Научная статья на тему 'Проблема преемственности в системе начального образования'

Проблема преемственности в системе начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асылбаева Женискуль, Бейсенбаева Балжан, Алтаева Назым, Рысбаева Галия, Балкыбекова Ынтык

В статье проанализированы вопросы преемственности в системе начального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асылбаева Женискуль, Бейсенбаева Балжан, Алтаева Назым, Рысбаева Галия, Балкыбекова Ынтык

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности в системе начального образования»

Continuity problem in system of primary education Asylbayeva Zh.1, Beysenbayeva B.2, Altaeva N.3, Rysbayeva G.4,

Balkybekova Y.5

Проблема преемственности в системе начального образования Асылбаева Ж.1, Бейсенбаева Б.2, Алтаева Н.3, Рысбаева Г.4, Балкыбекова Ы.5

'Асылбаева Женискуль / Asylbayeva Zheniskul — магистр, старший преподаватель;

2Бейсенбаева Балжан / Beysenbayeva Balzhan — магистр, преподаватель;

3Алтаева Назым /Altaeva Nazym — магистр, преподаватель;

4Рысбаева Галия /Rysbayeva Galiya — кандидат биологических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова;

5Балкыбекова Ынтык / Balkybekova Yntyk — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, педагогический факультет, Региональный социально-инновационный университет, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализированы вопросы преемственности в системе начального обучения. Abstract: in article the questions of continuity in system of elementary education are analysed.

Ключевые слова: игра, преемственность, начальное образование, воспитание, обучение. Keywords: continuity, primary education, education, training.

Обеспечение преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от содержательной и процессуальной сторон педагогического процесса, тесного взаимодействия педагогов этих ступеней образования.

Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного учреждения с помощью наглядности выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. «Сегодня одной из главных целей образования, - отмечает Е. А. Боброва, — является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях культурной интеграции» [1, с. 124]. Целенаправленное использование наглядности в обучении и воспитании учит детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности детей и их личностное формирование расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего на основе восприятия наглядных объектов. Л. В. Чепикова подчеркивает: «Как известно, дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, к тому, что их окружает. Познавая окружающий мир, ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, реакцией на поступки других и собственное поведение» [2, с. 145].

Итак, принцип конструктивности, заложенный в построении пособий для изучения разных разделов программы, обеспечивает соблюдение преемственности при усвоении учебного материала.

Известно, что начало обучения в школе вызывает у детей чувство неуверенности и страха. Это явление получило название дидактофобии. Знакомые наглядные пособия уменьшают состояние стресса, следовательно, являются фактором, способствующим адаптации учеников в новом образовательном пространстве. Процессуальная преемственность обеспечивается взаимосвязью потребностей, мотивов, целей, методов, форм, средств обучения и воспитания, последовательным применением наглядности, педагогических технологий. Обеспечение преемственности в учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие учащегося, во многом зависит от его усилий, стремлений к достижению целей. Если учебно-познавательная деятельность становится внутренней потребностью обучаемого, внутренним стремлением к полноценному развитию, и тем самым она становится личностно-значимым конструктом. Неслучайно профессор М. М. Левина отмечает, что в процессе обучения личность обучающегося формируется путем перевода отношения к учебной деятельности в систему внутренних свойств и качеств [3, с. 7]. В дошкольном и младшем школьном возрасте цель обучения и воспитания связывается с развитием мотивов и интереса у детей. Именно последовательное использование красочных наглядных пособий, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся, вызывает у них интерес и соответствующую мотивацию, что обеспечивает воспитание и развитие детей.

В большинстве случаев наличие тех или иных средств обучения диктует использование определенных форм и методов для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Рассматривая преемственность с учетом этих компонентов методической системы, можно

констатировать, что наглядные пособия позволяют разнообразить формы и методы работы, обеспечивая переход от игровой деятельности к учебной. Роль игры в личностном развитии отмечает В. П. Арсентьева: «Важность игры состоит в том, что она, будучи самым близким и доступным для ребенка видом деятельности, способствует естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий...» [4, с. 3].

Преемственность характеризуется опорностью ассоциативных связей. Сюда относятся структура взаимосвязей, методы изложения, пропедевтика, наглядные пособия, позволяющие визуально воспринимать предметы и явления, осуществлять переход от чувственно-образного к абстрактному мышлению.

Итак, преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в абстрактное. Наглядность позволяет комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, обеспечивать развитие аналитико-синтетической деятельности на основе преемственности. Преемственность проявляется в развитии готовности детей к восприятию новых отношений, развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Анализ литературы показал, что наглядность понимается как определенным образом осмысленная чувственная предметная область окружающего мира. Предметы и явления, непосредственно воздействуя на органы чувств, создают определенный образ, то есть предметную наглядность. В процессе обучения чувственно-наглядные образы могут проявляться в виде образов представлений, в форме образов памяти или форме образов воображения, а также в форме наглядно-образных моделей как определенных представлениях об оригиналах, созданных по аналогии с ранее известными явлениями и предметами. Это опосредованная наглядность, в нашей интерпретации — мысленная наглядность.

Новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. Компьютерные технологии позволяют создавать и применять виртуальные наглядные материалы. С полным правом можно говорить о виртуальной или компьютерной наглядности.

Использование наглядности в воспитании и обучении служит средством проникновения в сущность предметов и явлений, источником и непосредственным объектом изучения и анализа его свойств. Оно может выступать не только средством иллюстрации изучаемых процессов, но и источником знаний, непосредственным объектом изучения и анализа его свойств. С помощью наглядности можно не просто знакомить учащихся с объектами и процессами действительности, а раскрывать сущность этих объектов, выявлять законы, которым подчиняется развитие педагогического процесса. Компьютерное обучение расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет учащимся самим создавать наглядные образы тех или иных предметов и явлений, активно включать их в учебный процесс, усиливать мотивацию учения, расширять возможности постановки учебных задач, развивать рефлексию и др. Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема наглядности в обучении и воспитании является исторической категорией. В истории становления человечества она прошла длительный путь своего развития: от случайных попыток использования наглядности, эмпирического подхода к наглядности до теоретического ее обоснования. Преемственность проявляется в развитии у детей при помощи наглядных средств обучения готовности к восприятию новых отношений, развития эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей на следующей ступени обучения.

Литература

1. Боброва Е. А. Аксиологический аспект проблемы формирования культуры толерантности / Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. Вып. 3. С. 183.

2. Чепикова Л. В. Взаимодействие воспитателя и учителя в формировании нравственной культуры у детей 6-7 лет / Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. Вып. 2. С. 175.

3. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. С. 272.

4. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. М.: Форум, 2009. С. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.