Научная статья на тему 'Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования'

Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1021
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / VOCATIONAL EDUCATION / ADVANCED EDUCATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкий Лев Александрович

В статье раскрыты возможности развития системы среднего профессионального образования за счет реструктуризации и перевода в режим автономии, а также повышения качества подготовки специалистов среднего звена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of advanced development of secondary vocational education system

The article reveals the development opportunities for the secondary vocational education through system restructuring, managerial autonomization, and improvement of the training quality of mid-level professionals

Текст научной работы на тему «Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования»

Л. А. Высоцкий

(г. Волхов, Ленинградская обл.)

ПРОБЛЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СР ЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты возможности развития системы среднего профессионального образования за счет реструктуризации и перевода в режим автономии, а также повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Профессиональное образование является одним из факторов экономической стабильности государства. В модели школы будущего «Российское образование - 2020» это положение определяется принципиально новыми обстоятельствами, стоящими перед современным обществом, связанными с глобализацией всех сфер экономики и общества. Это вызывает необходимость непрерывного образования и самообразования личности на протяжении всей жизни, развития профессионализма и мобильности специалистов [8].

Сегодня, как никогда, основной целью учебных заведений начального (НПО] и среднего профессионального образования (СПО), наряду задачей формирования у будущих специалистов знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности, становится подготовка активной, социально адаптированной, профессионально компетентной и конкурентоспособной личности.

Профессиональное образование рассматривается как ресурс социально-экономического развития каждого региона, как инвестиции в человеческий капитал, а каждое образовательное учреждение профессионального образования выступает как хозяйствующий субъект в конкурентной среде региональной экономической системы [2].

В связи с тем, что значительная часть образовательного потенциала России сосредоточена в регионах, потребность в образовательных услугах, в профессиональной подготовке специалистов зависит не только от социально- экономической ситуации в стране, но и от состояния развития экономики и образования в конкретном регионе.

В соответствии с Международной стандартной классификацией, ЮНЕСКО приравнивает среднее профессиональное образование к практико-ориентированному высшему

или доуниверситетскому. Техникумы и колледжи России обеспечивают получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям.

Такое положение обуславливает необходимость перевода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего обучения за счет развития самой системы и, соответственно, личности каждого студента, что способствует более значительному влиянию результатов деятельности учреждений СПО на региональные процессы. Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентировано не только на подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности выпускников к постоянному самосовершенствованию.

Такой подход способствует приобретению многофункциональных компетенций, обеспечивающих выпускникам успешную социальную и профессиональную адаптацию, мобильность и конкурентоспособность, а также формирование личности, профессионализм которой соответствует запросам регионального и отраслевого рынков труда.

Аспекты опережающего обучения определены в задачах Болонской конвенции, к решению которых активно подключилась Российская Федерация с 2003 года. Основная идея, отраженная в конвенции, связана с развитием единого образовательного общеевропейского пространства на основе согласования требований к качеству профессионального образования в европейских странах на всех его уровнях. Среди основных требований, которые включены в конвенцию, выделим: обеспечение сопоставимости структур профессионального образования; внедрение

двухуровневой системы высшего образования, согласно которой необходима реконструкция начального и среднего профессионального образования; модернизация временных и нормативных параметров обучения, развитие и внедрение критериев по оценке качества образования.

Анализ научных исследований и практической деятельности позволяет выделить прогностические направления развития среднего профессионального образования:

Фундаментализация знаний, в основе которой лежит признание теоретических идей, воплощающихся в практике, получение знаний на основе опыта и индивидуальных качеств личности.

Ориентация на инициативные преобразования, идущие от учреждений профессионального образования, которые затем становятся основой инновационной деятельности.

Опережающее развитие системы среднего профессионального образования, учитывающее встречные инициативы и движения как на научном уровне, в области государственной политики, так и на уровне конкретных учреждений.

Становление многоотраслевой нецентрализованной системы негосударственных учреждений.

Сегодня в практике сложилась следующая классификация учреждений НПО и СПО: профессиональные и технические училище, профессиональные лицеи, техникумы, колледжи и образовательные комплексы.

На уровне учреждения среднего профессионального образования выделим следующие направления подготовки рабочих кадров и специалистов:

1] традиционное - позволяющее получить специальность через последовательное прохождение всех ступеней образования в учреждениях ПУ - колледж - вуз;

2] последовательно-параллельная профессиональная подготовка на основе модели интегративного образовательного;

3] перспективной и эффективной в современных условиях представляется модель центра многоуровневого и многопрофессионального учебного заведения, отвечающего не только настоящим, но и опережающим запросам личности, социума, работодателей и рынка труда. Разновидностью такого центра являются технопарки и бизнес-инкубаторы.

