Олег Юрьевич Рыбаков,
доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе, Северо-Кавказский федеральный университет
Софья Владимировна Тихонова,
доктор философских наук, профессор кафедры истории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия
ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ РАННЕГО ТРАНСГУМАНИЗМА
Статья посвящена анализу социальной философии раннего трансгуманизма. Представлена периодизация истории современного западного трансгуманизма. Авторы рассматривают социальные взгляды основателей трансгуманизма Р. Эттингера и FM-2030 и анализируют влияние проблемы отчуждения на формирование их социальнополитического идеала. Делается вывод, что базовые тренды трансгуманизма - иммортализм, колонизация космоса, переход к постиндустриализму, развитие искусственного интеллекта, сети приватности, совместное принятие политических решений - выступают стратегиями преодоления отчуждения.
Ключевые слова: трансгуманизм, социальная философия, отчуждение.
O.Yu. Rybakov, S.V. Tikhonova
THE PROBLEM OF ALIENATION IN SOCIAL PHILOSOPHY OF EARLY TRANSHUMANISM
The paper analyzes the social philosophy of early transhumanism. Periodization of the modern Western transhumanism is presented. The authors consider the views of the founders of social transhumanism R. Ettinger and FM-2030 and analyze the impact of the problem of alienation on the development of their social and political ideal. It is concluded that the basic trends of transhumanism - immortalizm, space colonization, transition to post-industrialism, development of artificial intelligence, network privacy, joint political decisions - are the strategies for overcoming alienation.
Keywords: transhumanism, social philosophy, alienation.
УДК 1:316 Ifia* SegedaSVVflyandex.ru
Отчуждение и его преодоление со времен Маркса является одной из знаковых тем социальной философии. Социокультурная связь между индивидами, вышедшая из-под их контроля и ставшая самостоятельной, господствующей над ними силой, фиксируемая понятием «отчуждение», является характеристикой, во-первых, субъекта, его внутреннего мира и, во-вторых, общества, взятого в конкретном измерении достигнутого им этапа развития. В первом случае отчуждение выступает оборотной стороной самореализации. Самореализация и отчуждение - два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса, протекающих в жизни человека. Доминирование одного из них означает уменьшение значимости другого. Чем в большем пространстве самоосуществле-ния пребывает индивид, тем менее он отчужден от этого пространства, и наоборот. Во втором случае отчуждение является продуктом социальных структур, порабощающих человека. Отчуждение - факт и фактор бытия человека. Отчуждение словно напоминает человеку о кратковременности бытия, о том, что он не может в полной мере быть хозяином мира и иметь для этого соответствующее оснащение. В этом качестве оно выступает движущей силой социальной динамики, целенаправленно инициируемой человеком. Любая попытка перестройки социальной реальности есть попытка преодоления отчуждения. Социальные теории Нового и Новейшего времени являются проектами таких попыток, содержащими констатацию социального отчуждения, анализ его причин и стратегии его элиминации.
В этом смысле не является исключением социальная философия трансгуманизма - одного из оригинальных философских течений второй половины ХХ - начала ХХ1 вв., поддерживающего проект целенаправленного фундаментального расширения интеллектуальных, физических и психологических способностей человека с помощью конвергентных технологий.
Развитие трансгуманистической мысли укоренено в эволюции Проекта Просвещения, органическими компонентами которого являются светский гуманизм, вера в Разум (и науку как его продукт), социальный прогресс. Его базовый источник - гуманизм Возрождения, призывавший людей полагаться на свои собственные наблюдения и суждения, а не ограничиваться церковной догмой. Эпохе Возрождения современность обязана идеалом разносторонне развитого человека, «титана», способного к активной продуктивности в научной, эстетической и нравственной сферах. Возрожденческий антропоцентризм провозгласил, что человек не имеет готовой формы и ответственен за формирование себя. Этот лозунг и был воспринят трансгуманистами, рассматривающими человечество как процесс непрерывного само-формирования, инструментами которого станут технологическая сингулярность, нанотехнологии и искусственный интеллект.
Историю современного западного трансгуманизма можно условно разделить на три периода.
1. Первый период охватывает 60 - 80-е гг. ХХ в. и представляет собой время оптимистического футуризма, концентрирующего свое внимание на вопросах крионики, освоения космоса и жизненного расширения.
