Научная статья на тему 'Проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах'

Проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TRAINING / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / SCIENTIFIC STYLE / ТЕКСТ НАУЧНОГО СТИЛЯ / THE TEXT OF SCIENTIFIC STYLE / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФИЛЬНЫХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССАХ / TRAINING TO RUSSIAN IN PROFILE PHYSICAL AND MATHEMATICAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Л.В.

В данной статье рассматривается проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах, излагаются основные принципы отбора текстов для работы в профильных физико-математических классах. Автор статьи подчеркивает необходимость включения в процесс обучения неадаптированных или минимально адаптированных текстов, принадлежащих известным ученым, лауреатам нобелевской премии по физике для того, чтобы повысить коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SELECTION OF SCIENTIFIC TEXTS FOR TRAINING TO RUSSIAN IN PROFILE PHYSICAL AND MATHEMATICAL CLASSES

In this article the problem of selection of scientific texts for training to Russian in profile physical and mathematical classes is considered, the basic principles of selection of texts for work in profile physical and mathematical classes are stated. The author of the article emphasizes the need of inclusion in the process of training of not adapted or minimum adapted texts belonging to known scientists, to Nobel prize winners on physics to increase communicative and linguistic competence of pupils.

Текст научной работы на тему «Проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах»

ПРОБЛЕМА ОТБОРА НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФИЛЬНЫХ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССАХ

PROBLEM OF SELECTION OF SCIENTIFIC TEXTS FOR TRAINING TO RUSSIAN IN PROFILE PHYSICAL AND MATHEMATICAL CLASSES

Л. В. Попова

В данной статье рассматривается проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах, излагаются основные принципы отбора текстов для работы в профильных физико-математических классах. Автор статьи подчеркивает необходимость включения в процесс обучения неадаптированных или минимально адаптированных текстов, принадлежащих известным ученым, лауреатам нобелевской премии по физике для того, чтобы повысить коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся.

Ключевые слова: профильное обучение, научный стиль, текст научного стиля, обучение русскому языку в профильных физико-математических классах.

Эксперимент по введению профильного обучения начался в 2003 г. и себя уже оправдал. В 10-11-м классах учащиеся учатся в соответствии с выбранным профилем, что способствует углубленному изучению отдельных предметов. Многие учащиеся профильных математических классов усердно занимаются математическими науками и считают, что русский язык и литература для них - необязательные дисциплины. Однако изучение гуманитарных предметов, умение стройно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, убедить собеседника, заинтересовать слушателя своей проблемой очень важно для развития личности будущего ученого.

Одной из основных задач обучения русскому языку в профильных физико-математических классах является формирование у ученика умения создавать тексты научного стиля, сознательно отбирая выразительные средства языка. А для этого ученик сначала должен научиться анализировать тексты, которые принадлежат уже известным ученым.

Традиционно в научном стиле выделяются собственно-научный, научно-учебный, научно-деловой и научно-популярный подстили. С научными текстами ученик в основном знакомится на уроках физики, химии и математики, и это, как правило, тексты собственно научного и научно-учебного подстиля. Как показывает анализ школьных учебников, это лишь сухие, адаптированные выдержки из научных статей, которые не могут показать ученику, какой может быть научный текст, когда его интересно читать не только специалисту. Ученикам необходимо показать, что настоящий ученый должен в со-

L. V. Popova

In this article the problem of selection of scientific texts for training to Russian in profile physical and mathematical classes is considered, the basic principles of selection of texts for work in profile physical and mathematical classes are stated. The author of the article emphasizes the need of inclusion in the process of training of not adapted or minimum adapted texts belonging to known scientists, to Nobel prize winners on physics to increase communicative and linguistic competence of pupils.

Keywords: profile training, scientific style, the text of scientific style, training to Russian in profile physical and mathematical classes.

вершенстве владеть родным языком, иначе ему будет трудно изложить, доказать свою точку зрения. На наш взгляд, учащихся физико-математических классов необходимо знакомить с работами известных физиков-математиков, адресованными широкому кругу читателей (научно-популярный подстиль).

Отбор текстов для работы в профильных физико-математических классах должен производиться с учетом школьного курса физики, отраженного в программе, в учебнике физики, а также в ФГОС. Учащимся предлагаются тексты на естественном, неадаптированном языке, поскольку обучение формализованному языку физики - задача преподавателя физики как учебной дисциплины. При отборе текстов учитывается содержание курса русского языка, то есть отбираются тексты, обеспечивающие формирование соответствующих языковых и речевых умений и навыков. Таким образом, реализуются межпредметные связи между двумя данными учебными дисциплинами - русским языком и физикой; создаются условия, при которых русский язык реализовал бы две свои функции: был бы не только языком изучения, но и языком обучения другому предмету.