Такие опережающие модели позволяют создать необходимые условия для удовлетво-

рения следующих требований при профессиональной подготовке специалистов:

- многоуровневости, интегрированности, непрерывности профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов;

- относительной завершенности и целостности ступеней многоуровневой профессиональной подготовки, позволяющей личности получить образование более высокого качества и в соответствии со своими индивидуальными наклонностями и возможностями;

- открытости и опережающему характеру содержания и структуры образовательных программ, гибкости и многообразию средств, способов и - форм образовательного процесса;

- регионализации образования, на основе учета региональных особенностей (этнографических, социально-экономических, историко-культурных, национально-этнических, исторических и географических и др.;

- ассоциативного взаимодействия и социального партнерства.

Проиллюстрируем эту модель на примере Волховского алюминиевого техникума (колледжа]. В настоящее время в колледже обучаются студенты по следующим специальностям и профессиям: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий; техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования; металлургия цветных металлов; химическая технология неорганических веществ; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

В рыночных условиях хозяйствования разработаны и реализуются новые формы развития оптимальных видов социального партнерства: ОАО «Волховский алюминий», профессионально-техническими училищами, техникумом транспортного строительства.

Нужно отметить, что ОАО «Волховский алюминий» относится к градообразующим предприятиям, поэтому состояние и уровень развития данного предприятия имеет существенное значение для учреждений региона и отрасли в целом. В связи с этим заинтересованность руководителей и коллектива данного предприятия в подготовке квалифицированных специалистов является серьезным фактором в разрешении проблем, связанных с развитием регионального профессионального образования.

В эксперименте на базе ГОУ «Волховский алюминиевый колледж» апробирована модель многоуровневого профессионального образовательного учреждения для опережающей подготовки специалистов по программам НПО (базовый и повышенный уровень], СПО (базовый и повышенный уровень] и по программе бакалавриата ВПО. Создание на базе колледжа центра по подготовке рабочих кадров и специалистов дает дополнительные возможности для осуществления вертикальной взаимосвязи ступеней образования, обеспечивающих поступательность и преемственность процесса развития личности.

Такое опережающее проектирование модели позволяет обеспечить горизонтальную координацию, внутреннюю преемственность в профессиональном образовании; помогает выстроить гибкую профессионально-образовательную систему, способную к быстрому реагированию в соответствии с изменяющимися запросами личности и общества, требованиями работодателей и рынка труда.

В соответствии с разработанной моделью профессионального образования выделены и обоснованы следующие принципы развития региональной системы СПО:

1. Принцип доступности образовательных программ разного уровня обучения, а именно:

- социальная доступность - реальная возможность получения профессионального образования в учреждениях НПО и СПО для молодежи и взрослого населения из различных социальных групп];

- территориальная доступность в профессиональной подготовке молодежи, а также взрослых, проходящих переподготовку и повышение квалификации через направления служб занятости, предприятий и организаций или за собственный счет;

- здоровьесберегающая доступность населения региона с ограниченными возможностями здоровья];

2. Принцип организации взаимодействия учреждений профессионального образования разных уровней с региональным и отраслевым рынком труда.

Анализ показывает, что, несмотря на определенную самодостаточность рыночных отношений и экономики, необходимо использовать основные законы, закономерности и механизмы внешнего регулирования рынка, а также прогнозирования подготовки специалистов на основе анализа.

3. Принцип зависимости эффективности деятельности и конкурентоспособности российских предприятий от уровня компетентности и качества подготовки специалистов.

Реализация этих принципов потребует углубленного анализа деятельности существующих учебных заведений, апробации новых моделей образовательных учреждений и их взаимосвязей, четко выстроенной системы социального партнерства с элементами саморегулирования.

Условием реализации опережающей модели развития СПО является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современным набором компетенций в конкретной области профессиональной деятельности, получивших профессии и специальности, востребованные сферой труда.

Это возможно, как показал эксперимент, осуществить на базе ресурсного центра как учреждения образования, на опыте которого должна совершенствоваться вся система подготовки рабочих кадров и специалистов в регионе.

Необходима совместная работа образовательных учреждений и работодателей по разработке стандартов, по формированию социальных программ, закреплению выпускников, созданию системы сертификации их навыков и компетенций.