2. Второй период связан с развитием экстропианства
- конец 80 - 90-е гг. ХХ в. В этот период трансгуманизм приобретает явно выраженный либертарианский характер, и концентрируется на идеях «безграничного расширения», «самопреобразования», «динамического
оптимизма», «интеллектуальной технологии». Постчеловек все чаще интерпретируется в ницшеанской традиции, постулируется отчуждение между людьми и постлюдьми. Центром трансгуманистического движения становится Интернет, обеспечивающий «встречи умов». Создается Всемирная трансгуманистическая ассоциация, принявшая Трансгуманистическую декларацию.
3. Третий период начинается в ХХ1 в., когда широкое распространение получает биоэтический дискурс, вбирающий в себя традиционные для трансгуманистов проблемы. Развитие биомедицинских технологий детерминировало необходимость этического контроля их применения, основанную на примате прав человека. Трансгуманисты начинают активные поиски в области широкой концепции человеческого достоинства, способной примирить конфронтацию между «человеческим» и «постчеловеческим» достоинством. Также вводится понятие экзистенциального риска, под которым понимается риск уничтожения порожденной Землей интеллектуальной жизни или существенного сокращения ее потенциала. Трансгуманизм переходит на демократические позиции, предлагая объединить трансгуманную биополитику с социальной демократической экономической и либеральной культурной политикой. В этом случае достижение лучшего постчеловеческого будущего потребует гарантий того, что технологии безопасны, доступны для всех и их применение базируется на уважении права людей управлять их собственными телами. Снятие отчуждения и оппозиции «человечества» и «постчеловечества» достигается термином «человече-ство+», открывающим возможности для диалога с биоконсерватизмом.
Центральной идеей раннего трансгуманизма стало преодоление антропологического отчуждения благодаря победе над смертью. Иммортализм ранних трансгуманистов был связан с некоторым прогрессом в области крионики (преимущественно в части качества сохранения тел). Надежда на воскресение в будущем не только отразилась на отношении к смерти (адепты крионики предпочитают заменять слово «смерть» словом «приостановка»), но также вызвала более пристальное внимание к футурологическому моделированию общества будущего с элиминацией современных форм социального отчуждения. Тогда же был введен в оборот термин «трансгуманизм», во многом благодаря работам первых трансгуманистов - Р. Эттингера и ПМ-2030 (Ф. Эсфендиари), содержащим теоретическую платформу нового философского направления.
Роберт Честер Вильсон Эттингер, магистр математики, магистр физики и университетский преподаватель этих дисциплин, с юности увлекался научно-фантастическими идеями о возвращении к жизни умерших людей с помощью научных достижений. Однако еще больше его воображение захватили научные опыты по криобиологии. В 1962 г. выходит его книга «Перспективы бессмертия». Основная ее идея - отказ от существующих практик захоронения умерших в пользу крионирования*.
* В настоящее время гипотеза о возможности возвращения к жизни крионированного человека пока не опровергнута научными данными, хотя на практике крионика остается нерезультативной - к жизни не удалось вернуть ни одного крионированного человека и ни одно крионированное животное. Особые надежды сторонники крионики возлагают на использование нанотехнологий при разморозке крионированных.
Эттингер обосновывал его надеждой на оживление кри-онированного человека врачами будущего. В целом работа представляет собой апологию крионирования, его научное, техническое и экономическое обоснование. Кроме того, в ней содержится ряд социально-философских представлений.
По мысли Эттингера, массовое крионирование сделает сотрудничество основой социальной организации. Бессмертие каждого индивида будет зависеть от добросовестности остальных. Любые войны, революции и беспорядки поставят под вопрос сохранность криониро-ванных тел, а значит, перспективу бессмертия. Бессмертие людей (или очень долгая жизнь) сделает невозможной анонимность социальной рутины: «Больше нельзя рассчитывать, что люди, которых мы встречаем в деловой и в повседневной жизни, пропадут или исчезнут; вместо этого наши пути могут снова пересечься в отдаленном будущем. Любое действие превратится в “повторяемое” событие; “одноразовых” событий больше не будет» [1]. Антисоциальное поведение в такой ситуации будет блокировано. Золотое правило морали станет необходимостью, а не идеалом. Итог - прогрессивное стабильное общество, смыслом жизни которого будут оставаться познание и рост, во всяком случае до тех пор, пока не будет найден другой смысл или не произойдет глобальная катастрофа. Это общество должно быть не-поляризованным в структурном отношении. Эттингер отмечает, что у элиты будет очень простой выбор: или поделиться бессмертием с массами, или «быть разорванной на части». Он считает вполне реальной перспективу отчуждения «размороженных» в обществе будущих, но полагает, что эта проблема решаема.
