Научная статья на тему 'Проблема онтогенеза этнического самосознания'

Проблема онтогенеза этнического самосознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ONTOGENESIS / ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS / SOCIALIZATION / BIAS / SELF-DETERMINATION / PREFERENCE / REPRESENTATION / SOCIAL INFLUENCE / CULTURE OF INTER ETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджимурадова Жанна Темирхановна, Абдуллаева Камила Сажид-Баталовна

Статья посвящена особенностям развития этнического самосознания на каждом возрастном этапе личности. В ней рассматриваются основные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме становления «Я» в онтогенезе. Показано, что самым чувствительным периодом для этнической социализации является подростковый и ранний юношеский возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаджимурадова Жанна Темирхановна, Абдуллаева Камила Сажид-Баталовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема онтогенеза этнического самосознания»

Психолого-педагогические науки

• ••

11

Примечания

1. Абубахирова Н.А. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 123-126. 2. Воронина Р.А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М. : МЦШ, 1997. С. 29-34. 3. Гид-дес Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 4. Гурко Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 35-36. 5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. №11. С. 15-24. 6. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Введение в гендерные исследования. 4.1. Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков : ХЦГИ; СПб. : Алитейя, 2001. С. 562-606. 7. Малки-на-Пых И.Г. Гендерная терапия. М. : Эксмо, 2006. 8. Петрова Р.Г. Гендерология и феноменология: Учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.

Статья поступила ередакцию 26.02.2009 г.

УДК 159.9.13

ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

©2009 Гаджимурадова Ж.Т., Абдуллаева К.С.-Б.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена особенностям развития этнического самосознания на каждом возрастном этапе личности. В ней рассматриваются основные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме становления «Я» в онтогенезе. Показано, что самым чувствительным периодом для этнической социализации является подростковый и ранний юношеский возраст.

The article is devoted to development features of ethnic self-consciousness at the person’s each age stage. The domestic and foreign scientists’ basic theoretical approaches to a problem of becoming I (conception in ontogenesis are considered in it). It is shown that the most sensitive period for ethnic socialization is teenage and early youthful age.

Ключевые слова: онтогенез, этническое самосознание, социализация, предубеждения, самоопределение, предпочтение, представление, социальное влияние, культура межэтнических отношений.

Keywords: ontogenesis, ethnic self-consciousness, socialization, bias, self-determination, preference, representation, social influence, culture of interethnic relations.

В период эпохальных перемен в обществе процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии ее индивидуальных особенностей, осознания своей сущности и места в системе многочисленных социальных связей приобретает особую значимость. Развитие культуры самосознания предполагает

знание закономерностей его развития в онтогенезе.

В рамках проблемы развития самосознания личности в онтогенезе обычно рассматривает несколько основных вопросов: время появления самосознания, основные этапы и качественные отличия каждого из периодов его развития.

12

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

В отечественной психологии ученые в своем большинстве пришли к единодушному мнению о моменте появления самосознания. Обычно психологические исследования в этой области концентрируются вокруг четырех проблем: переход младенца от реактивности к активности и связанное с этим формирование механизмов психической саморегуляции; распознание ребенком своего образа и овладение личными местоимениями; эволюция детских самооценок; формирование сознательного «Я» и социальное самоопределение личности [2. С. 40]. Пытаясь связать эти исследования воедино, В. С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он также предлагает рассматривать как фазы его развития: сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном возрасте; сознание «Я», которое появляется в 2-3 года; осознание своих психических свойств и социально-

нравственное самоопределение, способность к которому завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка [10. С. 41].

Формирование этнического самосоз-нания личности и его компонентов обусловлено процессами социализации и аккультурации индивида в процессе онтогенеза. Основными факторами, определяющими закрепление структурных звеньев этнического самосознания личности, являются «фактор места», непосредственное этническое окружение и происхождение, формирующиеся в подростковом и юношеском возрасте на ос -нове накопленного опыта общения и деятельности [10. С. 212].

Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже, который выделяет три этапа в развитии этнических характеристик: в 67 лет ребенок приобретает первые фраг -ментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет он уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место прожи-

вания, родной язык; в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [13].

Современные исследователи также вы -деляют три этапа в становлении этнического самосознания у детей и юношества: начальный - младшие возрастные группы (6-10 лет), второй - подростки (11-15 лет), которые осознают свою этническую принадлежность, проявляют интерес к истории и культуре своей и другой национальностей; третий этап - юноши (16-17 лет) или старшеклассники. Психологами экспериментально установлено, что элементарные представления об этнической принадлежности возникают у детей в раннем детстве. Но в то же время, если ребенок воспитывается в этнически смешанной семье, вдали от этнических групп, он не в состоянии отнести себя к определенному этносу [8].

Для детей на первом этапе становления этнического самосознания характерны еще нечеткая осознанность общности с людьми своей этнической группы и слабые этнические знания. В этом возрасте складывается общее эмоциональное отношение к тем или иным национальностям, что полностью зависит от установок в семье и ближайшего социального окружения. Через установки микросреды дети очень рано усваивают стереотипы и используют их задолго до возникновения ясных мотивированных представлений о тех группах, к которым они относятся [16].

При этом установлено, что становление этнического самосознания на первом этапе онтогенеза зависит в равной мере как от стереотипных форм воздействия этноса, так и возникших в конкретный исторический момент новых тенденций. Дети с довольно раннего возраста отражают влияние менталитета нации, и во многом именно эти представления определяют активность детей, складывающийся у них образ «Я», их отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой [7. С. 110-111].

Психолого-педагогические науки

• ••

13

Именно в детстве закладывается прочная база для предрассудков, предубеждений и конфликтов, поднимающаяся с эмоционального уровня на рациональный у подростков и юношей. И эта чувствительность к социальному окружению остается на всю жизнь [17].

И. И. Чеснокова, работая в русле той же традиции, что и С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, подчеркивает, что подростковый возраст является существенным для генезиса самосознания. Этот кризис сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. Самосознание в онтогенезе, по И. И. Чесноковой [15], можно рассматривать как постепенно развивающийся во времени интегративный психический процесс, в основе которого лежат все более усложняющиеся деятельность самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе и способность регулировать свое поведение.

Сфера самосознания непрерывно расширяется благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего. Сущность этого процесса сводится к формированию «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. В структурном отношении самосознание представлено единством трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). Названные компоненты самопознания прослеживаются на уровнях «Я - другой » и «Я - Я».

При изучении проблемы самосознания подростка акцентируется внимание на исследовании самооценки, которая есть и итог самопознания, и рычаг саморегуля-ции, и ядро эмоционально-ценностного отношения к себе. При этом, по мнению Т. Г. Стефаненко [13], этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не окончателен. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни.

В раннем юношеском возрасте укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора национальности и упрочивается от-

ношение к своей этнической группе. Формирование этнических представлений зависит не только от этапа развития детей, но и различных региональных ситуаций. Например, в районах со сложной национальной структурой населения осознание этнической принадлежности происходит в более раннем возрасте [14].

Развитие личности в период ранней юности, согласно мнению отечественных психологов [6. С. 26-27], включает в себя целый ряд взаимосвязанных процессов: сдвиги, происходящие в организме; завершение физического и полового созревания; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения и круге «значимых других», на которые юноша (девушка) ориентируется; развитие психических процессов и способностей, включая интеллект и эмоции; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях. Все эти процессы стимулируют рост самосознания.

Развитие самосознания на данном этапе начинается с выяснения качества своего «наличного Я», оценки своего тела, внешности, поведения, способностей по каким-то усредненным, зачастую неясным и нереалистическим критериям. Это заставляет юношу (девушку) болезненно переживать свои действительные и мнимые отклонения от подразумеваемой нормы. С течением времени на первый план выступают социальные качества, в которых индивид видит потенциальные возможности своего будущего.

