Научная статья на тему 'Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков'

Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРИТЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PARITY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF CHILDREN AND TEENAGERS / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT AND SOCIAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Резанович Ирина Викторовна

Авторы формулируют проблему паритетности как основу системного теоретического исследования социокультурной деятельности детей и подростков; выделяют ряд паритетов и обосновывают необходимость их применения в логике исследования проблем социокультурной сферы; делают вывод о перспективах применения принципа паритетности и реалиях развития исследований в связи с обоснованием данной концепты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PARITY IN RESEARCHES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF CHILDREN AND TEENAGERS

The authors formulate the problem of parity as the basis of system theoretical research of socio-cultural activity of children and teenagers: they mark the set of parities and prove necessity of using them in the logics of research of socio-cultural sphere problems; they conclude about the perspectives of using the principle of parity and the realities of the research development in connection with argumentation of the given concept.

Текст научной работы на тему «Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков»

Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

УДК 329.78

Р. А. Литвак, И. В. Резанович

ПРОБЛЕМА ПАРИТЕТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Авторы формулируют проблему паритетности как основу системного теоретического исследования социокультурной деятельности детей и подростков; выделяют ряд паритетов и обосновывают необходимость их применения в логике исследования проблем социокультурной сферы; делают вывод о перспективах применения принципа паритетности и реалиях развития исследований в связи с обоснованием данной концепты.

Ключевые слова: паритет, социокультурная деятельность детей и подростков; социализация, социокультурное развитие и социальное воспитание

The authors formulate the problem of parity as the basis of system theoretical research of socio-cultural activity of children and teenagers: they mark the set of parities and prove necessity of using them in the logics of research of socio-cultural sphere problems; they conclude about the perspectives of using the principle ofparity and the realities of the research development in connection with argumentation of the given concept. Keywords: parity, socio-cultural activity of children and teenagers, socialization, socio-cultural development and social upbringing

В современный период внимание к возможностям социально-культурной деятельности не только в досуговой, но и в педагогической сфере значительно возрастает. Исследователями осуществляется поиск соотношений воспитывающих, развивающих, обучающих и иных ресурсов социально-культурной деятельности детей и подростков. При этом во многих исследованиях данной области упущена значительная концептуальная позиция социальнокультурной деятельности, а именно ее паритетность.

Паритет (нем. Рагіїаі, от лат. рагіїж - ‘равенство’) есть относительное равенство двух или нескольких систем. Социокультурная деятельность паритетна по своей сути, поскольку включает фактическую равнозначность социального, культурного и деятельностного. Во многих современных исследованиях акцент делается на одну из составляющих данной деятельности, что влечет за собой мнимость глубины исследования, атипичность педагогического влияния на социализацию детей и подростков, неравномерность их социокультурного развития и др.

В формате интеграции в педагогических теориях философского, культурологического, социологического, психологического и собственно педагогического знания возникает потребность не только всестороннего рассмотрения проблемы, но и как минимум дуальности в построении социально-педагогических концепций детства в целом.

Так, в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков для обеспечения целостности процессов следует выделить следующие паритеты.

Одним из наиболее значимых, с позиции теоретического обоснования и педагогической практики, выступает паритет социального воспитания и культурного развития. Равноправие данных направлений в социокультурной деятельности детей и подростков позволяет осуществить исследователю формирование личности ребенка, ориентированной на соизмерение своих ценностей и образцов поведения, организации жизнедеятельности в соответствии с социально-культурными образцами, принятыми в общест-

ве, что обеспечивает достижение успеха в определенной деятельности.

Проектирование данного паритета связано с тем, что социальная политика государства, формирование гражданского общества ориентирует культуру, образование, включая и воспитание, как социально значимую ценность, с одной стороны; с другой - данный паритет образует социальное воспитание и культурное развитие, которые направлены на необходимость разрешения проблем, связанных с низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания, коррупция), ос-лабленностью воспитательной функции семьи, пропагандой асоциального или аморального досуга и др.

Социальное воспитание является категорией достаточно новой для педагогической науки, ключевой для социальной педагогики, актуальной для социально-культурной деятельности общества. Термин социальное воспитание отражает ориентацию личности на ценности социума, помогающие личности совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной деятельности, ориентироваться в общественных отношениях.

К анализу возникновения и различного толкования понятия социальное воспитание обращались и обращаются многие ученые: как ключевой категории социальной педагогики - В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин и др.; как исторического аспекта формирования теории и практики социального воспитания - Л. В. Алиева, А. Г. Корнилова, Б. В. Куприянов, Э. А. Мальцева, М. В. Шакурова и др.