Техногенный ландшафт общества будущего будет включать в себя искусственную кондиционируемую среду обитания, электронную демократию, дешевое рациональное правосудие, безопасность. Эттингер рисует эту картину буквально несколькими штрихами, не вдаваясь в подробности: «Для простоты картины можно схематично представить себе, что в обществе Золотого Века каждый гражданин будет владеть огромной разумной машиной, которая будет черпать сырье из земли, воздуха или воды и выдавать все, что потребуется в любых количествах, будь это икра, золотые слитки, операции по удалению аппендицита, советы психиатра, картины импрессионистов, космические корабли или рулоны меховой туалетной бумаги пастельного цвета. Эта машина будет сама себя ремонтировать и даже постоянно улучшать, а также строить новые машины, похожие на себя, когда это потребуется, к примеру, из-за прибавления в семействе своего хозяина» [1].
В следующей работе, «Man into Superman», Эттингер концентрирует свое внимание на вопросе самоформи-рования постчеловека. Он определяет перспективу человечества как переход от исторической неоднородности смертного человечества к бессмертному трансчеловечеству, причем благодаря крионике принять участите в этом переходе могут многие из его современников. Он рассматривает родового человека как ваяющего себя скульптора, проектирующего супермена.
По мысли Эттингера, цивилизация приостановила человеческую эволюцию. Но сама эволюция в природном смысле не может быть целью человеческих действий. Творения природы несовершенны, и далеко не всё, что она сделала, человек считает благом. Поскольку целью природной эволюции является выживание, обеспечива-
емое случайно подошедшими для данной среды качествами, человек есть продукт несчастного случая, сделавшего его тело и душу путаницей кустарных адаптивных компромиссов. Его признаки не соответствуют никакому очевидному великому дизайну или рациональному проекту, но представляют собой только текущий, предварительный результат бесконечной работы эволюционных сил, включая случайные элементы и внутренние противоречия. Любое биологическое существо должно быть рассмотрено как компромисс случайностей. Эттингер признает некоторую вероятность того, что в ходе «естественного» развития человек мог бы в конечном счете достичь более совершенного и гармоничного строения, но считает нерациональным длительное ожидание при отсутствии гарантий результата. Человек должен переделать себя сам, в соответствии с собственными представлениями о совершенстве. Однако этот тезис тут же приводит Эттингера к проблеме отсутствия эталона. Источником формирования эталонов, по его мнению, являются редкие человеческие таланты, таланты других видов и «машинные таланты». Реализация эталонных проектов неизбежно скажется на социальном бытии.
В целом свою систему взглядов на развитие общества, связанную с крионикой, Эттингер называет новым мелиоризмом. Мелиоризм, как среднее между оптимизмом и пессимизмом, предполагает, что мир можно сделать лучше, прилагая к тому усилия. Новый мелиоризм, основанный на эмансипации от смерти, смещает акцент с массовых социальных изменений к отдельному биологическому изменению. Совершенствуя себя, бессмертный человек обеспечит себе жизненное расширение. В этих условиях изменятся как критерии «плохого» и «хорошего», так и сами представления о добре и зле. Поменяется знак оценки в оппозициях «эгоизм - альтруизм», «самосохранение - самопожертвование», «одиночество - сообщество», «целесообразность - лояльность», «прагматизм - принцип», «рост - стабильность»: этически позитивным станет первый член оппозиции. Изобилие внешних и внутренних ресурсов уменьшит потребность человека в помощи извне, поддержке, лести, одобрении или почти любом виде взаимодействия. Люди станут жить уединенно, общество станет чрезвычайно фрагментированным и свободно связанным. Некоторые элементы этики неизбежно девальвируются. Социальная солидарность и поддержка не исчезнут полностью, но каждый человек будет стремиться «идти своими собственными путями, предполагая, что другой товарищ может заботиться о себе» [2]. Люди, пары, семьи или сообщества любого размера будут в состоянии изолировать себя с помощью расстояний, физических барьеров, норм и правил, обеспечивая тем самым не только расширение свободы и разнообразия, но и устранение множества источников социальных конфликтов. Преданность «присяге крови» исчезнет по мере исчезновения кровнородственных связей, но дружба станет более теплой и полезной, поскольку ожидания и претензии людей друг к другу снизятся.
