Научная статья на тему 'Проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде'

Проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / TRAINING OF SPECIALISTS / CONFLICTOLOGY COMPETENCE / CONFLICT / THE CONFLICTS WITH THE YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерниязова В. В.

В статье актуализируется проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде; рассматриваются особенности конфликтологической компетентности будущих специалистов; дается анализ теоретических предпосылок решения рассматриваемой проблемы; делаются выводы о путях решения проблемы подготовки будущих специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRAINING OF SPECIALISTS TO THE RESOLUTION OF THE CONFLICTS WITH THE YOUNG PEOPLE

The problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people and features conflictology competence of the future specialists are considered in this article. There is an analysis of the theoretical prerequisites of problem solving. Conclusions about ways of solving a problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде»

3. Ежова, Ю.М. Педагогическое проектирование гуманизации образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

Bibliography

1. Arlamov, A.A. Problems of a modern pedagogical science and philosophy (a notes of the teacher-methodologist) // Philosophy questions. - 2008. - № 1.

2. Ezhova, Ju.M. Pedagogical designing of a humanization of educational process in high school: synopsis of a thesis of Cand. Sc. - Nizhny Novgorod, 2008.

3. Zelenko, N.V. Interrelation of designing and self-designing methodical competencies in system all-technic and methodical preparation of the teacher technologies: synopsis of a thesis of Doctor of Education. - Astrakhan, 2006.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378

Shernijazova V. V. THE PROBLEM OF TRAINING OF SPECIALISTS TO THE RESOLUTION OF THE CONFLICTS WITH THE YOUNG PEOPLE. The problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people and features conflictology competence of the future specialists are considered in this article. There is an analysis of the theoretical prerequisites of problem solving. Conclusions about ways of solving a problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people.

Key words: training of specialists, conflictology competence, conflict, the conflicts with the young people.

В.В. Шерниязова, соискатель кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, г. Челябинск,

E-mail: dkrinitsyn@gmail. com.

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В статье актуализируется проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде; рассматриваются особенности конфликтологической компетентности будущих специалистов; дается анализ теоретических предпосылок решения рассматриваемой проблемы; делаются выводы о путях решения проблемы подготовки будущих специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде.

Ключевые слова: подготовка специалистов, конфликтологическая компетентность, конфликт; конфликты в молодежной среде.

В современном обществе риска, отмеченном социальнополитическими и социально-экономическими катаклизмами, радикальными преобразованиями в российской общественнополитической жизни, управленческой нестабильностью, плюрализмом мнений и размыванием связующей идеологической основы общества, происходит рост количества конфликтных ситуаций и их разнообразия во всех социальных слоях, включая и молодежь, что напрямую влияет на эффективную адаптацию и социализацию молодого специалиста.

Значимость конфликтологической компетенции для личности молодого специалиста подчеркивается в нормативноправовых документах. В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Среди целей и задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечены следующие: а) воспитание граждан правового государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; б) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Этому в значительной мере способствует конфликтологическая компетенция.

Значимость данного направления учебно-воспитательной деятельности в вузе подчеркивалась Президентом России Д.А. Медведевым в процессе видеомоста с участниками молодежного форума «Селигер-2009».

В категориальном аппарате наблюдаются различные подходы к описанию уровней функционирования конфликтных и конфликтогенных свойств личности (Г.Е. Григорьева, Н.В. Гришина, Г.В. Михайлова, Л.А. Петровская, Н.В. Самсонова, Б.И. Хасан). Качественные характеристики эффективной кон-

фликтологической деятельности представлены в таких понятиях, как «конфликтная компетентность», «конфликтная готовность», «конфликтологическая культура», которые отражают степень осмысления конфликта и целенаправленность участия личности в нем.