В современной научной литературе генезис теоретических воззрений на социальное воспитание рассматривается в основном в связи с исследованиями истории социальной педагогики (И. Н. Андреева, Н. Ф. Басов и В. М. Басова А. Н. Кравченко, В. И. Беляев, Т. А. Василькова и Ю. В. Василькова, Е. Ю. Клепикова, К. Нимайер, Т. С. Про-светова, Фр. Прюс, С. А. Расчетина, Т. Н. Самсонова и др.).

117

Методологические и теоретические проблемы социального воспитания широко разрабатываются в современной отечественной педагогике. На данный момент можно условно выделить три принципиально отличные позиции: воспитание в социальной среде (В. Г. Бочарова, Б. П. Би-тинас, М. П. Гурьянова, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, В. А. Фокин и др.); формы социальнопедагогической работы, нацеленные на изменение и формирование личности (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. В. Мардахаев, Т. П. Степанова, В. А. Никитин и др.); воспитание групп и соответствующих категорий людей в организациях, в том числе культурно-досуговых (Т. П. Степанова, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая, Н. Н. Ярошенко

и др.) [5].

В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя основные направления воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных и личностных функций семьянина, труженика и гражданина. Социальное воспитание включается в общий процесс воспитания как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. В социальном воспитании акцент в ориентации делается на ценности и интересы общества и личности во взаимодействии с социальными институтами. Основная задача при этом определяется как формирование и развитие личности, которая способна полностью выполнять систему социальных ролей (Н. М. Таланчук) [9].

Следовательно, специфика социального воспитания заключается в ориентации личности в детстве на социальные ценности, прежде всего на ценности культуры отношений. Результатом социального воспитания является социализация личности как процесс взаимодействия с обществом, людьми, природой, который продолжается на протяжении всей жизни.

Социальное воспитание осуществляется через традиционные механизмы: семейное воспитание и воспитательное воздействие с социальным окружением, институционный механизм: семейное, государственное и общественное - школа, детские и молодежные общественные объединения, воспитание в культурно-досуговых учреждениях и межличностный механизм: воспитание через пример референтно значимых людей и в референтных группах (В. И. Слободчиков и др.).

Следовательно, социальная микросреда является одним из факторов, стимулирующих либо сдерживающих процесс социального воспитания личности, а также необходимым условием развития этого процесса. В период детства социальное воспитание обеспечивает формирование социального статуса, когда закладывается базис личности, основы человеческой культуры. Социальное воспитание конкретной личности обеспечивает освоение базовой культуры, основ социального развития общества и связано с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры, что указывает на необходимость выбора паритета - культурного развития личности детей и подростков. Впервые развернул теорию о социальном и культурном предназначении человеческого развития Ф. Ариес, который подчеркнул, что культурное развитие предполагает формирование личности человека, способного соизмерять свои образцы поведения, организацию жиз-

недеятельности с социально-культурными образцами, принятыми в обществе [1].

Проблеме культурного развития человека (в частности в детстве) посвящены работы М. М. Бахтина, Б. П. Зинченко, В. И. Слободчикова и других исследователей. Определяющим значением для названных авторов является то, как понимается воспроизводство культуры. С одной стороны, у ребенка на определенном жизненном этапе созревания проявляются умения и навыки, а с другой - он, усваивая культурные стереотипы, сам становится носителем культуры. В психолого-педагогической литературе «культура» понимается как ценности, убеждения, которые являются общими для определенной группы людей, служащими для регулирования их поведения. Культура основана на знаниях, верованиях, искусстве, законах, обычаях и привычках, усвоенных человеком; передается, осваивается воспитанием и воспроизводится каждым новым поколением.

Данная характеристика определения подчеркивает деятельностный характер культуры, т. е. она является способом и результатом жизнедеятельности человека. В то же время имеет и целостный характер, раскрывая роль и значение идеальной модели жизни, базируется на определенных идеалах и ценностях.

Культура связана с психологическими процессами в жизни ребенка и подразумевает определенную культурную социальную организацию. Культура выступает и воспитательно-образовательным, жизненным пространством, обеспечивающим взаимопроникновение различных типов культур и субкультур, в которых происходит развитие детства.

Таким образом, развитие предопределяется включением растущего человека в культуру, в систему ценностей, конкретизацией данной проблемы применительно к проявлениям особенностей современного ребенка (принятие другого человека как ценности; переживание чувства общности, ответственности за происходящие явления; становление демократической культуры в сочетании с гуманными интересами других народов и национальностей) [6].

