасных неформальных молодёжных группировок. В исследовании футбольного фанатизма в России наиболее интересными являются научные труды А.А. Мейтина, который отмечает, что субкультура футбольных фанатов включает в себя «...своеобразные правила поведения футбольных болельщиков, основанные на сформированных и действующих нормах поведения, опосредующих совместные групповые действия», а также «практику противоправной деятельности во время футбольных матчей или в связи с ними, специфический язык общения («фанатский сленг») и внешнюю атрибутику» [2].

Следует отметить, что само понятие субкультуры базируется на представлении о том, что человек - общественное существо, для него общение -неизбежное и постоянное занятие, наполненное важностью и необходимостью. Поэтому главную проблему гражданина информационного и цифрового общества можно определить, как бесконечное погружение в пространство Интернета, компьютерных игр и субкультурных сообществ. Страдают в этих грандиозных событиях, прежде всего, молодые люди. В геометрической прогрессии происходит сокращение личных контактов с друзьями и знакомыми. Субкультурное сообщество затягивает молодого человека, и он проводит в нем большую часть своей реальной жизни. Опасность данного погружения в том, что молодой человек начинает воспринимать жизнь в данном сообществе, как единственную реальность. А родные и близкие постепенно становятся чужими. Такая зависимость от субкультурных сообществ поражает достаточно большое количество молодых людей, которые все свое время проводят в пространстве такого сообщества. Спортивный фанатизм, необходимый для эмоциональной разгрузки болельщиков, таким образом, переводится в негативное русло. Также он эксплуатируется в экстремистских целях. Кроме того, условия анонимности в толпе при проведении спортивно-массовых мероприятий снижает степень ответственности за совершенные правонарушения [1, с. 224].

В последние годы в России наблюдается увеличение масштабов данного явления, усиление интенсивности противоправных действий футбольных хулиганов, их консолидация в неформальные объединения. Такие объединения нередко имеют криминальную направленность. Молодёжь является одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп. По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодёжных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Мотивы правонарушений в среде футбольных «фанатов» могут быть разными. Анализ уголовной практики выявил факты совершения преступлений болельщиками по мотивам идеологической ненависти и вражды в отношении болельщиков команд-соперниц. Так И.Д. Лопатин, в своем исследовании, выделяет такую группу мотивов совершения экстремистских преступлений болельщиками, как «.ответная агрессия по отношению к власти, сотрудникам правоохранительных органов», в связи с «агрессивными» мерами безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий.

Какие же признаки отличают футбольного фаната от обыкновенного болельщика? Простого болельщика интересует сама игра, её результат и содержание. Для обычного болельщика футбольный спектакль - это возможность

увидеть яркое, эмоционально насыщенное зрелище, в котором огромную роль играет мастерство и командная игра футболистов. Для футбольного фаната наиболее важными оказываются: активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов, участие в около футбольных событиях, вообще главный интерес для фаната представляет около футбольная тематика. Если все эти признаки в наличии, можно говорить о том, что молодой человек является представителем субкультуры футбольных фанатов, а не обыкновенным болельщиком - любителем футбола. Ярким примером футбольного фанатизма являются наиболее активные и агрессивные молодые члены фан-движения Hooligan's. Футбольные хулиганы склонны к нарушениям общественного порядка и связывают, и обосновывают свои действия с футбольными пристрастиями. Как правило, те или иные действия на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. Интересно, что реальные события, происходящие на поле, являются для фанатов лишь поводом для агрессивного самовыражения. Часто понятие «футбольные фанаты» тесно связывается с понятием «национализм», а фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. Большую распространенность получили открытые проявления расизма, как по отношению к игрокам команд-соперниц и болельщикам, так и к иным лицам в непосредственной близости от стадионов до или после матчей. В рамках борьбы с расизмом на трибунах Российская футбольная премьер-лига утвердила перечень символов, запрещенных для демонстрации на стадионах во время проведения матчей [3]. Спортивный экстремизм может проявляться в совершения самими спортсменами правонарушений экстремистского характера. Это может быть неэтичное, пропагандирующее расизм поведение, которое нередко воспринимается болельщиками как руководство к действиям [4]. В ходе спортивно-массовых мероприятий экстремистские проявления в действиях болельщиков находят внешнее выражение в оскорбительных выкриках, жестах, групповых повторяющихся телодвижениях, использовании плакатов с надписями и символами экстремистского характера, надписях и символах на лицах и оголенных частях тела активных фанатов [1, с. 224].

