Научная статья на тему 'Проблема проникновения некоторых иноземных религий на территорию древнего Китая в отечественных и зарубежных исследованиях'

Проблема проникновения некоторых иноземных религий на территорию древнего Китая в отечественных и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / МАНИХЕЙСТВО / ХРИСТИАНСТВО / НЕСТОРИАНСТВО / CENTRAL ASIA / CHINA / MANICHAEISM / CHRISTIANITY / NESTORIANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баринова Е.Б.

Предложен небольшой обзор исследований, касающихся проникновения, распространения и адаптации манихейства и несторианства на территории древнего Китая. Изучение вопроса появления в древнем Китае чужеземных религий позволяет прийти к заключению, что адаптация многих из них в местном мировоззрении является закономерным результатом взаимоотношения Китая с народами Западного края, в том числе в сфере духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Penetration Some Foreign Religions to Ancient China in Research

This paper proposes a small review of studies on the penetration, dissemination and adaptation of Manichaeism and Nestorianism on the territory of ancient China. Study of the emergence in ancient China of foreign religions allows to conclude that the adaptation of many of them in the local worldview is a result of China's relations with the peoples of the Western Region, including in the sphere of spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Проблема проникновения некоторых иноземных религий на территорию древнего Китая в отечественных и зарубежных исследованиях»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 6-9. УДК 930.2

Е. Б. Баринова

ПРОБЛЕМА ПРОНИКНОВЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ИНОЗЕМНЫХ РЕЛИГИЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ДРЕВНЕГО КИТАЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Предложен небольшой обзор исследований, касающихся проникновения, распространения и адаптации манихейства и несторианства на территории древнего Китая. Изучение вопроса появления в древнем Китае чужеземных религий позволяет прийти к заключению, что адаптация многих из них в местном мировоззрении является закономерным результатом взаимоотношения Китая с народами Западного края, в том числе в сфере духовной культуры.

Ключевые слова: Центральная Азия; Китай; манихейство; христианство; несторианство.

E. B. Barinova

THE PROBLEM OF PENETRATION SOME FOREIGN RELIGIONS TO ANCIENT

CHINA IN RESEARCH

This paper proposes a small review of studies on the penetration, dissemination and adaptation of Manichaeism and Nestorianism on the territory of ancient China. Study of the emergence in ancient China of foreign religions allows to conclude that the adaptation of many of them in the local worldview is a result of China's relations with the peoples of the Western Region, including in the sphere of spiritual culture.

Keywords: Central Asia; China; Manichaeism; Christianity; Nestorianism.

Проблема проникновения и адаптации иноземных религий на территории Срединной империи - один из актуальных вопросов современной историографии, особенно китайской, поскольку они появляются в период, когда традиционные китайские мировоззренческие институты были уже полностью разработаны. Помимо буддизма, по торговым дорогам через Центральную Азию в Китай приходят манихейство , несторианство , ислам и многие другие религиозные направления [1]. Представители каждой религии выбрали разные пути адаптации своего мировоззрения в местной культурной среде и способы привлечения сторонников.

Изучение манихейства начинается с обнаружения манихейских текстов на китайском языке в дуньхуанском пещерном комплексе в начале XX в. А. Г. Алексанян опубликовал первый русскоязычный систематизированный очерк истории изучения манихейства в Китае западными, китайскими и японскими учеными [2]. На рубеже XX-XXI вв. исследователи манихейства и китайского манихейства в частности предприняли ряд шагов для скоординированного исследования этого учения. В 1990 г. была учреждена Международная ассоциация манихейских исследований и начал издаваться журнал по данной дисциплине4. В конце XX в. появился

© Баринова Е. Б., 2016 6

ряд работ исследователей из КНР, посвященных проблеме манихейства и его китайского варианта [3]. Кратко и информативно манихейство в Китае было охарактеризовано В. В. Малявиным в главе «Духовная культура» в коллективной монографии «Китайский этнос в средние века». В 2008 г. А. Г. Алексанян опубликовал исследование этого феномена в Китае [4]. Некоторые вопросы по этнокультурным контактам Китая в эпоху Средневековья рассматриваются в работах А. А. Бокщанина, М. Ф. Чигринско-го, О. Л. Фишман и др.

Христианство в Китае имеет почти три-надцативековую историю. Попытки христианизации Китая предпринимали несториан-ские христиане с VI в., францисканские монахи в XIII в., католические миссионеры в XVI в., католики и протестанты в первой трети XIX в.

