Научная статья на тему 'Проблема применения тренинга в процессе подготовки специалистов'

Проблема применения тренинга в процессе подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACTIVE METHODS OF INSTRUCTION / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлёнкова Елена Николаевна, Ушатова И. В.

Рассматривается один из популярных методов активного обучения тренинг. Анализируются современные представления о месте тренинга в образовательном процессе и возможности его использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW STATE AGROENGINEERING UNIVERSITY NAMED AFTER V.P. GORYACHKIN

Problem of application of training in the course of preparation of specialists One of popular methods of active instruction training is observed. Up-to-date representations about a training place in educational process and possibility of its usage are analysed.

Текст научной работы на тему «Проблема применения тренинга в процессе подготовки специалистов»

2) в соответствии с положением за месяц до проведения олимпиады выходит приказ по Университету, в котором указывается место (компьютерный класс) и время проведения олимпиады, ответственные за проведение олимпиады и их помощники, сумма материального поощрения победителей и участников олимпиады;

3) начиная с января параллельно с рекламноагитационной работой автор представляемой системы создает банк задач для предстоящей олимпиады;

4) после проведения олимпиады готовят приказ о награждении победителей и призеров олимпиады. Копии этого приказа доставляют в те вузы, представители которых попали в приказ;

5) вся эта «эпопея» заканчивается подготовкой подробного отчета. Выдержки этого отчета вывешивают на стендах вуза, доступных широкой массе студентов для публичного обсуждения. В 2006 г. материалы очередной олимпиады освещались по телевидению на канале «Север-ТВ».

Практика использования предлагаемой системы доказывает, что компьютерная форма прове-

дения олимпиад имеет право на существование и на свое развитие.

Список литературы

1. Карнаухов, В.М. Количество плюс качество плюс скорость: тезисы докладов / В.М. Карнаухов // Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования: Вторая международная конференция, посвященная 80-летию члена-корреспондента РАН проф. Л.Д. Кудрявцева. — 2003.

2. Карнаухов, В.М. Зависимость первичного балла от числа попыток решения задачи / В.М. Карнаухов // ХЫ Всероссийская конференция по проблемам математики, информатики, физики и химии: тезисы докладов МГУП, 2005. — С. 69-70.

3. Карнаухов, В.М. Текстовый редактор для создания задач с параметрами: тезисы докладов / В.М. Карнаухов // Природообустройство и экологические проблемы водного хозяйства и мелиорации: научно-техническая конференция (Москва 21-23 апреля), 1999. — С. 40-41.

4. Карнаухов, В.М. Массовые и локальные технологии тестирования в Московском государственном университете природообустройства / В.М. Карнаухов, А.И. Голышев // «Развитие методов и средств компьютерного тестирования: материалы Второй всероссийской научно-методической конференции (Москва 15-16 апреля), 2004. — С. 72-74.

УДК 378.147

Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук, доцент И.В. Ушатова, ассистент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Развитие личностно-ориентированных технологий как ведущая тенденция современных инновационных изменений в сфере образования обусловливает переход от авторитарно-коммуникативного к гуманитарно-коммуникативному взаимодействию субъектов образовательной деятельности. Возрастающий поток информации, необходимость повышения качества подготовки специалистов требует расширения практики использования таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок обеспечить глубокий уровень овладения студентами практическими умениями и навыками и в то же время создать психологически комфортную среду, обеспечивающую свободу обучающихся в выборе образовательных форм и методов. Это становится возможным при использовании технологий активного обучения. В данном случае структура организации учебного процесса может быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на вызовы времени и изменения в сфере образования.

Традиционно большую часть времени образовательный процесс осуществляется по алгоритму, в рамках которого студентам нужно усвоить и воспроизвести изучаемый материал, будучи при этом преимущественно пассивными в усвоении знаний. Поэтому традиционное обучение часто представляется его субъектами как рутинная работа. Сложившиеся и устоявшиеся методы организации учебновоспитательного процесса не позволяют им в полной мере реализовать современные возможности обучения, затрудняют учет индивидуальных предпочтений обучающихся. Решение данных проблем можно осуществить путем внедрения в учебный процесс образовательных технологий, при реализации которых используются методики, требующие от студентов активности и творчества. Например, в австрийских вузах на лекции отводится не более 25 % учебного времени, все остальное занято активными методами (дискуссии, проекты и т. д.). В России в профессиональной подготовке специалистов различного уровня сегодня все более популярны-

ми становятся тренинги, деловые и ролевые игры и др. [1].

В психолого-педагогической литературе под активными методами обучения понимают «способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты» [2].