Для противодействия проявлениям экстремизма в среде болельщиков футбола в Российском футбольном союзе создано и успешно функционирует движение «Человек футбольной национальности» [5]. Бюро исполкома Российского футбольного союза ужесточает ответственность футбольных клубов за поведение собственных болельщиков, склонных к экстремизму. Например, расистская выходка сектора трибуны фанатов на матче между командами «Крылья Советов» и «Анжи» в 2011 году способствовала внесению изменений в ст. 121 «Дискриминация и расизм, публичная демонстрация нацистской атрибутики и символики» Дисциплинарного регламента. Дисциплинарный регламент дополнился таким видом административных санкций, как «...проведение без зрителей от одного до трех матчей либо проведение матча на нейтральном поле в другом городе» [6]. Сегодня действительно существует необходимость принятия законодательных положений и разработки системных требований по регулированию правоотношений, возникающих при проведении мероприятий спортивного характера между организаторами, администрацией спортсооружений, спортивных клубов, с одной стороны, и зрителями либо участниками - с другой [1, с. 225].

Как правило, спортивный экстремизм охватывает экстремистские действия спортивных «фанатов», акции вандализма на стадионах, избиение спортсменов и болельщиков, массовые драки между «фанатами» конкурирующих спортивных клубов. Не случайно, спортивный экстремизм в научных исследованиях С.М. Ин-шакова рассматривается, как разновидность иррационального экстремизма [7]. Если деяния рациональных экстремистов подлежат логическому объяснению, то иррациональные экстремисты совершают внешне бессмысленные деяния, для выявления глубинных истоков которых требуется серьезный социальный и психолого-педагогический анализ [1, с. 223]. Следует выделить социальные и психологические факторы, которые могут способствовать формированию спортивного экстремизма у молодых людей. К ним относятся: влияние родителей и сверстников, отличающихся радикальными убеждениями или приверженностью экстремистским взглядам, влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка, стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе, собственные представления и моральные установки, личностные психологические особенности.

Существуют определенные меры профилактики спортивного экстремизма в семье и в образовательных учреждениях. Во-первых, родители и педагоги сами должны понимать происходящее и обладать информацией по данной теме, чтобы правильно среагировать в случае, если подросток заинтересовался экстремистской тематикой. Во-вторых, следует знать правовые последствия действий, связанных с экстремизмом или национализмом. Необходимо выявить методы профилактики экстремизма в семье. Это может быть, например, переориентация интереса подростка на конструктивные виды деятельности. Если у подростка возник интерес к молодёжным течениям экстремистского направления, необходимо перенаправить его на молодёжную субкультуру, носящую конструктивный характер. При этом следует отметить, что время, остающееся на свободный неорганизованный досуг, необходимо максимально загрузить занятиями на различных курсах, в кружках, секциях, клубах, с учетом интересов подростка. Это может

быть в том числе футбольная спортивная секция, в которой интересы подростка можно будет переключить на саму игру и физическое саморазвитие. Кардинальной мерой семейного воздействия на позитивное развитие подростка является его разобщение с субкультурной группой, отрицательно влияющей на подростка. Это может быть строгий запрет на общение, переезд на время в другое место жительства. Если нет возможности положительно повлиять на взгляды подростка, можно переориентировать их с активно экстремистских на умеренные. Подростку и, позже, молодому человеку можно показать возможность добиваться реализации своих идей законным путём, Важно, что у каждого направления экстремистской деятельности есть альтернатива в виде легальных движений, которые имеют частично схожую идеологию, однако отвергают насильственные методы и, самое главное, нарушение закона [8].

