Научная статья на тему 'Проблема научной рациональности в работах представителей нового времени и постпозитивизма'

Проблема научной рациональности в работах представителей нового времени и постпозитивизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
693
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДЕКАРТ / ДЕДУКЦИЯ / ЭМПИРИЗМ / ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ / ВЕРИФИЦИРУЕМОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / SCIENTIFIC RATIONALITY / DESCARTES / DEDUCTION / EMPIRICISM / FALSIFIABILITY / VERIFIABILITY / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джиган Ольга Викторовна

Рассматривается процесс становления научной рациональности со времен Декарта до постпозитивизма. Проанализированы основные философские концепции, повлиявшие на формирование представлений о научной рациональности в эти периоды развития науки (Б. Спинозы, Н. Мальбранша, К. Поппера и Т. Куна). Основываясь на принципах объективности и рефлексивности, автор показывает, что научная рациональность предполагает задействование творческих способностей человека, придающих ему роль активного создателя реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author deals with scientific rationality formation process, from Descartes period to post-positivism, analyzing the basic philosophic concepts that influenced the scientific rationality concepts formation in these periods of science development (those of B. Spinoza, N. Malebranche, K. Popper and T. Kuhn). Based on the principles of objectivity and reflectivity, the author shows that scientific rationality actively involves constructive abilities of man considering him as active creator of reality.

Текст научной работы на тему «Проблема научной рациональности в работах представителей нового времени и постпозитивизма»

УДК 165

Проблема научной рациональности в работах представителей Нового времени и постпозитивизма

О. В. Джиган

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассматривается процесс становления научной рациональности со времен Декарта до постпозитивизма. Проанализированы основные философские концепции, повлиявшие на формирование представлений о научной рациональности в эти периоды развития науки (Б. Спинозы, Н. Мальбранша, К. Поппера и Т. Куна). Основываясь на принципах объективности и рефлексивности, автор показывает, что научная рациональность предполагает задействование творческих способностей человека, придающих ему роль активного создателя реальности.

Ключевые слова: научная рациональность; Декарт; дедукция; эмпиризм; фальсифици-руемость; верифицируемость; рефлексивность.

Идея рациональности берет свое начало со времен античности, с постановки и обсуждения проблем мировоззрения, касающихся бытия и соизмерения человека в окружающем его мире. Посредством рационального мышления человек встраивается во внешнюю среду. «Под рациональностью понимается исторически изменяющееся философское понятие, характеризующее умственную и практическую деятельность на основе критериев целесообразности, систематичности, соотношения разумности и рассудочности» [1, с. 7].

Научная рациональность трактуется как мысленное конструирование идеальных объектов, признаваемых наукой. Методология, т. е. становление понятий, а также принципов получения, обоснования и проверки знания, формирует научную рациональность. Понятие ее на всех этапах исторического развития изменялось.

Родоначальником европейского рационализма стал Рене Декарт, сформировавший критерии и своего рода программу рациональности. Согласно Декарту, абсолютно неопровержимым

© Джиган О. В.

является суждение: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую») [2, с. 268]. Он констатирует неотделимый от мыслящего, пережитый субъектом процесс мышления. В его философии истина исходного принципа, как отчетливое и ясное знание, гарантирована существованием Бога, Который есть источник мышления, порождающий ясные, истинные идеи человека. Все смутные идеи он признает ложными, поскольку они являются продуктом человеческой деятельности. Таким образом, в суждениях Декарта формируется метафизический круг, согласно которому через самосознание подтверждается существование реальности, включая Бога, но вместе с тем значимость выводов сознания обеспечивается благодаря Богу.

По Декарту, разум — это конечная субстанция, «...вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то другого. и стремящаяся к чему-то лучшему и большему, чем я сам.» [3, с. 369]. Субстанциями он называет только такие сотворенные вещи, что нуждаются для своего существования лишь

Декартовский рационализм и современная наука: материалы научно-практической конференции

в Божественном содействии — иные же, требующие содействия других творений, определяет как качества и атрибуты. Движение в его учении объясняется таким понятием, как вихри. Это позволило отождествить природу с пространственной протяженностью и тем самым представить изучение природы как процесс ее конструирования. Наука в картезианстве является конструктом некоторого гипотетического мира, равносильного любому другому при условии, что он способен объяснять явления, полученные через опыт. Конструктор всего — Бог, осуществляющий свои замыслы также с помощью научного варианта строения мира.

