Научная статья на тему 'Проблема организации непрерывного профессионального образования в гражданской авиации'

Проблема организации непрерывного профессионального образования в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема организации непрерывного профессионального образования в гражданской авиации»

x = —T4rlm{1 - Tspy) - T^y + C (15б) Ts P P

определяемых уравнением (13б), а область между прямыми I-I и II-II - семейством прямых, уравнение которых (15в) является решением уравнения (13в).

y = Р x + C T

a

(15в)

Из анализа фазовой плоскости видно, что в системе имеется множество состояний равновесия. Им соответствует отрезок mim2 оси абсцисс. Каждое из семейств кривых (15а) и (15б) включает по одной прямой, параллельной оси абсцисс (прямые III-III и IV-IV). Изображающая точка, находящаяся справа от границы смены управленческих воздействий I-I и выше прямой III-III, не может попасть в область над прямой III-III. Аналогичное обстоятельство имеет место для изображающей точки, расположенной слева от прямой II-II и ниже прямой IV-IV.

Выбирая надлежащее значение [9] постоянных С в уравнениях (15), можно найти фазовую траекторию, проходящую через любую заданную точку соответствующей области фазовой плоскости.

Заключение. Анализ результатов использования управления в реализации образовательных технологий в применении к специфике переподготовки специалистов гражданской авиации показал наличие неравномерности в оценках новых знаний специалистов. Выпускникам объяснена суть микроэкономических критериев эффективности использования выпускников университета.

Предлагаемый подход к оценке функциональной надежности обучающих мероприятий позволяет учитывать оценки организационных и технологических ошибок в организации образовательных процессов. Проведенные оценки выбора стратегий могут определить требования к программам повышения квалификации и преподавателей, и слушателей, составив основу методологии обеспечения эффективности системы непрерывной переподготовки кадров.

На основе методов анализа концептуальных требований к построению эффективной системы образования, можно учитывать динамику требований работодателя. Объективность оценки результатов образования специалистов в области гражданской авиации обеспечит эффективность формирования и развития их профессиональных компетенций даже при переходе от систем автоматизации к средствам нано-био-инфо-когно-технологий

ЛИТЕРАТУРА

1. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании / М.: ВИНИТИ, 2008, 68с.

2. Трахтенгерц Э.А., Иванилов Е.Л., Юркевич Е.В. Современные компьютерные технологии управления информационно-аналитической деятельностью // М: СИНТЕГ, 2007.

3. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами М., Наука 1994.

4. Yurkevich E.V., Kryukova L.N. Problems with regulating the functional reliability of means of measurement and control in industrial processes// Measurement Techniques, 2013, vol.56, 71, p. 25-30.

5. Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве / Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Макс-пресс, М.: 2011, 330с.

6. Юркевич Е.В. Методологические особенности обеспечения надежности технологий предоставления услуг коммерческой компанией// Экономические стратегии 11, 2011, С. 100 — 109

7. Бутковский А.Г. Фазовые портреты управляемых динамических систем // М.: Наука, 1985.

8. Оболяева Н. М. Система сбалансированных показателей как элемент конкурентной стратегии ВУЗа. /Надежность и качество. Труды международ. симпозиума: в 2-х томах -/Под ред. Н.К.Юркова- Пенза, Информационно-издательский центр ПензГУ, 2011.-том 2,.

9. Гришко А.К. Методология управления качеством сложных систем / Гришко А.К., Юрков Н.К., Кочегаров И.И. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 377-379.

10. Романчева Н.И. Компетентно-ориентированная оценка и прогнозирование качества подготовки выпускника /Надежность и качество. Труды международ. симпозиума: в 2-х томах -/Под ред. Н.К.Юркова- Пенза, Информационно-издательский центр ПензГУ, 2011.-том 2

УДК 681.3

Юркевич Е.В., Романчева Н.И.

Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, Москва, Россия

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: «Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В Российской Федерации на подготовку одного специалиста в среднем учреждении профессионального образования из государственного бюджета тратится около 50 тысяч рублей в год. В то же время 20 - 50% выпускников учебных заведений не доходят до места работы, обозначенного в итоговых документах образовательного учреждения (даже при наличии договоров о сотрудничестве с работодателями!), и 30% увольняются через несколько месяцев работы. Кроме экономической ситуации в стране важными причинами сложившегося положения являются недовольство работодателя знаниями выпускников образовательных учреждений равно как непонимание молодыми специалистами предъявляемых к ним требований.