Анализ научной литературы показал, что не существует единого подхода к определению конфликта и его места в человеческих взаимоотношениях. Мнения относительно положительной (Г. Зиммель, Ж.-П. Сартр) или отрицательной (А.И. Стребков) роли конфликта непосредственно зависят от убеждений авторов. При рассмотрении конфликта с точки зрения психологии важным для нас является положение о взаимосвязи внутриличностного и межличностного конфликтов. Внутриличностные конфликты играют немаловажную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности. На протяжении всех возрастных периодов происходит переход от внешних детерминант жизни к внутренним процессам саморегуляции и самодетерминации. Следовательно, неразрешенный внутренний конфликт может привести к межличностному, и наоборот. Дуальность по отношению к конфликту сохраняется и в педагогике, где он рассматривается или как «разрыв отношений» (Т.А. Чистякова), или как возможность личностного развития и взаимного познания (Н.В. Самсонова) [1].

Анализ проведенных научных исследований позволяет утверждать, что в таких областях знаний, как философия и социология в отечественной и зарубежной литературе доминирующим признается значимость стороны конфликта, его понимание как нормы отношений между людьми, фактора обновления и развития, источника положительных изменений. В последнее время такая позиция прослеживается и в отечественной педагогической науке (Т.А. Полозова, Н.В. Самсонова, Г.А. Харханова, Б.И. Хасан), когда конфликт рассматривается не только как неотъемлемая составляющая учебновоспитательного процесса, но и как важный атрибут станов-

ления личности, актуализирующий личностные функции. Следует констатировать, что в педагогической науке продолжает присутствовать подход к конфликту как к нежелательному явлению, деструктивному фактору.

В нашем понимании конфликт представляет собой особую форму взаимодействия, характеризующуюся наличием противостоящих установок, интересов, целей и потребностей у субъектов, действие которых направлено на разрешение создавшегося противоречия.

В то же время компетентность выступает как устойчивая социальная и образовательная ценность, интегративная характеристика субъекта труда, содержание которой динамично и зависит от требований социально-образовательной ситуации. В соответствии с акмеологическим подходом под профессиональной компетентностью понимается интегративная характеристика субъекта труда, его профессиональная подготовленность и способность к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности, которая включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.

Термин «конфликтологическая компетенция» имеет множество родственных понятий, таких, как «конфликтологическая грамотность», «конфликтная компетентность», «конфликтологическая культура». Анализ изучавшихся проблем позволяет сделать несколько выводов: были исследованы воспитательные, развивающие и обучающие возможности конфликта; большое внимание было уделено таким процессам, как разрешение и управление конфликтом [2].

Исходя из анализа работ И.А. Зимней, Х. Петиллона, В. Хутмахера, Б.И. Хасан, мы считаем конфликтологическую компетенцию составной частью общей социальной компетенции и рассматриваем ее как способность и готовность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.

Значение конфликтологической компетенции в индивидуально-личностном развитии человека, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в ее функциях: мобилизационной, информативной, прогностической, регулятивной, ценностной, рефлексивной и интегративной [2].

Следовательно, анализ конфликтологической компетентности позволяет установить, что конфликтологическая компетентность студентов будет являться компонентом их профессиональной компетентности, как вид социальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в молодежной среде. Она подразумевает не только способность выполнять социальные функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач.

Структура конфликтологической компетентности студентов представлена через акмеологическую систему и включает в себя: систему качеств, характеризующих индивидуальность и личность, - аксиологический компонент; содержательный блок (знания) - информационный компонент; операциональный блок (умения) - операциональный компонент. В нашем исследовании аксиологический компонент является инвариантным. Информационный и операциональный компоненты

Библиографический список

включают инвариантную часть, т. е. знания и умения, необходимые во всех сферах воздействия на конфликт, и дифференцированную часть, отражающую специфику знаний и умений, необходимых для реализации каждой сферы ответственности.

