ПРОБЛЕМА ПОИСКА ПАРТНЕРОВ И ИНИЦИАЦИИ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ В ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ1
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ткачева Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, южный институт менеджмента (г. Краснодар).
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена поступательным развитием информационной экономики и активным функционированием в ней виртуальных организаций.
В статье предложены этапы решения проблемы поиска партнеров виртуальной сети и инициации связей между ними, а именно: идентификация предприятия виртуального типа, формализация компетенций предприятий-партнеров бизнес-сети, создание ролевой структуры и дифференциация статусов виртуальных участников. Для каждого из этапов определены инструменты, позволяющие повысить эффективность механизма деятельности виртуальной организации.
В рамках предприятия виртуального типа выделены роли и функции, выполняемые его участниками -органом-координатором, экспертом и партнером. Определена система статусов виртуальной организации, позволяющая сформировать представление о характеристиках членов виртуальной сети. Ключевые слова: виртуальная организация, статус, каталог-компетенций, паспорт участника, паспорт проекта, орган-координатор, роли участников.
Контакты автора: e-mail: magadan.79@mail.ru
THE PROBLEM OF SEARCHING PARTNERS OF VIRTUAL ORGANIZATION AND INITIATIVE CONNECTION BETWEEN THEM
Tkacheva Elena Nikolaevna, Candidat of economy science South Institute of Management Krasnodar.
The summary. This article is actual because of progressive develop of information economy and active action of virtual organization in it. Problem solution's stages of virtual organization partners search and initiative of its bond, namely: identity of virtual type organization; formalization of competence of business net or-ganization-partners; creation of role structure and differential of virtual participator’s statuses.
For each these stages the instruments are defined that allow to increase effect of virtual organizations activity mechanism. In virtual type organization are roles
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 09-02-38205 а/Ю
and functions that make its participators - organ-coordinator, expert and partner. The virtual organization system of statuses is defined that allow get up presentation about character of virtual organization members.
Key words: virtual organization, status, catalogue of competence, participator’s passport, passport a project, the role of participator’s, organ-coordinator.
Актуальность статьи обусловлена следующим. Развитие информационного общества привело к широкому использованию новых организационных форм - обучающих, интеллектуальных, сетевых и виртуальных организаций. В дальнейшем более подробно рассмотрим некоторые аспекты деятельности предприятий виртуального типа. Несмотря на большое количество публикаций, рассматривающих вопросы создания и функционирования данных типов предприятий, остается открытым ряд вопросов, касающихся теоретической и практической проработанности таких аспектов их деятельности как поиск партнеров, позволяющих виртуальной сети эффективно осуществлять работу над проектом, и инициации связей между, которые предоставляют возможность быстро реагировать на любые изменения в процессе выполнения рыночного заказа.
Научная новизна статьи заключается в выявлении этапов, направленных на решение проблемы поиска участников виртуальной организации и предложении инструментов, упрощающих процесс взаимодействия между агентами виртуальной бизнес-сети.
Практическая значимость статьи состоит в возможности использования предложенных автором инструментов при выработке комплекса оперативного и тактического управления виртуальными предприятиями.
Решать проблему поиска партнеров и инициации связей между ними предлагаем в несколько этапов:
A. Этап идентификации виртуальной организации;
Б. Этап формализации компетенций предприятий-
партнеров;
B. Этап создания ролевой структуры и дифференциации статусов участников виртуальной сети.
Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.
А. Идентификацию любой виртуальной организации можно рассматривать в двух аспектах:
- идентификация агентов (предприятий-партнеров) виртуальной организации;
- идентификация виртуальной организации как единого проекта.
Процесс идентификации виртуальной организации является более простым, чем процесс идентификации ее членов. Для него необходимо определить цели и сроки виртуального проекта; определить мотивацию участников проекта; выделить основных участников и ответственного за проект; сообщить всем потенциальным участникам цели и сроки реализации проекта; запланировать и распределить работы и роли в виртуальном проекте; реализовать процесс включения в проект нового агента.
Немаловажную роль в этом процессе играет паспорт проекта - документ, описывающий основные особенности проекта, его цели, сроки исполнения, правила участия. Паспорт проекта разрабатывается органом-координатором виртуальной сети для каждого проекта и может иметь такие типовые разделы как: статус, процент выполнения проекта, компетен-
ции, характеристик проекта, вовлеченные ресурсы, бюджет, контактная информация, партнеры и др.
