Научная статья на тему 'Проблема определения понятия "профессиональная идентичность" в психологии'

Проблема определения понятия "профессиональная идентичность" в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / IDENTIFICATION / CONTINUING EDUCATION / MODEL OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION / INFORMATION SOCIETY / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Блохина Мария Александровна

В условиях развития информационного общества изменяются требования к профессиональной подготовке человека. Если в традиционном обществе основная профессия приобреталась одна и практически на всю жизнь, то в современных условиях профессии могут меняться на протяжении всей жизни и достаточно динамично. Понятие профессиональной идентичности должно трансформироваться вместе с изменениями самого феномена. Однако в научной литературе существует некоторая инертность в обновлении категориального аппарата. В результате возникает противоречие в сущности феномена и его описании с помощью научных понятий. Это приводит к трудностям в построении адекватных моделей для изучения профессиональной идентичности в современном обществе. В частности, в психологической науке сложилось понимание того, что профессиональная идентичность зависит от других индикаторов личностной идентичности и является статичной компонентой в этой системе. Однако в современных условиях непрерывного образования данная ситуация не является определяющей. Возникает необходимость уточнения сущностных характеристик профессиональной идентичности, учитывающих гибкость качественных параметров личности современного человека, его мобильность, адаптационные способности, систему ценностных ориентаций и установок, требования к компетентностной модели современного специалиста, время, место и сроки формирования профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DEFINITION OF "PROFESSIONAL IDENTITY IN PSYCHOLOGY

In the context of the development of the information society, the requirements for human training are changing. If in traditional society the main profession was acquired one and almost for life, in modern conditions, professions can change throughout life and quite dynamically. The concept of professional identity should be transformed together with the changes of the phenomenon itself. However, there is some inertia in updating the categorical apparatus in the scientific literature. As a result, there is a contradiction in the essence of the phenomenon and its description with the help of scientific concepts. This leads to difficulties in building adequate models for the study of professional identity in modern society. In particular, in psychological science there is an understanding that professional identity depends on other indicators of personal identity and is a static component in this system. However, in modern conditions of continuous education, this situation is not decisive. There is a need to clarify the essential characteristics of professional identity, taking into account the flexibility of the qualitative parameters of the personality of modern man, his mobility, adaptive abilities, system of value orientations and attitudes, requirements for the competence model of the modern specialist, time, place and time of formation of professional identity.

Текст научной работы на тему «Проблема определения понятия "профессиональная идентичность" в психологии»

психологические науки

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Блохина Мария Александровна ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ...

УДК 159.99

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0084

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИИ

© 2019

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философии и теологии» Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философии и теологии»

Блохина Мария Александровна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Аннотация. В условиях развития информационного общества изменяются требования к профессиональной подготовке человека. Если в традиционном обществе основная профессия приобреталась одна и практически на всю жизнь, то в современных условиях профессии могут меняться на протяжении всей жизни и достаточно динамично. Понятие профессиональной идентичности должно трансформироваться вместе с изменениями самого феномена. Однако в научной литературе существует некоторая инертность в обновлении категориального аппарата. В результате возникает противоречие в сущности феномена и его описании с помощью научных понятий. Это приводит к трудностям в построении адекватных моделей для изучения профессиональной идентичности в современном обществе. В частности, в психологической науке сложилось понимание того, что профессиональная идентичность зависит от других индикаторов личностной идентичности и является статичной компонентой в этой системе. Однако в современных условиях непрерывного образования данная ситуация не является определяющей. Возникает необходимость уточнения сущностных характеристик профессиональной идентичности, учитывающих гибкость качественных параметров личности современного человека, его мобильность, адаптационные способности, систему ценностных ориентаций и установок, требования к компетентностной модели современного специалиста, время, место и сроки формирования профессиональной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, социализация личности, идентификация, непрерывное образование, модель профессиональной идентификации, информационное общество, профессиональная компетентность.