Автаркия транслюдей не уничтожит корпоративных чувств, но сделает жизненные стратегии и само поведение автономным. Свобода личности будет постепенно приближаться к анархии, при этом Эттингер выражает уверенность в том, что смысл, благоразумие и сочувствие будут преобладать и что люди смогут объединить почти полную свободу с подходящей степенью сотруд-
ничества и общения. Эттингер также уверен в возрастании ценности человеческой (или сверхчеловеческой) жизни в таком обществе, которое он характеризует как эру самостоятельности. Перспектива превращения человека в бессмертного супермена осуждает каждую деятельность, идеологию и образ жизни как сомнительные, незаконченные и неудовлетворительные и налагает на индивида почти невыносимое бремя полной ответственности. Тем не менее бессмертный супермен представляет собой не только цель, но и образ жизни, мировоззрение, только частично совместимое с сегодняшними доминирующими идеологиями. Эту перспективу отчуждения человека и супермена Эттингер только намечает, но не считает ее драматичной в условиях победы над смертью. Ради победы над известным злом (смертью) он выбирает неизвестное зло (социальное отчуждение будущего), считая его по определению меньшим. Свой личный жизненный проект Эттингер «приостановил» с помощью крионики в 2011 г., скончавшись в возрасте 91 года и успев в течение жизни не только создать Институт крионики, но и крионировать свою мать и двух жен.
Взгляды другого раннего трансгуманиста - FM-2030
- на социальный прогресс и отчуждение более детализованы. Сын иранских дипломатов, космополит Ферей-дун Эсфендиари, сменил имя на FM-2030. Новое имя должно было продемонстрировать уверенность своего обладателя в том, что прогресс в сфере нанотехнологий и крионики позволит ему в 2030 г. отпраздновать столетний юбилей. М. Шермер метафорически назвал FM-2030 душой криодвижения [6], и, действительно, вклад FM-2030 в развитие трансгуманизма трудно переоценить: новаторские идеи, личное обаяние, неординарный жизненный путь обеспечили широкую популяризацию трансгуманизма. FM преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке в 1960-х гг. и сформировал группу оптимистических футуристов, известную как «UpWingers».
Теоретические взгляды FM-2030 формировались на платформе линейного технологического детерминизма и глобализма. Современное индивидуальное и социальное бытие он оценивает достаточно критично: «Пока мы безнадежно обречены на ограниченные продолжительности жизни и пойманы в ловушку в пределах маленького пятнышка в Космосе, все наши социальные экономические политические свободы ограничены и, в конечном счете, бессмысленны» [3]. Его концепции, отраженные в работах «Optimism One: The Emerging Radicalism» (1970), «Telespheres» (1977), «UpWingers» (1977), «Are You a Transhuman?» (1989), предполагают комплексные стратегии преодоления наличного антропологического, социального и политического отчуждения.
Свою политическую философию FM-2030 маркирует как выходящую за рамки традиционного противостояния радикалов и консерваторов, левых и правых и называет ее UpWing - верхнее крыло. UpWing - это толчок, выводящий людей вверх, поднимающий их над традиционными идеологическими оппозициями. «Верхние» ставят своей целью «помочь ускорить толчок вне стран, этнических групп, гонок, создать глобальное сознание, глобальные учреждения, глобальный язык, глобальное гражданство, глобальный свободный поток людей, глобальные обязательства» [5]. Вера в возможность такого прорыва и означает глобальный оптимизм, поскольку
так открываются перспективы нового, трансгуманистического, будущего человечества.