Единая информационная среда, предлагаемая органом-координатором партнерам, работающим над проектом, также способствует процессу идентификации виртуального проекта. Она может включать следующие составляющие:
- единое пространство для коммуникации: форумы, списки рассылки, чаты;
- единый механизм адресации, состоящий из специальных кодов, адресов электронной почты или «ников» участников;
- пространство для публикации информации на собственном www-сервере, на специальных www-серверах, в специальных базах данных;
- общую идентификацию сообщества в глазах других интернет-сообществ;
- правила участия, которые могут быть формализованы, а могут существовать негласно, выражаясь через общее поощрение или порицание членов сети.
Перед рассмотрением вопроса об идентификации агентов виртуальной организации, заметим, что в рамках любого проекта можно выделить активных и пассивных участников. Пассивные участники (наблюдатели) могут получать информацию сообщества, но не принимать активного участия в решении отдельных текущих задач. Однако, наблюдая за деятельностью виртуального проекта, часть из них может перейти в активное состояние при появлении актуальной для них информации.
Человека или команду людей, создавших, координирующих и контролирующих деятельность виртуальной организации в Интернет-сообществах называют модераторами. Для дальнейшего взаимодействия членов виртуальной сети характерна
следующая особенность: динамика развития виртуального проекта не предопределяет единство лидера. Инициатор организации с течением времени может «поделить» свою власть с наиболее активными участниками, которые идентифицируются всеми членами сообщества. Причем они могут
стать как формальными, так и неформальными лидерами проекта. В дальнейшем лидера и наиболее активных участников виртуальной сети будем определять как орган-координатор виртуальной организации.
Орган-координатор может перераспределять работы наиболее активным предприятиям-партнерам сети, постоянно поддерживающим контакт в рамках данного сообщества. Как правило, любой из пассивных участников может покинуть организацию, в то время как любой новый член обычно пребывает в пассивном состоянии, анализируя происходящие в сети действия со стороны.
Таким образом, категории участников виртуальной сети можно представить следующим образом: орган-координатор: модератор и лидеры; активные участники; пассивные участники.
Среди наиболее распространенных инструментов идентификации участников виртуального проекта можно выделить следующие: простая узнаваемость, регистрация участников, формализация статусов участника и прав, публикация базы данных участников.
Данные инструменты в совокупности с ограничением прав и системы присвоения статусов позволяют по желанию варьировать размеры и охват актив-
ных и пассивных членов проекта, а также повышать стабильность участия в проекте и степень вовлеченности в него.
Следовательно, основными инструментами этапа идентификации являются:
- для участников - рейтинги активности, публикация списка участников, формальные права и статусы, регистрация участников, присвоение уникального имени («ника») участнику;
- для виртуальной организации - паспорт проекта и единая среда для публикаций.
Б. Поиск и привлечение потенциальных участников виртуальной сети является одним из самых важных моментов при инициализации проекта. В процессе формализации компетенций будущих предприятий-партнеров виртуальной организации целесообразно использовать каталог ключевых компетенций. К сожалению, несмотря на большое количество публикаций на данную тему образец каталога компетенций не был представлен ни в одной из них. Поэтому будем опираться на разработанный нами ранее каталог ключевых компетенций (таблица 1).
Таблица 1 - Каталог компетенций участников виртуальной организации2
№ п/п Показатель каталога компетенции Перечень компетенций участника виртуальной организации
1 Внутренние КОМПЄІЄНШШ НИОКР, наличие инновационных способностей
Отработанные н эффективные бизнес -процессы
N никальные технологии
Квалифицированный персонал
Ликвидный баланс. обеспеченность собственными оборотными средствами
Мировой уровень качества
Наличие центров нндиЕИХ.альной выгоды
Система мгновенного взаимодействия с клиентами
Скорость выпслненкя рыночного заказа
Большое количество лидеров
Производство виртуального или традиционного продукта (услуга)
Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации
Эффективная система контроля
Наличие системы накопления опыта
Профессиональная честность
Расчет и подтягивание необходимых компетенций
Др\тие внутренние компетенции:
2 Внешние компетенции Налаженные связи с поставщиками н потребителями
Возможность лоббирования
Связи с финансовыми институтами
Правовая совместимость с др\гнмн партнерами
Язык общения, удовлетворяющий партеров
Умение стимулировать деятельность партнеров
Лидерский потенциал
Сопровождение сделсь (юридические риски, переговоры, контракты)
I Ьличие средств коммуникации, позволяющих успешно реализовывать удаленную коллективную работу
Другие внешние компетенции'
і Ключевые факторы успеха Глубокое звание рынка
Наличие собственной или стратегически связанной, лидирующей на рынке научной шкалы
Наличие специальных производственных активов
Обеспечение режима сохранение коммерческой или государственной тайны
Вттрнорганизашшная синергия
Др\тне ключевые факторы успеха:
В дальнейшем поиск может осуществляться по другим критериям: опты работы на рынке, регион и
2 Ткачева Е.Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка. - Экономический вестник Ростовского государственного университета № 1. - 2008. Том 6. Часть 2. - .с. - 317-320
т.д. Оценить опыт потенциального агента в рамках данной компетенции возможно с помощью системы статусов или структуры описаний компетенций участников виртуальной организации (табл. 2).