THE PROBLEM OF THE DEFINITION OF "PROFESSIONAL IDENTITY IN PSYCHOLOGY

© 2019

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies Goncharuk Alexey Gennadievich, PhD, senior lecturer of the Department of philosophy and theology Blokhina Maria Alexandrovna, master's student Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru)

Abstract. In the context of the development of the information society, the requirements for human training are changing. If in traditional society the main profession was acquired one and almost for life, in modern conditions, professions can change throughout life and quite dynamically. The concept of professional identity should be transformed together with the changes of the phenomenon itself. However, there is some inertia in updating the categorical apparatus in the scientific literature. As a result, there is a contradiction in the essence of the phenomenon and its description with the help of scientific concepts. This leads to difficulties in building adequate models for the study of professional identity in modern society. In particular, in psychological science there is an understanding that professional identity depends on other indicators of personal identity and is a static component in this system. However, in modern conditions of continuous education, this situation is not decisive. There is a need to clarify the essential characteristics of professional identity, taking into account the flexibility of the qualitative parameters of the personality of modern man, his mobility, adaptive abilities, system of value orientations and attitudes, requirements for the competence model of the modern specialist, time, place and time of formation of professional identity.

Keywords: identity, professional identity, socialization of personality, identification, continuing education, model of professional identification, information society, professional competency.

Постановка проблемы

Процессы глобализации и информатизации современного общества приводят к трансформации процесса профессиональной идентичности личности. Традиционный категориальный аппарат психологической науки не всегда позволяет адекватно описать происходящие изменения.

Возникает противоречие между сущностью феномена и его определением. Чтобы выявить возникшие несоответствия, необходимо изучить и обобщить существующий опыт определения понятия «профессиональная идентичность» в психологии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

В психологической науке, понятие «профессиональная идентичность» определяется в целом как: «... ведущая характеристика профессионального развития

человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней» [1, с. 40].

Тем не менее, следует отметить, что единого понимания содержания и специфики понятия «профессиональная идентичность» в современной научной литературе пока еще не сложилось [1-4].

Наиболее распространенной точкой зрения в определении профессиональной идентичности является позиция, основанная на том, что она формируется на базе идентичности личности, которая развивается всю жизнь, преодолевая кризисные состояния. При этом выделяется несколько направлений данного процесса:

- развитие интересов и потребностей, которые относятся к мотивационной подсистеме культуры личности;

- в процессе жизни у индивида развивается система

Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Alexey Gennadievich, Blokhina Maria Alexandrovna THE PROBLEM OF THE DEFINITION OF "PROFESSIONAL ...

psychological science

четкого представления своего «Я»;

- совершенствуются механизмы идентичности и ее критерии [5,6].

Специфика такого подхода в определении «профессиональной идентичности» заключается в том, что основной акцент делается на личностных характеристиках человека, которые обеспечивают ориентацию в мире профессий и способствуют прогнозированию возможных результатах выбора профессии.

Так, по мнению Д.И. Завалишиной профессиональная идентичность должна включать такие характеристики субъекта, которые способны помочь ему выбрать, раскрыть, а затем и реализовать путь профессионального взаимодействия в социуме, осмыслять себя на основе удовлетворения от выполняемой деятельности [7].

Изучая работы отечественных авторов, посвященные исследованию понятия «профессиональная идентичность», мы отметили следующие аспекты:

1. Профессиональная идентичность способна формироваться только на основе достижения определенного уровня профессионализма [2,3,8].

2. Профессиональная идентичность - это элемент профессионального воспитания, т.е. относится к аксиологической составляющей профессиональной культуры человека [9].

3. Профессиональная идентичность является неотъемлемой частью личностной идентичности [6,10-12].

Следует отметить, что в нашей стране долгие годы был распространен подход, согласно которому считалось, что формирование идентичности у специалиста часто носит мало осознанный компонент. Аргументировалось это тем, что основные структурные элементы трудовой деятельности являются узкоспециализированными, универсальными, что затрудняет формирование целостной картины в субъективной реальности индивида о его месте и значении в профессиональной деятельности в целом [14].

Анализируя эти две позиции на понимание сущности профессиональной идентичности, можно с уверенностью сказать, что современный взгляд ученых наиболее прогрессивен, т.к. предполагает субстанциональное и функциональное соотнесение личностных качеств с требованиями профессии. Такая позиция предполагает не только понимание принципов и значимости профессиональной деятельности, но и принятие ее как личностного свойства, что определяется профессиональными компетенциями.

Изучение и обобщение опыта исследования феномена профессиональной идентичности в работах отечественных ученых и психологов, следует отметить, что противоречивым оказывается вопрос о месте профессиональной идентичности в структуре процесса идентификации личности как таковом.

