Научная статья на тему 'Проблема повышения качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья в 1971-1985 гг.'

Проблема повышения качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья в 1971-1985 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество продукции / повышение качества продукции / легкая промышленность / предприятия легкой промышленности / среднее поволжье

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова И. В.

Период российской истории 1971-1985 гг. по-прежнему привлекает историков, экономистов, социологов и представителей других общественных наук, в том числе и с целью разобраться в сложившихся противоречиях и назревших проблемах экономического развития СССР. Цель данной статьи озвучить проблемы, которые существовали с расширением ассортимента и повышением качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья. Их анализ, в том числе и на региональном уровне, позволит выявить основные тенденции возникновения системного кризиса во всем народном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The period of Russian history of 1971-1985 attracts the attention of historians, economists, sociologists and representatives of different social sciences with the aim of discussing contradictions and problems in economic development of the USSR. The purpose of the article is to reveal the problems arisen with increasing of production variety and quality in light industry enterprises of the MidVolga region. The analysis is supposed to show the basic tendencies in the system crisis uprise in the national economy, including the regional level.

Текст научной работы на тему «Проблема повышения качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья в 1971-1985 гг.»

И. В. Севастьянова

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1971-1985 гг.

Работа представлена кафедрой новейшей истории России и краеведения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. С. Касимов

Период российской истории 1971-1985 гг. по-прежнему привлекает историков, экономистов, социологов и представителей других общественных наук, в том числе и с целью разобраться в сложившихся противоречиях и назревших проблемах экономического развития СССР. Цель данной статьи - озвучить проблемы, которые существовали с расширением ассортимента и повышением качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья. Их анализ, в том числе и на региональном уровне, позволит выявить основные тенденции возникновения системного кризиса во всем народном хозяйстве.

The period of Russian history of 1971-1985 attracts the attention of historians, economists, sociologists and representatives of different social sciences with the aim of discussing contradictions and problems in economic development of the USSR. The purpose of the article is to reveal the problems arisen with increasing of production variety and quality in light industry enterprises of the MidVolga region. The analysis is supposed to show the basic tendencies in the system crisis uprise in the national economy, including the regional level.

Более четверти общего объема производства предметов народного потребления в 1971-1985 гг. приходилось на товары легкой промышленности - это ткани, одежда, обувь и другие изделия. В эти годы были достигнуты определенные успехи в развитии отрасли. Вместе с тем выявился ряд неблагоприятных тенденций. Темпы развития отрасли резко замедлились. В результате уровень удовлетворения потребностей населения в товарах легкой промышленности снизился. У покупателей были очень серьезные претензии к качеству и ассорти -менту товаров. Из-за низкого качества, ограниченного ассортимента, а также несоответствия многих изделий требованиям моды возникли серьезные осложнения со сбытом товаров. Продолжался выпуск товаров с отклонениями от государственных стандартов. Имелись серьезные отступления от согласованного в договорах ассортимента продукции.

Таким образом, одной из наиболее важных и сложных проблем в развитии легкой

промышленности Среднего Поволжья в 1971-1985 гг. оставалось повышение качества изделий. Например, существовали проблемы с ассортиментом выпускаемой продукции на Ульяновской швейной фирме. Там имелись неходовые ткани - 9,3 тыс. м на 102,6 тыс. руб. Для реализации накопившихся на складах изделий были отправлены письма в 25 торгующих организаций с образцами тканей. Всеми базами был прислан отказ. Тяжелое положение с ассортиментом сложилось и на суконной фабрике им. Ленина. Она специализировалась на выпуске детских тканей. Покупатели предъявляли к их качеству и колористическому оформлению особые требования. Именно из-за неудовлетворения колорис-тическим оформлением ткани снимались с производства1.

О сложной ситуации, которая сложилась на предприятиях легкой промышленности Ульяновской области с качеством выпускаемой продукции, свидетельствовали и документы комитета народного конт-

роля. На заводе № 8 была проведена проверка качества швейных изделий инспектором Государственной инспекции по качеству товаров и торговли РСФСР, в ходе ее вскрыты дефекты пошива и заводу возвращено на исправление 7,5% от пересмотренного2. Но контрольные проверки производимой продукции проводились редко, нерегулярно проверялась правильность расходования сырья и вспомогательных материалов. Практически не проводились контрольные проверки постоянно действующими организациями и комиссиями народного контроля3.