Решение вопросов о том, как пройдет прорыв и какими будут перспективы, потребовало от FM многолетней рефлексии. В 1989 г. выходит его книга «Are You a Transhuman?». В ней постулируется переход к постиндустриальной глобальной эпохе, меняющей человека как существо, детерминированное биологической программой. Коммуникационная революция (FM-2030 фиксирует ее с помощью метафоры телесфер**) приводит к тому, что электронные кругообороты соединяют все области жизни в мобильные центры активности, не привязанные к конкретной территории. Необходимость перерабатывать все большие объемы информации делает концентрацию внимания человека все быстрее и короче, высвобождая досуг. Увеличение времени досуга повышает продуктивность и интеллектуального труда, а также эмоционального переживания собственной жизни. Высокотехнологичная окружающая среда, насыщенная суперкомпьютерами, изменяет социальную реальность и трансформирует человеческие ценности, поскольку уменьшает изоляцию и одиночество, позволяет вступать в социальные интеракции в любой момент, обеспечивая мгновенный доступ к ним. Личность становится более гибкой, текучей, социальные связи - эластичными и подвижными, иерархии сглаживаются, эмоции реже и мягче управляют человеческим поведением, которое становится рациональным.
Аргументация идеолога трансгуманизма разворачивается следующим образом: он определяет эмоции как интеллект «второго порядка», определявший эффективность выживания человека в первобытную эпоху. Эмоции и интеллект являются частью единого континуума, обеспечивающего ответ вызовам среды. Усложнение общества и изменение потребностей выживания делает архаичные эмоции опасными. Эмоциональность FM связывает с неуверенностью, а не с глубоким переживанием чувств. Эмоции выживания - любовь, собственничество, ревность, конкуренция и т.д. - восходят к основному страху - страху перед смертью. Они опустошают повседневное качество жизни, привязанное к ее продолжительности. Невозможно наслаждаться жизнью, если знаешь, что завтра умрешь. Избавление от смерти модернизирует качество жизни. Пока есть смерть, никто не свободен. Устранение смерти не избавит человечество от проблем, но уберет трагедию в человеческой жизни. Как только люди достигают бессмертия, все становится возможным.
Необходимо отметить, что гуманизм FM чрезвычайно широк. Он усматривает в развитии человечества моральный прогресс, связывает его со снижением насилия и полагает, что в будущем человек, победивший смерть, сможет полностью отказаться от любых видов насилия (включая убийство животных) и даже перестроить с помощью генной инженерии биосферу собственной планеты, чтобы элиминировать насилие и смерть и из «естественной» природы. Обосновывая право человека управлять собой и природой с гуманных, биоэтических (в смысле В.Р. Поттера) позиций, FM подчеркивает, что категория «искусственное» есть результат конвенции, а не эмпирический факт, поскольку все созданное чело-
** Телесфера - планетарное, глобальное общество, созданное на основе телекоммуникации (см.: FM-2030. Telespheres. Popular Library, CBS Publication, 1977).
веком состоит из тех же химических элементов, что и остальная вселенная. Управление природой не тождественно отчуждению от природы, поскольку природа, как стихия, опасна для человека. Жить в соответствии с природой - значит выбирать судьбу либо хищника, либо его жертвы. Гуманность требует от человека стремления к созданию нового баланса выживания, свободного от насилия и террора, свободного от императива выживания сильного, охотящегося на слабого. Человек, продвигающий в будущее сострадание к выращиваемой им жизни, неизбежно будет выше ценить саму эту жизнь.
Однако эти идеи ПМ вводит очень мягко, не впадая в ригоризм. Он предпочитает обращаться к менее отдаленным перспективам, обозначая наличные тренды социальной динамики. Он доказывает, что новые технологии требуют создания гибких и подвижных конфигураций социальных связей. Архаичные эмоции поддерживают консервативные социальные связи: основанные на конкуренции вертикальные иерархии и основанные на сексуальном влечении и репродукции нуклеарные семьи. Шовинизм, ксенофобия, вера в собственную праведность, конкурентоспособность, порожденные глубокими прочными эмоциями, опасны в глобальном мире. Они должны уступить глобальной лояльности.
Развитие умной среды, жизненного пространства, обеспечение которого осуществляется через устройства искусственного интеллекта, подстегнет рациональность и эмоциональный менеджмент людей. Асексуальная репродукция с евгенической программой сделает бессмысленным кровное родство, а значит и существование этнических сообществ, династий, семей и брака. Их заменят новые приватные социальные сети, в рамках которых будет осуществляться общее или совместное производство потомства и совместное его воспитание.
Технологическое развитие позволит контролировать погоду, свести к минимуму загрязнение окружающей среды, в принципе решит проблему «пределов роста» и превратит мир в подобие глобальной деревни, поскольку города как стратегия централизации производства, распределения и потребления уйдут в прошлое. Глобальный гомогенный новый мир без национальных границ, без закрытых суверенных государства, с единым планетарным правительством является для ПМ-2030 не финальной целью, а только плацдармом для перехода к еще большим мирам.