Она может быть признана как основным компонентом, отвечающим за идентификацию личности в целом, так и наоборот, быть подчиненным элементом и формироваться под воздействием личностных качеств человека.

В зарубежной литературе, посвященной изучению профессиональной идентичности, также рассматриваются различные аспекты, на основе которых сложились и разные подходы к пониманию данного феномена.

Исследование этого вопроса началось в зарубежных странах гораздо раньше, чем в нашей стране.

Поэтому в психологической науке за рубежом накоплен гораздо больший опыт в плане определения понятия профессиональной идентичности.

Например, М. Аргайл основополагающим компонентом в профессиональной идентичности определяет взаимодействие с другими членами профессионального объединения [15].

По мнению автора, этот фактор помогает личности усваивать профессиональные стандарты и оценивать уровень своего профессионального владения професси-

ей.

Не менее интересен и подход, согласно которому осознание профессиональных требований и ценностей, этических норм, происходит по мере овладения профессий, а не наоборот.

Рассматривая профессиональную идентичность с этой точки зрения, процесс ее становления выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет индивиду осуществлять профессиональную саморегуляцию [16].

По мнению Дж. Соненфилда идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития [17].

В целом, изучение работ зарубежных авторов, посвященных исследованию феномена профессиональной идентичности, показывает, что основная его специфическая черта - это тот факт, что она формируется в социальном окружении, на основе социальной конкуренции [18-21].

Социальность оказывается основным источником динамики профессиональной идентичности.

До сих пор остается не решенной дилемма о том, устойчивой или динамичной является профессиональная идентичность.

Отдельно следует отметить, что в современной отечественной психологической науке все актуальнее становиться проблема профессиональной идентичности у студентов [22-25].

Изучая данный вопрос, мы в своих работах отмечали, что идентификация в целом в условиях развития информационного общества, основывается на механизмах формирования информационной культуры [26-29]. При изменении форм социализации, изменяются и сами процессы идентификации, особенно профессиональной. В современных условиях становление профессиональной идентичности происходит уже на первых этапах социализации.

Обсуждение результатов и перспективы дальнейших изысканий рассматриваемого направления

В наше время, жизнь общества подвергается все большей глобализации, происходит быстрая смена социальных ролей, появляется тенденция смены и внедрения новых профессий, как следствие повышаются требования не только к уровню профессионализма специалиста, но и к социальным качествам индивида.

Индивид сталкивается с трудностями самоосмысления себя, своего места в обществе, своих ценностей и смыслов. Таким образом, кризис идентичности затрагивает все сферы жизни общества, а не только профессиональную.

Проблемы в экономической, политической, социальной и духовной сферах требуют изменений традиционных для общества критериев профессионального роста и самоопределения индивида.

Современное общество, предъявляя высокие требования к профессионализму индивида, его многофункциональности, оказывается не готовым оказать помощь человеку в достижении таких показателей. В результате кризис профессиональной идентичности занимает одну из важнейших позиций в психологических проблемах современной личности.

В поисках ответов на вопросы, которые до сих пор являются актуальными в определении сущности профессиональной идентичности, уместно помнить, что профессия, это, прежде всего, деятельность, навыки которой приобретаются человеком в течение длительного периода жизни, впоследствии определяющая жизненные позиции и мировоззрение личности. Но деятельность эта не осваивается в одиночестве.

Для ее освоения и реализации необходим социальный опыт и социальное окружение, которые приобретается только в процессе социализации.

Поэтому изучение феномена профессиональной

324

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

психологические науки

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Блохина Мария Александровна ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ...

идентичности необходимо проводить с позиции диалектического единства индивидуального и социального. К сожалению, в психологическом анализе зачастую этот аспект методологии исследования профессиональной идентичности отсутствует.

Второй момент, с которым связаны трудности в понимании и определении профессиональной идентичности - это недостаточная разработанность в научной литературе вопроса о сути социальной идентичности в целом.

Т.к. профессиональная идентичность - это есть цель, процесс и результат социализации личности, то ее место в общей системе идентичности определяется достаточно сложно.

Кроме того, аксиологическая подсистема культуры также не может носить чисто индивидуальный характер и при этом она оказывается определяющей в профессиональной идентичности.