Как показали наши исследования, в подготовке студентов большое внимание уделяется теоретическому обучению, но недостаточно исследуются аспекты их профессиональноличностного становления, адаптации, социализации. Проблема здесь проявляется в неумении разрешить социальные конфликты, как необходимой компетенции специалиста любого профиля. Так, конфликтологическая подготовка в вузах не рассматривается в качестве обязательной, носит фрагментарный, диффузный характер и не обеспечивает должного уровня компетенции личности, способной к их разрешению.

Решение данных проблем возможно при включении студентов в вариативную программу тренингов, направленных на интенсивную выработку и усвоение знаний, умений и установок конфликтологической компетенции. Тематика занятий тренинга определяется, исходя из классификации выявленных качеств личности, заданий и упражнений тренинга: преодоление психологических барьеров; преодоление сложившихся стереотипов; формирование качеств самоконтроля и самосознания личности; формирование понимания в общении и группового сплочения; формирование понимания в общении и умения слушать; средства межкультурного общения; формирование стиля общения и техники выбора стратегии взаимодействия; формирование локуса контроля. Последовательность и стадии занятия определяются этапом преодоления конфликтов в молодежной среде и вероятностными факторами развития ситуации общения, а также разработанной таксономией заданий и упражнений на основе интегративных методов обучения. Результатом треннинговых программ выступает заполнение карты «Самодиагностика конфликтологической компетентности» на основе индивидуального тестирования и анкетирования с целью выявления собственного стиля поведения в конфликте и личностных качеств с последующим собеседованием и консультацией с преподавателем.

Значимым выступает разработка и реализация спецкурсов по развитию конфликтологической компетенции, где используются творческие занятия, деловые игры, проведение мастер-классов, лекций, психологических групповых консультаций, группы поддержки личностного роста, группы раскрытия творческого потенциала личности, обучающих блоков и др.

Эмпирической составляющей в процессе обучения являются интегрированные ситуативные методики практической конфликтологии, что требовало формирования отдельных операций целостного процесса психолого-педагогической подготовки, умений преодоления конфликтов, а также умений поиска способа преодоления трудности, понижения силы отрицательных эмоций, улучшения деятельности на основе разработанной динамической модели преодоления конфликтов. Ситуативные методики включали ролевые игры на преодоление психологических барьеров, письменные высказывания, кейс-технологии, вики-технологии, использование метода дебатов и поиска соглашений и др.

Все это позволяет осуществить поиск подходов, содержания педагогически эффективных методов и средств формирования компетенции у студентов по разрешению социальных конфликтов в молодежной среде.

1. Бостанжи, А.П. Управление межкультурными конфликтами как компонент базовой культуры личности / Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. ст. IX международной научно-практической конференции. - Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007.

2. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения: монография. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007.

3. Немкова, А.Б. К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - М., 2007.

4. Теплоухов, А.П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 2.

5. Щербакова, О.И. Развитие конфликтологической культуры личности специалиста в образовательной среде контекстного типа // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 8.

Bibliography

1. Berezhnaja, G.S. Formation of conflictology competence of teachers of general education institution: the monograph. - Kaliningrad: IKSUR Press, 200.

2. Bostanzhi, A.P. Management of intercultural conflicts as a component of base culture of the person I Problems of education in modern Russia and on the post-Soviet space: the collection of articles of IX international scientifically-practical conference. - Penza: ANOO «Privolzhskij Dom znanij», 2007.

3. Nemkova, A.B. To a question on formation conflictology the competence of senior pupils in the conditions of out-of-class activity II Magazine of scientific publications of post-graduate students and doctoral candidates. - Moscow, 2007.

4. Teplouhov, A.P. Pedagogical conditions of formation conflictology competence of students of Pedagogical Institution of Higher Education II The bulletin of Kostroma state university of N.A.Nekrasov. - 2010. - T. 16. - № 2.

5. Scherbakova, O.I. Development conflictology cultures of the person of the expert in the educational environment of contextual type II Scientific problems of humanitarian researches. - 2010. - № 8.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378

Solovyeva N.I. VALUABLE POTENTIAL OF VITAL INFORMATIVE EXPERIENCE OF STUDENTS AND ITS ROLE IN PERFECTION OF PROCESS OF TRAINING IN HIGH SCHOOL. In article the valuable potential of vital informative experience of students reveals, the basic directions of its use for perfection of process of training at the higher school are revealed.