Космический прорыв навсегда покончит с ограниченностью человечества, предоставит ему безграничное пространство для выживания, неисчерпаемые источники энергии и ресурсов для обеспечения существования разумной жизни в течение миллионов и миллиардов лет, превратив в ее хронологический предел время жизни Вселенной. Внеземные сообщества предложат уникальные возможности для начинания с нуля во всех областях жизни. Но ради возможности начать историю с «чистого листа» человеку придется радикально реконструировать свое тело, слишком хрупкое и ограниченное для такого проекта, и принять глубокие преобразования во всех областях жизни.
ПМ-2030 считает целесообразным переход к прямой электронной демократии, отказ от национальных культурных традиций. Мировое правительство и гражданство должны сменить правительства и гражданства национальные. Для него отказ от модели конкуренции в социальных отношениях и переход к рациональному со-
трудничеству кажется закономерным, поскольку движущие силы человеческого прогресса - это не конкуренция, а творческий потенциал, новизна, воображение, изобретательность.
ПМ-2030 приводит «портрет» людей ближайшего будущего (XXI век), прототипы которых есть среди его современников. Это люди, которые могут позволить себе иметь высокие ценности и высокие технологии. Люди, которые редко должны конкурировать за что-либо. Люди, которые редко торопятся и страдают от напряжения. Люди, которые работают так, как они любят, - в своем собственном темпе, своим собственным способом, с совместимыми сотрудниками. Люди, которые живут близко к своим идеалам. Люди, у которых есть ресурсы и время, чтобы великодушно дать их миру. Люди, которые пользуются всеми формами телекоммуникации и скоростной транспортировки, чтобы связывать места досуга, работы, общения и развлечения. Люди, которые трансживут в глобальной окружающей среде: глобальная сеть друзей и партнеров - глобальная организация телеконференций - глобальное путешествие - глобальный краткий обзор - глобальные привязанности. Люди с психологией изобилия. Люди, которые хорошо знают об изобилии во Вселенной и живут жизнью изобилия: богатство времени - богатство ресурсов - богатство роста - богатство творческого потенциала - богатство великодушия - богатство удовольствий [3].
В целом транслюдей ПМ-2030 определяет как новый вид, самое раннее проявление новых эволюционных существ, нового возможного преобразования человеческих разновидностей. Они походят на тех самых ранних гоминидов, которые много миллионов лет назад впервые спустились с деревьев и начали оглядываться в новой среде. Транслюди не обязательно занимаются тем, что ускоряют эволюционный переход к более высоким формам жизни, многие из них даже не знают о своей роли в развитии. Однако, по мнению ПМ, транслюдей больше нельзя считать определенно людьми, поскольку они выходят за определявшее человека понятие биологической земной жизни.
Ранний трансгуманизм развивает свою версию социальной философии исходя из тезиса об отчужденности наличного социального бытия. Базовые тренды трансгуманизма - иммортализм, колонизация космоса, переход к постиндустриализму, развитие искусственного интеллекта, сети приватности, совместное принятие политических решений - выступают стратегиями преодоления отчуждения.
1. Эттингер Р. Перспективы бессмертия I пер. Д.А. Медведева. URL: http:IIettinger-poi.narod.ruIProspect.htm (дата обращения: 20.10.2012).
2. Ettinger R.C.W. Man into Superman. URL: http:IIwww. cryonics.orgIcontents2.html (дата обращения: 20.10.2012).
3. FM-2030. Are You a Transhuman? N.Y.: Warner books, A Warner Communications Company, 1989. URL: http:IIwww.autistici. orgIcastaliaIdownloadIebooksIAre%20you%20a%20transhuman% 20%5beBook%5d.pdf (дата обращения: 20.10.2012).
4. FM-2030. Optimism One: The Emerging Radicalism. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1970.
б. FM-2030. UpWingers. N.Y.: The John Day Company, 1973.
6. Shermer M. Nano Nonsense and Cryonics. True Believers Seek Redemption from the Sin of Death II Scientific American. 2001. September, 16. P. 29. URL: http:IIwww.scientificamerican.com/ article.cfm?id=000E274C-2DD2-1C6F-84A9809EC588EF21 (дата обращения: 20.10.2012).