Научная статья на тему 'Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса'

Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / КОММУНИКАТИВНЫЙ РАЗУМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗУМ / МОРАЛЬ / SOCIALIZATION / COMMUNICATIVE ACTION / LIFE WORLD / COMMUNICATIVE MIND / INSTRUMENTAL MIND / MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белов Владимир Николаевич

В статье приводится анализ концепта коммуникативного действия Ю. Хабермаса сквозь призму проблемы социализации. Выясняется, что понятие социализации немецкий философ рассматривает тесно связанной с двумя другими понятиями, а именно, жизненного мира и коммуникативного действия. Объединяющим понятием, согласно Хабермасу, выступает понятие коммуникативного разума, который, опираясь на мораль, играет ведущую роль в процессах социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of constructive and destructive socialization in the communicative communicative approach of Jur gen Habermas

In this article the author analyses concept of the Habermas' communicative action beyond measure of the socializations' problem. Become clear, that conception of the socialization is considered by the German philosopher as connected with conceptions of the "life world" and communicative action. For Habermas unite conception is the conception of the communicative mind, which based upon the morality plays a leading part in the process of the socialization.

Текст научной работы на тему «Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 101.1

ПРОБЛЕМА КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПОДХОДЕ Ю. ХАБЕРМАСА

© В. Н. БЕЛОВ

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, кафедра философии культуры и культурологии e-mail: belovvn@rambler.ru

Белов В. Н. - Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 15-17. - В статье приводится анализ концепта коммуникативного действия Ю. Хабермаса сквозь призму проблемы социализации. Выясняется, что понятие социализации немецкий философ рассматривает тесно связанной с двумя другими понятиями, а именно, жизненного мира и коммуникативного действия. Объединяющим понятием, согласно Хабермасу, выступает понятие коммуникативного разума, который, опираясь на мораль, играет ведущую роль в процессах социализации.

Ключевые слова: социализация, коммуникативное действие, жизненный мир, коммуникативный разум, инструментальный разум, мораль.

Belov V. N. - The problem of constructive and destructive socialization in the communicative approach of Jurgen Habermas // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 15-17. - In this article the author analyses concept of the Habermas’ communicative action beyond measure of the socializations’ problem. Become clear, that conception of the socialization is considered by the German philosopher as connected with conceptions of the “life world” and communicative action. For Habermas unite conception is the conception of the communicative mind, which based upon the morality plays a leading part in the process of the socialization.

Keywords: Socialization, communicative action, life world, communicative mind, instrumental mind, morality.

Наиболее философски значимым в отношении социальных процессов концептов в западной науке, которые возникли во второй половине ХХ века и продолжают оставаться наиболее философски значимыми в начале XXI века, без сомнения, является концепт коммуникативного действия Юргена Хабермаса.

Прежде чем перейти к представлению собственных взглядов немецкого мыслителя следует указать на одну, на наш взгляд, немаловажную деталь: формирование мировоззрения Хабермаса происходило в весьма специфическое время: войны, господства нацизма, поражения и разделения страны. Если характеризовать тогдашнее идеологическое состояние, то это поиск идеологии, способной преодолеть пораженческие настроения и предложить цели и идеалы, объединяющие и вдохновляющие всю немецкую нацию. То есть можно представить этот клубок разнонаправленных тенденций в социально-психологической области послевоенной Германии: с одной стороны, чувство вины за развязывание войны, с другой - социалистические идеалы Восточной Германии. Вопрос о том, какие традиции следует продолжать, обостряется в такие периоды до крайности: а есть ли вообще то, что следует называть традицией, на каких основаниях может про-

исходить поддержание традиции после Освенцима. Немецкий мыслитель не просто утвердительно отвечает на вопрос о наличии традиции, но и стремится доказать данную единственность в возможности такого ответа.

В подходе Хабермаса преодолевается крайности предыдущих дихотомий в представлении социализации, а именно психоаналитической или субъект-объектной и интеракционистской или субъект-субъ-ектной. Крайности первой психоаналитической модели социализации снимаются коммуникативным разумом, крайности второй интеракционистской модели -жизненным миром.

Подход Хабермаса позволяет вести речь о процессах конструктивной и деструктивной социализации на основе априорной моральности норм человеческого совместного существования, на базе чего только и возможна коммуникация и интеракция как поиск взаимопонимания.

Само понятие социализации в концепции немецкого философа тесно связано с основополагающи -ми понятиями: жизненного мира и коммуникативного действия. Место, которое отводит Хабермас социализации и ее взаимосвязь с жизненным миром и комму-

23 2011

никативными действиями лучше всего демонстрирует отрывок из лекции «Нормативное содержание модерна». В ней он замечает в частности, что «символическое воспроизводство жизненного мира (выделения мои - В.Б.) имеет циклический характер. Появление же структур жизненного мира в основе своей «становится возможным» через соответствующие процессы воспроизводства, а те начинаются лишь благодаря вкладам, вносимым коммуникативными действиями. Воспроизводство культурных ценностей гарантирует в ( масштабахсемантики ) взаимосвязьновыхситуаций с тем или иным конкретным состоянием мира, которая обеспечивает как преемственность традиций, так и конкретность знаний в масштабах, удовлетворяющих потребность повседневной практики в процессе взаимопонимания. Социальная интеграция также гарантирует эту взаимосвязь (в масштабах социального про-странства);онасоздаетпредпосылкискоординирован-ных действий через легитимно регулируемые межличностные отношения и обеспечивает идентичность общественных групп. Наконец, ту же самую взаимосвязь обеспечивает еще и социализация членов этих групп; она гарантирует обретение подрастающим поколением генерализирующей способности к соответствующим действиям и создает предпосылки для согласования индивидуальных биографий и коллективных жизненных форм» [1].