Изделия отечественной легкой промышленности хотя и отличались добротностью, по отделке и внешнему виду значительно уступали аналогичным изделиям, выпускаемым за рубежом. Многие изделия имели тусклую расцветку, непрочную окраску и плохую отделку, что в значительной мере определялось ассортиментом и качеством красителей, текстильно-вспомогательных и других химических материалов. Резкому повышению качества, например, хлопчатобумажных тканей препятствовали бедный ассортимент активных кубовых пигментных красителей; отсутствие высококачественных оптических отбеливающих веществ, синтетических загустителей, эффективных биологических расщепляющих, малопенящихся поверхностно-активных веществ, восстановителей, новых эффективных препаратов и катализаторов для заключительной отделки и специальных пропиток тканей. Количество наименований красителей, выпускаемых в СССР, было примерно в 5 раз меньше, чем за рубежом, текстильно-вспомогательных веществ - в 20-30 раз.

На качество и ассортимент изделий легкой промышленности Среднего Поволжья отрицательно влияли и недостаточно обоснованные (излишне напряженные) плановые задания, которые приводили к ухудшению групповой и ассортиментной структуры продукции и ее качества, а также подавляли инициативу инженерно-технических

работников по выявлению и реализации резервов на предприятиях.

Причинами брака на головном предприятии Пензенского швейного объединения были: низкая квалификация рабочих, небрежность, невнимательность при выполнении технологических операций, низкое качество сырья и материалов, плохая работа технологического оборудования, отсутствие запчастей4.

В Куйбышевской области проверка ка-чества обуви, производимой обувным объединением, и швейных изделий, выпускаемых производственным объединением «Красная звезда», показала, что качество не улучшилось. За 9 месяцев 1983 г. объединению предъявлены 73 рекламации от торговых организаций на качество продукции на сумму 67,1 тыс. руб. Проведенная в ноябре выборочная проверка продукции показала, что 6 наименований швейных изделий не соответствовали требованиям стандарта5.

Штрафные санкции, налагаемые на предприятия за поставку недоброкачественной продукции, не становились препятствием для ее производства. Как правило, сумма уплаченных штрафов компенсировалась суммой полученных. Не подействовала и система бездефектного изготовления продукции, которую центральные и местные власти пытались внедрить на предприятиях легкой промышленности.

Надо признать, что определенная работа, направленная на повышение качества продукции, проводилась. Так, на пензенской фабрике «Березка» были намечены мероприятия, направленные на повышение роли стандартов в улучшении качества выпуска продукции. Внедрялись бездефектные системы изготовления продукции в цехах, что дало возможность улучшить качество изделий, сократить количество жалоб со стороны заказчиков на некачественное изготовление заказов. Еженедельно проводились дни качества, где в рабочей обстановке разбирались дефекты, принимались меры к их устранению. Бракоделы

Проблема повышения качества продукции на предприятиях легкой промышленности..,

несли материальную ответственность за некачественную продукцию6.

Однако в целом качество не улучша-лось. Мало уделялось внимания созданию новых видов изделий, многие изделия по своим техническим и потребительским качествам отставали от современных требований. Потребность населения в товарах народного потребления полностью не обеспечивалась. Претензии к продукции были очень большие: модели до предела упрощены, однотипные, выпускались одного фасона очень большими партиями и др.7

Одной из причин такого положения являлись недостатки в планировании и экономическом стимулировании производства товаров легкой промышленности. Утверждаемые предприятиями этой отрасли объемы производства в штуках, парах не позволяли в достаточной мере учитывать заказы торговли и обеспечивать выпуск товаров в соответствии со спросом населения и конъюнктурой рынка, сдерживали инициативу предприятий в выпуске новых товаров.

