Научная статья на тему 'Проблема навигации воздушных судов в условиях отсутствия соответствующего наземного навигационного обеспечения'

Проблема навигации воздушных судов в условиях отсутствия соответствующего наземного навигационного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
324
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ / NAVIGATION / ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ / HIGH LATITUDE / РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ПОЛЕ / RADIO NAVIGATION FIELD

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Акзигитов Р.А., Акзигитова И.А., Любченко О.И.

Рассматривается проблема обеспечения навигации воздушных судов при доставке грузов и людей в труднодоступные районы, не охваченные единым навигационным полем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Акзигитов Р.А., Акзигитова И.А., Любченко О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF AIR VESSELS NAVIGATION UNDER THE CONDITIONS OF ABSENCE OF CORRESPONDING GROUND NAVIGATION SUPPORT

This article considers the problem of aircraft navigation in the delivery of goods and people in remote areas not covered by a single navigation field.

Текст научной работы на тему «Проблема навигации воздушных судов в условиях отсутствия соответствующего наземного навигационного обеспечения»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 621.396.932.1

ПРОБЛЕМА НАВИГАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НАЗЕМНОГО НАВИГАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Р. А. Акзигитов, И. А. Акзигитова, О. И. Любченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматривается проблема обеспечения навигации воздушных судов при доставке грузов и людей в труднодоступные районы, не охваченные единым навигационным полем.

Ключевые слова: навигация, высокие широты, радионавигационное поле.

THE PROBLEM OF AIR VESSELS NAVIGATION UNDER THE CONDITIONS OF ABSENCE OF CORRESPONDING GROUND NAVIGATION SUPPORT

R. A. Akzigitov, I. A. Akzigitova, O. I. Liubchenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article considers the problem of aircraft navigation in the delivery of goods and people in remote areas not covered by a single navigation field.

Keywords: navigation, high latitude, radio navigation field.

В процессе обеспечения воздушного движения одной из важных задач является непрерывное определение местоположения воздушных судов. Именно оно позволяет контролировать выполнение заданного плана полета и фиксировать отклонения от маршрута.

Большие трудности возникают при выполнении данной задачи в районах, где отсутствуют радиолокационные станции (РЛС), в горных местностях, лесных массивах, в высоких широтах, на малых и предельно малых высотах.

Целесообразно решать данную проблему с использованием спутниковых навигационных систем, спутниковых систем связи и систем автоматического мониторинга транспортных средств.

Гражданская авиация РФ является одной из основных составляющих Единой транспортной системы России и выполняет огромные объемы работ по перевозке людей и грузов в пределах страны и за рубеж. В то же время имеются такие регионы в стране, куда может производить доставку грузов и людей только авиация, где практически отсутствуют железнодорожные и автомобильные коммуникации. К таким регионам относятся регионы за Полярным кругом, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в горах Алтайского края, в тайге Красноярского края и т. д. В эти районы выполняются полеты воздушных судов МЧС, гражданской авиации, авиации общего назначения. Возникают потребности в отправке грузов и людей для геолого-разведывательных и геодезических, для целей топливно-добывающей промышленности (нефтяные и газовые комплексы), для обеспечения действий санитарной, пожарной и других видов авиации.

Отсюда возникает достаточно сложная задача обеспечения своевременной доставки грузов и людей в заданную точку с обеспечением необходимых тре-

бований по безопасности полетов. Задача осложняется тем, что в указанных выше труднодоступных районах практически отсутствует единое радионавигационное поле, что существенно осложняет вопрос проводки ВС по маршруту, вывода его в заданную навигационную точку и обеспечения посадки на необорудованных площадках.

Решение задачи создания единого радионавигационного поля для всей РФ в обозримом будущем не ставится, так как размещение соответствующей радионавигационной аппаратуры на земле и создание необходимой инфраструктуры в труднодоступных и отдаленных районах экономически невозможно из-за огромных материальных и других затрат.

Естественным путем решение указанной задачи является использование спутниковых навигационных систем типа ГЛОНАСС и GPS.

Однако на данный момент система ГЛОНАСС развернута примерно на 30 % своих возможностей (используется в ИСЗ вместо требуемых ГУ), и в ближайшей временной перспективе ожидать ввода ее в полнообъемную эксплуатацию нереально. Система GPS не предусматривает возможности обеспечения навигации ВС над всей территорией России и может это сделать только при совместном использовании с системой ГЛОНАСС.

Таким образом, возникает важная и актуальная научная проблема обеспечения навигации ВС авиации различного назначения в отдаленных и труднодоступных районах России. Обратим внимание, что эта проблема, по существу, распадается на 2 взаимосвязанных проблемы: проблема проводки воздушного судна по маршруту в отсутствие единого радионавигационного поля, вывода ВС в заданную точку, где отсутствуют специальные навигационные реперные

Решетневскуе чтения. 2013

ориентиры, и проблема обеспечения посадки ВС в местах, для этой цели не предназначенных.

Указанную проблему можно попытаться решать с помощью установки дополнительных средств навигации на борту ВС в виде автономных устройств и например, радиометрического оборудования или иного. Однако установка дополнительного оборудования не всегда желательна, а для ряда типов ВС и невозможна.

Поэтому рассматривается вариант решения сформулированной выше проблемы путем использования штатного бортового радиотехнического оборудования в качестве навигационного средства, одновременно решающего задачу навигации ВС по маршруту и обеспечения посадки ВС на необорудованные площадки при сохранении заданного уровня безопасности полетов.

В этой связи возникает важная научно-техническая задача обеспечения навигации ВС при доставке грузов и людей в труднодоступные районы страны в условиях отсутствия единого радионавигационного поля путем использования для этих целей штатного бортового радиотехнического оборудования.

Библиографические ссылки

1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПБ. : Академия ГА, 2004. 145 с.

2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.

3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы радиоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. унта. М. : Радио и связь, 2006. С. 446-450.

References

1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.

2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo transporta / pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Transport, 1999. 298 s.

3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehn. un-ta. M. : Radio i svjaz', 2006. S. 446-450.

© Акзигитов Р. А., Акзигитова И. А., Любченко О. И., 2013

УДК 621.396.932.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ПОСРЕДСТВОМ СТАЦИОНАРНЫХ ПСЕВДОСПУТНИКОВ

И. А. Акзигитова, Е. И. Стапуль

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматривается метод захода на посадку посредством псевдоспутников. Ключевые слова: псевдоспутник, посадка, навигация.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF LANDING BY STATIONARY PSEUDOLITES

I. A. Akzigitova, E. I. Stapul'

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article considers a method of approach by pseudo satellites.

Keywords: pseudolite, landing, navigation.

Современные спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС/GPS позволяют определить координаты потребителя с точностью порядка 10-15 м, что удовлетворяет требованиям по точности навигационных определений воздушных судов при маршрутных полётах и полётах в аэродромных зонах, включая некатегорированный заход на посадку. Вы-

полнение же требований по точности навигационных определений при обеспечении захода на посадку по категориям ИКАО может быть достигнуто с использованием дифференциальных методов спутниковой навигации. Перспективным вариантом является реализация дифференциального режима с использованием псевдоспутника (ПС). Наличие псевдоспутников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.