В ходе этих трех процессов, а именно воспроизводства культурных ценностей, социальной интеграции и социализации, согласно Хабермасу, «обновляются нацеленные на консенсус схемы трактовок (т. е. «применимых на практике знаний»), легитимно упорядоченные межличностные отношения (т. е. «солидарность»), равно как и способности к интеракциям (т. е. «персональная идентичность»)» [1].

Так что же такое коммуникативное действие, жизненный мир и как с ними связан процесс социализации? Прежде всего, Хабермас противополагает коммуникативное и инструментальное действие и объясняетхарактеркоммуникативногодействиячерез коммуникативный разум и коммуникативную практику повседневности. Сама теория коммуникативного действия представляет из себя, согласно Хабермасу, циклический процесс, в котором постоянно взаимодействуют жизненный мир и коммуникативная практика повседневности.

Коммуникативный разум, включенный в ком-муникативнуюпрактикуповседневности,обладаетря-дом особенностей. Его главной антиномией выступает субъектцентрированный разум. По мнению Хабермаса, не существует никакого чистого разума, который затем уже задействуется в каких-то своих проявлениях. Разум изначально существует в коммуникативной практике и структурах жизненного мира.

Коммуникативная практика сочетает в себе дискурс, саморефлексию и практику. Хабермас в целом против выделения каких-то чистых однозначных структур, он переносит центр тяжести на взаимоотношения, взаимопроникновение друг в друга различных структурных компонентов своей концепции и поэтому

данные в одном месте характеристики одного из элементов структуры, в другом месте становятся характеристиками его взаимодействия с другими элементами структуры. Поэтому и выделение характеристик социализации в отличие от других элементов структуры коммуникативного действия необходимо принимать условно, она тесно связана с динамикой всей целокуп-ной структуры.

Если очень общо и схематично представлять концепцию Хабермаса, то она также как и другие социальные концепции ищет решения дилеммы «общество - личность», но стремится уйти от абсолютизации одной из составляющих этой дилеммы. В частности, в отношении личности коммуникативный разум преодолевает увлеченность инструментального разума усилиями внешнего порядка и герменевтического - усилиями порядка внутреннего тем, что процесс самоидентификации увязывает с существующими в обществе нормами, как и последние обретают свою возобновляемость через стремления каждой личности к изменению себя и совершенствованию. Коммуникативное действие является действием, в котором сплавлены разум и мораль.

Таким образом, в рамках нашей основной темы следует говорить о проблеме социализации в широком смысле, когда можно полагать весь концепт коммуникативного действия так или иначе связанным как с задачей приобретения индивидом качеств совместного бытия, так и задачей идентификации. В узком смысле процесс социализации ограничен лишь задачей формирования личности, обретением ей своей идентичности.

Результатом коммуникативного действия должно стать достижение взаимопонимания, консенсуса как минимум двух мнений. Собственно социализация в широком смысле, согласно Хабермасу, будет означать овладение личностью способностью поступать с учетом данного обстоятельства, что в свою очередь, диктует необходимость наличия у нее достаточного дляадекватноговедениякоммуникативныхпроцессов жизненного опыта и желания благоприятного результата. Таким образом, социализация в широком смысле не ограничивается только личностью, но включает в себя и структуры интерсубъективного пространства.

Достоинство и собственно сложность концептуальных построений немецкого мыслителя состоит в их принципиальной незавершенности. Результатом социализации личности должна стать социальность, то есть область наличия взаимопонимания и солидарности. Но и сама социальность, как результат, не есть нечто статичное и данное, достижимое раз и навсегда. Напротив, расположенная в трех измерениях: историческом, межличностном и личностном, она постоянно вынуждена соотноситься с изменениями в каждом из них. Социализация, как и социальность, в данном контексте воспринимаются как бесконечный процесс, полюсами непрерывного сближения которого являются коммуникативное действие и жизненный мир.

Жизненный мир, в отличие от коммуникативного действия, согласно Хабермасу, есть источник ре-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

сурсов, холистического знания и характеризуется потенциальностью и консерватизмом. Но и жизненный мир, и коммуникативное действие обладают как индивидуальным, так и социальным измерением. В случае жизненного мира Хабермас говорит о множественности жизненных миров, в случае коммуникативного действия - о способности индивида таковое производить. Он особо подчеркивает абсолютность различия двух основных компонентов своей концепции: коммуникативного действия и жизненного мира, при всем их стремлении к единству.

Дуализм и релятивизм своих концептуальных построенийХабермасстремитсяпреодолеть припомо-щи взаимосвязи разума и морали. Основой единства коммуникативного действия и жизненного мира является коммуникативный разум, который, противостоя инструментальному разуму в своих характеристиках,

включает и его. Прочной основой коммуникативного разума является мораль. То есть кантовское деление чистого разума на теоретический и практический, снимается у Хабермаса в коммуникативном разуме, что в нашем контексте дает возможность говорить о конструктивной, то есть направленной на достижение коммуникации и социальности как таковой, и деструктивной социализации.

Благодарности: работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы (ГК № 02.740.11.0592).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. М.: Весь мир, 2008. С. 354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.