Научная статья на тему 'Проблема обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе в современных условиях'

Проблема обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1583
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
билингвы / малокомплектная школа / национальная школа / обучение русскому языку / современные условия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова А. Г.

В статье исследуются проблемы обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе, обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, раскрываются особенности учебного процесса в малокомплектной школе, которые должны учитываться при обучении неродному языку. Представлены методы и приемы, обеспечивающие эффективность обучения русскому языку билингвов в условиях малокомплектной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues relating to the teaching of the Russian language in an ungraded local schools with non-Russian pupils. The issues being very relevant in the current educational framework, the article outlines different problems that should be taken into account in teaching a non-native language to children in small local schools and provides an overview of methods and techniques ensuring efficient acquisition of the Russian language by bilingual children in a small local schools environment.

Текст научной работы на тему «Проблема обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе в современных условиях»

А. Г. Абдурахманова

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа представлена кафедрой методики преподавания русского языка Дагестанского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Г. Буржунов

В статье исследуются проблемы обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе, обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, раскрываются особенности учебного процесса в малокомплектной школе, которые должны учитываться при обучении неродному языку. Представлены методы и приемы, обеспечивающие эффективность обучения русскому языку билингвов в условиях малокомплектной школы.

The article deals with the issues relating to the teaching of the Russian language in an ungraded local schools with non-Russian pupils. The issues being very relevant in the current educational framework, the article outlines different problems that should be taken into account in teaching a non-native language to children in small local schools and provides an overview of methods and techniques ensuring efficient acquisition of the Russian language by bilingual children in a small local schools environment.

В условиях перестройки народного образования продолжается процесс демократизации обучения и воспитания, создаются широкие возможности для дифференциации обучения. В числе основных задач практической работы школы - обновление содержания, поиск эффективных методов обучения. Эти задачи касаются всех типов учебных заведений, в том числе сельских малокомплектных (МК) школ. В Республике Дагестан в настоящее время более 400 малокомплектных начальных школ. Вопрос о функционировании МК школ неоднократно обсуждался на различных уровнях правительства.

Отмечаем, что обучение детей в школах такого типа государству обходится очень дорого. Тем не менее, на наш взгляд, вопрос о закрытии МК школ требует особого подхода, так как необходимо учитывать специфические условия республики.

Во-первых, природно-географические условия Дагестана не позволяют повсеместно осуществить укрупнение малых школ, слияние их с ближайшими средними не всегда возможно. Высокогорные районы не имеют нормальных дорог, труднопроходимы, горные населенные пункты находятся далеко друг от друга,

что создает серьезные трудности в перевозке детей в школу и обратно.

Во-вторых, обучать детей в школах-интернатах, как это практикуется в других регионах России, в Дагестане проблематично, поскольку религиозно-нравственные устои горцев не позволяют девочкам, особенно младшего возраста, жить и учиться вне дома.

В-третьих, закрытие начальной школы влечет за собой ликвидацию населенных пунктов, фермерских хозяйств, что экономически не выгодно для республики.

Следовательно, функционирование МК школ в Дагестане вполне оправдано. Кроме того, насущно стоит проблема дальнейшего развития и совершенствования системы обучения в школах такого типа, создания учебно-методической базы (специальных программ, учебников, пособий и т. д.). Отличительной особенностью МК школы является то, что в одном классном помещении под руководством одного учителя одновременно занимаются учащиеся двух (в двухкомплектной), трех, а иногда и четырех классов (в однокомплектной школе). Эта особенность определяет и специфику учебно-воспитательной работы.

Совместное проведение занятий с несколькими классами создает большие трудности в учебно-воспитательной работе. Они усугубляются еще тем, что МК школы до сих пор не обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями, разработанными с учетом специфики МК школы, не все учителя имеют специальную подготовку для работы в условиях такой школы, слаба учебно-материальная база.

В то же время учебные программы предъявляют одинаковые требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся всех типов школ. Таким образом, в МК школах возникают серьезные трудности, влияющие на качество знаний, формирование умений и навыков школьников, на общий уровень их развития. Существующие учебники и дидактические материалы для начальных классов дагестанской национальной школы не учитывают специфики организации

учебного процесса в МК школе, учебники, методическая литература не ориентируют учителя на проведение самостоятельной работы, которая способствовала бы формированию необходимых умений и навыков. Подготовка и издание дидактических материалов для дагестанской МК школы способствовали бы повышению эффективности обучения и воспитания.

Специфика учебного процесса в МК школе такова, что повышается роль самостоятельной работы, которая становится решающим фактором эффективности и результативности всего процесса обучения. Самостоятельная работа учеников одного из классов в комплекте является условием нормальной деятельности другого класса под непосредственным руководством учителя.