Анализируя экономическую ситуацию, можно отметить, что спецификой традиционного российского менталитета является жизнь в «обществе созидания». Начиная с 90-х годов, в России искусст-

венно насаждается «общество потребления». В это время появилась тенденция относить образование к сфере услуг. К сожалению, уже сложился так называемый «рынок образовательных услуг».

Сегодня, в понимании, часто трактуемом СМИ, образовательные процессы ограничиваются только поверхностным освоением ограниченного количества технологических операций, эти «образовательные услуги» могут заказываться самими обучаемыми. Такой подход формирует уровень мышления учащихся лишь в рамках личного карьерного роста.

В настоящее время наша страна выходит из кризиса 90-х годов. В этой связи определяется актуальность проблемы перевода образования в сферу производства. Образование должно стать производством средств производства интеллектуального продукта. Характеристикой такого производства должен явиться переход от «обучения», т.е. от освоения технологии, к «образованию», т.е. к формированию личности интеллектуального специалиста [1]. Требуемые компетенции выпускников организаций специального образования должны обуславливаться характеристиками динамики производства, тенденциями развития науки и техники, а также динамикой общественных отношений.

Важной особенностью современного экономического положения России является то, что для обеспечения её равноправного участия в сообществе наиболее развитых государств требуется освоение 6-го технологического уклада, основанного на нано-био-инфо-когно-технологиях (НБИК-технологии). Сегодня хозяйственный комплекс нашей страны находится на уровне освоения 4-го уклада, основанного на использовании средств комплексной автоматизации производств [2]. Следовательно, ставится проблема формирования предпосылок для перехода к 6-му укладу, минуя 5-й, информационный.

Сложность решения такой проблемы хорошо видна на примере отрасли гражданской авиации. Постоянная смена конструкторско-технологического оснащения воздушных судов, непрерывность изменения технологий их эксплуатации определяют необходимость непрерывности цикла профессиональной переподготовки специалистов.

Успешность реализации этого цикла во многом определяется организацией системы образования. Важным недостатком существующего общего и специального образования является отсутствие гармонии в построении учебных занятий. В данном случае под гармонией предлагается понимать согласование целей работы образовательных учреждений с целями работодателей, а также целей преподавателей с целями учащихся. В качестве одного из путей достижения такого согласования нами предлагается развитие идей логистики образования.

Логистика образования в нашем понимании определяется использованием системного подхода к построению образовательных процессов. В данной работе логистическую цепь будем рассматривать как систему агентов, стратегия каждого из которых определяется своими критериями:

- Работодатель (нанимает специалиста по микроэкономическому критерию);

- Образовательное учреждение (должно определять программы подготовки специалиста по макроэкономическому критерию);

- Студент (готовясь стать специалистом, выбирает свою специализацию по личностному критерию).

В отличие от традиционной логистики, определяющей нормы товародвижения, логистика образования должна определять построение двух потоков:

информационного, формирующего знания выпускников на каждом из этапов реализации логистической цепи (общеобразовательная школа, учреждения среднего профессионального образования, университеты и академии, подразделения послевузовской переподготовки специалистов);

экономического, формирующего ограничения в работе каждой из организаций, участвующих в управлении информационным потоком. Экономический поток должен определяться характеристиками финансирования каждого их агентов логистической цепи.

В целом, при построении логистической системы образования ставится проблема «не передачи информации», а «формирования знаний». В данной работе знания определяются как информация, воспринятая субъектом и структурированная им по важности в соответствии с его целью получения этой информации.

Согласно такой постановке принципиальным является формирование субъектного подхода, ориентированного на снятие противопоставлений между субъектами межличностных отношений во время образовательного процесса (т.е. объекта рассмотрения). Следовательно, проявляется необходимость перехода от парадигмы «субъект - объект» к парадигме «субъект - субъект». Целью преподавателя должно стать формирование целепо-лагания учащегося, как гармоничной личности, а не оптимизация «образовательных услуг».

Ускорение темпов технологического развития предполагает необходимость увеличения объемов информации, которой должны владеть выпускники

образовательных учреждений. В настоящее время широко обсуждается «информационная перегрузка» учащихся, приводящая к их массовым заболеваниям и нервным срывам. Однако согласно результатам работ по физиологии мозга, при восприятии информации по существующим схемам человек использует малую часть своих ресурсов. В этой связи позволим себе задать вопрос: причиной неприятностей в учебном процессе является количество предлагаемой информации или неправильный механизм ее передачи во время занятий?

