Научная статья на тему 'Проблема обучения школьников интонационной выразительности диалогической речи'

Проблема обучения школьников интонационной выразительности диалогической речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ИНТОНАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЕ И ДИАЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова А.В.

в статье представлена полученная опытным путем характеристика диалогических и интонационных умений младших школьников, методической готовности педагогов к осуществлению работы по их развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема обучения школьников интонационной выразительности диалогической речи»

2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев / Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. - М: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1997. - С. 55-58.

3. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. - М: Высшая шк., 1998. - 283 с.

4. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 432 с.

5. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) / М.Ю. Юхневич // - М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре». - 2007. - 168 с.

А.В. Богданова

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

THE PROBLEM OF TEACHING PUPILS INTONATION EXPRES SIVENE S S

IN THEIR DIALOGUE SPEAKING

Аннотация: в статье представлена полученная опытным путем характеристика диалогических и интонационных умений младших школьников, методической готовности педагогов к осуществлению работы по их развитию.

Ключевые слова: диалог, интонация, интонационные и диалогические умения, интонационная выразительность диалогической речи.

Abstract: the article represents the description of primary school pupils' skills in intonation and dialogue, teachers ' methodological preparedness to work at their development.

Keywords: dialogue, intonation, intonation and dialogical skills, intonation expressiveness of dialogue speaking.

Актуальность проблемы обучения младших школьников диалогической речи и развития ее интонационной стороны объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, современным обществом востребованы люди, обладающие мастерством диалогического общения, интонационная выразительность которой является показателем общей культуры человека [2, 5]. Во-вторых, формирование речи ребенка в онтогенезе начинается с практического овладения интонационными способами выражения эмоций, позже - именно с диалогической формы речи [1, 2, 3]. В-третьих, младший школьный возраст является сензитивным в развитии речи ребенка, что позволяет эффективно совершенствовать имеющиеся речевые умения, вовремя их корректировать [3, 4, 6]. В-четвертых, необходимость развития интонационной стороны диалогической речи объясняется особенностями современного образовательного процесса, имеющего общую гуманитарную, коммуникативную направленность и характеризующегося всемерным внедрением стратегии проблемного обучения, что непременно придает обучению диалогический характер [2, 3]. Наконец, само содержание начального курса русского языка требует усиления внимания к интонации, так как интонационные умения лежат в основе усвоения младшими школьниками элементов синтаксиса, пунктуации, обучения их выразительному чтению (Т.И. Зиновьева, Т.А. Ладыженская, А.С. Львова, Н.И. Махновская, С.А. Никишова, М.С. Соловейчик, О.В. Филиппова, Г.П. Фирсов, А.Ю. Чирво, А.И. Шпунтов и др.).

© А.В. Богданова, 2012

С целью изучения состояния названной проблемы в практике современной начальной школы в марте - мае 2010-2011 учебного года нами было проведено специальное исследование на базе ГБОУ СОШ № 1056 СЗАО г. Москвы. Испытуемыми стали 60 учащихся первых классов. В ходе констатирующего эксперимента предстояло решить следующие задачи: выявить особенности представлений первоклассников о диалоге, интонации; определить уровень владения учащимися интонационными и диалогическими умениями; выявить типичные недочеты в представлениях и умениях учеников; установить причины появления подобных недочетов. Для решения названных задач использовались различные методы: целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы, срезовые задания и др.

Изучение полученных данных позволяет нам сделать некоторые обобщения относительно особенностей развития диалогической речи учащихся. Так, мы с удовлетворением обнаружили, что большинство учеников владеют рядом необходимых для ведения диалога умений: начать и закончить разговор; поддерживать его в рамках избранной темы, изменяя и корректируя свои реплики с учетом слов собеседника; умениями слушания. Между тем, анализ реплик первоклассников позволяет выделить некоторые недостатки в развитии диалогической речи младших школьников. К таковым относятся: неумение ограничивать диалог временем и количеством реплик, неумение сохранять тематическое содержание диалога до завершения общения, неумение использовать формулы вежливости. К недостаткам диалогической речи первоклассников мы относим также небольшой лексический запас, малый объем высказываний-реплик, многочисленные повторы, использование в качестве обращений следующих лексических единиц: «слушай», «эй, ты», «давай», «ну» и др.