Обретая способность погружаться в самого себя, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, но главное состоит в том, что юноша (девушка) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-либо внешних событий, а как состояние собственного «Я». Открытие «Я» всегда сопряжено не только с положительными, но и отрицательными эмоциями. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост в потребностях об-

14

Известия ДГПУ, №1, 2009

щения и одновременно повышение его избирательности [5. С. 70].

Практически все отечественные и зарубежные психологи считают юность критическим периодом становления, самосознания личности, периодом возникновения сознательного «Я». При этом разделяется известная точка зрения Ж. Ж. Руссо о том, что возраст ранней юности - это «эпоха скачка» и «второго рождения» личности, связанного с формированием мировоззрения, с построением системы личностных смыслов [11].

В юношеском возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. В связи с этим Л. С. Выготский [1] выделяет несколько доминантных групп интересов юношей: «эгоцентрическую доминанту» (интерес к собственной личности); «доминанту дали» (установки на большие, субъективно более приемлемые масштабы, чем сегодняшние, текущие); «доминанту усилия» (тягу к волевым преодолениям, к сопротивлению, протесту против авторитетов); «доминанту романтики» (стремление к приключениям, к риску). По мнению ученого, формирование интегративного самосознания составляет «квинтэссенцию и главный итог» переходного возраста, хронологические границы которого весьма подвижны

В течение этого возрастного периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе и «развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь» - происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере, и на первый план выступают мотивы, обусловленные формирующимся мировоззрением, планом будущей жизни. Механизмы мотивов действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Основное новообразование юношеского возраста -самоопределение - связано с появлением

• • •

внутренней позиции взрослого человека. На него влияние оказывают идеология общества, массовая печать и информация, право, мораль, религия, характер межэтнических отношений в обществе, взаимовлияние культур различных наций, а также психологические особенности: сензитивность к социальному контексту, некритичность восприятия, догматизм, ригидность, особенности механизмов самоидентификации и пр. Особенно велико воздействие этих факторов в детские годы, когда в процессе воспитания и образования закладываются основы мировоззрения [2. С. 61].

В юношеском возрасте проявляется знание о себе на индивидуальном уровне как результат установления самоидентичности, то есть признание себя принадлежащим к той или иной общности и нахождение (оценка) выраженности у себя черт, присущих этой общности, а также отсутствие отличительных черт противопоставляемой общности. Так, согласно результатам психологических исследований, юноши и девушки из национально-смешанных семей способны самостоятельно определять свою этническую принадлежность, что свидетельствует о сознательной готовности к идентификации с членами того или иного этноса, который они считают «своим» [14. С. 20-30].

Согласно психологическим исследованиям, проведенным на дагестанской выборке (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы), юноши и девушки из традиционных семей довольно четко определяют свою этническую принадлежность. При этом, выражая свое отношение к своей этничности, они «гордятся своей этнической принадлежностью», «чувствуют спокойную уверенность». Также они активно участвуют в жизни своих этнических групп, говорят на родных языках, знают обычаи и традиции своих предков, называют их, соблюдают в повседневной жизни [3].

Исследователи подростково-

юношеского возраста подчеркивают его особую сензитивность к социальному развитию (общению со сверстниками, со взрослыми), то есть к тем сферам опыта

Психолого-педагогические науки

• ••

15

молодых людей, где идет «упражнение» новой зарождающейся функции (социального познания), с которой потенциально связаны возникновение и созревание основных новообразований данного периода жизни (формирование самосознания, самоопределение), а также «происходит особенно интенсивное развитие этнического самосознания, в частности такого его компонента, как этнический стереотип различной оценочной модальности» [9. С. 125-131].

В этом возрасте этническое самосознание продолжает развиваться под влиянием семьи. И хотя этнические стереотипы подростков в большинстве своем схожи с родительскими, их совпадение или несовпадение обусловлено не только семейными отношениями, но и внутренней позицией самого подростка, степенью его самостоятельности и активности в процессе формирования этнических представлений и собственных иноэтнических предпочтений [8. С. 35-47].