Рациональная организация самостоятельной работы повышает сознательность и прочность усвоения знаний школьников, вырабатывает у них умения и навыки, предусмотренные программой, развивает у учащихся активность в приобретении знаний, формирует у них культуру умственного труда. «Без самостоятельной работы в таких (малокомплектных. - А. Г.) школах нельзя выработать никаких умений и навыков. Вместе с тем каждая самостоятельная работа служит показателем того, насколько ученик усвоил изучаемый материал, в чем он затрудняется, на что учителю следует обратить внимание в дальнейшем. Не имея возможности проводить индивидуальный опрос, учитель судит об успеваемости ученика прежде всего по результатам самостоятельной работы и, кроме того, по ответам при фронтальном опросе» '.

В организации и проведении самостоятельной работы часто наблюдаются серьезные недочеты: отсутствие специальных упражнений, направленных на формирование необходимых умений и навыков, на овладение учащимися приемами самостоятельной работы; неуправляемость самостоятельной деятельностью; недостаточный учет индивидуальных особенностей детей; случайность выбора, неконкретность зада-

Проблема обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе.. ,

ний, их однообразие. «В силу чрезвычайной загруженности при одновременных занятиях с несколькими классами учитель часто не может правильно спланировать самостоятельную работу детей: задания однотипны, нередко необоснованно велики или малы по объему, формулировки заданий нечетки, растянуты. Все это приводит к ощутимым потерям учебного времени и снижению эффективности учения» .

При планировании самостоятельной работы учителю необходимо четко определить цель и время ее проведения на уроке. Учащиеся должны осознать сущность изучаемого материала, поэтому необходимо добиваться, чтобы дети хорошо поняли суть занятий, предлагаемых для самостоятельного выполнения.

Однако следует отметить, что организация самостоятельной работы в дагестанской МК школе имеют свою специфику в связи с тем, что на начальном этапе обучение ведется на родном языке учащихся, а русский язык изучается как учебная дисциплина. Формирование же умений и навыков но русскому языку требует повседневной речевой практики под руководством учителя. Именно поэтому самостоятельной работе в дагестанской МК начальной школе не может быть отведено столько же места, сколько в русскоязычных МК школах.

Опыт нашей работы дает основание считать решающими факторами обучения русскому языку учащихся МК дагестанской начальной школы:однопредметноераспи-сание учебных занятий, однотемные по возможности уроки русского языка, фронтальная работа с учащимися всех классов на разнотемных уроках.

Однопредметное расписание учебных занятий создает возможности для проведения коллективной работы по одной теме с учащимися разных классов, входящих в комплект. Линейно-ступенчатая программа по русскому языку, тематический принцип, лежащий в основе программы по чтению, необходимость речевой практики, большого количества упражнений по фор-

мированию речевых и орфографических навыков создают предпосылки для проведения однотемных уроков.

Педагогическая целесообразность одно-темных уроков по русскому языку и чтению заключается в том, что они позволяют рационально организовать занятия, больше времени отводить устной беседе со всеми классами, правильно организовать самостоятельную работу и руководство ею, своевременно давать необходимые пояснения, значительно уменьшить время на самостоятельную работу. Кроме того, учащиеся получают возможность больше говорить, что следует считать основным условием формирования практических речевых навыков, поскольку именно в младших классах формируются умения строить связные высказывания на неродном языке.

Основными условиями, способствующими формированию и развитию связной устной речи, являются умелое использование средств выразительности устной речи, ее доступность для учащихся (основной тон высказывания, логическое ударение, темп, громкость речи и невербальные средства), приемы подготовки к устным высказываниям (составление вопросов, подбор опорных слов, составление плана будущего высказывания, его проговаривание), композиционные формы устной монологической речи (устный пересказ, сообщение, рассказ).

Основной целью однотемных уроков русского языка в дагестанской национальной школе должно быть развитие устной речи учащихся, выработка у них произносительных навыков,накопление активного словаря, практическое овладение структурой предложения. В этой связи преобладающими видами речевой деятельности на этих уроках являются слушание и говорение, чтение, а не письмо, как это часто наблюдается в МК школах.

«В малокомплектной школе рациональное сочетание уроков родного и русского языков, опережающее обучение родному языку дает возможность развивать мыслительные способности учащихся и способ-

ствует активному усвоению знаний на основе родного языка» -\

В условиях работы МК дагестанской начальной школы есть возможность сочетания уроков русского языка с уроками родного языка. Переход с одного языка на другой на подобных занятиях, занимая незначительное время на уроке, способствует установлению межпредметных связей, без чего невозможно совершенствование учебного процесса в целом. Для учащихся родной язык является орудием мышления, основойдля формирования понятий и представлений об окружающей действительности. В национальной школе он играет особую роль в овладении неродным языком: здесь родной язык используется как эффективное средство, облегчающее преподавание второго языка и способствующее сознательному усвоению его учащимися-дагестанцами через призму родного языка, особенно на начальном этапе обучения. При этом влияние родного языка на усвоение второго языка, по данным науки, является установленной закономерностью. Возможности проведения совпадающих уроков русского и родного языков предусматривают также программы по русскому и родным языкам для начальной дагестанской школы. Учитель должен знать все случаи сходства и расхождения между изучаемым и родным языком учащихся. На этой основе должна строиться методика проведения совпадающих уроков русского и родного языков. Целесообразно применять известные способы использования родного языка при обучении нерусских учащихся, такие как:

1. Учет особенностей родного языка без непосредственного обращения к фактам и примерам родного языка.