Если в качестве постулата выберем положительный ответ на вторую часть вопроса, потребуется введение рекомендаций по рациональному построению образовательного процесса. Для рассмотрения возможности решения такой задачи воспользуемся определениями, прописанными в Национальном стандарте ГОСТ Р МЭК 61508 «Функциональная безопасность электрических /электронных /программируемых электронных систем, связанных с безопасностью».

Будем понимать, что общая безопасность - это «отсутствие недопустимого риска нанесения физического вреда или ущерба здоровью людей, являющегося прямым или косвенным результатом вреда имуществу или окружающей среде». Обычно безопасность связывается с видами опасностей: пожарная, радиационная и др., но стандарт ГОСТ Р МЭК 61508 вводит термин «функциональная безопасность», т.е. та часть общей безопасности, которая зависит от наличия штатной реакции системы на ее входные сигналы. Следует учитывать, что ни общая безопасность, ни функциональная безопасность не могут быть определены без анализа работы рассматриваемой системы в сочетании с анализом воздействий окружающей среды.

Данным стандартом вводится термин «системы, связанные с безопасностью». Это понятие применяется для обозначения систем, которые не опасны для человека сами по себе, но нештатная реакция системы на ее входные сигналы может дать опасный результат. Используя логику данных определений, будем относить образование к системам, связанным с безопасностью.

Действительно, если рассмотреть систему «преподаватель - слушатель», в которой образование слушателя не даст результатов, ожидаемых преподавателем (функциональная надежность образования будет недостаточна), то результаты работы такой системы могут быть опасными не только для отдельных личностей, а для страны в целом.

В развитие применения термина «функциональная безопасность» будем использовать понятие «функциональная надежность», т. е. часть общей надежности работы системы, определяемая вероятностью достижения цели её построения. Методически обеспечение функциональной надежности работы логистической системы образования (как системы, связанной с безопасностью) определяется ответами на вопросы: в чем заключается функция обеспечения надежности получения ожидаемых результатов образования, и какова уверенность в том, что функция обеспечения такой надежности выполняется удовлетворительно?

Практика проведения учебных занятий показывает, что функция обеспечения надежности ожидаемых результатов образования часто определяется полнотой понимания «что» преподаватель должен предложить своим слушателям, и в какой форме. Важным условием обеспечения такого понимания является наличие культуры отношений между преподавателем и слушателем.

Авторское понимание культуры коммуникаций предполагает оценку желания услышать собеседника. В отличие от традиционных пониманий, определяемых культурологией, в данном случае культура преподавателя должна оцениваться по полноте его желания услышать реакцию студентов на предлагаемую им информацию. Соответственно, культура студентов предполагает оценку полноты их желания принять то, что предлагается преподавателем.

Обобщая такое понимание культуры коммуникаций, можно определить, что для каждого из агентов информационной системы она характеризуется его целью восприятия информации, поступающей от внешних источников. Важной особенностью культуры коммуникаций является возможность её рассмотрения как характеристики обратной связи, определяющей устойчивость отношений между администрацией образовательного учреждения и работодателем, а построении образовательных процессов - между преподавателем и студентом. Будем полагать, что глубина этой обратной связи является первым фактором, определяющим функциональную надежность получения результатов, ожидаемых от проведения учебных занятий.

В качестве второго фактора обеспечения функциональной надежности работы логистической цепи образования примем рациональность управления, основанного на обеспечении ответственности: администрации, преподавателей, студентов; а также работодателей.

В данном исследовании логистическая цепь рассматривается как информационная система [3]. В этом случае, для оценки функциональной надежности её работы при воздействии названных факторов определим возможности передачи информации от агента к агенту без искажений. Согласно теоремам Шеннона, определяющим условия такой передачи, работа рассматриваемой логистической цепи должна определяться: функциональная надежность «Образовательного учреждения» должна быть не меньше функциональной надежности «Работодателя» [4], при ограничениях финансирования на каждом из этапов жизненного цикла такого взаимодействия.

