Научная статья на тему 'Проблема личности в трудах Теодюля Рибо и Пьера Жане'

Проблема личности в трудах Теодюля Рибо и Пьера Жане Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1133
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / BNORMAL PSYCHOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лялина Я.И.

В статье определен вклад представителей Французской психологии конца XIX начала XX века Теодюля Рибо и Пьера Жане в разработку проблемы личностной сферы психики. Автором рассмотрены две теории: физиологическая (Т. Рибо), рассматривающая личность как продукт деятельности нервной системы, и теория поведения (П. Жане), в которой эволюция личностной сферы определялась через иерархию форм поведения от элементарных рефлексов до высших интеллектуальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEW ON PERSONALITY IN THE WRITINGS BY THEODULE RIBOT AND PIERRE JANET

The article highlights the contribution made by Theodule Ribot and Pierre Janet, who are representatives of French psychology (end of XIX beginning of XX), into personality sphere of psychology research. The author addresses two theories: physiological one, which considers the personality as a nervous function product (by Ribot), and behavior theory (by Pierre Janet), which regards personality sphere evolution through the hierarchy of behavior standards from the primitive reflexes to the highest intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Проблема личности в трудах Теодюля Рибо и Пьера Жане»

УДК 159.923.2:616.89(091)

Я. И. Лялина

аспирант, кафедра социальной и организационной психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина» (Мининский университет)

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ТЕОДЮЛЯ РИБО И ПЬЕРА ЖАНЕ

Аннотация. В статье определен вклад представителей Французской психологии конца XIX - начала XX века Теодюля Рибо и Пьера Жане в разработку проблемы личностной сферы психики. Автором рассмотрены две теории: физиологическая (Т. Рибо), рассматривающая личность как продукт деятельности нервной системы, и теория поведения (П. Жане), в которой эволюция личностной сферы определялась через иерархию форм поведения от элементарных рефлексов до высших интеллектуальных действий.

Ключевые слова: патологическая психология, личность, индивид, индивидуальность, сознание, бессознательное.

Ya.I. Lyalina, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)

VIEW ON PERSONALITY IN THE WRITINGS BY THEODULE RIBOT AND PIERRE JANET

Abstract. The article highlights the contribution made by Theodule Ribot and Pierre Janet, who are representatives of French psychology (end of XIX - beginning of XX), into personality sphere of psychology research. The author addresses two theories: physiological one, which considers the personality as a nervous function product (by Ribot), and behavior theory (by Pierre Janet), which regards personality sphere evolution through the hierarchy of behavior standards from the primitive reflexes to the highest intellectual activity.

Keywords: abnormal psychology, personality, individual, individuality, consciousness, unconscious.

Период конца XIX - начала XX века ознаменовался возросшим интересом различных психологических школ к проблеме сущности человеческой личности, механизму ее происхождения, структуры и развития. До этого времени личность изучалась в рамках философско-литературного подхода периода романтизма, рассматривающего вопросы социальной и нравственной природы человеческих поступков и поведения. В работах литераторов (Альфред де Виньи, У.К. Брайант, И. Вашингтон, Н. Готорн, В.М. Гюго, Д.Ф. Купер, А. Ламартин, Д. Леопарди, Г.У. Лонгфелло, А.Ф. Мандзони, П. Мериме, Э.А. По, Ж. Санд, Ж.Л. Сталь, Н.У. Фосколо, Ф.Р. Шатобриан, и др.) и философов (Г.В. Гегель, И.Г. Гердер, Ф.В. Шеллинг, А.В. Шлегель, Ф. Шлегель, Ф.Д. Шлейермахер, Ф.Г. Якоби, и др.) понятие «личность» трактовалось в широком смысле и включало в себя все то, что существует в человеке и что он называет своим.

К концу XIX века в результате становления психологии как самостоятельной науки и началом развития ее разнообразных отраслей проблема личности стала рассматриваться в рамках клинического подхода, где особое внимание уделялось изучению патологических состояний, вызванных изменениями в структуре нервной системы человека, для выявления «нормального» состояния психики. Такая отрасль получила название «патологическая (опытная) психология».