Профилактика экстремизма в образовательных учреждениях должна быть продуманной и планомерной. Первоначальными задачами такой профилактики является применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина и соблюдение законодательных норм. Формирование у подростков представлений о нормах поведения, принятых в гражданском обществе, всегда основано на важности формирования толерантных настроений в семье, между родителями и детьми. В учебных учреждениях сегодня формируются ячейки самоуправления, которые осуществляют просветительскую деятельность и формируют в сознании молодёжи уверенность в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях. Важной составляющей профилактики экстремизма в образовательных учреждениях является выработка у молодёжи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Следует отметить, что экстремизм футбольных фанатов может стать основой террористической деятельности, проблема которой все более выдвигается на первый план в современном обществе. Контроль за глобальными мировыми войнами с развитием технических, в том числе, космических, средств вооружения, сегодня может быть установлен. Все, что происходит на планете в военной сфере, как и техногенные или природные катастрофы, сегодня сразу же отслеживается с помощью технических средств по всему миру. Однако, терроризм -«тайная война всех против всех» - это война идеологий, и «война субкультур». Это война, солдаты которой вербуются из тихих, обиженных кем-то, незаметных ребят и девчонок. Рядом с ними не оказалась умного учителя, родителя, брата, сестры, друга или подруги. Не оказалось тех, кто мог бы сказать ему хорошие и добрые слова, поддержать, пошутить, просто обратить внимание на него и сказать ему о том, что он нормальный хороший человек. Некому было сказать, что то, что он сейчас делает - учится, работает, сидит в парке, гуляет с собакой, читает письмо друга, помогает матери, - что он делает важное дело, что он важен и в жизни своих друзей, и в жизни своих близких людей. Появление клуба спортивных «фанатов» становится для такого молодого человека открытием и возможностью самореализации.

Ниже в таблице 1 мы приводим частичные списки организаций, признанных террористическими в России и США.

Таблица 1

Организации, признанные террористическими в России и США

Организации, признанные террористическими в США

1. Организация Абу Нидаля

2. Группа Абу Сайяф (Филиппины)

3. Бригады мучеников аль-Акса

4. Ансар аль-Ислам (Ирак)

5. Вооруженная исламская группа (Алжир)

6. Асбат аль-Ансар (Ливан)

7. Аум Синрикё (Япония)

8. ЭТА (Испания)_

9. Коммунистическая партия Филиппин / Новая Народная Армия (Филиппины)

10. «Преемственная» Ирландская Республиканская Армия (Continuity IRA) (Северная Ирландия)

11. Гамаа Исламия (Египет)

12. Хамас

13. Харакат уль-Муджахидин (Пакистан)

14. Хезболла (Ливан)

15. Исламский джихад

16. Исламское движение Узбекистана (Узбекистан)

17. Джейш-э-Мохаммед (Пакистан)

18. Джемаа Исламия (Юго-Восточная Азия)

19. Аль-Джихад (Египетский Исламский Джихад)

20. Кахане хай и Движение КАХ (Израиль)

21. Конгра-Гел (бывшая Рабочая партия Курдистана)

22. Лашкар-э-Тайба (Пакистан)

23. Лашкар и Джангви (Пакистан)

24. Тигры освобождения Тамил-Илама (Шри-Ланка)

25. Ливийская Исламская Вооружённая Группа (Ливия)

26. Марокканский Исламский Боевой Фронт (Марокко)

27. Организация моджахедов иранского народа (Иран)

28. Национальная Освободительная Армия (ELN, Колумбия)

29. Палестинский фронт освобождения

30. Палестинский Исламский Джихад

Негативное воздействие информационной продукции на личность подростка и молодого человека возникает тогда, когда он оказывается один на один с умелыми вербовщиками и теряет чувство опасности. Это нередко приводит его к потере ориентиров, парализует волю, бьет по его самооценке. Движение спортивных «фанатов» оказывается здесь наиболее востребованным. Кардинальным вопросом является следующий: каким образом незнакомый или случайно оказавшийся рядом человек, всего лишь задав несколько вопросов, по сути дела вдруг, оказывает для нашего молодого человека самым близким и понятным. Почему противоправные идеи оказываются такими привлекательными? Откуда этот фонтанирующий кредит доверия к незнакомому человеку, которого, он не просто не знает, а первый раз видит? Только ли дело в изощренных психологических технологиях. Такие ли умелые все эти вербовщики? Думается, объяснение гораздо сложнее. Оно заключается в том, что молодой человек сам стремится к этому сомнительному контакту, ему самому нужна поддержка, он сам стремится показать сверстникам свою «крутизну». И откровенная глупость такого поведения - уже следствие поведения окружающих его взрослых воспитателей.

Эта проблема в современном обществе стала исследоваться с самого начала его формирования и развития. Развитие информационных ресурсов и компьютерных технологий в современном обществе порождает множество новых возможностей для самореализации, общения и работы. Однако, появляются и новые специфические проблемы. Одной из таких проблем становится проблема виртуализации человеческого общения и стремления молодого человека жить в собственной, недоступной для других субкультуре. Ресурсы взаимодействия -важнейшие из всех видов ресурсов, влияющие на общественный прогресс. Они создают единое информационно-коммуникативное пространство. Родовой потребностью подростка и молодого человека становится освоение этого пространства, то есть - общение без конца и без границ.