Key words: vital informative experience, process of training, personal knowledge, complete knowledge. Н.И. Соловьева, соискатель АлтГУ, ст. преп., г. Славгород, E-mail: solovjeva_55@mail.ru

ЖИЗНЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается ценностный потенциал жизненного познавательного опыта студентов, выявлены основные направления его использования для совершенствования процесса обучения в высшей школе.

Ключевые слова: жизненный познавательный опыт, процесс обучения, актуализация жизненного познавательного опыта.

Жизненный опыт человека - важная часть его внутреннего мира. В нем, преломляясь через психику индивида, своеобразно отражается окружающая человека действительность, находя свое проявление в его характере, убеждениях, мотивах, направленности, активном и пассивном багаже знаний.

Поэтому обращение преподавателя к жизненному опыту студента, использование этого опыта в процессе обучения поможет не только найти оптимальный путь к личности обучающегося, но и в значительной мере оптимизировать процесс решения многообразных педагогических задач.

Цель нашего исследования - выявление ценностного потенциала жизненного познавательного опыта студентов и его роли в совершенствовании процесса обучения в высшей школе.

Важность использования жизненного познавательного опыта студентов в процессе обучения отмечалась многими учеными. В рамках концепции витагенного обучения А.С. Белкина, опыт признается ценностью образования, основой целостного педагогического процесса, в котором актуализация опыта выступает механизмом личностных новообразований, ключом к сотрудничеству между педагогом и обучающимся.

Опора на жизненный опыт обучающихся выступает, по мнению Ю.Н. Кулюткина, Л.С. Кохановской, средством развития их познавательной самостоятельности. Достаточный жизненный опыт студентов в вопросах, рассматриваемых в процессе обучения, определяет повышенную роль методов, нацеленных на их самостоятельное участие в добывании научных истин.

Использование жизненного познавательного опыта студентов в процессе обучения является основой процесса гуманизации образования, основой личностно-ориентированного подхода. По мнению Ю.В. Сенько «восхождение преподавателя к жизненному опыту студента есть, по существу, обращение к личности будущего специалиста, к его способности «работать» со своим опытом, над своим опытом, с помощью своего опыта, вопреки собственному опыту» [1, с. 144]. Такой подход способствует тому, что студент «перестраивает свои

прежние представления или получает им подкрепление, продуцирует новые знания, обнаруживает в них личностные смыслы» [там же].

Влияние жизненного опыта студентов на процесс обучения обусловлено его важной ролью в структуре личности человека. Опора на жизненный опыт студента выступает как фактор, актуализирующий личностные качества студента, и формирующий их.

Исследователи подчеркивают особую роль наблюдений и сведений, накопленных обучающимися в ходе их разнообразной жизненной практики для достижения разнообразных дидактических целей в качестве необходимого элемента познавательного процесса. Одной из этих целей является «пробуждение интереса к новым знаниям и тем самым стимулирование поступательного движения учебного познания» [2, с. 36]. Через раскрытие не только общественной, но и личной значимости материала, обращение к актуальным, практическим потребностям, к знаниям и умениям, «добытым» студентом самостоятельно, развивается его непосредственный интерес к содержанию обучения.

Актуализация и последующее обогащение жизненного опыта студентов приводит к тому, что все большее число явлений и событий окружающего мира включается в сферу «интересного», вызывает вопросы. Эта задача является главной не только для процесса обучения, но и, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, для процесса воспитания: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается» [3, с. 300].

Использование жизненного познавательного опыта студента, воздействие на него как на личность в целом во всей совокупности ее качеств, интересов, убеждений и заблуждений позволяет осуществить важнейшую цель обучения - формирование у студента определенных теоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, воспитание его как субъекта познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.