Следует заметить, что социальное воспитание и культурное развитие личности в детстве осуществляется более успешно, если она включена в деятельность известных социальных сообществ. Само социальное сообщество носит и формальный, и неформальный характер. К формальным объединениям относятся те, которые находятся под патронатом взрослых и преследуют определенные цели. Их ценность для социального воспитания и культурного развития личности доказали своим массовым педагогическим экспериментом С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и мн. др.

Логично в качестве следующего паритета в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков выделить необходимость формирования культуры досуга и педагогизации среды. Данный паритет позволяет не только включить детей и подростков в культурно-досуговую деятельность, но и организовать пространство жизни ребенка как пространство творчества, саморазвития, самореализации и др., что в исследованиях выражается также в раскрытии ценностей социокультурного пространства.

Сегодня возникла парадоксальная ситуация, в которой прямая зависимость существующих подходов в воспитании от среды «уживается» с отсутствием ясных представлений о перспективах использования ее возможностей

118

для усиления собственных позиций и расширения инструментальной базы педагогики. В то же время влияние социальной среды является неоспоримым фактором социализации личности, формирования культуры отношений личности в детском возрасте.

Что касается культурного (социокультурного) пространства, то оно, по мнению Л. Когана, задается прежде всего смысловыми координатами, т. е. смыслоцелями человеческой жизни и деятельности. Основаниями и одновременно причинами интегрирования единого культурного пространства выступают близкие ценностные ориентации и значимые смыслоцели для социально активных субъектов. Субъекты эти, как и ценности, ими разделяемые, могут быть совершенно различного масштаба: от отдельной личности до целой цивилизации, существующие как в синхронном, так и в диахронном срезе (или измерении). Отсюда и масштабы, и степень интеграции социокультурного пространства могут так же быть весьма различны: от индивидуальноличностного до этнического или глобального [8].

Педагогизация среды в социокультурной деятельности представляется: организационно-педагогическими условиями; психологическими условиями (моральнопсихологическая составляющая, ценности, комфортность, взаимодействие и др.); материальными условиями (материально-техническая база, обеспеченность специализированными программами, методической базой и т. п.); эстетическими условиями; временными, темпоритмическими условиями, отражающими типичный ритм СКД и др. [2].

Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности [4].

Развитие культуры детского досуга предполагает акцент на проявление личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время, способствующее самореализации внутренних творческих потенций, готовности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности [3].

Соотношение развития культуры досуга и педагогиза-ции среды определяет уровень развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), более того педагогизация среды и развитие культуры досуга личности проецируются пропорционально.

В настоящее время социокультурная деятельность выбирает в качестве приоритета направленность на решение социальных проблем, предлагая новые технологии педагогического взаимодействия и организации среды развития личности ребенка. Конечно, это не означает, что данная деятельность в полной мере способна выполнить социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры ребенка в современном мире обязана.

Вызывает известный интерес позиция Дж. Квортруп [10], утверждающей, что детство существует как часть социально-культурной структуры общества, участвующая в жизни общества, в организованных видах деятельности, включенная в систему социальных отношений и взаимодействующая со взрослым сообществом.

В соответствии с этим следующий паритет представляет собой взаимодействие детского коллектива и взросло-

го наставника. Организация социально-культурной деятельности с детьми и подростками осуществляется в системе деятельности «ребенок - взрослые - детский коллектив», а значит в процессе формирования личности в данном виде деятельности следует учитывать как педагогическое влияние взрослого, так и социальное влияние детского коллектива, которому придается огромное значение.

Детский коллектив рассматривается как цель педагогической деятельности, объект педагогической заботы, инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Т. Е. Иконникова, И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро и др.).

По мнению А. В. Малиновского, ценность современных детских объединений заключается в следующем:

- привлекательная новизна предлагаемых группой (объединением) разнообразных социальных позиций (руководитель, организатор, исполнитель, аналитик, творец, инициатор и др.);

- динамика социальных ролей, меняющихся очень быстро и зависящих от характера разрешаемых группой задач («активист», «пассивный», «неформальный лидер», «формальный лидер», «хороший человек», «спорщик»и др.);

- возможность самореализации в системе социальных отношений, многообразия социальных проблем [7].

В процессе социокультурной деятельности детский коллектив осуществляет социальное воспитание и культурное развитие, в котором:

- интегрируются составные компоненты процесса социально-культурного развития личности - обучение, воспитание, социализация, саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия для развития личности;

- разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-органи-затора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, демонстрируя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии становления), принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);

- эффективно приобретается личный жизненный опыт, самостоятельность, опыт человеческого общения, отношений в процессе коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; происходит эмоционально-нравственное развитие в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;

- проявляется мир игры, фантазии, свободы творчества.