К основным критериям устойчивой культуры современного молодого человека можно отнести следующие:

1. Современный молодой человек - носитель огромного количества информации. Информация должна быть оценена, ее необходимо соотносить с личным опытом. Полученную информацию необходимо сознательно использовать. Информация - это главный ресурс, с помощью которого молодой человек реализовывает свои способности, и с помощью которой он формирует свою деятельность. Не следует «замыкаться» в тесных рамках подростковой субкультуры. Важно видеть другие возможности.

Организации, признанные террористическими в России

1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»

2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»

3. «База» («Аль-Каида»)

4. «Асбат аль-Ансар» (Ливан)

5. «Аль-Джихад» («Священная война») или «Египетский исламский джихад»

6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)

7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)

8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахшо аль-Ислами»)

9. «Лашкар-И-Тайба»

10. «Джамаат-И-Ислами» («Исламская группа»)

11. «Движение Талибан»

12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)

13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)

14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)

15. «Дом двух святынь» («Аль-Харамейн»)

16. «Джунд аш-Шам» (войско Великой Сирии)

17. «Исламский джихад — джамаат моджахедов»

18. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название — «Салафист-ская группа проповеди и джихада»)

19. «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»

2. Современный молодой человек - это человек, обладающий базовыми навыками «тайм-менеджмента». Он правильно и результативно управляет своим и чужим временем. Современный молодой человек правильно умеет расставить приоритеты и достигает целей в оптимально короткие сроки, если понимает, чего он хочет А бесцельное около спортивное «брожение» не может являться конструктивной целью.

3. Современный молодой человек владеет новейшими информационными технологиями во всех сферах деятельности. Технические достижения для него -это важнейшее средство самореализации. Следует отметить высокую скорость овладения новыми технологиями. Умение быстро принимать решений - основа любой успешной современной деятельности. Научная культура современного человека позволяет ему не только решать большое количество проблем, но и принимать правильные, наиболее оптимальные в данной ситуации решения. При этом выбор его остается свободным и ответственным.

Молодому человеку следует начать с самого себя, понять, что сужение рамок общения это проблема, и с ней нужно бороться, что это и станет пусть малым, но решением этой проблемы. Понимая опасность и последствия проблемы, необходимо транслировать это своему окружению, своим знакомым и родственникам, и тем самым вносить вклад в решение этой проблемы.

Формирование современного общества происходит на основе и при активном участии научной культуры в процессе развитии этого общества. Культура общества - это не только уровень исследования, понимания и применения современных научных знаний и технологий во всех областях жизнедеятельности. Это, прежде всего, уровень применения обществом во всех сферах свой деятельности таких научных концепций, которые позволяют применять качественно новый уровень познания и применения научного знания. Этот новый уровень применения научного знания позволяет не только объяснить, но и качественно изменить все сферы жизнедеятельности общества. В целом, необходимо отметить, что в процессе формирования современного общества роль культуры трудно переоценить.

Культурные нормы информационного общества базируются на традиционных правилах. Культура современного человечества, сложившаяся в течении

Библиографический список

веков, имеет свои традиции и ограничения. Следует отметить, что общий образовательный уровень человечества повышается с повышением уровня прогресса, однако общее развитие прогресса несет в себе определенные и совершенно конкретные угрозы.

Важной составляющей частью научной культуры современного молодого человека является не только «умное» ответственное поведение, но ответственность за деятельность всего общества. Быть современным ответственным человеком - это значит, не просто быть носителем культурного наследия, но уметь применить полученные знания в каждом поступке.

Можно сказать, что формирование культуры современного молодого человека - это формирование всей общественной культуры. Культура сегодня это возможность взаимодействия со всеми точками нашей цивилизации по всем пространственным и временным параметрам. С позиций существования научной платформы, с научной точки зрения, на основе исследования научных закономерностей и подходов, современный молодой человек применяет свои познания для активного исследования, изменения, улучшения мира. Научный подход оказывается здесь тем самым совершенным инструментом, который может применяться, и в результате этого применения могут быть абсолютно получены реальные положительные вещи.