Важной задачей являлось формирование и прогнозирование рынка товаров народного потребления. Основой для проведения этой работы должно было стать выявление потребностей населения, которые в условиях товарно-денежных отношений проявлялись через спрос и предложение. Партнером легкой промышленности должна была выступать торговля. Изучение покупательского спроса в основном осуществлялось магазинами, оптовыми базами. Кроме того, проводились специальные исследования. Например, на Ульяновском трикотажном производственном объединении с 20 по 27 сентября 1971 г. производилась проверка качества готовых изделий инспектором Ульяновского управления Государственной инспекции по качеству товаров Министерства торговли РСФСР и товароведами базы «Росторгодежда». Были выявлены существенные недостатки: переведены в пониженные сорта 22 изделия - 0,5%, возвращено на исправление 252 изделия - 5,6%. Возврат на исправле-

ние и понижение в сортности зависел от дефектов: незахват и пропуск в швах, искривления в строчке, неправильная маркировка и т. д.8

В целях улучшения качества, расширения ассортимента выпускаемой продукции и в исполнении приказа Министерства легкой промышленности РСФСР от 21 апреля 1971 г. № 169 «О мерах по улучшению качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции» предписывалось принять меры9.

В системе Госкомлегпрома СССР, комитетов по легкой промышленности велась работа по созданию фирменных магазинов, которая была начата в 1974 г. после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 апреля 1974 г. «О некоторых мерах по совершенствованию планирования и экономического стимулирования производства товаров легкой промышленности» (№ 291). Деятельность фирменных магазинов позволила активизировать работу отрасли по улучшению ассортимента выпускаемых товаров, особенно в обувной, швейной и трикотажной промышленности.

Однако очень слабо совершенствовалась на предприятиях легкой промышленности система бездефектного изготовления продукции, почти не налажен был учет и контроль. Партийно-государственное руководство СССР предприняло еще одну попытку решить проблему повышения качества продукции, о чем говорит принятое 14 августа 1973 г. постановление ЦК КПСС «О работе Министерства легкой промышленности СССР по выполнению решений ЦК КПСС об улучшении качества и ассортимента обуви, швейных и трикотажных изделий». На всех предприятиях отрасли были разработаны комплексные мероприятия по планомерному улучшению качества продукции. За их выполнением был установлен партийный контроль. На предприятиях приступили к внедрению комплексных систем управления качеством продукции, эта работа продолжалась в годы 10-й и 11-й пятилеток.

Был принят ряд мер, направленных на повышение ответственности производственных объединений за удовлетворение потребностей населения в товарах, развитие инициативы и материальной заинтересованности в выпуске новых товаров, пользующихся повышенным спросом, за расширение ассортимента и улучшение качества изделий, улучшение изучения спроса и взаимоотношений с торговлей. Так, производственным объединениям предоставили право самим устанавливать объем производства товаров, предназначенных для продажи населению в натуральном выражении (кроме тканей и товаров детского ассортимента) на основе заказов торгующих организаций и договоров о постав -

ке товаров в пределах выделенных ресур-сов сырья и установленных объемов поставки товаров в розничных ценах.

Все эти мероприятия способствовали улучшению качества и расширению ассортимента продукции легкой промышленности, однако в целом проблема полного удовлетворения спроса населения на ткани, одежду, обувь высокого качества не была решена. Товары легкой промышленности продолжали скапливаться на складах, не находя сбыта. Темпы роста общего объема продукции отрасли в Среднем Поволжье упали в два раза по сравнению с предыдущими пятилетками. Все это свидетельствовало о кризисном состоянии отрасли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Авторитет Ульяновских ткачей // Ульяновская правда. 1977. 15 мая.

2 ГАУО. Ф. Р-1548. Оп. 4. Д. 171. Л. 32.

3 Там же. Л. 185, 186, 203.

4 ГАПО. Ф. Р-2455. Оп. 1. Д. 533. Л. 5.

5 ГАСО. Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 428. Л. 75-76; ГАСО. Ф. Р-656. Оп. 153. Д. 64. Л. 2; ГАСО. Ф. Р-1303. Оп. 4. Д. 68. Л. 63.

6 ГАПО. Ф. Р-2455. Оп. 1. Д. 218. Л. 4, 20, 51.

7 ГАУО. Ф. Р-1548. Оп. 4. Д. 125. Л. 18-19.

8 ГАУО. Ф. Р-2691. Оп. 1. Д. 419. Л. 19.

9 ГАУО. Ф. Р-2042. Оп. 2. Д. 374. Л. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.