Научная статья на тему 'Проблема патриотического воспитания старших школьников'

Проблема патриотического воспитания старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Гульсия Хабриевна

В статье ставится проблема патриотического (в т.ч. и военно-патриотического) воспитания старших школьников и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений на уроках в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE SENIOR STUDENTS

The article states the problem of patriotic, including military patriotic education of the senior school students and the possibilities directed to the development of patriotic feelings, formation of patriotic belief at lessons at comprehensive school are considered.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотического воспитания старших школьников»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2012 Г.Х.Ахметшина

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета

Статья поступила в редакцию 02.08.2012

В статье ставится проблема патриотического (в т.ч. и военно-патриотического) воспитания старших школьников и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений на уроках в общеобразовательной школе. Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание.

Для современного этапа развития отечественного образования и воспитания характерна органическая взаимосвязь различных направлений воспитания, среди которых специфически выделяется военно-патриотическое. Требования к результатам военно-патриотического воспитания изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ОО), утвержденном 01.02.2011 г.1 и ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденном 08.06.2012 г.2

Ретроспективный анализ показывает, что, несмотря на попытки реализовать принятые в России Государственные программы (2001 -2005 гг., 2011 - 2015 гг.), а также разработанные соответствующие концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации оказались во многом без внимания традиций, касающиеся благородных целей приобщения подрастающего поколения к ценностям воинского служения Отечеству, необходимость формирования у него оборонного сознания.

Изучение научной литературы последних лет по проблеме патриотического воспитания позволяет сделать вывод, что данная проблема привлекает внимание политических деятелей, философов, педагогов. Основное звено здесь -общеобразовательная школа и именно ей необходимо восстановить школьные традиции на

Ахметшина Гулъсия Хабриевна, методист отделения общего образования. E-mail: gala121 h@yandex. ru

1 ФГОС основного общего образования, утвержден 01.02.2011 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.mon.gov.ru (Дата обращения 10.06.2012.

2 ФГОС среднего (полного) общего образования, ут-

вержден 08.06.2012 г. [Электронный ресурс] Режим

доступа: http: //www.mon.gov.ru (20.07.2012).

основе опыта военно-патриотического воспитания учащихся советских школ3.

Цель военно-патриотического воспитания старшеклассников определяется как необходимость формирования у учащихся знаний о патриотизме и нравственных отношениях, которые реализуются в процессе военно-патриотической деятельности.

Значительное место в жизни старшеклассника занимает общественная деятельность, где он выступает в роли помощника учителя, организатора, инициатора и вдохновителя всех лучших начинаний в школе. Все это способствует появлению в старшем школьном возрасте потребности самостоятельно осмысливать и переосмысливать все стороны жизни общества, окружающих людей. Идеи патриотизма, включая военно-патриотический аспект, проблемы философии, естествознания волнуют старшего школьника, вызывают диспуты, горячие обсуждения, способствуют становлению научного мировоззрения, убежденности, формирования которых подготавливалось на всех предыдущих этапах возрастного развития.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литерату-ра4. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач военно-патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества.

Проведенный же анализ действующих в настоящее время программно-методических мате-

3 Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: 2009.

4 Военно-патриотическое воспитание учащихся и студентов. Сборник научных трудов. - Минск: 2008.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(5), 2012

риалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности5. Не входит в школьную программу «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, не изучается «Молодая гвардия» А.Фадеева, мало кто из учащихся знает «Судьбу человека» М.Шолохова, «Русский характер» А.Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К.Симонова, А.Твардовского, Ю.Бондарева, В.Быкова, В.Кондратьева, В.Некрасова и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: «что изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции».

Также велика роль в воспитании патриотических чувств учебного предмета «История России»6. Однако целый ряд изданий по истории России, рекомендованных Министерством образования и науки России, в этом отношении не выдерживают никакой критики. Так, например, в некоторых из них Великая Отечественная война упоминается как малозначительный эпизод, да и другие столь значимые события в жизни страны трактуются авторами чересчур вольно, подчас одиозно.

Во многих изданиях акцент сделан на освещении событий Великой Отечественной войны, связанных с нашими поражениями, причем этот материал подается более объемно и эмоционально. Вместе с тем, отсутствует материал о героических подвигах советских людей на фронте и в тылу; не приводятся обобщенные данные о массовом героизме, искаженно дается ответ об источниках нашей победы, итогах и уроках войны. Не случайно выпускники школ ничего не знают о подвигах А.Матросова, Н.Гастелло, В.Талалихина и многих других героев Великой Отечественной войны.

Рассматривая важнейшую государственную задачу военно-патриотического воспитания учащихся, необходимо постоянно помнить, что она не может быть успешно решена без создания системы аргументации, способной на основе исторически достоверных фактов донести до сознания новых поколений все величие российского народа.

5 Примерные программы среднего (полного) общего образования по литературе, истории России, ОБЖ. -М.: 2009.

6 Там же.

Настала необходимость написания отдельного школьного учебника по истории Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой) и преподавания этого исторического наследия в рамках отдельного школьного предмета или курса, как, например, это делается в Республике Беларусь. Изучение этого периода истории Отечества является главным в процессе военно-патриотического воспитания учащихся. Подвиг советского народа еще не раскрыт, не оценен до конца.

Немаловажную роль в военно-патриотическом воспитании и начальной военной подготовке учащихся играет и то, по каким программам и изданиям изучается в средних учебных заведениях курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)7. Этот курс появился в средних учебных заведениях, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась его программа, добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в существующих программах есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай, и в то же время многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса. Например, во все существующие программы и учебники по курсу ОБЖ входят вопросы по основам военной службы. А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях в мирное время, здесь даже не упоминаются, как будто таких проблем не существует.

Почему только вопросы военной безопасности включены в курс ОБЖ? Военная - одна из составляющих национальной безопасности. Помимо нее существует и внутренняя безопасность (противопожарная оборона, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и предотвращение демографической катастрофы и др.), а еще есть информационная, экологическая, экономическая и др. Есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ, МВД и таможенным контролем. Они борются с контрабандой наркотиков, разграблением страны, осуществляемым путем незаконного вывоза из нее капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН, ОБСЕ и других сообществ, призванных предотвращать природно-техногенные катастрофы, разрешать глобальные экологические проблемы, бороться с терроризмом и т.д. Вместе с тем следует заметить, что в настоящее время в России на перед-

7 Там же.

ний план выходят задачи обеспечения внутренней безопасности - духовно-нравственной, экологической, экономической; усиливается борьба с терроризмом, коррупцией, преступностью. Однако все это множество вопросов авторы программ и учебников по курсу ОБЖ оставляют без внимания.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. В сложной, неопреде-

Педагогика

ленной общественно-политической об-становке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России.

THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE SENIOR STUDENTS

© 2012 G.H.Akhmetshina

Volga interregional training center and professional retraining of educators of the Kazan

(Volga) federal university

The article states the problem of patriotic, including military patriotic education of the senior school students and the possibilities directed to the development of patriotic feelings, formation of patriotic belief at lessons at comprehensive school are considered.

Keywords: patriotic education, military patriotic education.

° Gulsya Habrievna Akhmetshina, methodologist of office of the general education. E-mail: gala121 h@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.