Существенно возрастает роль дополнительного профессионального образования взрослых как системы, позволяющей личности бескризисно адаптироваться в ходе изменений, которые происходят в производственной, технологической и социально-экономической сферах.

В данных условиях все учреждения профессионального образования региона имеют возможность реализации образовательных программ ускоренной курсовой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан. Это способствует созданию условий для опережающего обучения населения на основе проявления интереса работодателей и незанятого населения к возможностям учреждений профессионального образования и достижению заметных результатов по снижению напряженности на рынке труда.

Сегодня учреждениям профессионального образования недостаточно надеяться только на поддержку государства. Необходима мобилизация собственных ресурсов для развития деятельности, приносящей доход. Возможное

изменение принципов и механизмов финансирования учреждений, когда финансирование осуществляется по конечному результату, предполагает развитие производственной составляющей дополнительного профессионального образования, платных образовательных услуг и т.д.

Принятие федерального закона «Об автономных учреждениях» напрямую затрагивает вопросы модернизации образования. Реорганизация учреждений позволяет повысить финансовую самостоятельность, становится средством привлечения инвестиций в сферу образования и расширения источников финансирования, создает более четкие условия для соучастия населения в оплате образовательных услуг.

С целью обеспечения качества опережающей подготовки кадров как главная сегодня ставится задача профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов, адаптированных к современному рынку труда. Мотивация в профессиональном образовании должна сместиться в плоскость формирования гражданской ответственности молодого человека за свою судьбу. От этого зависит психологическая готовность личности действовать в разных производственных условиях.

В результате профессионального воспитания должна быть сформирована личность гражданина, который знает свои гражданские обязанности и свои гражданские права. В связи с этим особое внимание необходимо обращать на психологическое состояние обучающихся и активизировать работу психологических служб, классных руководителей, социальных педагогов.

Одной из основных составляющих решения задач, по управлению качеством среднего профессионального образования является

профессиональная готовность преподавателя, его личный пример, его педагогическая, воспитательная и исследовательская компетенция, его культура, манеры поведения и общения.

Таким образом, для эффективного развития учреждений среднего профессионального образования в опережающем режиме следует:

- предусмотреть своевременную корректировку содержания обучения. Предоставить возможность получать 2-3 смежные профессии по дополнительным профессиональным программам;

- создать отделы сертификации качества подготовки в структуре ресурсных центров как системы внешней оценки деятельности-для расширения общественного участия в управлении образованием;

- обеспечить условия для систематического повышения квалификации педагогов профессионального обучения с целью достижения нового более высокого качества в подготовке специалистов;

- повысить заинтересованность работодателей для решения стратегических проблем профессионального образования в формировании структуры и содержания подготовки кадров, разработке профессиональных стандартов и программ профессионального обучения;

- развивать взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса для совершенствования оптимальных форм частно-государственного партнерства;

- привлекать к разработке программ трудоустройства выпускников работодателей на основе включения обучающихся в инновационные социальные программы развития города, региона, предприятий.

Литература

1. Закон РФ от 10.07.1992. № 3266-1 «Об образовании» // Кон-сультантПлюс : официальный сайт компании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/

2. Беляева А. П. Социально-экономические и профессионально-педагогические проблемы развития профессионального образования. - СПб., 2004. - С. 3-5.

3. Высоцкий Л. А. Управление интеграционными процессами в системе подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - 182 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 607 с.

5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008. №543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования [среднем специальном учебном заведении] // КонсультантПлюс : официальный сайт компании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consul-tant.ru/online/base/

6. Начальное и среднее профессиональное образования в России : законодательное регулирование и перспективы : материалы парламентских слушаний от 5 июня 2008 года, Москва / Комитет Государственной Думы по образованию и науке // [Интернет-сайт депутата ГД ФС РФ О. Н. Смолина] - URL: http:// www. smolin.ru/odv/reference-source/2008-06-05.htm

7. Профессиональное образование в 21 веке : материалы Второго международ. конгр. по технич. и професс. образованию, 2630 апреля 1999 г., Сеул, Корея. - М.: ЦИсИ, 2000. - 84 с.

8. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях : Материал для обсуждения / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон и др. ; ГУ-ВШЭ ; Всемирный банк // Совет ректоров. - 2008. - №8 ; №9 [Электронный ресурс]. - URL: http:// sk.edu3000.ru/gazetes/sovet_arh1.htm

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.