Основоположниками патологической психологии на рубеже веков стали Французские психологи, невропатологи и психиатры (Т.А. Рибо, П. Жане, А. Бине, Ж.-М. Шарко, А.О. Льебо, К. Анри и др.). Они стремились привлечь психологию к решению клинических вопросов, а также сделать ее самостоятельной естественной и экспериментальной наукой, не зависящей от философии и ее субъективных умозрений [1, 4, 5].

Среди наиболее ярких представителей патологической психологии, применивших клинический подход к проблеме личности во Франции можно назвать основоположника экспериментальной психологии Т.А. Рибо (Theodule Armand Ribot, 1839-1916) и его последователя Пьера Жане (Pierre-Marie-Felix Janet, 1859-1947). Французские психологи Т. Рибо и П. Жане при обсуждении проблемы сущности, возникновения и структуры личности

использовали естественные методы исследования (наблюдение, сравнение нормы и патологии).

Исследование личностной сферы психики человека было начато Т. Рибо. Его идеи базировались на физиологической теории и теории эволюции Г. Спенера и Ч. Дарвина. В концепции Рибо базой личности являлось сознание, природа которого заключалась в деятельности физиологических механизмов (нервных центров) [3]. Сознание возникло в процессе эволюции как новый фактор, тем самым полностью изменило психическое устройство человека. Исходя из этого, Рибо обозначил ряд его важных особенностей: сознание индивидуально для каждого человека, имеет временные границы, является основой памяти и главным условием развития личности в эволюции живого.

Состояние сознания связано с мозговой деятельностью, «имеет свои условия существования и в силу обстоятельств или появляется или исчезает» [3, с. 7]. С данной позиции Рибо подошел к обсуждению важной проблемы соотношения сознательного и бессознательного в личности человека. Главное свойство процесса сознания - его «перемежаемость», т.е. прерываемость или, как писал французский психолог: «Нельзя всегда думать» [3, с. 10]. Поскольку нервная деятельность по своей природе шире психической, то и сознание является «случаем сложным, предполагающим особе состояние нервной системы» [3, с. 8]. Анализируя бессознательные проявления психической жизни, Рибо полагал, что их причиной служит «не сопровождающийся сознанием нервный процесс в мозговой ткани» [3, с. 14]. Пример подобного состояния можно наблюдать в процессе внезапного пробуждения во время сна, при котором человек спокойно отвечает на поставленные вопросы, а затем, вновь засыпая и просыпаясь, не помнит того, что происходило.

Т. Рибо одним из первых раскрыл сущность одной из ключевых проблем психологии: соотношения понятий личности, индивида и индивидуальности [3]. По мнению французского психолога, индивидуум «это то, что не делится» [3, с. 115]. Подобное утверждение относится к низшим и неделимым одноклеточным организмам, в которых имеются зачатки «элементарных форм сознания» [3, с. 115]. В результате процесса эволюции путем слияния этих разрозненных элементарных форм происходит их постепенная колонизация, совместное существование, что приводит к образованию общества и разделению труда. На этой основе формируется «высшая психическая индивидуальность» [3, с. 5] - личность. Таким образом, личность возникает на базе социума и не может существовать отдельно от него. Из сказанного можно наблюдать, что в концепции Рибо понятие личности и индивидуальности тождественны.

Физиологическая теория личности Т. Рибо точка долгое время господствовала во Французской психологии. Впоследствии концепцию личности Рибо сменила теория поведения П. Жане, который рассматривал развитие личности через иерархию форм поведения от элементарных рефлексов до высших интеллектуальных действий. Стоит отметить, что проблема личностной сферы занимала одно из центральных мест в творчестве П. Жане. Раскрытию этой сложной темы он посвятил множество статей, а также несколько курсов лекций, прочитанных в Коллеж де Франс (College de France), по материалам которых в 1929 году была издана книга, сравнительно недавно переведенная исследователем творчества Жане Н.Ю. Федуниной на русский язык [2].

