Научная статья на тему 'Проблема оценки результативности таможенной деятельности'

Проблема оценки результативности таможенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОКАЗАТЕЛЯМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маколова Л. В.

Дан анализ проблемы оценки результативности таможенной деятельности на основе результатов, получены в процессе действий соответствующих органов государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки результативности таможенной деятельности»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. МАКОЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела, Российская Таможенная академия, ростовский филиал, e-mail: makolova76@mail.ru

Дан анализ проблемы оценки результативности таможенной деятельности на основе результатов, получены в процессе действий соответствующих органов государственной службы.

Ключевые слова: подходы к проблеме оценки результативности таможенной деятельности; показатели результативности; основное направление совершенствования систем показателей результативности; критерии, предъявляемые к показателям результативности таможенной деятельности.

Коды классификатора JEL: E61, Пб.

Традиционные подходы в государственном управлении концентрируют основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Главной тенденцией современных теорий оценки результативности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов. «Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения постоянно нарождающихся проблем, характеризуется ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры» [1].

Новые подходы оценки результативности таможенной деятельности акцентируют внимание на результатах, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы. Ключевым вопросом должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам, как используется человеческий ресурс, каково отношение населения к результатам работы. Именно поэтому в практике современного менеджмента в государственной службе измерение и мониторинг результатов начинают занимать центральное место.

Методы оценки результативности таможенной деятельности это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными органами и в процессе их деятельности. Ключевым аспектом повышения результативности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности, которые могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников. Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.

Показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки результативности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности. Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных

© Л.В. Маколова, , 2009

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

117

органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях [2].

Показатели результативности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям: быть четко увязаны с целями и задачами органов власти; отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач; полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа; быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей результативности. Показатели результативности могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2005.

2. Экономика таможенного дела: учебное пособие /под ред. Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнова. М.: Российская Таможенная академия; Владивосток: РИО ВФ РТА, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.