В рамках виртуальной сети необходимо предусмотреть механизм регистрации новых членов, который позволяет формализовать каждому из участников свои компетенции в паспорте участника.
Таблица 2 - Структура описаний компетенций участников виртуальной организации на примере клю-чевои компетенции
Компетенция Элемент КОМПЄТЄШШН Треоования Позиция 1 Позшшя 2
Уровень 1 Уровень 2 Уровень 1 Уровень 2
Скорость выполнения рыночного заказа 1.... + +
2....
1.... + +
2.... +
Навыки 1....
2....
Личностные качества работников 1....
2....
Потенциал 1....
2....
Данный документ кроме компетенций должен содержать:
- статус участника и его роль в проекте;
- участие агента в текущих проектах;
- текущее состояние участника;
- его личные данные;
- контактную информацию;
- рекомендации по работе над проектом;
- систему показателей участника: общий рейтинг, доверие, ответственность;
- полученное образование, участие в командах;
- дополнительную информацию: регион, постоянная работа и др.
Таким образом, обеспечить удобный механизм поиска и установления контактов для сотрудничества в рамках виртуальной организации можно с помощью таких инструментов как: каталог компетенций, паспорт участника сети, система поиска по базе данных, механизмы регистрации нового участника и корректировки его данных.
В. Как в традиционной, так и в виртуальной организациях любой участник может выполнять разные роли в зависимости от его задействованности в виртуальном проекте. На основе анализа различных Интернет-сообществ выделим основные роли в виртуальной организации и предложим функции, которые могут выполнять участники сети (табл. 3).
Таблица 3 - Роли участников виртуальной организации
3 Ткачева Е.Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка. - Экономический вестник Ростовского государственного университета № 1. - 2008. Том 6. Часть 2. - .с. - 317-320
Роли в виртуальной организации Функции, выполняемые участниками виртуальной организации
Орган-координатор разработка институции для виртуальной организации: поиск клиентов и анализ их запросов; синтез товари о-прошв олствегагых решении, отвечающих требованиям запросов; регламентация и корректировка деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию: управление ресурсами данных предприятии.
Эксперт носитель специфических знании; отвечает на вопросы участников виртуальной органи ад пни; разрабатывает новые продукты
Партнер Выполняет определенные задания в рамках виртуального проекта с учетом своей ключевой компетенции
Остановимся на данном уровне детализации ролей. Заметим, что каждая роль существует преимущественно в контексте определенного проекта, но может периодически повторяться для данного агента в рамках данной виртуальной бизнес-сети. Тогда встает вопрос о фиксации роли в проекте и сохранении информации о предыдущих ролях участников организации в базе данных органа-координатора. Такая задача может быть решена при помощи «паспорта участника» и «паспорта проекта».
Перейдем к вопросу дифференциации статусов партнеров виртуальной организации. После определения ключевых компетенций партнеров возникает необходимость измерения профессионального уровня участников сети. Инструментом, позволяющим сформировать представление о характеристиках партнера, является система статусов, присваиваемых каждому участнику.
Изучив системы взаимодействия различных Интернет-сообществ, можно сделать вывод, что все статусы подразделяются на две группы:
присваиваемые участнику сообществом - рейтинги определенных качеств, присущих агенту бизнес-сети;
устанавливаемые участником самостоятельно -сигнализаторы о текущем состоянии партнера.
Считаем, что в виртуальной организации может быть использована предлагаемая нами система статусов участников (табл. 4).