В рамках нашего исследования интерес представлял не только продукт речевой деятельности первоклассников (например, реплика), но и сам процесс, а именно: взаимодействие детей во время обсуждения вопроса, умение устанавливать контакт, умения внимательного слушания, этикетные умения, умение находить компромисс и др. В ходе наблюдения за поведением первоклассников в процессе составления ими диалогов от имени персонажей сюжетной картинки, мы заметили, что они с удовольствием распределяют роли, придумывают способ поведения персонажей иллюстраций, их реплики. Однако нами было также отмечено, что в паре учеников, как правило, равноправия нет: один ребенок занимает более активную позицию (позицию коммуникативного лидера), а другой, соглашаясь с таким положением, принимает предложения более активного товарища. В таких парах обсуждение задания оказалось более гармоничным, согласованным, нежели в тех парах, где обсуждение и получившиеся диалоги обнаружили несогласованность действий учеников-коммуникантов. В этом случае каждый ребенок хотел занимать лидирующие позиции, настаивал на своем мнении, не выслушивал собеседника. Таким образом, мы обнаружили, что дети еще не владеют умениями учебного сотрудничества: договариваться, приходить к компромиссу, принимать во внимание мнение другого человека, гибко менять свои речевые действия с учетом изменяющихся условий общения. Лишь в трех парах мы констатировали установление между участниками общения равноправных взаимоотношений.

Анализ звуковой стороны диалогической речи учащихся позволил нам выделить следующие особенности ее интонационной выразительности: использование в основном низкого и среднего регистров, неправильную расстановку пауз, несоответствующую ситуации интенсивность звучания, неверное интонирование предложений, однообразие эмоциональных интонаций. Следует отметить, что в большинстве случаев интонирование диалога характеризуется монотонностью и практически не отличается от монолога. Многие ученики читают текст-диалог не как разговор между двумя персонажами озвучиваемого произведения, а как рассказ одного

человека, то есть различия в интонационном оформлении реплик разных участников диалога, как правило, отсутствуют. Кроме того, нами было замечено, что необходимое, согласно содержанию читаемого текста, интонационное оформление вопросительных и восклицательных предложений заменяется утвердительной интонацией, что превращает данные предложения по их звучанию в повествовательные. Как следствие, логическое ударение смещается либо вовсе утрачивается.

О неумении учащихся интонировать диалог свидетельствует и длина пауз между отдельными высказываниями участников диалога: паузы между репликами и между предложениями имеют практически одинаковую длительность. Таким образом, понять, где заканчиваются слова одного персонажа рассказа и начинаются слова другого героя, не представляется возможным. Следует также добавить, что младшие школьники неправильно расставляют паузы внутри предложения, то есть не членят высказывание на синтагмы.

Мы констатируем, что изменение динамики, отражающей содержание читаемого текста, в диалогической речи младших школьников практически не наблюдается. Об отсутствии у детей умения пользоваться динамикой как средством выразительности устной речи свидетельствует и тот факт, что во время уроков высказывания произносятся учащимися тихим голосом, тогда как вне урока - громким, а нередко и чрезвычайно громким. Приходится констатировать и неумение младших школьников передавать средствами интонации эмоциональное содержание читаемого; лишь некоторые ученики смогли озвучить интонацию удивления, неуверенности, растерянности.