Для работы с научными текстами в профильных физико-математических классах мы предлагаем использовать методику обучения научной русской речи, разработанную Л. А. Тростенцовой для 7-го класса национальной школы. Для каждого урока русского языка указывается лингвистическая тема и тема по физике. Последовательность параграфов отражает последовательность изучения соответствующих тем по русскому языку и физике.

В каждом параграфе сформулированы учебные цели, вслед за которыми идут упражнения, распределенные по трем блокам в зависимости от того, с каким текстом проводится работа. По каждой теме предусмотрено наличие трех текстов: микротекста (вводного); основного (расширенного, главного) и проблемного.

Первый текст в основном служит для первичного предъявления основных терминов темы, определений основных понятий. Этот текст представляет собой чаще всего фрагмент из словарной статьи того или иного физического словаря или определение из учебника физики. Второй текст раскрывает содержание основных понятий, данных в первом тексте; содержит описание опытов, подтверждающих то или иное физическое явление. Третий текст научно-популярного или специального характера, иногда это вопросы. Их объединяет то, что они требуют применения полученных в двух предыдущих текстах знаний к новым условиям. Отсюда и квалификация этой группы заданий и текстов как проблемных. Таким образом, с помощью данной методики ученики смогут овладеть восприятием и порождением текстов различного типа на материале физики.

Обычно основными признаками научной речи называют точность в передаче информации, строгую логичность, отсутствие образности, неэмоциональность, сухость, лаконичность. Однако, как показывает анализ трудов известных ученых, лауреатов нобелевской премии по физике, при полной научной достоверности и при соблюдении адекватности описания научных понятий и явлений они включают в свой текст разнообразные средства художественной выразительности. Это можно показать учащимся на примере текста из статьи Е. М. Кляуса о лауреате нобелевской премии, одном из создателей квантовой теории Максе Планке.

Он (Планк) с большим успехом читал популярные научно-философские лекции. (Он любил эти лекции, он «испытывал настоящую потребность» их читать.) И, наконец, он писал книги, учебники и статьи. Его книги Эйнштейн называл «шедеврами физической литературы». «То удовольствие, которое испытываешь, когда берешь в руки эти книги, - говорил он, - в немалой мере обусловлено простым, поистине художественным стилем, присущим всем работам Планка. При изучении его трудов вообще создается впечатление, что требование художественности является одной из главных пружин его творчества» [2, с. 260].

А потом проанализировать текст из статьи Планка «Отношение новейшей физики к механистическому мировоззрению».

Грандиознейшая, но, вероятно, последняя попытка свести все явления природы к движениям содержится в

механике Генриха Герца. Стремление механистического мировоззрения к единому образу мира получило в ней идеальную законченность. Механика Герца есть не физика настоящего, а физика будущего, или, так сказать, своего рода исповедание веры. Она устанавливает программу такой высокой последовательности и гармонии, которая далеко оставляет за собой свои прежние попытки, направленные к той же цели [2, с. 57].

После анализа текстов можно предложить школьникам ответить на вопрос «Почему Эйнштейн считал, что «требование художественности является одной из главных пружин» творчества Планка, и нужно ли, чтобы научный текст содержал в себе средства художественной выразительности?»

В результате обучения ученик физико-математического класса должен научиться создавать письменные и устные тексты, характерные для научного дискурса. Текст, содержащий научную информацию, - это и средство, и цель обучения. Поэтому необходимо, чтобы на уроках русского языка ученик знакомился с неадаптированными или минимально адаптированными текстами. Это значительно повысит коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся, откроет возможности для реализации профессионального творческого потенциала.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тростенцова Л. А. Обучение научной русской речи учащихся седьмых классов (на материале физики): учеб. пособие для учащихся 7 классов национальных школ / предисл. Т. П. Малявиной. Саранск, 2009. 74 с.

2. Макс Планк. Единство физической картины мира. М., 1966.

3. Еремеева А. П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка. М., 1991.

4. Молодцова С. Н. Система работы по стилистике русского языка в школе: пособие для учителя. М,1978.

5. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000. 368 с.

7. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968.

8. Ладыженская Т. А. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.