Таблица 4 - Система статусов в виртуальной организации
Вил статусов Типы статусов
присваиваемые сообществом Реиташн: реитннг доверия, рейтинг ответственности участника, рейтинг, показываюпшй уровень компетенции в рамках данной сферы
Формальные статусы, показывающие статус участия в деятельности Г^рГЯн ииЛТТТШ
устанавливаемые самостоятельно Занят, свободен, отсутствую
При необходимости орган-координатор может изменять статус агента сети, используя для этого информацию, полученную в результате опросов других членов бизнес-сети и заказчиков проекта. Применение системы статусов в виртуальной организации дает возможность сохранять и публиковать для всеобщего доступа всю информацию о происходящих в сети событиях, оценивать действия рыночных агентов и сохранить историю событий в базе данных органа-координатора. Это позволяет при необходимости собирать мнения о событиях участниках проектов и привязывать к ним оценки.
Для более эффективного функционирования системы статусов можно использовать: голосование и опрос участников сети, сохранение коммен-
тариев о событиях и участниках, публикацию статусов, изменение статусов.
Таким образом, в результате проведенного исследования предложены пути решения проблемы поиска партнеров виртуальной организации и инициации связей между ними. Это можно сделать в три этапа, на каждом из которых необходимо использовать ряд инструментов:
A. Этап идентификации виртуальной организации. Основные инструменты:
- для участников - рейтинги активности, публикация списка участников, формальные права и статусы, регистрация участников, присвоение уникального имени («ника») участнику;
- для виртуальной организации - паспорт проекта и единая среда для публикаций.
Б. Этап формализации компетенций предприятий-партнеров. Основные инструменты: каталог компетенций, паспорт участника сети, система поиска по базе данных, механизмы регистрации нового участника и корректировки его данных.
B. Этап создания ролевой структуры и дифференциации статусов участников виртуальной сети. Основные инструменты: паспорт участника, паспорт проекта, система статусов.
Список литературы:
1. Ткачева Е.Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - № 1. - Том 6. -Часть 2. - .с. - 317-320
ЮЖНЫЙ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Российская Федерация.
35СЮІ0. г Краснодар, уч Ставропольская, 204,
тел- (8412)333-938 тел./факс; («612)338-859
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Ткачевой Елены Николаевны «Проблема поиска партнеров н ннициашш связей между ними в виртуальных организациях -
Статья Ткачевой Е.Н написана на актуальную тему. Экономика многих стран находится на пути перехода к информационному обществу или уже перешла к нему. Значительные сдвига в экономическом развитии обусловили необходимость, возникновения и развития новых организационных форм, одной из которых является виртуальные организации.
Относительно небольшой срок появления и функционирования предприятий виртуального типа на рынке вызывает необходимость в проведении исследований, направленных на изучение особенностей деятельности таких организаций. Активна разработкой проблемы становления данной организационной формы занимается ряд зарубежных и российских ученых. Однако, остается еще широкий круг вопросов, которые требуют определенной детализации. Один из них - поиск партнеров, позволяющих виртуальной сети эффективно осуществлять работу над проектом, и инициации связей между ними.
Научная новизна статьи заключается в выявлении этапов, направленных на решение проблемы поиска участников виртуальной организации и предложении инструментов, упрощающих процесс взаимодействия мезду агентами виртуальной бизнес-сети. Такими этапами являются: идентификация
предприятия виртуального типа, формализация компетенций предприятий-
пэргнероз вЕр'гущи.ной сет,, создание ролевой структуры и дифференциация статусов виртуальны к участников.
{'гит:,я обладает гф-чттической значимостью, которая заключается в пйчмткнойтн мдшдьзозация предложенных авгорпы инструментов лри выработке комплекса оперативного и тактического управлении iitipiyajii. ii.iMii предприятиями. Интересны пулу, практикам предложения автора в области каталоги клточепых компетенций, паспорта проекта и паспорта участника предприятия йиріуяіьчого типа. Выявление ролей и ол слепне статуей уч останков позволн; ни этапе канце-тгуального проеттнршіазпія ниртуальгапіі Организации упроститьпроцесс коммуникационного общения
Статья тіі содержит сведений, іте разрешенных для олуБликлоаг.ня п открытой печати, :і не «одержит научных материалов, принадлежащих другим гшшрад.
Считаю возмпжлт.тм публикации етаттіН ТкачсвоГі ІМ І в журнал ал П АІС, рвкомену/ггшнныл >іля публикации статей насиїискіїьіне ітюаі лектор*'5 п.-м..