На формирование этнических представлений подростка в равной мере, а иногда и сильнее, чем семья, влияет группа сверстников. Причем, потребность быть вместе, принадлежать группе, быть ею оцененным и признанным у подростка настолько сильна, что он может противостоять ранее сложившемуся представлению и поменять национальную принадлежность при получении паспорта, что, безусловно, соответствует возникшим симпатиям и привязанностям. У подростков и юношей наблюдается высокая чувствительность к окружающим социальным влияниям, даже когда эти влияния перекрещиваются с мощными силами, действующими в направлении их идентификации с их собственной расовой или этнической группой. Выдвижение на первый план общих взглядов, интересов в группе приводит к исчезновению тенденций противопоставления членов группы - представителей различных этнических общностей и снижению значимости этнических стереотипов. Однако это всецело зависит как от направленности и интересов группы в целом, так и личностных особенностей самого подростка.

Для юношеского возраста характерными новообразованиями являются максимализм, порывистость, импульсивность, чрезмерная горячность, что делает их в ситуациях межэтнической напряженности конфликтными, агрессивными и неуправляемыми. А в случае ажиотированного, бессистемного и неаргументированного влияния со стороны старшего поколения возможны и депривация структурных звеньев самосознания, развитие негативной направленности на «иные» этносы в форме отчуждения и агрессии [2. С. 63]. Эта проблема стоит особенно остро в регионах, где в одном геоисторическом пространстве проживают представители разных этнических групп, и именно в настоящей России, где одной из актуальнейших социально-психологических проблем стало повсеместное возбуждение этнического самосознания.

Таким образом, на основе анализа психологической литературы по проблеме этнического показано, что этническое самосознание развивается вместе с самосознанием личности, где психологическими механизмами выступают процессы идентификации и обособления. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Если сначала формируется этническое самосознание, то только на последующих этапах возникает самосознание, национальное и государственное.

Сохраняется проблематичность выявления первого (раннего) этапа осознания ребенком знаний о своей этнической принадлежности. Наиболее сензитивным периодом развития этнического самосознания подавляющее большинство ученых называет подростковый и ранний юношеский возраст. Все это подчеркивает значимость исследований особенностей этнического самосознания в онтогенезе, результаты которых могут быть использованы для работы с молодежью в направлении гармонизации межэтнических отношений и воспитания культуры самосознания личности.

16

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

Примечания

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. Т.1. 1982. С. 436.

2. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала : Юпитер, 2002. 3. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана). Автореф. дис. ... док. психол. наук. М., 2007. 4. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис. Монография. М., 2006. 5. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1979. 6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 8. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психол. журнал. 1992. Т.13. №6. С. 35-47. 9. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в зарубежных учениях // Сов. этнография. 1973. №5. 10. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского пед. ин-та. Т.77. Вып. 6. Пермь, 1970. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

12. Снежкова И.М. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. М., 1983.

13. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по психологии образования. Т.4. Вып. 6. М., 1998. 14. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национальносмешанных семьях// Сов. этнография. 1969. С. 20-30. 15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 16. Tajefell N. Aspects of National and Ethnic Loyality. Soc. Scienct InformN 9 (3).Oxford - Edinbourgh. 1971. 17. Tajefell N. Intergronp behavionr, Soc. Comparison and Social Change. Katz - Newcomb lectures. Ann - arbor, 1974.

Статья поступила e редакцию 21.01.2009 г.

УДК 159.9

СЕМЬЯ КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

©2009 Гаджимурадова З.М., Магомаева П.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена смыслам жизни современной молодежи. Показано, что главной ценностью молодых людей сегодня являются крепкая семья, родители, дети и родственники.

The article is devoted to the contemporary young people’s senses of life. It is shown that the main values of modern young people are the real strong family, parents, children and relatives.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, смысл жизни, цель жизни, ценности, социальная идентичность, традиционная семья.

Keywords: family, family relations, the sense of life, the aim of life, values, social identity, traditional family.

Актуальность изучения семьи, ценности и смысла человеческой жизни обусловлена тем фактом, что развитие личности получает свое начало в семье. Во

все времена семья остается исключительно важной средой формирования базовых качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.