Бенедикт Спиноза продолжил идеи Декарта, развив философские рационалистические представления. В качестве необходимого атрибута он утверждал существование единой субстанции, включающей в себя как телесные, так и душевные субстраты, определяющие протяжение и мышление. Разумное начало признавалось везде: в мире, Боге, человеке, его душе и чувствах, что и сделало действующую картину мира познаваемой при помощи геометрического метода как закономерной философской системы. Тождество Бога, субстанции и природы было впервые обосновано Спинозой при расширении онтологического понимания познания мира. Позднее Г.-В. Лейбниц разделил всеобъемлющую субстанцию на бесконечное множество монад (активных простых субстанций).

Никола Мальбранш посвятил свои исследования осмыслению научной рациональности в контексте создания новой философии, становления математических и естественных наук, обозначив тем самым насущность теоретических, познавательных и методологических проблем. Он развил заимствованное у Декарта разделение способностей: по теоретическому

(чувство, воображение чистый разум) и практическому (наклонности и страсти) основаниям. Данный подход отличается последовательным изложением, строгим методичным исследованием, четкими суждениями о вещах и явлениях, когда «разум знает действительно лишь то, что он видит с очевидностью» [4, с. 266].

Один из основателей философского течения фаллибилизма К. Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости научных систем (фальсифицируемость — способность универсальных высказываний формулироваться в виде утверждений о несуществовании). Научное знание, согласно Попперу, — непрерывный процесс ниспровержения научных теорий и замены их более удовлетворительными. Наука развивается благодаря выдвижению смелых предложений и дальнейшей их критике с помощью контрпримеров. Научная деятельность остается рациональной до тех пор, пока сохраняется фальсифицируемость ее законов и теорий, что возможно лишь при поддержании в науке постоянного критического отношения к выдвигаемым теоретическим гипотезам и готовности отказа от теории в случае ее фальсификации. Концепция Поппера получила название «критический рационализм».

Томас Кун в работе «Структура научных революций» (1962) изложил свою концепцию развития познания путем революционных изменений в науке. Согласно Куну, развитие науки — это процесс поочередной смены периодов «нормальной науки» и «научных революций», происходящих значительно реже. Кун ввел понятие парадигмы, понимая под ней начало всякой науки, «...всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества» [5, с. 228]. С помощью парадигмы становится возможным целенаправленный отбор и интерпретация фактов.

Джиган О. В.

«Нормальная наука» развивается в рамках принятой парадигмы до тех пор, пока та не теряет способность к решению научных проблем. Таким образом, на одном из этапов развития науки наблюдения перестают соответствовать предсказаниям парадигмы, в результате чего возникают аномалии. С накоплением достаточно большого числа аномалий прекращается нормальное течение науки, наступает состояние кризиса, разрешаемое научной революцией с утратой старой и формированием новой парадигмы.

Итак, рассматривая вопрос научной рациональности, необходимо принять во внимание принципы объективности познания и рефлексивности (последний состоит в постоянной готовности к сознательному критическому контролю предпосылок познавательной деятельности субъекта познания). Объективность и познание предмета — идеал научной рациональности, специфика которой заключается в способности развивать критико-рефлексивные механизмы. Из рассмотренных концепций

следует, что научная рациональность предполагает активное включение конструктивных способностей человека, разработку и оценку разных альтернативных программ в сложившейся ситуации и рассмотрение человека как активного участника формирования реальности.

Литература

1. Даниелян Н. В. Научная рациональность и конструктивизм. М.: МИЭТ, 2014. 100 с.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 250-296.

3. Декарт Р. Избранные произведения: Пер. с фр. и лат. М.: Госполитиздат, 1950. 715 с.

4. Мальбранш Н. Разыскания истины / Пер. с фр. Е. Б. Смелова. СПб.: Наука, 1999. 650 с.: портр. (Слово о сущем).

5. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ.: И. З. Налетов; общ. ред. и послесл. С. Р. Ми-кулинского, Л. А. Марковой. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. 300 с. (Логика и методология науки).

Джиган Ольга Викторовна — аспирантка кафедры философии и социологии (ФиС) МИЭТ. E-mail: olga-djigan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.