Поэтому профессионализм и личностные качества

- это феномены разного порядка. Но они должны определенным образом сопрягаться и создавать диалектическое единство.

Ни одна из этих составляющих не может быть первичной или вторичной, главной или второстепенной. Особенно этот факт проявляется в современных условиях глобализации и информатизации.

Анализ литературы показал, что отечественные и зарубежные авторы не имеют единой точки зрения о содержании понятия «профессиональная идентичность». Стоит также отметить, что среди научных исследований крайне мало работ, в которых бы детально изучался кризис профессиональной идентичности в условиях информационной эпохи.

Проблема теоретического исследования профессиональной идентичности усугубляется сложностями, связанными с не разработанностью категориального аппарата в данной сфере.

Зачастую в научной литературе происходит подмена понятия профессиональной идентичности на понятия, близкие к нему: «профессиональное самосознание», «профессиональное самоопределение», «профессиональное развитие» и др.

Поэтому возникает необходимость более тщательного изучения феномена профессиональной идентичности в современных условиях.

Необходимо построение адекватных моделей профессиональной идентичности, учитывающие динамизм информационного общества, вынуждающий человека быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, к освоению нескольких профессий в течение жизни.

Проведенное исследование проблем в понимании сущности профессиональной идентичности, показало, что в, первую очередь, в данном вопросе, следует ориентироваться на принципы непрерывного образования, в рамках которого происходит формирование основ профессиональной идентичности.

Второй элемент, который следует включить в систему профессиональной идентичности - это информационная культура.

Таким образом, модель профессиональной идентичности должна строиться на основе системы: личность

- общество - социализация - непрерывное образование

- информационная культура. Этот аспект и станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-51.

2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2016. 344 с.

3. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Т.В. Мищенко. Ярославль 2005. 23 с.

4. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: МАПН, 2013. 132 с._

5. Федоров А. В. Формирование профессиональной идентичности бакалавров социальной работы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Калининград, 2018. 18 с.

6. Нефедова Д. И. Особенности трансформации идентичности человека в процессе вхождения в ментальное пространство особой профессиональной среды : на примере сотрудников полиции : автореферат дис.... кандидата психологических наук : 19.00.01. Томск, 2017. 23 с.

7. Зевалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль, 2001. С. 104-128.

8. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.

9. Красникова Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IVМеждунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). С. 167-169.

10. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.

11. Пранов В.А. Социально-психологические характеристики профессиональной идентичности //Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 5. С.1-6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN517.pdf

12. Кузембаева А.М. Профессиональная идентичность преподавателя вуза: анализ отечественных и зарубежных концепций // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 245-248.

13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2014. 405 с.

14. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж, 1996. С. 130 с.

15. Аргайл, М. Психология счастья : Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-26] М. В. Кларина. М. : Прогресс, Б. г. 1990. 332 с.

16. Finchman R., Rhodes P. The individual, work, and organization: behavioural studies for business and management. Oxford; New York : Oxford University Press 1994. 300 рр.

17. Sonnenfeld J. A. Managing career systems: channeling the flow of executive careers. Homewood, 1ll.: Irwin, 1984. 942p.

18. BretzR. D., Jr., Judge, T. A. Person-organization fit and the Theory of Work Adjustment: implications for satisfaction, tenure, and career success. Journal of Vocational Behavior, 1994, 446 рр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Gettys C. M., Holt, M. A. Survey assessment of Paideia teachers perception concerning professional staff development. East Lansing, MI: National Center for Research on Teacher Learning. (ER1C Document Reproduction Service No. ED 369 742), 1993. 603 рр.

20. Hall D. T. Careers and socialization // Journal of Management. 1987. N13. P. 301-321.

21. Joshel S.R. Work, identity, and legal status at Rome. University of Oklahoma Press. 1992. 122 рр.

22. Федотова Л.М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. ... к.п.н. Кемерово. 2011. 22 с.

23. Кулезнёва И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2008. 19 с.

24. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

25. Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 299-304.

26. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности// Социология власти. 2010. № 1. С. 18-25.

27. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности/Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379.

28. Грязнова Е.В. Информационная реальность и социум. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. - 210 с.

29. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?//Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123-129.

Статья поступила в редакцию 01.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.