Обобщение наших наблюдений за решением в практике начального языкового образования задачи обучения младших школьников интонационному оформлению диалогической речи позволило нам заключить, что наиболее значимым фактором речевого развития учащихся является педагог: его собственная речь, уровень методической компетентности в области речевого развития учеников. Именно речь педагога является тем образцом, на который ориентируются учащиеся, который воспринимают, сознательно или неосознанно воспроизводят в собственной речи. Кроме того, именно педагог-практик решает, вести ли ему работу по развитию диалогических умений учащихся, каким образом, в каком направлении, какие именно умения младших школьников развивать. Любой носитель языка в той или иной степени владеет нормами интонационного оформления речи, умеет вести диалог. Однако от педагога требуется глубокое понимание функциональной сущности диалога и интонации, умение осознанно использовать лингвистические знания об этих понятиях в собственной диалогической речи. Важнейшей задачей педагога является формирование у младших школьников диалогических и интонационных умений как органичных компонентов эффективного общения.

С целью выявления уровня профессиональной готовности современных педагогов к работе по развитию интонационных умений диалогической речи школьников в 2012 году было проведено анкетирование среди студентов выпускных курсов очно-заочного и заочного отделений ГБОУ ВПО МГПУ, которые обучаются по специальности «Педагогика и методика начального образования» и ведут профессиональную педагогическую деятельность. Нам было важно определить степень информированности педагогов в области диалога и интонации, выяснить, уделяют ли они внимание развитию диалогической речи учащихся, обращаются ли к ее интонационной стороне. Кроме того, мы сочли необходимым выявить, рассматривают ли педагоги современные учебно-методические комплекты по русскому языку с точки зрения наличия в них возможностей для организации соответствующей работы.

Анализ полученных ответов показал: уровень лингвометодической компетентности современных педагогов в части осуществления целенаправленной работы по развитию интонационных и диалогических умений учащихся не может быть

признан достаточным. Если представления о диалоге, диалогических умениях, подлежащих формированию или развитию у младших школьников, о способах и приемах их формирования соответствуют среднему уровню, то понятие интонации трактуется либо односторонне, с точки зрения какого-либо отдельного компонента, либо вовсе неверно, так как в данное понятие включаются совершенно «сторонние» характеристики речи. Осведомленность педагогов относительно возможностей программ и учебников по русскому языку для организации работы по развитию интонационного оформления диалогической речи учащихся весьма поверхностна. Кроме того, речевая ситуация как общепризнанный эффективный прием совершенствования устной речи учащихся в контексте проблемы развития интонационного оформления диалогической речи педагогами вовсе не рассматривается.

Таким образом, полученные опытным путем данные о представлениях и умениях младших школьников в области диалога и интонации, об уровне лингвометодической готовности педагога к осуществлению данной работы со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости создания методики развития интонационной выразительности диалогической речи учащихся.

Литература

1. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. - М., 2011. - 163 с.

2. Львова А.С. Диалогическое общение: лингво-риторический и психолого-педагогический аспекты: Монография. - М., 2011. - 98 с.

3. Никишова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников в структуре интегрированного урока // Интеграция в образовании. 2011. № 3, с. 57-59

4. Фирсов Г.П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. - М., 1959. - 304 с.

5. Чирво А.Ю. Совершенствование произносительной культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации: Автореф. дисс. ... канд.пед. наук. - М., 2010. - 24 с.

6. Шпунтов А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1980. - 16 с.

Н.А. Боченкова

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ РОССИЯН В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

SOCIAL MOOD OF RUSSIANS IN MODERN SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация: статья посвящена анализу замеров ИСН с января 2005 года по август 2010 года в рамках еженедельного проекта «Экспресс» (проект ВЦИОМ), а так же анализу зависимости ответов россиян на каждый из шести вопросов о тех значимых социально-экономических событий, которые происходили в обществе в данный временной отрезок.

Ключевые слова: ИСН (Индекс социального настроения), кризис, социальное настроение, мониторинг, социально-экономические и политические событиях, экономические изменения.

© Н.А. Боченкова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.