В своих работах Жане критически относился к рассмотрению проблемы личности с позиции физиологической и эволюционной теорий. По его мнению, данные подходы объясняют личность как нечто заданное заранее, как отражение души или тела, сводя все к «более древним биологическим феноменам» [2, с. 38]. Однако, ни теория эволюции, ни физиология не способна раскрыть подлинной сущности человеческой личности. «Рибо, - рассуждал Жане, -позиционировал себя как революционер и полагал, что объясняет личность совершенно по-иному, противоположному тому, как это делала метафизика прошлого... Боюсь, что объяснение

личности через тело может оказаться гораздо более схожим с прежним метафизическим объяснением, чем сначала кажется, поскольку представляет собой тот же метод объяснения через отражение» [2, с. 31]. Разгадка личности, по мнению Жане «таится в будущем, а не в прошлом» [2, с. 38]. Личность не дана заранее, в связи с этим следует изучать реального человека, развитие его поведения.

В концепции Жане одним из центральных понятий при определении личности являлась целостность. Французский психолог определял личность как работу, «совокупность операций, больших или малых действий, которые служат индивиду для создания, поддержания и усовершенствования своей целостности и отличия от остального мира» [2, с. 16]. В формировании целостности личности Жане выделил несколько этапов. Первый этап характеризовался развитием телесной целостности и являлся «зародышем личности», ее отправной точкой развития. Он представлен кинестетическим чувством регуляции равновесия, движений, позы, которое образуется путем координации элементарных рефлекторных актов. Над этим этапом надстраивает второй, также имеющий отношение к телесной личности, но более сложный. Он связан с развитием вторичных действий, которые Жане связывал со всей совокупностью чувств, определяя их как «вторичные действия». Усилие, утомление, чувство тревоги и удовлетворения являются регуляторами действий, способствующими становлению личностной сферы. Н.Ю. Федунина отмечала, что «в системе П. Жане чувства представляют собой новообразование социально-персональной стадии поведения ... и развиваются во многом благодаря изменению самой структуры поведенческого акта» [6, с. 116]. Базовые чувства в соединении с социальными условиями существования дают начало высшим социальным эмоциям (ненависти, любви, уважения, жалости и др.). Появление чувств дает начало внутренней жизни, которая является базой личности.

При формировании внутренней жизни П. Жане важно место отдавал процессу сознания. В отличие от Т. Рибо, который видел основу личности в актах сознания, представленных деятельностью физиологических механизмов, Жане определял сознание как «специальную способность», «то, что мы добавляем, чтобы упорядочить наши действия, перестроить весь организм, побеспокоенным действием, вызванным из вне» [2, с. 113]. Сознание как один из элементов, вовлеченный в развитие личности, появляется наравне с чувствами, и «добавляется к определенным психологическим формам поведения достаточно поздно и с большими или меньшими трудностями» [2, с. 114]. Все операции, характеризующие процесс сознания, французский психолог называл «актами осознавания», направленными на усовершенствование поведения, при котором индивид начинает осознавать свои собственные движения, поступки и мысли. П. Жане также анализировал и проблему бессознательного. По его мнению, сознание может исчезать и теряться, но связано это не с деятельностью нервной системы, как полагал Рибо, а с упразднением, снижением и редуцированием сознания при сохранении «некоторых элементарных операций при исчезновении высших действий» [2, с. 112]. Работой всех перечисленных механизмов достигается телесная (первичная) целостность личности, они являются основой формирования внутренней психической жизни.

По мнению Жане, наравне с телесной личностью существует и социальная, поскольку личность как категория «создана людьми, но людьми, объединенными в общество, чтобы им отличаться друг от друга и построить определенную иерархию. Именно общество изобрело и создало личность» [2, с. 130]. Формирование социальной целостности начинается с взаимодействие с Другим, в результате которого происходит построение образа «Я» и образа другого человека. С этой позиции Жане рассматривал и понятие «индивида». Индивид, по его мнению, «это творение прежде всего социальное. Мы изобретены благодаря обществу, которое нас создало и столь же успешно может нас разрушить» [2, с. 189]. Такая трактовка понятия разнится с точкой зрения Т. Рибо. Однако, и Жане, и Рибо были солидарны в описании функции