Для апробации предлагаемой методологии оценки функциональной надежности работы образова-

тельного учреждения был проведен эксперимент, показывающий эффективность введения субъектно-ориентированной парадигмы организации образования. В одном из Московских университетов проведен опрос выпускников, прошедших подготовку по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

В качестве основного параметра, определяющего оценку функциональной надежности образовательной технологии была принята удовлетворенность студента. В этом случае рассматривались параметры удовлетворенности (Z3):

1 Организацией преподавания

2 Изложением теоретического материала ^2)

3 Практической подготовкой ^3)

4 Возможностями трудоустройства

5 Перспективой профессионального роста ^5)

У работодателей экспертно определялись коэффициенты важности (к3) параметров Z3

Организация преподавания (Ы 4

Изложение теоретического материала 3

Практическая подготовка 3

Возможности трудоустройства 5

Перспектива профессионального роста (И:5) 4

Во время эксперимента были опрошены две группы студентов одного отделения. В обеих группах занятия вели одни и те же преподаватели по одной и той же программе, с применением одной и той же методики. Первая группа показала себя на Государственных экзаменах как «Сильная», т.е. все студенты имели результаты близкие к «4-5»; а вторая группа оказалась «Слабой», т.е. все студенты имели на Государственных экзаменах результаты близкие к «3». Результаты опроса об их удовлетворенности сведены в таблицу:

Удовлетворенность выпускников (сильные/слабые, %) В текущем году За прошлые 3 года За прошлые 5 лет

Организацией преподавания ^ц.) 95,00 / 69,16 85,00 / 68,89 7 9, 16 / 69, 09

Изложением теоретического материала ^2) 85,83 / 68,33 92,50 / 71,66 83,33 / 63,75

Практической подготовкой ^3) 94,16 / 54,58 92,50 / 60,58 92, 60 / 59, 00

Возможностями трудоустройства ^4) 83,33 / 47,91 73,33 / 41,08 52,75 / 34,54

Перспективой профессионального роста ^5) 95,00 / 64,58 83,33 / 65,00 70,00 / 66,27

В целом, по результатам опроса, оценки студентами различалась в 1,72 раза. Для анализа причин такого несоответствия использовалась технология HEART(Human Error Assessment and Reduction Technique) , позволяющая проводить оценку организационных и технологических ошибок в построении механизмов образования.

Эта технология предполагает оценку психологической лояльности студентов (Ррек - результат анализа анкетирования, определяющий процент студентов, готовых рекомендовать обучение в данном университете своим близким друзьям). Нами учитывалось, что на функциональную надежность технологий образования в данном университете влияют факторы Ai: несовершенство организации учебных занятий, ошибки преподавателя,

внешние условия, влияющие на ошибки в организации образовательного процесса. Экспертная оценка «доли влияния» на лояльность студентов каждого из названных факторов была определена значениями V = 0 — 1.

Согласно такому подходу функциональная надежность (0) была рассчитана в соответствии с коррекцией значения Ррек поправочными коэффициентами, определенными по справочной таблице влияния названных факторов: Q = Ррек П (А±-1) +1)

Таблица поправочных коэффициентов, определяемых наиболее существенными условиями, влияющими на организационный аспект технологий образования.

Условия, влияющие на ошибки коэффициент

Незнакомый важный редкий заказ работодателя х.17

Нехватка времени для определения/исправления ошибки в учебном курсе х.11

Легко отменить контрольное задание х.9

Нет доступных средств передачи информации х.8

Нет доступных средств защиты от непреднамеренных действий х.8

Таблица поправочных коэффициентов, определяемых наиболее существенными условиями, влияющими на

технологии образования

Условия, влияющие на ошибки коэффициент

Необходимость осваивать новый образовательный стандарт х.6

Необходимость использовать межпредметные связи х.5,5

Неясность в требованиях к результатам учебных процессов х.5

Несоответствие между ожидаемым и реальным риском использования нового образовательного стандарта х.4

Слабая/ неясная обратная связь в системе х.4

Таблица поправочных коэффициентов, определяемых наиболее существенными характеристиками преподавателя

Характеристики, влияющие на ошибки коэффициент

Неподготовленный преподаватель х.3

Отсутствие независимой проверки х.3

Несоответствие уровня образования сложности учебного курса х.2

Отсутствие умственной/ физической тренировки х.1,8

Неясная ответственность х.1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая лояльность преподавателя х.1,2