Что касается проникновения в Китай христианства и ислама и их адаптации к местной культуре, то этот вопрос был поднят в работах китайских ученых еще в начале XX в. Серию фундаментальных работ по истории христианства и ислама в Китае (в том числе «Краткая история проникновения христианства в Китай», «Краткая история проникновения ислама в Китай») подготовил Чэнь Юань. Эти работы были переизданы в наши дни и не потеряли своей актуальности [5; 6]. В исследованиях Фэн Чэнцэюня дается подробный анализ взглядов на ранний этап истории христианства в Китае, высказанных европейскими миссионерами и учеными, а также китайскими филологами и историками на протяжении XVII-XIX вв. [7; 8; 9]. Также проблемы проникновения в Китай христианства и ислама рассматриваются в работах религиоведа Ван Чжисиня [10]. Непосредственно изучению истории ислама в Китае были посвящены труды Бай Шоуи [11; 12; 13], Ма Цзюаня [14]. Об истории христианства в Китае написаны исследовательские работы религиоведа Линь Ушу [15; 16], статьи Дуань Цинна [17], Гэ Чэньюна [18] и др. Эти работы посвящены уточнению отдельных фактов и эпизодов ранних этапов адаптации христианства и ислама в Китае, а также конкретизируют ранее проведенные фундаментальные исследования.

Кроме китайских исследований серьезная работа была проведена российскими и европейскими учеными. В зарубежной историографии одной из важнейших работ по истории распространения христианства в Китае является монументальный труд Р. Уайта, где рассматривается эволюция связей между Европой и Китаем начиная с прихода в Китай несториан в период династии Тан и заканчивая деятельностью иезуитов [19].

Фундаментальной работой, в которой поднимаются некоторые вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, является монография Д. В. Дубровской «Миссия иезуитов в Китае» [20]. Также, руководствуясь китайскими и западными источниками, автор выделяет периоды контактов между Европой и Китаем: первый - развитие связей Европы с Китаем, воплощенное францисканцами и Марко Поло, второй, начиная с XVI в., - период активных взаимодействий европейцев с Китаем. Он связывается с открытием морского пути в Индию и Китай вокруг Африки [20; 21; 22].

Таким образом, изучение вопроса появления в древнем Китае чужеземных религий позволяет прийти к заключению, что адаптация многих из них в местном мировоззрении является закономерным результатом взаимоотношения Китая с народами Западного края, в том числе в сфере духовной культуры. Их появление обусловлено естественным историческим процессом: налаживанием регулярных торговых отношений и активизацией дипломатических связей с внешним миром.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Большой успех в Китае при Танах имели проповедники манихейской религии, возникшей в III в. в Персии и названной так по имени ее пророка Мани. Являясь синкретическим учением, манихейство сочетает в себе черты зороастризма, иудаизма, раннего христианства, позднеантичного гностицизма и концепции реинкарнации буддизма (см.: Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Манихейство в Восточном Туркестане в эпоху раннего средневековья (по материалам исследований А. фон Ле Кока) // Сибирь на перекрестке мировых религий : матер. межрегион. научн.-практ. конф. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 2005. - С. 120-124 ; Алексанян A. Г. «Учение света» в Китае: аспекты изучения этапов инкультурации // Труды «Русской Антропологической школы». - Вып. 6. - М. : РГГУ, 2009. - С. 446. - URL: http://www.ec-dejavu.net/m-2/Manichaeism.html (дата обращения: 21.06.2010)).

Е. Б. Баринова

2 По предположениям японского исследователя Есио Саэки, первые христианские общины появились в Китае в 505 г. (см.: Баек Y. The nestorian documents and relics in China. - Tokyo, 1951. -P. 86). В VI в. с запада через Центральную Азию в Китай пришло христианство несторианского толка, известное в танскую эпоху под именем «цзин-цзяо» - «Сиятельное учение» (см.: Гао Юнцзю. шк ш шгътттт (Возникновение Светлого учения и его распространение в Западной крае) // (Исследования мировой религии). - 1996. - № 3 ; Го Вэйдун.

¿ж

(Христианство в Китае). - Куньмин, 2001). В 781 г. несторианами был установлен «памятник, [напоминающий] о проповеди светлого учения Да Цинь в Китае», в столице танского Китая - г. Чанъане. Памятник представляет собой обычную китайскую стелу, но с изображением вверху несторианского креста и заголовком надписи, выполненном крупными иероглифами. Текст надписи на китайском и частично сирийском языках был выгравирован на трех сторонах стелы (лицевой и левой и правой боковых). Он излагал историю несторианства в Китае с момента прибытия первой официальной миссии (635 г.) до времени сооружения памятника (781 г.). Текст неоднократно переводился на европейские языки. Русский перевод отрывков надписи был сделан Е. И. Кычановым (см.: Кычанов E. И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Палестинский сборник. - Вып. 26 (89) : Филология и история. - Л. : Наука, 1978. - С. 76-85 ; Хуан Ланълань. il iâ Й» Ш ft Ж Ш ^ Я Й (Несто-рианство и двор при династии Тан) : дис. ... канд. ист. наук. - Гуанчжоу, 2003). Согласно данным «Памятника», первая несторианская миссия во главе с епископом Алобэнь прибыла в столицу танского Китая в 635 г. (см.: Тан Ли.