Закономерный вопрос, который возникает среди молодёжи: нужна ли вообще современному человеку культура? Почему мы не можем обойтись без неё и остаться в рамках своей субкультуры? Почему мы должны быть умнее, чем были наши предки? Почему нельзя все наши проблемы переложить на роботов? Вот и искусственный интеллект на подходе! Однако получается, что сегодня все явления и события необходимо анализировать с культурной точки зрения. Все стало проще, все стало сложнее. Нужен именно культурный подход для анализа тех и событий, с которыми сталкивается современный молодой человек. Современный человек - это человек информационного общества, а информационное общество базируется на научной культуре. Все современные процессы, явления и проблемы развиваются именно по этим параметрам. Современному молодому человеку с научной точки зрения необходимо постоянно совершенствоваться.

1. Халиуллина Л. И. Спортивный экстремизм: подходы к определению и пути преодоления. Пробелы в российском законодательстве. Available at: https://rucont.ru/ efd/580102. 2012

2. Мейтин А.А. Преступления футбольных болельщиков. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение. Москва: Школа охраны «Баярд», 2005: 141.

3. Борьба с расизмом на трибунах. Официальный сайт Российского футбольного союза. Available at: http://www.rfs.ru/main/news/2043. 09.09.2011

4. Просветов А. Банановый рай: как и почему процветает футбольный расизм в России. Спорт-экспресс. 19.07.2005: 8.

5. Меморандум движения «Человек футбольной национальности» РФС. Официальный сайт Российского футбольного союза: Available at: // http://www.rfs.ru/rfs/ programms

6. Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза. Официальный сайт Российского футбольного союза. Available at: http://www.rfs.ru/main/ news/?ns=1&tx=%D0

7. Иншаков С.М. Криминология: учебник для вузов. Москва: Инфра-М., 2002: 335.

8. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). Available at: //https://випк.мвд.рф/upload/site152/document_file/Metodicheskie_rekomendacii_po_profilaktike_i_protivodeystviyu_ekstremizmu_v_ molodezhnoy_srede.pdf

References

1. Haliullina L. I. Sportivnyj 'ekstremizm: podhody k opredeleniyu i puti preodoleniya. Probely vrossijskomzakonodatel'stve. Available at: https://rucont.ru/efd/580102. 2012

2. Mejtin A.A. Prestupleniya futbol'nyh bolel'schikov. Kriminologicheskaya harakteristika prestuplenij, sovershaemyh futbol'nymibolel'schikami, iih preduprezhdenie. Moskva: Shkola ohrany «Bayard», 2005: 141.

3. Bor'ba s rasizmom na tribunah. Oficial'nyj sajt Rossijskogo futbol'nogo soyuza. Available at: http://www.rfs.ru/main/news/2043. 09.09.2011

4. Prosvetov A. Bananovyjraj: kak ipochemu procvetaet futbol'nyjrasizm v Rossii. Sport-'ekspress. 19.07.2005: 8.

5. Memorandum dvizheniya «Chelovek futbol'noj nacional'nosti» RFS. Oficial'nyj sajt Rossijskogo futbol'nogo soyuza: Available at: // http://www.rfs.ru/rfs/programms

6. Disciplinarnyj reglament Rossijskogo futbol'nogo soyuza. Oficial'nyj sajt Rossijskogo futbol'nogo soyuza. Available at: http://www.rfs.ru/main/news/?ns=1&tx=%D0

7. Inshakov S.M. Kriminologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Infra-M., 2002: 335.

8. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodejstviyu 'ekstremizmu v molodezhnoj srede (razrabotany Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii). Available at: //https://vipk.mvd.rf/upload/site152/document_file/Metodicheskie_rekomendacii_po_profilaktike_i_protivodeystviyu_ekstremizmu_v_molodezhnoy_srede.pdf

Статья поступила в редакцию 29.03.19

УДК 378

Chukova F.Kh., postgraduate, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

AXIOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING BACHELORS OF SOCIAL WORK FOR VOLUNTARY ACTIVITY. The article discusses features of volunteering, analyzes a concept of "volunteer", suggests a conceptual and semantic characteristic of the category of value. It emphasizes that the axiological guideline for preparing bachelors of social work determines the humanistic content of the motives of future volunteers, specifies the regulatory certainty of their future volunteer activity. The main motives of volunteer activity are the following human aspirations: the need to feel needed and useful to people, the need for respect from society. The author concludes that the preparation of students for volunteering in its axiological meaning should be focused on such an absolute moral ideal as "man - the highest value". Such an axiological reference point determines the humanistic content of the motives of future volunteers' behavior, sets the normative certainty of their future volunteer activity.

Key words: volunteering, volunteer, axiology, axiological approach, subject and subject values.

Ф.Х. Чукова, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.