2. Непосредственное обращение к фактам родного языка в процессе преподавания русского языка, а именно:

• толкование слов на родном языке учащихся;

• ссылка на соответствующие грамматические термины, формулировки;

• сопоставление изучаемых грамматических фактов и явлений в плане сходства и различия;

• упражнения в переводе с русского на родной язык и наоборот.

Проблема формирования и развития устной и письменной речи учащихся МК школы может решаться на уроках по другим учебным дисциплинам. Это легко осуществимо, так как все предметы ведет один учитель.

Поскольку учитель лишен возможности проведения в классе-комплекте всех уроков русского языка однотемными, необходимо искать другие возможности увеличения времени работы учащихся под непосредственным руководством учителя. Одной из таких возможностей работы в классе-комплекте на уроках русского языка является фронтальная работа, которая проводится одновременно со всеми классами с учетом программного материала каждого класса и межъязыковой интерференции. Такая фронтальная работа проводится на однотемных этапах разнотемных уроков. Однотемными этапами урока могут быть ситуативные речевые упражнения, словарная работа, составление диалогов и связных текстов, работа над произносительными ошибками, различные дидактические игры.

В основе ситуативных упражнений лежит учебно-речевая ситуация, которая предполагает побуждение учащегося к конкретному высказыванию, близкому к тому, которое существует в действительности. Реализация ситуации требует, чтобы учащийся оказался реально в этих условиях или перевоплотился в лицо, действующее в этих обстоятельствах. Создание необходимых обстоятельств решается в творческих самостоятельных работах по специальным ситуативным заданиям, стимулирующим употребление отрабатываемых речевых конструкций.

Решая задачу овладения практической стороной изучаемого языка, нужно прививать учащимся МК национальной начальной школы навыки самостоятельного разговора в жизненно необходимых ситуациях. Именно ситуации должны стать стиму-

Проблема обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе..

лом к самостоятельной речевой деятельности учащихся в процессе обучения, так как речь человека на родном языке ситуативна. Через ситуативные упражнения и учебные игры дети постепенно осознают потребность в овладении русским языком.

Игровая интерпретация урока в условиях класса-комплекта создает возможность для реализации учебно-речевой ситуации, способствует развитию устной речи учащихся в условиях эмоциональной насыщенности, помогает преодолеть психологический барьер нерешительности. Все это делает игру одним из эффективных средств развития устной речи учащихся.

Использование мини-игр в условиях работы с несколькими классами удобно для создания языковой среды на уроке, так как занимает мало времени. Обычно данная работа связывается с темой урока и проводится при однотемном этапе урока, что способствует развитию речевой активности учащихся, приближая обучение к реальным условиям. Игры очень эффективны при отработке правильного произношения и формировании связной русской речи. Особое внимание уделяется преодолению всех видов межъязыковой интерференции. В процессе выработки навыков произношения учащиеся одновременно усваивают и запоминают слова, словосочетания и предложения, так как материальной базой для овладения звуковым строем русского языка является прежде всего лексико-фразеологиче-ский минимум, который определен программой для каждого класса. Лексику для игры с учащимися класса-комплекта учитель подбирает согласно программе и тематике.

Элементы игры оживляют урок, так как на начальном этапе обучения для учащих-

ся игра - занятие более привычное, чем урок. Игру можно проводить в виде соревнования между рядами, классами с целью усвоения слов в одном классе, закрепления и повторения - в другом. Полезно организовывать такие игры, в процессе которых дети окажутся перед необходимостью разговаривать: здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать, отвечать. Сначала игра ведется под руководством учителя, объясняется ход игры. Затем другие игры могут организовываться с помощью старших учащихся во внеурочное время. Наблюдения показывают, что целесообразно включать в каждый урок 1-2 игры, что обусловлено спецификой работы в условиях МК национальной школы, где малое количество учащихся позволяет каждому ребенку принимать активное участие в дидактических играх.

При всех сложностях обучения в МК школе несомненным преимуществом является тот факт, что малое количество учащихся позволяет уделять каждому учащемуся гораздо больше внимания, чем в обычной школе. Учитель должен использовать эту возможность, развивая речь каждого учащегося, давая ему возможность высказаться на изучаемом языке и в случае необходимости внося коррективы в высказывания.

Следовательно, дифференцированное обучение учащихся, индивидуальная форма учебной работы применимы во всех звеньях в процессе обучения в классе-комплекте.

Таким образом, именно в МК школе при всех трудностях и проблемах обучения есть все возможности для осуществления личностно ориентированного подхода, который является ведущим в современной педагогике, и качественного прохождения программного материала.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Прокопович И. В. Об учебниках по русскому языку для учащихся малокомплектной школы // Проблемы школьного учебника. М., 1974. С. 62.

Суворова Г. Ф. Учебники и учебные пособия для малокомплектной школы // Проблемы школьного учебника. М., 1974. С. 55.

Магомедов Г. И., Шурпаева М. И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан. Махачкала, 2003. С. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.