Решающую роль в организации социокультурной

деятельности играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, модератора, волонтера, куратора и др.). От его взглядов, гражданской, культурной и других позиции, увлечений и профессионализма зависит избираемость педагогических приоритетов социально-культурной деятельности. Взрослым в этом отношении фактически предоставлено право выбора.

119

Детская субкультура функционирует в пространстве взрослых, взаимодействует с миром взрослых, зависит от мира взрослых, при этом становление личности зависит от саморефлексии.

В связи с этим мы выделяем еще один паритет - паритет педагогического воздействия и саморефлексии в социально-культурной деятельности детей и подростков. Данный паритет определяет «зоны ближайшего развития» и перспективы в личности ребенка, позволяет соотносить социокультурное влияние и процессы развития «самости» -самопознание, самореализация, самосовершенствование и др., что определяет проектирование индивидуальных задач социально-педагогической деятельности, составление программ социокультурного развития личности, систематический анализ и самооценку.

В соответствии с логикой организации исследований социокультурной деятельности детей и подростков нами обоснованы также следующие паритеты:

- паритет выбора методологической основы в исследовании социокультурной деятельности при разделении на приоритет внешней (культурологический, социокультурный, средовой и др.) и внутренней (аксиологический, акмео-логический, креативный и др.) организации деятельности -теоретико-методологическая основа научно-педагогического исследования;

- паритет целеполагания как соотношение социальных и индивидуальных целей социокультурной деятельности детей и подростков - научный аппарат и результатив-

ный ориентир научно-педагогического исследования;

- паритет социокультурной ценности и социокультурной деятельности - организационно-деятельностная составляющая научно-педагогического исследования;

- паритет внедрения инноваций на основе традиций социально-культурной деятельности детей и подростков -технологическая составляющая научно-педагогического исследования;

- паритет критериев оценки эффективности социокультурной деятельности (соотношение критериев организации социально-культурной деятельности и критериев развития личности детей и подростков) - диагностикоаналитическая составляющая научно-педагогического исследования.

Итак, в современный период широкого наукообразова-ния и развития теоретических исследований, перехода культуры и науки на прикладную область и ориентированности на практическую деятельность в развитии личности ребенка исследование социально-культурной деятельности отражает характер паритетности и делает акцент на совокупность указанных паритетов, что обеспечивает не только системность и проецируемость исследований в социально-педагогическую практику, но и позиционирует определение закономерности в решении обозначенной проблемы, что побуждает исследователей реализовать свой научно-творческий потенциал в соответствии с классическими представлениями о догмате социально-культурной деятельности как сферы форсайтинга и детерминизма общественного развития в целом.

1. Ариес, Ф. Возрасты жизни / Ф. Ариес // Философия и методология истории: сб. ст. - М., 1977.

2. Бадашкеев, М. В. Педагогизация образовательной среды как условие профессионального самоопределения / М. В. Бадашкеев // Сред. проф. образование. - 2009. - № 2. - С. 63-65.

3. Будкина, Е. К. Культура досуга и проблемы социализации современной молодежи / Е. К. Будкина, Ю. В. Будкин // Научн. Вестн. Моск. гос. техн. ун-та граждан. авиации. - 2009. - № 142. - С. 139-143.

4. Головина, Г. В. Культура досуга как фактор формирования современного общества / Г. В. Г оловина // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 4. - С. 156-161.

5. Куприянов, Б. В. Антропологические основы социального воспитания школьников [Электронный ресурс] / Б. В. Киприянов // Образование и общество. - 2007. - № 1. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/1_2007.html.

6. Литвак, Р. А. Концептуальные подходы к подготовке социальных педагогов в вузе / Р.А. Литвак // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 2. - С. 5-8.

7. Малиновский, А. В. Развитие современных детских общественных объединений / А. В. Малиновский // Теория и методика профессионального образвоания. - М., 2009. - № 3. - С. 64-89.

8. Нестерова, Н. В. Социокультурное пространство успеха: возможности и перспективы социологического исследования / Н. В. Нестерова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 52-56.

9. Педагогическое наследие профессора Н. М. Таланчука и современные проблемы социального воспитания: тез. докл. и выступлений на пед. чтениях, 28 окт. 2003 г. - Казань: ИСПО РАО, 2004. - 106 с.

10. Qvortrup, J. Childhood as a social phenomen / J. Qvortrup. - Budapest; Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1991.

Сдано 23.11.2011

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.