il

it ft M Ш И W Ф X № (Письменные источники о несторианине Алобэнь при династии Тан) (Литература и религия в эпоху Тан) / под ред. МШ-Р (Лю Чухуа). - Гонконг, 2004). Привезенные Алобэнем священные книги были переведены с сирийского на китайский в императорской библиотеке. Несториане в Китае при передаче догм своего учения использовали традиционную китайскую и буддийскую терминологию (см.: Хуань Сянянь. ЖЙ-^ШШХМ^ ÎI] Ш (Предварительное изучение отношений между несторианством и буддизмом) // (Исследования мировых религий). - 1996. - № 1).

3 International Association of Manichean studies, IAMS.

4 Manichean studies newsletter. ЛИТЕРАТУРА

1. Tang Yi-jie. Confucianism, Buddhism, Daoism, Christianity and Chinese Culture // Cultural Heritage and Contemporary Change. - Series III : Asia 3. - Washington, D.C. : Council for Research in Values and Philosophy, 1991.

2. Алексанян А. Г. Источниковедение и историография манихейства в Китае (обзор западных

и китайских исследований) // Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - № 2. - С. 144-158.

3. Алексанян А. Г. Процесс инкультурации манихейства в Китае : дис. ... канд. филос. наук. -М., 2008. - 220 с.

4. Алексанян А. Г. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). - М. : ИДВ РАН, 2008.

5. Чэнь Юань. Ш&КША (Краткая история проникновения христианства в Китай) // (Собрание научных трудов Чэнь Юаня). - Т. 1. - Пекин, 1980.

6. Чэнь Юань. [ШШЛФШМ (Краткая история проникновения ислама в Китай)

(Собрание сочинений Чэнь Юаня). -Пекин, 2000.

7. Фэн Чэнцзюнь.

Я А Ш

(Сборник переводов историко-географических исследований Западного края и Южного моря). - Пекин, 1957. - Т. 1, 8.

8. Фэн Чэнцзюнь.

(Исследование процесса китаизации некитайских народностей при династии Тан)

//ПШШЫ

(Сборник истори-ко-географических исследований Западного края и Южного моря). - Пекин, 1957.

9. Фэн Чэнцзюнь. Ш & # Ш № # (Исследование несторианской стелы). - Тайбэй, 1970.

10. Ван Чжисинь. Ifé'k

(Очерки истории религиозной идеологии Китая). - Шанхай, 1988.

11. Бай Шоуи. SÜ» (Исламские рукописи в Китае). - Иньчуан, 1983.

12. Бай Шоуи. Й^ГЙо (Развитие китайского ислама)

// ФШ(1911-

1949 ^Р) (Избранные материалы по истории китайского ислама (1911-1949 гг.)) / под ред. Ли Синхуа (Ф)Ч^). - Иньчуань, 1985.

13. Бай Шоуи. Й^Цо ФШШШ&Щ& (история китайских мусульман). - Пекин, 2003.

14. Ма Цзюань. ЦШ° (Исследование кварталов чужеземцев при династиях Тан и Сун) //

шш

(Исследования

мусульман). - 1998. - № 3.

15. Линь Ушу.

(Социальные тенденции трех чужеземных религий при династии Тан)

// ¿х (Религии и общество

при династии Тан) / под ред. Жун Синьцзяна - Шанхай, 2003.

16. Линь Ушу. (Повторное исследование несторианства при династии Тан). - Пекин, 2003.

17. Дуань Цин.

(Новые толкования монастырей Дацинь и несториан при династии Тан) // ^ (Общество и религии

при династии Тан) / под ред. Жун Синьцзяна (^feSriE). - Шанхай, 2003.

18. Гэ Чэньюн.

(Несториа нское вероисповедание в согдийской семье из Чанъаня при династии Тан) //

ШзМPf ft (Исследования истории). - 2001. - № 3.

19. White R. Unfinished Encounter: China and Christianity. - L. : Fount Paperbacks, 1988.

20. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.). - М. : Крафт+ : ИВ РАН, 2001.

21. Дубровская Д. Б. Архивы иезуитской миссии в Китае как исторический источник // Анналы: бюллетень. - 1996. - № 3.

22. Васильев Д. Д., Столяров А. А. Электронные библиотеки и базы данных по истории средневековой Евразии (к 15-летию востоковедческого научного проекта) // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2006. -Т. 11. - № 3. - С. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.