Преимущество активных методов обучения заключается в том, что преподаватель организует коллективную учебную деятельность, в которой развиваются навыки профессионального общения, мышления, углубляется рефлексия. Организованное взаимодействие студентов с преподавателями и друг с другом предполагает постоянную самооценку и самоконтроль студентов, группа становится средством развития их индивидуальности, обеспечивает активизацию их деятельности независимо от субъективных желаний участвовать в процессе обучения, повышает степень мотивации и эмоциональности обучающихся, обеспечивает прямые и обратные связи по взаимодействию обучаемого с преподавателем или при ролевом коллективном обучении — друг с другом. С помощью активных методов также развивается умение преподавателя и студентов анализировать конкретную ситуацию и выбирать наиболее рациональные способы своей деятельности путем сравнительной оценки различных ее вариантов, что является важным условием решения поставленных в обучении задач.

К активным относятся такие методы, как групповая дискуссия, ролевая игра, тренинг и т. п. Всю большую популярность в педагогической практике приобретает тренинг.

Понятие «тренинг» имеет множественную трактовку. Данный термин происходит из английского языка (train, training), в русском переводе имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка [3].

Чаще всего тренинг рассматривается в области психологии и педагогики. При этом содержание данного понятия очень разнообразно в зависимости от сферы использования (применения) и видов тренинга. Так, различают социально-психологический, психотренинг или психологический тренинг, бизнес-тренинг, профессиональный тренинг, педагогический тренинг, учебный тренинг.

В психологии тренинг преимущественно понимается как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития коммуникативной компетентности в общении», а также «средство психологического воздействия» [4]. Цель тренинга конкретизируется в зависимости от его направленности, но обязательно указывает на приобретение знаний, умений и навыков,

122

формирование установок, определяющих поведение в общении, отражающих перцептивные способности человека, направление на коррекцию и развитие системы отношений личности.

Современный психологический тренинг реализуется в двух основных направлениях: решение конкретных проблем формирования психологических навыков, умений и развитие личности, ее самопознание, самораскрытие.

Одним из видов тренинга, который в отличие от психологического имеет целью формирование деловых навыков и умений человека, группы людей, является бизнес-тренинг. Наиболее распространены такие его разновидности: тренинг продаж, управления, командообразования, коммуникации, презентации, принятия эффективных решений.

Профессиональный тренинг отражает психоло-го-педагогическую направленность данного метода обучения и подразумевает как овладение обучающимися значимыми взглядами, идеями, теориями, так и обучение видению объективных закономерностей реального профессионального процесса и способности профессионала действовать в конкретной ситуации [5].

Синонимом профессионального тренинга часто выступает педагогический тренинг, который предназначается для обучения педагогическим умениям и навыкам, педагогическому общению. А.В. Щербаков рассматривает педагогический тренинг как форму организации деятельности в процессе индивидуализации профессионально-педагогической подготовки, направленной на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества.

Некоторыми учеными выделяется понятие «учебный тренинг». Так, А.П. Бостанжи понимает его как способ интенсивной выработки и усвоения определенных знаний, умений, установок, необходимых для успешного формирования качеств мультикультурной личности [6].

Преимущество учебного тренинга заключается в том, что он проходит в психологически комфортной среде, т. е. помогает студентам проявлять активность, практически отрабатывать изучаемый материал, формировать и развивать навыки общения, самопознания, рефлексии и самооценки. Таким образом, учебные тренинги, кроме дидактических задач, реализуют и психологические, что делает их использование особенно актуальным в процессе обучения студентов в вузе.

Анализ представлений о месте тренинга в структуре образовательного процесса показывает отсутствие единого мнения по данному вопросу. Тренинг рассматривается и в качестве формы обучения, и в качестве метода, и как процесс приобретения знаний, умений и навыков.

В качестве формы, как механизма упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени, тренинг рассматривается как способ специально организованного общения в учебно-тренировочной группе [7]. А.П. Панфилова считает, что тренинг — это форма совокупности интерактивных технологий формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания, взаимодействия людей в группе. А В.В. Никандров называет тренинг специфической формой групповой психологической работы с людьми. В.Е. Каган считает, что это «особая форма обучения, опирающаяся не на декларативное, а на реальное знание и дающая возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще». В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова тренинг определяется как форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении [8]. А.М. Новиков, рассматривая тренинг как форму обучения по видам учебных занятий, трактует его как специальную систему упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т. п.

Таким образом, при рассмотрении тренинга как формы организации обучения подчеркивается его интерактивный характер. В ходе тренинга осуществляется целенаправленное взаимодействие обучаемых с целью формирования различных личностных качеств, умений и навыков.