Расчет функциональной надежности образовательной технологии, используемой в проведенном эксперименте показал, что по данным анкетирования вероятность сохранения положения данного университета на рынке Ррек = 0,18

Экспертно были выделены факторы, влияющие на существующее положение университета (А±), и

технологии:

0=РрекП(А1-1)^1+1)=0,18х9,0х5,7х1,5х0,9=12,4 6

Заключение

Проведенный анализ работы используемой образовательной технологии позволяет сформулировать основную теорему о функциональной надежности её реализации при отсутствии помех: если функциональная надежность образовательного учреждения не превышает функциональную надежность деятельности работодателя, то при отсутствии помех образовательный процесс всегда можно построить так, что выпускники этого учреждения будут удовлетворять требованиям работодателя без дополнительных инструктажей и переподготовок.

Использование данной теоремы определяет задачи обеспечения эффективности информационной передачи в построении образовательного процесса. В качестве критерия такой эффективности предлагается использовать функциональную надежность получения результатов учебных занятий согласно требованиям образовательного стандарта.

Оценки особенностей организации преподавания и возможностей преподавателей определили, что в развитие применения Закона необходимого разнообразия требуется изучение Закона необходимой функциональной надежности. Согласно этому Закону возможна оценка соответствия вероятности получения результатов, ожидаемых работодателем, и вероятности результатов, ожидаемых образовательным учреждением, при ограничениях в ресурсах на проведение образовательных процессов с финансированием, предлагаемым работодателем.

Анализ результатов использования образовательных технологий в применении к специфике

оценивалась доля влияния каждого из этих факторов №).

Оценки факторов, наиболее влияющих на функциональную надежность образовательной технологии:

показал наличие неравномерности в оценках новых знаний специалистов: выпускникам объяснена суть микроэкономических критериев эффективности использования выпускников университета, но сильная группа состояла из более «цельных» личностей, т.е. студентов определивших цель своего пребывания в университете соответствующую макроэкономическим критериям. Поэтому, имея более высокие показатели по всем дисциплинам, «сильные» были более лояльными, т.к. видели макроэкономические источники требований, что, в качестве положительной обратной связи, определило более высокие оценки по всем уровням организации работы университета.

Предлагаемый подход к оценке функциональной надежности обучающих мероприятий позволяет учитывать оценки организационных и технологических ошибок в организации образовательных процессов. Проведенные оценки могут определить требования к программам повышения квалификации и преподавателей, и слушателей, составив основу методологии обеспечения эффективности системы непрерывной переподготовки кадров.

На основе методов анализа концептуальных требований к построению эффективной системы образования возможно учитывать динамику требований работодателя. Объективность оценки результатов образования сотрудников гражданской авиации обеспечит эффективность формирования и развития их профессиональных компетенций даже при переходе от систем автоматизации к средствам нано - био - инфо - когно - технологий управления движением воздушным транспортом.

Факторы (условия) Оценки: (А1-1)^1 +1)

необходимость осваивать новый образовательный стандарт 6 0,8 9,0

несоответствие между ожидаемым и реальным риском использования нового стандарта 4 0,9 5,7

несоответствие уровня подготовки преподавателя требованиям нового стандарта 2 0,5 1,5

неясная ответственность 1,6 0,5 0,9

Функциональная надежность образовательной переподготовки специалистов гражданской авиации

ЛИТЕРАТУРА

1. Трахтенгерц Э.А., Иванилов Е.Л., Юркевич Е.В. Современные компьютерные технологии управления информационно-аналитической деятельностью // М: СИНТЕГ, 2007.

2. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами М., Наука 1994.

3. Романчева Н.И. Задача выбора оптимального маршрута подготовки специалиста /Надежность и качество. Труды международ. симпозиума: в 2-х томах -/Под ред. Н.К.Юркова- Пенза, Информационно-издательский центр ПензГУ, 2014.-том 2,

4. Гришко А.К. Методология управления качеством сложных систем / Гришко А.К., Юрков Н.К., Кочегаров И.И. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 377-379.

5. Годунов А.И., Мусин Н.Ж. Методы и алгоритмы контроля действий лётного экипажа по управлению воздушным судном в тех-нических средствах подготовки и обучения авиа-ционных специалистов. /Надежность и качество. Труды международ. симпозиума: в 2-х томах -/Под ред. Н.К.Юркова- Пенза, Информационно-издательский центр ПензГУ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.