Проблема преемственности в усвоении учебных тем по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе Сухорукова И.М.
Сухорукова Ирина Михайловна /Suhorukova Irina Mihajlovna -учитель музыки, МБОУСОШ№7, Мурманская область, г. Североморск
Аннотация: проблемы реализации принципа преемственности в музыкальном обучении между различными этапами образования -дошкольное, начальное школьное, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Abstract: the problem of the principle of continuity in musical training between the different stages of education - pre-school, primary school, basic general and secondary (complete) general education.
Ключевые слова: преемственность, умения и навыки, музыкальное воспитание, программа. Keywords: continuity, skills, music education program.
Процесс обучения - это сложная и динамическая совокупность действий педагога и учащегося. Здесь, как и в процессе развития природы, общества и человеческого мышления, неизбежно происходит замена старого новым. Такое отрицание всегда имеет внутреннюю связь нового со старым, то есть сохраняет преемственность между различными ступенями и стадиями развития. Реализация принципа преемственности является одним из главных условий успешности процесса обучения, придавая ему поступательно-восходящий характер. Это и залог эффективного усвоения знаний, умений и навыков, и условие их совершенствования и развития.
Преемственность в обучении предполагает введение базисных знаний, умений и навыков, опору на них, учет особенностей методики обучения в предшествующем звене, уровень требований к подготовке на нижней (предшествующей) ступени и лишь на этой основе - расширение и углубление знаний в последующих периодах обучения [1,44].
На современном этапе развития образования, когда в жизнь активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, чрезвычайно актуальной становится проблема обеспечения преемственности между различными этапами образования (дошкольное, начальное школьное, основное общее и среднее (полное) общее образование). Содержание и уровень подготовки, полученной учащимися в той или иной области знания, должны обеспечить ему возможность свободного выбора образовательного учреждения, плавного и безболезненного вхождения в учебный процесс [2,121]. Главным критерием успешности обучения становится не следование учителя тем или иным программным установкам, а Государственный образовательный стандарт.
Размышляя о проблемах реализации принципа преемственности в музыкальном обучении, учитель музыки неизбежно обращается к вопросу о том, что считать критерием успешности обучения. Вопрос о соотношении образования и воспитания, эмоционального и рационального, дидактического и художественного в преподавании музыки издавна является дискуссионным. Недооценка одной стороны и, напротив, переоценка другой, нарушают неразрывную связь всех воспитательных, образовательных и, как следствие, развивающих функций урока музыки.
Сегодня музыкальное искусство стало неотъемлемым компонентом процесса формирования духовной культуры школьников. Сопоставляя между собой различные современные программы по предмету «Музыка» для начальной школы (2014 г.), можно обнаружить наличие определенных критериев и требований к уровню музыкального развития учеников в соответствии с их возрастными особенностями [3,256]. Несмотря на некоторые различия, обусловленные особенностями концептуальных положений, авторы определяют необходимый и достаточный круг знаний в области музыкального искусства, формулируют требования к практическим умениям и навыкам, которые реально могут быть сформированы в условиях массового музыкального воспитания. Наличие учебно-методических комплектов - учебников, рабочих тетрадей и т.п. - дает учащимся возможность закрепления учебного материала по музыке.
Однако в предшествующие годы учебная музыкальная работа проводилась в соответствии с программами, изданными в 1994 году. Раздел критериев успешности обучения в них не был сформулирован достаточно четко. В отсутствие четких требований к уровню теоретической и практической подготовленности учащихся по предмету основным ориентиром для учителя было тематическое построение программы.
Учебные темы программы «Музыка» представляют собой стройную логичную систему постижения закономерностей Музыкального искусства, пронизанную многообразными горизонтальными и вертикальными связями, предполагающую как поступательное восхождение от простого к сложному, так и концентрическое возвращение к пройденному материалу на более высоком уровне его осмысления. В этом смысле учебный результат работы по программным темам начальной школы призван послужить основой для осмысления учащимися средних классов более масштабных и глубоких музыкальных впечатлений. Однако педагоги-практики, напротив, с тревогой констатируют факты невостребованности учащимися средних классов полученных ранее знаний о музыкальном искусстве: учащиеся не испытывают потребности в привлечении учебных музыкальных знаний для анализа своих музыкальных впечатлений; их мнения и суждения в большей степени основываются на интуиции и жизненном опыте, нежели на познаниях в области искусства; лексика учащихся обеднена, в ней слабо представлена музыкально-эстетическая терминология. Все это позволяет нам предположить, что принцип преемственности в практике музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы реализуется не в полной мере [6,88].
В настоящее время нами ведется опытная работа, призванная дать картину успешности усвоения учащимися средних классов учебного материала предшествующих этапов обучения. Она проходит в естественных условиях - в ходе учебной и внеклассной работы (уроки музыки, занятия школьного хорового коллектива). Объектом изучения являются учащиеся 5-7 классов общеобразовательной школы №7 г. Североморска, где учебный процесс по музыке осуществляется непрерывно, планомерно, в соответствии с программными установками.
Нас интересуют следующие аспекты: факт востребованности учащимися учебного материала предшествующих этапов обучения для обоснования мнений и суждений о музыке; частота обращения учащихся к данному материалу; инициативность и самостоятельность учащихся (оперирование имеющимися знаниями о музыке по собственной инициативе или в ходе организованного учителем учебного диалога); правильность и точность применения знаний и специальной терминологии. Целенаправленное наблюдение мы сочетаем с анализом письменных работ учащихся.
Анализ первых результатов опытной работы позволяет нам сделать ряд выводов, материал различных учебных тем программы «Музыка» востребуется учащимися средних классов в явной диспропорции (достаточно частое применение более доступных
понятий и игнорирование более сложного материала); активизация знаний предшествующих этапов обучения происходит в большинстве случаев по инициативе учителя в ходе специально организованного учебного диалога или выполнения учебного задания; словарь музыкально-эстетических терминов обеднен, не всегда они используются правильно. Следовательно, состояние преемственности в усвоении учебных тем по предмету «Музыка» нельзя считать удовлетворительным. Причины такого положения во многом вызваны объективными обстоятельствами - малым количеством времени, отведенного на музыкальное образование, отсутствием учебно-методического обеспечения учащихся и т.п. Однако мы полагаем, что процесс организации учебной работы по предмету «Музыка» на всех этапах обучения нуждается в определенной корректировке, усилении дидактического компонента урока.
Литература
1. Рычкова Т. Преемственность в обучении школьников (начальных и средних классов) //Народное образование № 10. 1985.44с.
2. Ситаров В.А. Понятие преемственности в классической и советской педагогике и ее роль в процессе обучения младших школьников. В книге: Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности. М., 1980.121с.
3. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование. 1998.256с.
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:1. Педагогика. 1990.58с.
5. Цирулик H.A. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении между начальными и средними классами. НИИ общей педагогики. Автореф. дис.к.п.н. 1981.
6. Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков. М., 1979.72с.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.243с.