Многими учеными тренинг рассматривается и в качестве метода обучения. С.И. Макшанов считает, что тренинг — многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Некоторые авторы, например: Г.В. Данилова, В.В. Никандров, И.А. Хоменко, придерживаются мнения, что тренинг является методом игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования или совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей. В отличие от них Ю.Н. Емельянов считает, что тренинг — это совокупность набора используемых активных групповых методов, а С. Гладышев отмечает, что тренинг — это особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента.

И.В. Вачков, С.Д. Дерябо считают, что тренинговый метод — это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени

тренинга с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих. П. Берч называет тренинг системным методом совершенствования посредством вопросов и руководства, с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня. О.В. Евтихов говорит о тренинге как методе преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия [9]. Таким образом, обобщая представленные определения, можно заключить, что тренинг как метод в психолого-педагогической литературе преимущественно представляется как способ получения знаний посредством учебной и игровой деятельности с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В психолого-педагогической литературе также рассматривается и процессуальный аспект тренинга. А.П. Панфилова, Г. Смит говорят о тренинге как о процессе приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, навыков самопознания, общения и взаимопонимания, взаимодействия людей в группе. Ф. Кеннет считает, что тренинг является запланированным заранее процессом, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта. Он направлен на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Д. Ли отмечает, что тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек. С. Торп, Дж. Клиффорд называют тренинг процессом, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания.

Некоторые ученые рассматривают тренинг как часть образовательного процесса. Так, Е.В. Сидоренко описывает тренинг как обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме. Л.И. Корнеева говорит, что тренинг — это такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. В.А. Саруханов определяет тренинг как деятельность, направленную на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Л. Рай считает, что тренинг — это любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание.

Л.А. Петровская называет тренинг средством воздействия, направленным на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Л.И. Кунц пишет, что тренинг является средством активизации профессиональной направленности и формирования образа будущей профессиональной деятельности. Представленные трактовки тренинга в качестве процесса и средства отражают в основном содержательную сторону данного явления и помогают лучше понять механизм его реализации.

Таким образом, содержание понятия «тренинг» в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Его рассматривают и как форму организации обучения, как метод, как процесс. В то же время большинство ученых едины во мнении, что тренинг относится к интерактивным технологиям, является групповым методом, в процессе его реализации формируются личностные и профессиональные качества, знания, умения и навыки. Различия в формулировках рассматриваемого феномена зависят от сферы применения тренинга и области научного знания, с позиций которой происходит анализ. В данном случае в определениях акцентируется внимание на такие специфические аспекты тренинга, как развитие коммуникативной компетентности, ориентация на самопознание и самораскрытие, формирование деловых навыков, обучение педагогическим умениям и навыкам, развитие качеств мультикуль-турной личности.

Множественность трактовки понятия «тренинг» отражает его универсальность, возможность его использования в таких областях, где требуется формирование и развитие практических умений и навыков человека.

В практике организации учебно-воспитательного процесса тренинг позволяет в комплексе реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, осуществить активное, осмысленное, мотивированное усвоение и развитие студентом профессиональных умений и навыков, качеств личности. Поэтому требуется более глубокий анализ места, значения, сферы применения тренинга в ходе подготовки специалистов. Особенно важным представляется изучение структуры учебного тренинга как особого способа формирования профессионально важных качеств, системы практических знаний, умений и навыков специалиста.

Список литературы

1. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. — 176 с.

2. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. — М.: Высшая школа, 1991.

3. Быков, А.К. Методы активного социальнопсихологического обучения: учебное пособие / А.К. Быков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005. — 160 с.

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. — М.: Изд-во «Ось-89», 2005. — 256 с.

5. Кардашина, О.В. Двенадцать правил успешного тренинга с подростками / О.В. Кардашина // Школьный психолог. — 2002. — № 32. — С. 5.

6. Бударина, А.О. Тренинг преодоления межкультурных конфликтов: учеб.-метод. пособие / А.О. Бударина, А.П. Бостанжи; под общ. ред. А.О. Будариной. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. — 130 с.

7. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.

8. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: «МарТ», 2005. — С. 357.

9. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

УДК 378:355

А.Н. Герасимов, канд. техн. наук, профессор

Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина

теоретические основы формирования профессиональной подготовленности выпускников военно-инженерного учебного заведения

Система высшего образования как социальный институт общества выполняет социальный заказ, выступает как объект социального управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику.

В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования.

Состояние боевой готовности войск в современных условиях во многом определяется качеством организации и проведения боевой подготовки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.