«не-деления» индивида. «Человек не может распустить собрание в самом себе, разделять себя, стать президентом, секретарем и т.д. Он - один единственный индивид», - рассуждал Жане [2, с. 191]. Но личность - это не только ощущение себя индивидом, телесная целостность, но и то, что отличает одного человека от другого, его уникальность, индивидуальность. Жане полагал, что индивидуальность представляет идеал личности, «как ни с кем не сравнимой, совершенно уникальной» [2, с. 383]. Во время процесса индивидуализации человек осознает и подготавливает возможные действия, которые Жане связывал с идеей возможности. На основе этой идеи появляется персонаж, наделенный какими-либо качествами, оценку которых осуществляет группа, определяя место человека в социальном пространстве. Все вышеизложенные процессы полностью изменяют и преобразуют личность, что приводит к появлению собственного «Я» и рефлексии.

Как представители патологического направления психологической науки с позиции изложенных теорий Т. Рибо и П. Жане коснулись рассмотрения вопроса болезненных личностных состояний. По мнению Рибо, в основе патологий личности лежит «органическое сознание» или «чувство собственного тела», которое не ощущается при благоприятном физическом состоянии, а приобретает интенсивность и выраженность при патологических расстройствах. Все отклонения в личностной сфере Рибо подразделял на органические (аберрация и раздвоение физической личности), аффективные (ипохондрия, липемания, меланхолия, круговое помешательство, случаи ложной личности) и интеллектуальные (парастези, дизестезии, мозгово-сердечная невропатия, галлюцинации, алиенации). В отличие от Рибо, Пьер Жане рассматривал личностные расстройства как при разрушении органической целостности (кататония, каталепсия, чувство пустоты), так и при социальной (раздвоение личности, расстройство персонажа).

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что проблема личности на рубеже Х1Х-ХХ века была одной из актуальных в рамках Французской психологии. Начало изучения личности с позиции клинического подхода было начато Т. Рибо. Его физиологическая теория рассматривала личность как органическое образование, базирующееся на деятельности нервной системы, возникшее в ходе эволюции человека. С этой точки зрения Рибо занимался обсуждением проблем сознательного, бессознательного и патологических расстройств. Теория поведения П. Жане представляла новый этап в обсуждении проблем личностной сферы психики. Его подход определял личность как деятельность, направленную на развитие и сохранение своей целостности. Данная работа может происходить на различных этапах и использовать разные механизмы. Личность в теории П. Жане являлась не продуктом нервной системы, а совокупностью различных поведенческих актов.

Несмотря на явные различия теорий Рибо и Жане, все же в одном их взгляды были схожи: они определяли личность как чисто социальное образование. Стоит отметить, что трактовка понятия личности как субъекта общественных отношений встречается в трудах многих отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова, В.А. Ганзен, И.С. Кон, А.В. Петровский, Ю.В. Щербатых, М.В. Гамезо), что полностью подтверждает актуальность и значимость точки зрения Рибо и Жане, высказанной более ста лет назад.

Идеи представителей патологического направления во Французской психологии имеют актуальное значения для современной науки, все же они остаются забытыми, хотя на рубеже веков Рибо и Жане были значительными фигурами в психологии. В связи с этим данная работа может быть полезна в качестве исторического экскурса в изучении важной, многоаспектной и спорной проблемы сущности личностной сферы психики человека.

Список литературы:

1. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека [Текст] / пер. с фр. А. Вольцгефер. - М.: Начало, 1913. - 456 с.

2. Жане П. Психологическая эволюция личности [Текст] / пер. с фр. Н.Ю. Федуниной. -М.: Акад. проект, 2010. - 399 с.

3. Рибо Т.А. Болезни личности [Текст] / пер. с фр. под ред. и с прим. П. Викторова. - М.: изд. тип. А.А. Карцева, 1887. - 182 с.

4. Рибо Т. Современная английская психология (опытная школа) [Текст] / пер. со 2-го, доп. изд. ред. пер. и критич. этюд П.Д. Бобрышкина. - М.: изд. К.Т. Солдатенкова, 1881. - 345 с.

5. Рибо Т. Современная германская психология (опытная школа) [Текст]. - СПб.: Паровая скоропечатная А. Пороховщикова, 1895. - 274 с.

6. Федунина Ф.Ю. Проблема личности в трудах Пьера Жане [Текст] // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 116-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.